Витторио Григоло : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Витторио Григоло

    28 октября 2023

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Верди
    Увертюра к опере «Сила судьбы»
    Песенка Герцога из оперы «Риголетто»
    Ария Леди Макбет из II действия оперы «Макбет»
    Доницетти
    Романс Неморино из оперы «Любовный напиток»
    Увертюра к опере «Дон Паскуале»
    Пуччини
    Ария Рудольфа, Ария Мими и Дуэт Рудольфа и Мими из I действия оперы «Богема»
    Интермеццо из III действия оперы «Манон Леско»
    Ария Каварадосси из I действия оперы «Тоска»
    Ария Тоски из II действия оперы «Тоска»
    Сцена Тоски и Каварадосси из I действия оперы «Тоска»
    Понкьелли
    Танец часов из III действия оперы «Джоконда»
    Пуччини
    Ария Каварадосси из III действия оперы «Тоска»
    Понкьелли
    Ария Джоконды из IV действия оперы «Джоконда»
    Леонкавалло
    Ариозо Канио из оперы «Паяцы»

    12+

    Всемирно известного итальянского тенора Витторио Григоло на родине называют преемником великого Лучано Паваротти. Единственный концерт певца в Москве станет редким подарком поклонникам бельканто.

    28 октября в Зале Чайковского пройдет вечер итальянской оперы, главным героем которого станет знаменитый тенор Витторио Григоло. Карьера 46-летнего артиста находится на пике: он выступает в самых престижных театрах мира, включая миланский Ла Скала, нью-йоркскую Метрополитен-оперу и Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне. В его репертуаре – все основные теноровые партии: Герцог («Риголетто»), Рудольф («Богема»), Неморино («Любовный напиток»), Канио («Паяцы»), Каварадосси («Тоска») и другие. Запись мюзикла «Вестсайдская история» Бернстайна с Григоло в роли Тони в 2008 году номинировалась на премию «Грэмми», а поклонники стиля кроссовер знают его как экс-участника популярного вокального квартета Il Divo. В Москве певец исполнит любимые арии из итальянских опер и дуэты со своей соотечественницей, певицей Анастасией Бартоли (сопрано). Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии дирижирует маэстро Марко Боэми – один из самых авторитетных театральных дирижеров Италии, выступавший с такими колоссами оперной сцены, как Лучано Паваротти, Паата Бурчуладзе, Джузеппе Саббатини, Катя Ричарелли, Даниэла Десси.

    Витторио Григоло

    Витторио Григоло родился в Ареццо, вырос в Риме, музыкой начал заниматься в раннем возрасте. В детские годы был солистом хора Сикстинской капеллы, на театральной сцене дебютировал в партии Пастуха в опере «Тоска» Пуччини с Лучано Паваротти в роли Каварадосси. В возрасте 23 лет он впервые выступил в миланском театре Ла Скала – в рамках концерта под управлением Риккардо Мути. Далее он несколько лет гастролировал по всему миру, выступая с такими выдающимися дирижерами, как Риккардо Шайи, Лорин Маазель, Зубин Мета, Чон Мён Хун, Густаво Дудамель и Антонио Паппано.

    Витторио Григоло пел на сцене Арена ди Верона, в Баварской государственной опере, на оперном фестивале «Хорегии Оранжа», в Немецкой опере Берлина, Большом театре Лисео в Барселоне, нью-йоркской Метрополитен-опере, парижской Опера Гарнье, Цюрихской опере, Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне и Венской государственной опере, исполняя ведущие партии итальянского и французского репертуара. Участвовал в постановках опер «Кармен» Бизе, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Гуно, «Дон Карлос», «Трубадур», «Травиата» и «Риголетто» Верди, «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Манон» Массне.

    Самыми яркими событиями сезона 2022/23 стали выступления певца в театре Сан-Карло и Венской государственной опере («Богема»), в Большом театре Лисео («Тоска» и «Трубадур»), а также возвращение на сцену Ла Скала для участия в новой постановке «Сказок Гофмана»; сольные концерты в Милане и Праге, гала-концерты в Токио и Буэнос-Айресе. Кроме того, в минувшем сезоне он исполнил партии Альфреда в «Травиате» и Каварадосси в «Тоске» на 100 оперном фестивале Арена ди Верона, а также принял участие в концерте, посвященном Фрэнку Синатре, на фестивале в Равелло.

    В числе ангажементов сезона 2023/24 – «Тоска» в постановке Римской оперы на сцене токийского театра «Бунка Кайкан», в Венской государственной опере и Немецкой опере Берлина. Кроме того, певец исполнит партию Канио («Паяцы» Леонкавалло) в Государственной опере Гамбурга и партию Манрико («Трубадур» Верди) в Баварской государственной опере в Мюнхене.

    Дискография Витторио Григоло насчитывает множество успешных записей, в числе которых платиновый дебютный альбом, номинированная на «Грэмми» запись «Вестсайдской истории» Бернстайна и четыре альбома для лейбла Sony Classical. 

    Среди наград артиста – премия Echo Klassik для молодых артистов (2011), Премия Карузо и премия «золотой Тиберини» (2015), приз Атлантического совета за выдающиеся достижения в искусстве (2016) и награда Национального итальянско-американского фонда за особые достижения (2017). В 2018 году он был удостоен премии Opera News Award за выдающийся вклад в оперное искусство.

    Анастасия Бартоли

    Анастасия Бартоли в 2016 году окончила Веронскую консерваторию, в том же году состоялся ее сценический дебют – в партии Розины («Севильский цирюльник» Россини) в веронском Театре Ристори. В 2017 году по приглашению маэстро Карло Рицци она выступила в Концертном зале Фонда Гюльбенкяна в Лиссабоне, где исполнила фрагменты из оперы «Сельская честь» Масканьи (партия Сантуццы). Затем дебютировала в этой же опере (партия Лолы) на фестивале в Кастель-Аркуато и в опере Моцарта «Так поступают все женщины» (Фьордилиджи) в Муниципальном театре в Лиме.

    В 2018 году исполнила партию Розины в веронском Театре Фондери и завоевала I премию на вокальном конкурсе «Вердиевские голоса» в Буссето, а также приняла участие в концерте тенора Юсифа Эйвазова. Затем последовали выступления певицы в оперетте «Да» Масканьи в Театре Гольдони в Ливорно, в концертной программе с оркестром «Виртуозы Венеции» в Падуе и в рождественском гала-концерте в Опере Крайовы (Румыния) с певцами Фабио Армильято и Альберто Газале.

    В 2019 году состоялись дебюты Анастасии в Театре Беллини в Катании (Ольга в опере «Федора» Джордано) и Королевском театре Пармы (гала-концерт из произведений Верди). Также она впервые исполнила партию Донны Эльвиры в опере Моцарта «Дон Жуан» на сцене Театра Верди в Падуе (дирижер – Жорди Бернасер). 

    Среди других заметных событий последнего времени – дебют в партии Леди Макбет («Макбет» Верди, дирижер – Риккардо Мути) на Токийском весеннем фестивале и в Марсельской опере, выступление в оперетте «Веселая вдова» Легара в Падуе и исполнение Stabat Mater Россини в Триесте и Турине с Национальным симфоническим оркестром Итальянского радио RAI под управлением Микеле Спотти.

    Певица участвовала в постановках вердиевских опер «Набукко» (Абигайль) в Театре Петруццелли в Бари, «Симон Бокканегра» (Мария) в Театре Массимо в Палермо (в главной партии – Пласидо Доминго), «Эрнани» (Эльвира) в Римской опере и венецианском театре Ла Фениче, а также оперы «Паяцы» Леонкавалло (Недда) в Лирической опере Кальяри. Выступила на Россиниевском фестивале в Пезаро (премьера редко исполняемой оперы «Эдуардо и Кристина») и на фестивале «Флорентийский музыкальный май» («Дон Жуан» Моцарта).

    Сезон 2023/24 начался с выступления Анастасии Бартоли на фестивале имени Джордже Энеску в Бухаресте в опере «Отелло» Верди (дирижер – Зубин Мета). В числе предстоящих ангажементов – «Двое Фоскари» Верди в венецианском театре Ла Фениче, «Богема» Пуччини в Театре Карло Фениче в Генуе, «Тоска» Пуччини (заглавная партия) в Королевском театре Пармы.

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.

    Марко Боэми

    Итальянский дирижер и пианист Марко Боэми получил музыкальное образование в Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, а также окончил юридический факультет римского университета La Sapienza.

    Дирижерский дебют Боэми состоялся в 1990 году на фестивале в Роверето, где он выступил с оркестром «Виртуозы Санта-Чечилия», вскоре он дебютировал и в оперном жанре – представил «Травиату» и «Риголетто» Верди на фестивале «Сферистерио» в Мачерате.

    Марко Боэми сотрудничал со многими выдающимися певцами, среди которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Ренато Брузон, Катя Ричарелли, Елена Образцова, Ильдар Абдразаков, Сергей Лейферкус, Пётр Бечала, Ольга Бородина, Роландо Вильясон, Мария Гулегина, Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Витторио Григоло, Марина Ребека, Джузеппе Таддеи, Людовик Тезье и другие.

    Он выступал на многих театральных сценах и концертных площадках, включая миланский Ла Скала, театры Сан-Карло в Неаполе, Массимо в Палермо, театр Верди в Триесте, Королевский театр в Парме, Опера Бастий в Париже, Пражский национальный театр, Римскую, Баварскую и Финскую оперы, венский Музикферайн, Санкт-Петербургскую филармонию, Сантори-холл в Токио, лондонский Уигмор-холл, амстердамский Консертгебау, берлинский Концертхаус, залы Мегарон в Афинах, Гаво в Париже и т.д. Участник оперных фестивалей имени Ф. И. Шаляпина в Казани, имени Россини в Пезаро, «Сферистерио» в Мачерате, фестивалей в Брешии и Бергамо, Сполето, Любляне и других. 

    Дирижировал Лондонским филармоническим оркестром, Борнмутским симфоническим, Загребским филармоническим, Миланским симфоническим оркестром имени Верди, Молодежным симфоническим оркестром имени Луиджи Керубини, Всемирным молодежным оркестром, Молодежным оркестром Ла Скала, всеми крупнейшими японскими оркестрами. 

    Записи Марко Боэми выпущены на дисках под лейблами Decca, Penta Tone, Universal, Philips и TDK. Как дирижер и аккомпаниатор он записал альбомы с известными певцами, в числе которых Пётр Бечала, Даниэла Десси, Фабио Армильято, Карло Коломбара, Джузеппе Саббатини, Винченцо Ла Скола, а также выпустил DVD с постановкой оперы «Тоска» Пуччини в театре Карло Феличе в Генуе (в главных ролях – Даниэла Десси, Фабио Армильято и Клаудио Сгура). 

    Ведя активную концертную деятельность, Марко Боэми также проводит мастер-классы по всему миру для молодых певцов, пианистов и дирижеров. ​