«Кадиш-Концерт». От молитвы к симфонии

    15 мая 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    «Кадиш-Концерт» – это путешествие сквозь эпохи и жанры. В программу концерта входят произведения великих композиторов разных стран, написанные на тему Кадиша – обращения человека ко Всевышнему в трагические моменты жизни, древней еврейской молитвы, прославляющей Творца и бытие. В мелодической форме Кадиша удивительным образом сочетаются фольклорные и религиозные мотивы, надежда и печаль, сокровенное и драматичное, воспоминания о наших близких и благодарность всем, кто был до нас. Эта музыка возвращает нас к себе, вечному источнику жизни и осознанию бытия.

    Московская мужская еврейская капелла

    Художественный руководитель и главный дирижер — Александр Цалюк

    Коллектив существует с 1989 года, когда при Московской хоральной синагоге при содействии М.С.Горбачёва, еврейской общины СССР и американской благотворительной еврейской организации «Джойнт» был организован Московский мужской еврейский хор Академии канторского искусства для исполнения и популяризации самой разнообразной вокальной еврейской музыки: народных песен, литургического репертуара, современных еврейских и израильских вокальных и хоровых произведений. Хор является одним из немногих признанных профессиональных еврейских академических коллективов в мире и единственным в России.

    В первые годы коллективом руководили В.Плисс, М.Турецкий, а в качестве дирижёра и хормейстера работал А.Цалюк — нынешний художественный руководитель. С 1998 года хор носит название «Хасидская капелла» и работает в Московском Еврейском Общинном Центре «Марьина роща».

    В составе хора — высокопрофессиональные вокалисты, студенты и педагоги ведущих московских музыкальных вузов с большим опытом работы в известных хоровых коллективах, лауреаты международных конкурсов. Их объединяет горячее желание донести до слушателей неизвестные до настоящего времени замечательные страницы еврейской канторской и хоровой музыки в профессиональном исполнении.

    В обширном репертуаре коллектива — также произведения мировой классики, русские народные песни, аранжировки песен разных народов, эстрадные произведения.

    Коллектив возрождает еврейское хоровое и вокальное музыкальное искусство, опираясь на глубокие корни и традиции не только еврейского, но и русского профессионального хорового пения, доказывая, что древняя, богатейшая еврейская культура является неотъемлемой частью многонациональной российской и общемировой культуры.

    Хор активно участвует во многих культурных мероприятиях, организуемых российской и московской еврейскими общинами, государственными, культурными и концертными организациями, выступает в многочисленных концертах, принимает участие в религиозных синагогальных службах, в концертах календарных религиозных праздников. Уникальный репертуар, высочайшее мастерство, изумительная чистота интонации, одухотворенность исполнения — качества, которые отличают «Хасидскую капеллу». Всё это, как и необычность, особая красота и гармоничность исполняемой музыки снискали коллективу любовь и признание слушателей как в России, так и за рубежом.

    Хор регулярно выступает в ведущих концертных залах Москвы — Большом, Малом и Рахманиновском залах консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Колонном зале Дома союзов, Доме композиторов, Оружейной палате. За 20 лет коллектив побывал с гастролями во многих городах России и республиках бывшего СССР, а также в Австрии, Англии, Венгрии, Германии, Дании, Израиле, Литве, Люксембурге, Норвегии, Польше, США, Франции, Швейцарии, Швеции и других странах. Капелла — лауреат фестиваля «Зимрия» в Израиле (1992, Гран-при), победитель Международного конкурса фольклорных хоровых коллективов в Москве (1996).

    «Хасидская капелла» не раз выступала с ведущими российскими и зарубежными симфоническими оркестрами под управлением Ю.Башмета, М.Горенштейна, А.Каца, З.Меты. Среди партнёров коллектива — Московский камерный Армянский хор, саксофонист А.Козлов, певцы М.Александрович, И.Кобзон, Й.Маловани — главный кантор синагоги на Пятой Авеню в Нью-Йорке, Б.Финкельштейн — главный кантор Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга и др.

    Хором записаны 5 компакт-дисков и 2 видеофильма. 2 компакт-диска и 1 DVD-диск (с записью концерта в Большом зале Московской консерватории, посвящённого 3000-летию Иерусалима) выпущены всемирно известной компанией Universal Music.

     

    В сезоне 2009-2010 гг. Московской филармонии Московский мужской еврейский хор «Хасидская капелла» выступит с концертами в рамках абонементов № 171 «Шедевры и шлягеры» Концертного зала «Оркестрион» и № 98 «Праздник Пасхи» Малого зала Московской консерватории.

     

    Александр Цалюк родился в 1970 году в Москве. Обучался в музыкальной школе по классу виолончели и в Большом детском хоре Всесоюзного радио и телевидения под управлением В.Попова. С отличием окончил дирижёрско-хоровое отделение Музыкального училища при Московской консерватории (1989), факультет хорового дирижирования Московской консерватории (1994, класс проф. Б.И.Куликова), ассисентуру-стажировку консерватории (класс Б.И.Куликова) и аспирантуру по симфоническому дирижированию Государственной Академии им. Маймонида (класс проф. В.В.Катаева).

    Соучредитель, хормейстер, дирижёр, затем художественный руководитель и главный дирижёр Московского мужского еврейского хора Академии канторского искусства (с 1998 — «Хасидская капелла»).

    С 1994 года — дирижер хора Moscow Oratorio Московского дипломатического корпуса при посольстве США.

    Как дирижер подготовил большое количество концертных программ еврейской литургической музыки, еврейской и русской народной музыки, классической музыки; провёл около 1000 концертов в России, СНГ и в престижных залах ряда зарубежных стран (Академия Музыки и Carl Orff зал в Мюнхене, Theatron Yerushalaim в Иерусалиме, Lincoln Center в Нью-Йорке и др.). Неоднократно дирижировал камерным оркестром Musica Viva.

    Вокальный ансамбль «Интрада»

    Вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко ― московский коллектив нового поколения, чьи выступления отличают не только высокий профессиональный уровень, но и свой узнаваемый исполнительский стиль.

    Intrada регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами России и Европы, такими как Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова и Владимир Юровский, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, Российский национальный оркестр и Михаил Плетнёв, Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Большой симфонический оркестр, Государственный академический камерный оркестр России и Алексей Уткин, Московский камерный оркестр Musica viva и Александр Рудин, Фридер Берниус, Ханс-Кристоф Радеман, Петер Нойман, Жан-Кристоф Спинози и др. 

    Коллектив с успехом представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, в частности, в 2015 году в знаменитой Дрезденской дворцовой капелле состоялся концерт ансамбля в рамках Дрезденского фестиваля искусств, в 2016 году коллектив выступил на Интернациональном конгрессе хоровых дирижёров в Париже и на Международном фестивале Erzgebirge в Саксонии, а в 2017 году принял участие в Дрезденском музыкальном фестивале. В 2018 году Intrada даст концерт в замке Вартбург, а также примет участие в Оксфордском фестивале духовной музыки; в 2019 году вновь выступит на Дрезденском музыкальном фестивале. 

    В 2011 году ансамбль дебютировал на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» и с тех пор неоднократно принимал участие в этом знаменитом форуме: в 2015 году выступил совместно с Юлией Лежневой и оркестром Il Giardino Armonico под управлением Джованни Антонини, в 2016 ― с Венсаном Дюместром и его ансамблем Lе Poème Harmonique, в 2017 ― с Питером Филлипсом. Ансамбль — участник фестивалей Earlymusic в Санкт-Петербурге, «Посольские дары» в музеях Московского Кремля, фестиваля камерной музыки «Возвращение», Московского Рождественского фестиваля. 

    В 2013–2015 гг. в Концертном зале имени П. И. Чайковского ансамбль участвовал в исполнении опер Г. Ф. Генделя «Геркулес» (с Анн Халленберг и Люси Кроу, дирижёр Кристофер Мулдс) и «Альцина» (с Ингой Кална, Вивикой Жено и Бенджамином Хьюлеттом, дирижёр Федерико Мария Сарделли), оперы К. В. Глюка «Орфей и Эвридика» в парижской версии 1774 года (с Колином Ли и Деборой Йорк, дирижёр Уильям Лейси) и оперы В. А. Моцарта «Милосердие Тита» (с Анной Бонитатибус, дирижёр Стефано Монтанари). 

    В 2011 году музыканты выступили на церемонии вручения Валерию Гергиеву премии Montblanc de la Culture, наряду с Денисом Мацуевым и оркестром Musica viva. 

    Программы коллектива неизменно отличает просветительская направленность. К 330-летию со дня рождения И. С. Баха в июне 2015 года вокальный ансамбль Intrada исполнил все мотеты композитора под управлением Фридера Берниуса. В последующих сезонах состоялись совместные концерты со знаменитым ансамблем старинной музыки Lе Poème Harmonique под управлением Венсана Дюместра, познакомившие московскую публику с шедеврами французской и итальянской музыки раннего барокко. 

    Коллектив также осуществил российские премьеры сочинений XX века, среди которых Месса для двойного хора a cappella Ф. Мартена и «Страсти по девочке со спичками» Дэвида Лэнга. 

    В 2017 году, в рамках международного фестиваля вокальной музыки Opera Apriori, ансамбль стал первым исполнителем сочинений Клауса Ланга, Франка Кристофа Езникяна, Владимира Раннева, Алексея Сысоева и Армана Гущана. В 2014 году вокальный ансамбль Intrada и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти сэра Джона Тавенера: на заключительном концерте фестиваля в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение «Requiem Fragments» Тавенера при участии ансамблей The Tallis Scholars, Intrada и сопрано Юлии Лежневой. 

    Записи концертов вокального ансамбля Intrada транслировались телеканалом «Культура», Радио «Орфей», Радио России, радиостанциями «Культура», «Свобода», «Говорит Москва» и «Голос России», а также немецким радио «Культура».

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

    Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал концертный цикл «Шедевры и премьеры» в Московской филармонии: в программах абонемента широко известные сочинения звучат свежо, будто исполняются впервые, а музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями для публики. В 2011 году появился цикл «Серебряная классика»; его основу составляют произведения, которые не вошли в золотой репертуарный фонд, хотя и достойны этого. В рамках цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada.

    Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известных «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Среди недавних успешных записей коллектива – диск музыки Дворжака (2013, Fuga Libera) и альбом виолончельных концертов Хассе, К. Ф. Э. Баха и Хертеля (2016, Chandos).

    В сезоне 2018/19 оркестр Musica Viva отмечает 40 лет со дня основания.

    Максим Рысанов

    Номинат премии Grammy, британско-украинский альтист и дирижёр Максим Рысанов зарекомендовал себя как один из самых ярких и харизматичных музыкантов в мире. В первую очередь, он известен как альтист, выступающий на самых престижных музыкальных сценах и фестивалях, таких, как BBCProms, Verbier Festival, Mostly Mozart Festival, Edinburgh Festival, Salzburg Festival, Bejing Festival, Istanbul Festival, Berlin Festivalи Crescendo Festival, среди прочих. В настоящее время Максим совмещает игру на альте с карьерой дирижёра.

    В сезоне 2015/16 дирижёрский дебют Максима состоится с Российским национальным оркестром (Москва), Оркестром испанского радио (Мадрид), Оркестром Верди (Милан), оркестрами London Mozart Players, Scottish Ensemble и Danubia, а также он возвратится за дирижёрский пульт Литовского камерного оркестра и оркестра Riga Sinfonietta. Как  альтист в этом сезоне Максим исполнит премьеры написанных специально для него пьесы для альта-соло Erlkönig Сергея Ахунова и Концерта для альта с оркестром Петериса Васкса и впервые выступит с камерной программой в дуэте с пианистом Яковом Кацнельсоном в Концертном зале Мариинского театра (март, 2016).

    После окончания Гилдхоллской школы музыки и драмы в Лондоне по двум специальностям – альтист и дирижёр – Максим регулярно выступает и в качестве дирижёра. Он руководил такими оркестрами, как Basel Symphony Orchestra, Oslo Camerata, Kiev Soloists, Orquesta Sinfónicade Castillay León, Georgian National Symphony Orchestra, Częstochowa Philharmonic Orchestra, Chamber Orchestra CHAARTS, Southbank Sinfonia, Московский камерный оркестр Musica Viva, а так же дирижировал на фестивале в Дубровнике в концерте с чтецом – актёром Роджером Муром, в Утрехте со скрипачкой Жанин Янсен, в Бёзвиле – с Вильде Франг и на заключительном концерте Альтового Фестиваля в Пекине.

    Он выступает с такими оркестрами и дирижёрами, как Симфонический оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым, Российский национальный оркестр с Михаилом Плетнёвым, Симфонический оркестр Сиэтла с Андреем Борейко, Оркестр Кастилии и Леона с Василием Петренко, Немецкий симфонический оркестр Берлина с Туганом Сохиевым, Оркестром Московской Филармонии с Юрием Симоновым, БСО с Владимиром Федосеевым и др.

    
Максим – обладатель премии Classic FM Gramophone Young Artistofthe Year Award 2008, премии BBC New Generation Award 2007-2009, а также лауреат нескольких престижных международных конкурсов, среди которых конкурс альтистов в Женеве (2005), конкурс им. Лионеля Тертиса (2003), конкурс им. Валентино Букки (1995). Поворотным моментом, принёсшим ему мировую славу, стало выступление на фестивале BBC Promsв Лондоне (2010). На заключительном концерте фестиваля он выступил с Симфоническим оркестром Би-би-си под управлением Иржи Белоглавека. Миллионы ценителей классической музыки во всем мире смогли увидеть его исполнение Вариаций на тему Рококо Чайковского в собственном переложении для альта.

    Особое место в творчестве альтиста занимает камерная музыка. Его партнерами по ансамблю стали такие музыканты, как Лейф Ове Андснес, Кристина Блаумане, Борис Бровцын, Сергей Крылов, Элис Кут, Августин Дюмау, Мартин Фрост, Жанин Янсен, Яков Кацнельсон, Гидон Кремер, Миша Майский, Виктория Муллова, Эльдар Небольсин, Александр Бузлов, Алексей Огринчук, Максим Венгеров, Денис Мацуев и Вадим Репин. 



    Увлечение современной музыкой привело к сотрудничеству с различными композиторами, что помогло значительно расширить альтовый репертуар. Максим работает с такими композиторами, как Гия Канчели, Сергей Ахунов, Добринка Табакова, Бенъямин Юсупов, Кшиштоф Пендерецкий. В 2011 году он впервые исполнил Концерт № 2 для альта с оркестром Валентина Бибика в Новосибирске. В январе 2014 года в Большом зале консерватории состоялась российская премьера «двойного» концерта для скрипки и альта Кшиштофа Пендерецкого, который Максим исполнил вместе с Никитой Борисоглебским и Большим симфоническим оркестром с Владимиром Федосеевым за дирижёрским пультом. В ноябре 2015 состоялись исполнения этого концерта в Москве и Петербурге с оркестром Sinfonia Varsovia под управлением автора.

    В мае 2014 года в рамках «Кадиш-концерта» в Концертном зале им. П.И Чайковского прозвучало произведение «Как старый шарманщик» Леонида Десятникова в переложении для альта Максима Рысанова, а также состоялась мировая премьера «Кадиша» для оркестра, тенора и хора Алексея Курбатова: в этом концерте Максим выступил сразу в двух ипостасях – солиста и дирижёра. 



    Первый сольный диск Максима сразу же был отмечен в журнале Gramophone как Editor's Choice в качестве «диска месяца». Два следующих релиза получили не меньшее признание прессы, а совместный альбом с Жанин Янсен с Инвенциями Баха возглавил рейтинг I-Tunes в США. Сольный диск с тремя сюитами Баха, вышедший на лейбле BIS, был также хорошо принят прессой по всему миру. Вместе с друзьями-коллегами Максим записал два диска с произведениями Брамса (Brahms Viola/ONYX), и диск с произведениями Бриттена с оркестром Би-би-си под управлением Эдварда Гарднера на лейбле Chandos. Aльбом со Шведским камерным оркестром под управлением Мухайя Тана был назван «диском месяца» в журнале Strad и получил «5 звёзд» в ревю Telegraph. В 2014 году за запись диска с произведениями Добринки Табаковой String Paths в качестве альтиста и дирижёра Максим был номинирован на Grammy. Последний диск Рысанова с произведениями Богуслава Мартину так же получил призы и похвалу прессы. 

    
Максим играет на инструменте работы Джузеппе Гваданини 1780 года, любезно предоставленном ему Фондом Elise Mathilde.

    © Елена Харакидзян

    Миша Майский

    Миша Майский известен тем, что он – единственный в мире виолончелист, учившийся и у Мстислава Ростроповича, и у Григория Пятигорского. М. Л. Ростропович восторженно отзывался о своем ученике как «…об одном из самых выдающихся талантов среди молодого поколения виолончелистов. Поэзия и необычайная тонкость соединяются в его игре с могучим темпераментом и блестящей техникой». 

    Уроженец Латвии, Миша Майский получил образование в Московской консерватории. Переехав в 1972 году в Израиль, музыкант был с энтузиазмом встречен в Лондоне, Париже, Берлине, Вене, Нью-Йорке и Токио, как и в других крупнейших музыкальных столицах мира.

    Самого себя он считает гражданином мира: «Я играю на итальянской виолончели, французским и немецким смычками на австрийских и немецких струнах. Моя дочь родилась во Франции, старший сын – в Бельгии, средний в Италии, а младший в Швейцарии. Я езжу на японском автомобиле, ношу швейцарские часы, украшение, которое я ношу, сделано в Индии, и я чувствую себя дома везде, где люди ценят классическую музыку и получают от неё удовольствие». 

    Как эксклюзивный артист Deutsche Grammophon в течение последних 25 лет он сделал более 30 записей с такими оркестрами, как Венский и Берлинский филармонические, Лондонский симфонический, Израильский филармонический, Оркестр де Пари, нью-йоркский камерный оркестр Orpheus, Камерный оркестр Европы и многие другие. 

    Одной из вершин карьеры Миши Майского стало мировое турне в 2000 году, посвящённое 250-летию со дня смерти И. С. Баха, которое включало более 100 концертов. В том же году Миша Майский в третий раз записал Шесть сюит Баха для виолончели соло, выразив таким образом своё глубокое восхищение великим композитором. 

    Записи артиста получили признание критиков во всём мире и были отмечены такими престижными наградами, как японская Record Academy Prize (пять раз), Echo Deutscher Schallplattenpreis (трижды), Grand Prix du Disque и Diapason d’Or of the Year, а также неоднократно номинировались на «Грэмми». 

    Музыкант мирового класса, желанный гость на самых известных фестивалях, Миша Майский сотрудничал и с такими дирижёрами, как Леонард Бернстайн, Карло Мария Джулини, Лорин Маазель, Зубин Мета, Риккардо Мути, Джузеппе Синополи, Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Джеймс Ливайн, Шарль Дютуа, Марис Янсонс, Валерий Гергиев, Густаво Дудамель. Его партнёры по сцене – Марта Аргерих, Раду Лупу, Нельсон Фрейре, Евгений Кисин, Ланг Ланг, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Вадим Репин, Максим Венгеров, Джошуа Белл, Юлиан Рахлин, Жанин Янсен и многие другие выдающиеся музыканты.

    Максим Рысанов

    Номинат премии Grammy, британско-украинский альтист и дирижёр Максим Рысанов зарекомендовал себя как один из самых ярких и харизматичных музыкантов в мире. В первую очередь, он известен как альтист, выступающий на самых престижных музыкальных сценах и фестивалях, таких, как BBCProms, Verbier Festival, Mostly Mozart Festival, Edinburgh Festival, Salzburg Festival, Bejing Festival, Istanbul Festival, Berlin Festivalи Crescendo Festival, среди прочих. В настоящее время Максим совмещает игру на альте с карьерой дирижёра.

    В сезоне 2015/16 дирижёрский дебют Максима состоится с Российским национальным оркестром (Москва), Оркестром испанского радио (Мадрид), Оркестром Верди (Милан), оркестрами London Mozart Players, Scottish Ensemble и Danubia, а также он возвратится за дирижёрский пульт Литовского камерного оркестра и оркестра Riga Sinfonietta. Как  альтист в этом сезоне Максим исполнит премьеры написанных специально для него пьесы для альта-соло Erlkönig Сергея Ахунова и Концерта для альта с оркестром Петериса Васкса и впервые выступит с камерной программой в дуэте с пианистом Яковом Кацнельсоном в Концертном зале Мариинского театра (март, 2016).

    После окончания Гилдхоллской школы музыки и драмы в Лондоне по двум специальностям – альтист и дирижёр – Максим регулярно выступает и в качестве дирижёра. Он руководил такими оркестрами, как Basel Symphony Orchestra, Oslo Camerata, Kiev Soloists, Orquesta Sinfónicade Castillay León, Georgian National Symphony Orchestra, Częstochowa Philharmonic Orchestra, Chamber Orchestra CHAARTS, Southbank Sinfonia, Московский камерный оркестр Musica Viva, а так же дирижировал на фестивале в Дубровнике в концерте с чтецом – актёром Роджером Муром, в Утрехте со скрипачкой Жанин Янсен, в Бёзвиле – с Вильде Франг и на заключительном концерте Альтового Фестиваля в Пекине.

    Он выступает с такими оркестрами и дирижёрами, как Симфонический оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым, Российский национальный оркестр с Михаилом Плетнёвым, Симфонический оркестр Сиэтла с Андреем Борейко, Оркестр Кастилии и Леона с Василием Петренко, Немецкий симфонический оркестр Берлина с Туганом Сохиевым, Оркестром Московской Филармонии с Юрием Симоновым, БСО с Владимиром Федосеевым и др.

    
Максим – обладатель премии Classic FM Gramophone Young Artistofthe Year Award 2008, премии BBC New Generation Award 2007-2009, а также лауреат нескольких престижных международных конкурсов, среди которых конкурс альтистов в Женеве (2005), конкурс им. Лионеля Тертиса (2003), конкурс им. Валентино Букки (1995). Поворотным моментом, принёсшим ему мировую славу, стало выступление на фестивале BBC Promsв Лондоне (2010). На заключительном концерте фестиваля он выступил с Симфоническим оркестром Би-би-си под управлением Иржи Белоглавека. Миллионы ценителей классической музыки во всем мире смогли увидеть его исполнение Вариаций на тему Рококо Чайковского в собственном переложении для альта.

    Особое место в творчестве альтиста занимает камерная музыка. Его партнерами по ансамблю стали такие музыканты, как Лейф Ове Андснес, Кристина Блаумане, Борис Бровцын, Сергей Крылов, Элис Кут, Августин Дюмау, Мартин Фрост, Жанин Янсен, Яков Кацнельсон, Гидон Кремер, Миша Майский, Виктория Муллова, Эльдар Небольсин, Александр Бузлов, Алексей Огринчук, Максим Венгеров, Денис Мацуев и Вадим Репин. 



    Увлечение современной музыкой привело к сотрудничеству с различными композиторами, что помогло значительно расширить альтовый репертуар. Максим работает с такими композиторами, как Гия Канчели, Сергей Ахунов, Добринка Табакова, Бенъямин Юсупов, Кшиштоф Пендерецкий. В 2011 году он впервые исполнил Концерт № 2 для альта с оркестром Валентина Бибика в Новосибирске. В январе 2014 года в Большом зале консерватории состоялась российская премьера «двойного» концерта для скрипки и альта Кшиштофа Пендерецкого, который Максим исполнил вместе с Никитой Борисоглебским и Большим симфоническим оркестром с Владимиром Федосеевым за дирижёрским пультом. В ноябре 2015 состоялись исполнения этого концерта в Москве и Петербурге с оркестром Sinfonia Varsovia под управлением автора.

    В мае 2014 года в рамках «Кадиш-концерта» в Концертном зале им. П.И Чайковского прозвучало произведение «Как старый шарманщик» Леонида Десятникова в переложении для альта Максима Рысанова, а также состоялась мировая премьера «Кадиша» для оркестра, тенора и хора Алексея Курбатова: в этом концерте Максим выступил сразу в двух ипостасях – солиста и дирижёра. 



    Первый сольный диск Максима сразу же был отмечен в журнале Gramophone как Editor's Choice в качестве «диска месяца». Два следующих релиза получили не меньшее признание прессы, а совместный альбом с Жанин Янсен с Инвенциями Баха возглавил рейтинг I-Tunes в США. Сольный диск с тремя сюитами Баха, вышедший на лейбле BIS, был также хорошо принят прессой по всему миру. Вместе с друзьями-коллегами Максим записал два диска с произведениями Брамса (Brahms Viola/ONYX), и диск с произведениями Бриттена с оркестром Би-би-си под управлением Эдварда Гарднера на лейбле Chandos. Aльбом со Шведским камерным оркестром под управлением Мухайя Тана был назван «диском месяца» в журнале Strad и получил «5 звёзд» в ревю Telegraph. В 2014 году за запись диска с произведениями Добринки Табаковой String Paths в качестве альтиста и дирижёра Максим был номинирован на Grammy. Последний диск Рысанова с произведениями Богуслава Мартину так же получил призы и похвалу прессы. 

    
Максим играет на инструменте работы Джузеппе Гваданини 1780 года, любезно предоставленном ему Фондом Elise Mathilde.

    © Елена Харакидзян

    Лукас Генюшас

    «По уровню профессионализма, зрелости и музыкантской выразительности этот пианист стоит на голову выше всех. Феноменальное владение инструментом, феноменальное владение временем, звуком… он играет с очень точным ощущением традиции и культуры... Внутри него настоящая, живая, тонкая и сложная эмоциональность и красота, которая создается здесь и сейчас», — писала о Лукасе Генюшасе пресса на конкурсе имени П. И. Чайковского.

    Выпускник Московской консерватории, ученик выдающегося педагога, профессора Веры Горностаевой, Лукас Генюшас достойно продолжает великие традиции отечественного фортепианного исполнительства. Пианист ведет активную творческую жизнь, выступая в разных уголках нашей страны и за ее пределами. Он является обладателем множества престижных международных премий, в том числе серебряных медалей крупнейших фортепианных конкурсов Европы — имени Ф. Шопена в Варшаве и имени П. И. Чайковского в Москве.

    Критики отмечают убедительность его исполнительских трактовок музыки самых разных эпох — от сочинений Генделя до опусов Хиндемита. В свой сольный концерт в Большом зале консерватории музыкант включил произведения композиторов-романтиков: яркий «Венский карнавал» Шумана, поэтические «Лирические пьесы» Грига, виртуозные Двенадцать этюдов, соч. 25 и грандиозную Фантазию фа минор Шопена.

    Алексей Курбатов

    Алексей Курбатов — российский композитор, пианист и педагог.

    Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (классы фортепиано доцента Ю. Р. Лисиченко и профессора М. С. Воскресенского). Занимался композицией у Т. Хренникова, Т. Чудовой и Е. Терегулова.

    Как пианист выступал с концертами более чем в 60 городах России, а также в Австралии, Австрии, Армении, Белоруссии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Казахстане, Китае, Латвии, Португалии, США, Франции, Хорватии, Украине. Играл со многими оркестрами в лучших залах России и зарубежья. Принимал активное участие в культурных программах фондов В. Спивакова, М. Ростроповича, «Русское исполнительское искусство» и других, выступал в концертах с такими известными артистами, как Владимир Спиваков, Миша Майский, Максим Венгеров, Вадим Репин, Жерар Депардье.

    Выступления Алексея Курбатова транслировались на радио и телевидении многих стран, им записано несколько компакт-дисков.

    Первое произведение Алексей Курбатов создал в возрасте 5 лет, а в 6 лет уже написал балет. Сегодня музыка Курбатова звучит в лучших залах России, Австрии, Белоруссии, Германии, Казахстана, Китая, США, Украины, Швеции, Японии. Многие исполнители включают его музыку в программу своих компакт-дисков. Алексеем Курбатовым создано 6 симфоний, опера «Черный монах», 7 инструментальных концертов, более десяти симфонических поэм, множество камерных и вокальных сочинений, музыка к кинофильмам и спектаклям. С Алексеем Курбатовым сотрудничают многие российские и зарубежные музыканты: дирижеры Юрий Башмет, Алексей Богорад, Алан Бурибаев, Илья Гайсин, Дамиан Иорио, Анатолий Левин, Ваг Папян, Андрис Пога, Игорь Пономаренко, Владимир Понькин, Александр Рудин, Сергей Скрипка, Юрий Ткаченко, Валентин Урюпин, пианисты Алексей Володин, Александр Гиндин, Петр Лаул, Константин Лифшиц, Рэм Урасин, Вадим Холоденко, скрипачи Надежда Артамонова, Алена Баева, Гайк Казазян, Роман Минц, Граф Муржа, альтисты Сергей Полтавский и Ирина Сопова, виолончелисты Борис Андрианов, Клаудио Бохоркес, Александр Бузлов, Евгений Румянцев, Сергей Суворов, Денис Шаповалов и другие. В 2010-2011 годах Алексей Курбатов сотрудничал со знаменитым греческим композитором Вангелисом. В 2013 году мюзикл «Граф Орлов», поставленный в театре «Московская оперетта», оркестровку для которого выполнил А. Курбатов, получил престижную награду «Хрустальная Турандот».

    Отличаясь самобытностью и индивидуальностью языка, произведения А. Курбатова продолжают лучшие традиции мировой симфонической и камерно-инструментальной музыки. В то же время его творчество органично вписывается в контекст русской культуры и истории: им созданы такие произведения, как симфоническая поэма «1812» (к 200-летней годовщине войны 1812), поэма для чтеца и трио «Ленинградский апокалипсис» (по заказу вдовы писателя Даниила Андреева) и Третья («Военная») симфония, премьера которой состоялась в Санкт-Петербурге 8 сентября 2012 года в День памяти жертв блокады Ленинграда.

    Алексей Курбатов проводит мастер-классы во многих городах России, участвовал в работе жюри ряда конкурсов. Являлся музыкальным редактором церемонии открытия XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани (2013).

    Игорь Фёдоров

    Игорь Фёдоров – один из немногих в мире концертирующих солистов–кларнетистов, участник самых громких проектов нового музыкального поколения, артист с уникальным репертуаром, включающим произведения разных эпох, стилей и направлений – от классики до джаза.

    Игорь Федоров родился в 1978 году в Москве в семье музыкантов. Окончил Российскую Академию музыки имени Гнесиных (2001) и аспирантуру Академии (2003, класс проф. И. П. Мозговенко). Стажировался на мастер-курсах у таких выдающихся исполнителей, как Ю. Милкис, М. Летьек, С. Майер и М. Бург. В школьные и студенческие годы являлся стипендиатом фондов «Новые имена», Yamaha, М. Ростроповича и В. Спивакова. Участвовал в крупных международных акциях, выступал перед королевой Великобритании Елизаветой П и Папой Римским Иоанном Павлом II, принцем Майклом Кентским. Имя И. Федорова занесено в Золотую книгу молодых талантов России «ХХ век – ХХI веку». Лауреат первых премий конкурса кларнетистов под патронатом французской фирмы Buffet Crampon (1991, 1995, Харьков, Украина) и конкурса TIJI (1997, Братислава, Словакия). Был удостоен специального приза «Лучший ансамблист» на Международном конкурсе Ю. Башмета. Активно концертирует с 13 лет.

    Музыкант выступает с сольными и камерными программами, играет в сопровождении симфонических и камерных оркестров, среди которых – оркестр Мариинского театра, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, оркестр Большого театра, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Камерный ансамбль «Солисты Москвы», оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», «Санкт-Петербург камерата», оркестры городов России, Швейцарии, Италии, Словакии… Сотрудничал с такими дирижерами, как В. Гергиев, Ю. Башмет, В. Федосеев, А. Лазарев, Ю. Симонов, В. Понькин, В. Спиваков, С. Сондецкис, А. Рудин, А. Сладковский, Б. Шембри, Л. Сваровски, Г. Ринкявичюс и другие. Играл в таких престижных залах, как Barbican-hall (Лондон), Carnegie Hall (Нью-Йорк), Musikzalle (Базель), Suntory Hall (Токио), Izumi Hall (Oсака), Tonhalle (Цюрих), Bayer Center (Леверкузен), Большой зал Московской консерватории, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Московский международный Дом музыки и другие. Участвовал в крупнейших международных фестивалях - В. Спивакова в Кольмаре (Франция), М. Ростроповича «Эвианские встречи» (Франция), Шведском королевском фестивале в Стокгольме, «Орфеум» (Швейцария), имени Б. Мартину (Прага), имени А. Д. Сахарова (Нижний Новгород), Ю. Башмета в Ярославле и Сочи, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Русская зима» (Москва), постоянный участник фестивалей Д. Мацуева Crescendo и «Звезды на Байкале», фестиваля «Возвращение» и многих других. С 2006 года проводит собственный фестиваль в городе Ханты-Мансийск.

    Среди партнеров Игоря Федорова по сцене – Ю. Башмет, Д. Мацуев, Ю. Рахлин, А. Гиндин, А. Огринчук, А. Рождественский, С. Мазаев, М. Ефремов, Ж. Депардье, Р. Мур и многие другие выдающиеся артисты.

    Неоднократно принимал участие в работе жюри международного телевизионного конкурса «Щелкунчик».

    Принимал участие в озвучивании фильма С. Бодрова «Кавказский пленник».