В продаже абонемент Musica sacra nova
25 марта 2021
Камерный зал Филармонии
схема проезда
Абонемент №148:
Миры современной музыки. ГАМ-фестиваль № 3
Программы абонемента № 148 по новым датам:
25.03.21 – Классика & Нео
16.04.21 – Звуки & Незвуки
25.04.21 – Электричество & Акустика
Вселенная современной музыки расширяется, меняются её не только звуковые, но и ритмические, структурные, технологические ресурсы и контексты. В нашем ежегодном абонементе мы стараемся показать и рассказать не только о возникновении новых музыкальных миров и изменении музыкальных векторов и процессов, но и пытаемся понять, почему всё это происходит, что стоит за этими явлениями и событиями. В новом абонементе будут представлены три музыкальных мира – Звуки & Незвуки, Электричество & Акустика, Классика & Нео, каждый из которых представляет одно из основных направлений музыки XXI века. Также мы постараемся спрогнозировать, какой из этих миров имеет перспективу и стратегию развития, а о каком можно сказать: только здесь и сейчас. И во всех перипетиях и коллизиях новых музыкальных миров мы будем разбираться вместе.
Рауф Фархадов – музыковед, доктор искусствоведения, председатель Ассоциации современной музыки.
Родился в 1957 году в Баку. В 1975 году окончил Бакинскую специальную музыкальную школу, в 1980-м – Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибекова, в 1987-м – аспирантуру Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Валентины Холоповой).
В конце 1980-х вел курс современной музыки в Бакинской консерватории, в те же годы был заведующим отделом музыкальных театров и хореографии в Азербайджанском союзе театральных деятелей. В начале 1990-х переехал в Москву. В 2000-х – колумнист портала Kultura.az. Регулярно печатается в ведущих научных и музыкальных журналах Москвы.
Арт-директор, куратор и модератор международных фестивалей современной музыки в Москве и Баку. Автор книг и статей о новой академической, электронной и джазовой музыке. Автор и ведущий ряда проектов Московской филармонии. Член приемной комиссии и правления Союза московских композиторов.
Ансамбль «Галерея актуальной музыки» | GAMEnsemble создан в 2010 году композитором Олегом Пайбердиным. В репертуаре ансамбля – произведения классиков отечественного и зарубежного авангарда XX века. Основная миссия коллектива – исполнение новой музыки с акцентом на произведениях, написанных за последние 20 лет. Одна из главных задач ансамбля – развитие актуальных областей современного музыкального творчества, где сосуществуют новейшая камерная музыка, импровизация, визуально-акустические перформансы и видеоарт. Среди партнеров коллектива – композиторы, художники, хореографы, режиссеры, аниматоры, мастера слова и театра. Ансамбль – постоянный участник фестивалей и абонементов Московской филармонии «Другое пространство», «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Живая дорожка», «Миры современной музыки», «Связь времён».
Коллектив тесно сотрудничает с Союзом композиторов России, Московским Союзом композиторов, Санкт-Петербургским центром современной академической музыки reMusik.org, Российским национальным музеем музыки, Государственным музеем истории ГУЛАГа, Культурным центром ЗИЛ, Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Благотворительным фондом Юргенсона, Гёте-институтом, Польским культурным центром в Москве, Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция» в Москве, Новосибирской, Нижегородской и Уральской консерваториями, Барнаульской, Бурятской, Калининградской, Новосибирской, Свердловской, Сургутской, Хакасской филармониями, Музеем современного искусства PERMM в Перми, Галереей современного искусства «Стерх» в Сургуте. Ансамбль многократно гастролировал в городах России (Барнаул, Екатеринбург, Кемерово, Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург, Сургут, Томск, Сыктывкар, Улан-Удэ) и за рубежом (Франция, Польша, Украина, Казахстан).
2017–2022: GAMEnsemble – постоянный партнер творческого образовательного проекта для молодых композиторов и драматургов «Лаборатория КоOPERAция» (совместно с Московским академическим Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).
В 2012 году проект «GAMEnsemble: Новая Россия – Новая Европа» получил поддержку Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Ernst von Siemens Musikstiftung, Германия) и был включен в программу «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры Российской Федерации. Одна из программ коллектива по поддержке молодых авторов – приглашение ежегодных «композиторов-резидентов» (подобная инициатива в России появилась впервые). Гостями GAMEnsemble становились композиторы Александр Хубеев (2011), Любовь Терская (2012), Сергей (Сэ Хёнг) Ким (2013), Николай Попов (2015), Андрей Бесогонов (2018), Олег Гудачев (2019), Алина Подзорова (2023).
В 2019 году на лейбле reMusik.org вышел компакт-диск «GAME: Начало» с произведениями, специально написанными для ГАМ-Ансамбля. В 2020 году коллектив отметил 10-летие.
Ведущий российский коллектив, специализирующийся на исполнении современной музыки. Основан в 1993 году в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым.
В репертуаре ансамбля практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы. За три десятилетия музыканты «Студии» впервые в России исполнили более полутора тысяч сочинений ведущих современных композиторов, представили более ста концертов-портретов и сочинений в жанре нового музыкального театра. Ежегодно ансамбль исполняет около 60 новых программ.
Специально для «Студии» создавали новые опусы Мартен Алтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Роман Леденёв, Мартейн Паддинг, Луис Наон, Энно Поппе, Роджер Редгейт, Владимир Тарнопольский, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Цинсстаг и многие другие. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют сотрудничеству с молодыми авторами – заказу новых сочинений, проведению мастер-классов, лекций и конкурсов (Международный конкурс молодых композиторов имени П. И. Юргенсона, Международный конкурс молодых композиторов «Новые классики», Всероссийские семинары по исполнительским техникам). В последние годы «Студия» активно работает над проектами с электроникой, видео и мультимедиа.
Ансамбль активно гастролирует по России и за рубежом. Концерты «Студии новой музыки» проходят в Большом зале Московской консерватории, в Санкт-Петербургской филармонии, Концертхаусе и филармонии в Берлине, парижском Музыкограде, венецианском театре Малибран и других крупнейших залах мира. Коллектив неоднократно выступал с ансамблями Asko|Schönberg, Ensemble Modern и Klangforum Wien.
«Студия новой музыки» регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организовывает спецпроекты в университетах, включая Оксфордский, Бостонский и Гарвардский. «Студия» стала первым и на сегодня единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте и на Венецианскую биеннале современного искусства.
Один из важных векторов деятельности ансамбля – междисциплинарное взаимодействие. «Студия» сотрудничает с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Центром имени Вс. Мейерхольда, фестивалями «NET – Новый европейский театр» и «ТERRИТОРИЯ», ГМИИ имени А. С. Пушкина, Третьяковской галереей, Музеем современного искусства «Гараж», Московским музеем современного искусства, Московской биеннале, Еврейским музеем центром толерантности, «Премией Кандинского» и др.
«Студия новой музыки» – базовый ансамбль Международного фестиваля современной музыки «Московский форум», проводимого Центром современной музыки Московской консерватории.
В сезоне 2023/24 ансамбль отметил 30-летие. Главное событие юбилейного сезона – проект «СтудияФест», в рамках которого на крупнейших площадках Москвы прошли концерты, образовательные мероприятия, презентации, научные чтения. С 1993 года «Студия» является центром структуры, благодаря которой выстраивалась экосистема новой музыки в России; программа «СтудияФест» демонстрирует, как работает такая структура, редкая не только для нашей страны, но и для зарубежья.
Мона Хаба родилась в Москве. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку, где ее наставниками были профессора Глеб Аксельрод и Леонид Живов.
После окончания консерватории работала в Большом театре в качестве музыкального ассистента Владимира Васильева на постановках балетов «Макбет», «Золушка», «Дон-Кихот», «Лебединое озеро», «Жизель», «Балда», а также исполняла партию фортепиано в его спектаклях «Ностальгия»и «Мастер-класс» на музыку русских и зарубежных композиторов.
С 2005 года – солистка ансамбля «Студия новой музыки». Ведет активную концертную деятельность. Гастролировала в странах Европы, США, Корее, Японии, Мексике, Бразилии, Египте, Израиле, на Бермудах. Принимала участие во многих фестивалях, среди которых «Московская осень», «Московский форум», «Варшавская осень», «Другое пространство», фестиваль Эрнста Кшенека, Бетховенский фестиваль в Бонне, Венецианская биеннале, а также в абонементных концертах Московской филармонии.
Выступала с Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Московским Ансамблем Современной Музыки, ГАМ-ансамблем («Галерея актуальной музыки»), сотрудничала с фаготистом Валерием Поповым, виолончелистом Александром Загоринским, певцами Надеждой Красной и Анатолием Мищевским. Регулярно выступает в дуэте с мужем – пианистом Михаилом Дубовым.
В репертуаре пианистки, наряду с сочинениями композиторов XVIII–XIXвв., музыка XX века и сочинения молодых авторов России и зарубежья. Является первым исполнителем ряда новых произведений, в том числе посвященных ей. Участвовала в записи CD на фирмах «Мелодия», Le chant du Monde (Франция), Meldac (Япония), включая серию авторских дисков современных композиторов.
Преподает в Московской консерватории на факультете исторического и современного исполнительского искусства (классы специального фортепиано, камерного ансамбля и концертмейстерский класс). Проводит мастер-классы, выступает с лекциями по вопросам современного музыкального исполнительства и нового фортепианного репертуара в учебных заведениях России и за рубежом.
Никита Агафонов – кларнетист, саксофонист, автор оригинальных композиций. Получил образование в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московской консерватории, продолжил обучение в ассистентуре-стажировке, специализируясь на исполнении современной музыки.
Во время учебы в ЦМШ был стипендиатом фондов Владимира Спивакова и «Русское исполнительское искусство». Участвовал в концертах фонда Владимира Спивакова в России, странах Европы и в США, выступал на Международном музыкальном фестивале в Кольмаре (Франция). Лауреат международных конкурсов кларнетистов, в том числе имени С. В. Розанова в Москве и в Дос-Эрманас (Испания). Удостоен специального приза на Международном юношеском конкурсе «Концертино Прага».
С 2007 года – солист ансамбля «Студия новой музыки» Московской консерватории. Сотрудничает с композиторами Владимиром Тарнопольским, Юрием Каспаровым, Александром Розенблатом, Николаем Поповым, Олегом Пайбердиным и многими другими.
Наряду с современной академической и классической музыкой исполняет джаз. В 2012–2017 годах руководил проектом «Звезды Jazz'a», в рамках которого состоялись концерты вокалистов Джейми Дэвиса, Ники Харис и Биг-бэнда Георгия Гараняна в Большом зале Московской консерватории, концерты джаз-фьюжн группы Mezzoforte (Исландия) и Квартета Нильса Ландгрена (Швеция) в Доме музыки.
Гастролирует по России, а также в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Чехии, Финляндии, Швеции, США, выступает на фестивалях академической и джазовой музыки. Имеет записи на компакт-дисках, изданных в России, Нидерландах и Японии. В 2020 году выпустил альбом Jazz Tribute to Sting в составе джазового квартета.
Ольга Галочкина родилась в Москве. Окончила Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Стефана Кальянова), Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку (класс профессора Наталии Шаховской).
Выступает как солистка и в составе камерных ансамблей. Активно участвует в популяризации современной музыки, является первой исполнительницей произведений многих российских композиторов, впервые в России представила ряд произведений ведущих зарубежных авторов.
С 1999 года – солистка ансамбля «Студия новой музыки». С 2007 года – артистка Государственного квартета имени С. С. Прокофьева. Выступает в дуэте с пианисткой Моной Хабой. Гастролировала в городах России, Австрии, Испании, Германии, Швейцарии и Франции.
Совмещает концертную деятельность с преподаванием в Московской консерватории, Академическом музыкальном училище при МГК и Центральной музыкальной школе. Ранее работала в Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Ф. Шопена. Среди учеников Ольги Галочкиной – лауреаты международных конкурсов, солисты и артисты ведущих оркестров Москвы.
Родился в 1992 году в Москве. Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (класс ударных инструментов Марка Пекарского) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (факультет исторического и современного исполнительского искусства, класс профессора Марка Пекарского) и ассистентуру-стажировку МГК по специальности «Оркестр современной музыки» (руководитель – Владимир Тарнопольский). Ведет активную концертную и преподавательскую деятельность.
Солист Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского, участник ансамбля современной музыки Kymatic, сотрудничает со «Студией новой музыки», «ГАМ-ансамблем», ансамблями Questa Musica, Opus Posth. Выступал с известными музыкантами – Алексеем Любимовым, Александром Гиндиным, Фридрихом Липсом, Геннадием Дмитряком, Филиппом Чижевским, Владимиром Мининым и другими.