Язык музыки. Клавиши : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Язык музыки.
    Клавиши

    21 апреля 2024

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    Сен-Санс
    Симфония № 3, с органом (II часть, фрагмент)
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (I часть)
    И. С. Бах
    Концерт № 1 для клавесина и струнных ре минор, BWV 974 (I часть)
    Токката и фуга ре минор, BWV 538
    Дебюсси
    «Отражения в воде» из цикла «Образы», L 110

    Рекомендуем для зрителей старше 12 лет

    Продолжительность — 1 час 20 минут без антракта

    12+

    Абонемент №83:

    Язык музыки: оркестр, голос, клавиши (12+)

    «Язык музыки» отличается от традиционных филармонических концертов: ведущие общаются с музыкантами и друг с другом, ставят ключевые вопросы о музыке и находят неожиданные ответы на них. А слушатели дирижируют симфоническим оркестром, играют на оркестровых инструментах и поют вместе со всем залом.

    Рассказ о семействе клавишных инструментов, позволяющих одному человеку воспроизводить полноценную и разнообразную музыкальную ткань. Сравнение клавесина, органа, рояля, челесты и синтезатора. Через наглядность клавиатуры — знакомство с азами музыкальной теории. Музыка XVI–XX веков.

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Мария Холкина

    Ведущая концертов, специалист по маркетинговым коммуникациям в сфере культуры. 

    С 2011 года работает в Московской филармонии, отвечает за SMM, видеоконтент и специальные партнерские проекты. В составе филармонической команды организует концерты с участием музыкантов и ведущих оркестров России и зарубежья. В паре с музыковедом Ярославом Тимофеевым ведет просветительский проект «Язык музыки» на сценах Концертного зала имени П. И. Чайковского и «Филармонии-2».

    В 2019 году вела трансляции XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского для канала medici.tv, которые посмотрели более 20 млн зрителей по всему миру. В рамках этих трансляций брала интервью у Валерия Гергиева и других выдающихся музыкантов. В 2022 году вела онлайн-трансляции Международного конкурса имени С. В. Рахманинова, работая в прямом эфире на двух языках. 

    Руководила пресс-центром XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, работала с журналистами из The Times, BBC Radio 3, FAZ и всех ведущих российских медиа. Была приглашенным спикером конференции Moscow PR Week (МГИМО), семинаров для менеджеров концертных организаций в Москве и Екатеринбурге. 

    В 2014 году создала просветительский YouTube-канал Muzium. Сегодня на канале опубликованы более ста лекций ведущих отечественных музыковедов, среди которых Левон Акопян, Лариса Кириллина, Роман Насонов. В 2021 году под брендом Muzium выходил подкаст проекта «Как полюбить оперу», включенный в подборку лучших мировых подкастов о театре журнала Forbes.

    Хироко Иноуэ

    Хироко Иноуэ родилась в Осаке (Япония). Обучалась в Университете искусств Киото, затем в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и ассистентуре-стажировке МГК (класс фортепиано профессора Наума Штаркмана, класс органа профессора Алексея Паршина). Изучала историческое исполнительство под руководством профессора Тео Йеллема в Консерватории Принца Клауса в Гронингене (Нидерланды). Стипендиат Министерства культуры Японии.

    Победительница конкурса пианистов в Сакаи (Япония), III Международного конкурса имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге. Лауреат и дипломант органных конкурсов имени Марчелло Галанти в Италии, Валерия Кикты в Москве и имени Микаэла Таривердиева в Калининграде. Обладатель приза фестиваля Петра Великого в Гронингене (2006).

    С 2006 года – солистка Калининградской областной филармонии. Параллельно ведет активную концертную деятельность в Москве, других городах России и за рубежом. 

    В числе сольных программ исполнительницы – монографические концерты из произведений И. С. Баха, Микаэла Таривердиева, органная музыка Франции и др. Она выступает с Камерным оркестром Калининградской филармонии, Государственным академическим камерным оркестром России, в ансамбле с Владиславом Лавриком (труба), Вероникой Кожухаровой (саксофон), Жан-Пьером Стайверсом (орган). 

    Сотрудничает с вокалистами (концертные программы Ave Maria, «Приглашение в оперу» и др.) и мастерами художественного слова («Куда ведет нас сладкий путь любви?» с Чулпан Хаматовой, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» с Сергеем Карякиным и др.). На протяжении многих лет принимала участие в просветительских концертах лектора-музыковеда Светланы Виноградовой.

    С 2007 года регулярно знакомит поклонников органного искусства в России с современной музыкой Японии (Косаку Ямада, Иссеи Цукамото, Мичио Мияги), исполняя ее в сольных программах и в ансамблях с музыкантами из Юго-Восточной Азии. 

    В 2016–2010 гг. вела класс органа в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных. 

    В 2020 году получила специальный приз «За создание культурных мостов» в рамках первой всероссийской премии «Органист года».

    Анастасия Антонова

    Анастасия Антонова с отличием окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (факультет исторического и современного исполнительского искусства, классы профессоров Ольги Филипповой, Михаила Дубова и Алексея Любимова), после чего совершенствовалась в ассистентуре-стажировке МГК (класс профессора Ольги Филипповой) и Венском университете музыки и исполнительского искусства (класс профессора Вольфганга Глюкзама). Принимала участие в мастер-классах многих известных музыкантов, среди которых Пьер Антай, Андреа Маркон, Скип Семпе, Марко Менкобони, Кетиль Хёугсанн и Кристина Шорнсхайм.

    Лауреат трех престижных международных конкурсов в номинации «клавесин»: «Пражская весна» (2017, I премия), имени И. С. Баха в Лейпциге и Musica Antiqua в Брюгге (2018, III премия). Победительница Международного конкурса клавесинистов в Яманаси (Япония), обладательница золотой медали Международного конкурса Svirel (Словения, в составе клавесинного дуэта A&A с Анной Кискачи). 

    Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом – в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Чехии, Словении, США и Японии. Выступала в венском Концертхаусе, пражском Рудольфинуме, зале Тиволи-Вреденбург в Утрехте, Большом зале Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, Московском концертном зале «Зарядье», Концертном зале имени П. И. Чайковского. 

    Сотрудничала с Государственным академическим камерным оркестром России, Государственной академической симфонической капеллой России, оркестрами Pratum integrum, Collegium 1704, филармоническими оркестрами Южной Чехии и имени Богуслава Мартину. В дуэте A&A с Анной Кискачи выступала на крупнейших фестивалях старинной музыки, в их числе Early Music в Утрехте (Нидерланды), Musica Antiqua в Брюгге (Бельгия), Resonanzen в Вене, Styriarte в Граце, в Бруннентале, Italia Mia (Австрия), Klangim Kloster, в Нойбурге (Германия), Accademia del Ricercare (Италия), Amia (Франция), в Яманаси (Япония) и Capriccio Baroque (США). Приглашенная артистка Академии Villa Bossi в Бодио-Ломнаго (Италия). 

    Репертуар артистки охватывает музыку пяти веков: от сочинений английских верджиналистов до композиций современных авторов. Она участвовала в российских премьерах произведений композиторов ХХ–ХХI веков (как пианистка и клавесинистка). Записывалась на телеканале «Культура», радио «Орфей», «Радио России», радиостанциях Австрии, Германии, Чехии и Нидерландов. С 2018 года преподает в Московской консерватории.

    Пётр Акулов

    Пётр Акулов родился в 2006 году. Обучается в Московской средней специальной музыкальной школе (колледже) имени Гнесиных (класс Максима Железнова). Принимал участие в мастер-классах Дмитрия Башкирова, Станислава Юденича, Уильяма Гранта-Наборе, Бориса Петрушанского, Рены Шерешевской.

    Лауреат российских и международных конкурсов, в числе которых Muenchner Klavierpodium в Германии (2014), Concours Musical de Franceво Франции (2014, I премия и специальный приз), имени Моцарта в Чжухае, КНР (2017, I премия), Clavi Cologne в Германии (2018, I премия), Astana Piano Passion в Казахстане (2019, Гран-при, I премия и специальный приз), в Хилтон-Хеде, США (2020, II премия), Grand Piano Competition в Москве (2021, Гран-при), имени Джины Бахауэр в Солт-Лейк-Сити, США (2021, II премия), конкурс Томаса и Эвона Куперов в Оберлине, США (2023, I премия, приз зрительских симпатий).Стипендиат фондов Мстислава Ростроповича и «Новые имена».

    Выступает в России и за рубежом с сольными концертами и в сопровождении оркестров. Участник фестивалей Валерия Гергиева («Звезды белых ночей», фестиваль в Миккели, Финляндия) и Дениса Мацуева («Звезды на Байкале», Crescendoи «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», а также фестивалей «Площадь Искусств» (сольный концерт в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии), «Красная площадь» в Москве, «Белая сирень» имени Сергея Рахманинова в Казани, Мстислава Ростроповича в Оренбурге, «Русские сезоны» в Страсбурге и Люксембурге и др.

    Выступал с оркестром Мариинского театра, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, ГАСО Республики Татарстан, Новосибирским академическим симфоническим оркестром, Костромским губернским симфоническим оркестром, Волгоградским академическим симфоническим оркестром, оркестрами Макао (Китай) и Хилтон-Хеда (США), камерным оркестром Salzburg Chamber Soloists (Австрия) и другими коллективами под управлением Валерия Гергиева, Алексея Богорада, Димитриса Ботиниса, Юрия Ткаченко, Алексея Рубина, Павла Герштейна, Михаила Щербакова, Лаварда Скоу Ларсена и других дирижеров. 

    В 2022 году дебютировал с сольной программой в Московской филармонии.

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.

    Андрей Колясников

    Андрей Колясников родился в 1992 году в Екатеринбурге. Окончил Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Вячеслава Карташова) и ассистентуру-стажировку Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова (класс профессора Юрия Симонова). 

    Стажировался под руководством Валерия Гергиева в Мариинском театре и под руководством Феликса Коробова в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Участник Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров профессора Юрия Симонова в Москве (2018, 2019), мастер-классов Фабио Мастранджело и Николаса Паске.

    Победитель IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (2023). Обладатель стипендии имени Марка Павермана (2015) и именной стипендии фонда «Новые имена» (2007).

    В 2015–2019 гг. преподавал в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, Уральской специальной музыкальной школе-десятилетке и Свердловском музыкальном училище имени П. И. Чайковского, где также возглавлял учебные симфонические оркестры. С симфоническим оркестром УрСМШ завоевал Гран-при на XX Международном фестивале античного искусства «Боспорские агоны» в Керчи (2018). 

    Сотрудничал с Екатеринбургским государственным академическим театром оперы и балета (в качестве ассистента дирижера-постановщика Оливера Дохнаньи участвовал в постановке оперы «Турандот» Пуччини). С 2022 года – преподаватель кафедры оперно-симфонического дирижирования Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова.

    С 2019 года – ассистент дирижера Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Симонов). Выступал с Симфоническим оркестром Мариинского театра, Госкапеллой России, оркестрами Ярославской, Тульской, Брянской, Ростовской и Северо-Кавказской филармоний, Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова и Камерным хором Московской консерватории, Московским государственным академическим камерным хором Владимира Минина.

    Сотрудничал со многими известными солистами, среди которых Борис Андрианов, Валерий Ворона, Даниил Коган, Мирослав Култышев, Павел Милюков, Айлен Притчин, Равиль Ислямов, Александр Рамм, Максим Рубцов, Юрий Фаворин, Валерий Шкарупа, Аида Гарифуллина, Хачатур Бадалян, Сергей Писарев, Дмитрий Сибирцев. В цикле «Сказки с оркестром» Московской филармонии выступал с актерами Дмитрием Назаровым, Юлией Пересильд и Игорем Петренко. 

    Принимал участие в фестивале «Москва встречает друзей» фонда Владимира Спивакова в Доме музыки, гала-концерте «Новый век» к 100-летию ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова в МКЗ «Зарядье», проектах Санкт-Петербургского Дома музыки, фестивале музыки и искусств «Тремоло» в Тольятти (художественный руководитель – Фабио Мастранджело), фестивале античного искусства «Боспорские агоны» в Керчи. В 2022 году в Большом зале Московской консерватории участвовал в концертном исполнении оперы «Ася» Ипполитова-Иванова, возрожденной после более чем столетнего забвения. 

    Другие концерты этого абонемента
    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
    15 октября в 13:00
    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
    11 февраля в 13:00