В продаже абонемент Musica sacra nova
25 октября 2014
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №1:
Оперные шедевры
Уроженка Тираны (Албания)
Эрмонела Яхо дебютировала на оперной сцене в 17 лет в своем родном городе. Вокальное
образование она завершила вскоре после этого в Академии Santa Cecilia в Риме; певица стала лауреатом
нескольких престижных вокальных конкурсов – в их числе Конкурс им. Джакомо Пуччини в Милане, Конкурсим. Р. Зандонаи в Роверето и Международный конкурс им. Г. Спонтини в Анконе. Первые крупные ангажементы Эрмонелы Яхо состоялись в
Италии – она дебютировала в болонском Teatro Comunale в партии Мими («Богема»
Пуччини) под управлением Даниэле Гатти, в театре La Fenice в Венеции в роли Сюзанны («Свадьба Фигаро»
Моцарта) и в Театре Джузеппе Верди в Триесте в партии Микаэлы («Кармен» Бизе).
Первые интернациональные ангамеженты Эрмонелы Яхо за приделами Италии состоялись на Уэксфордском оперном фестивале в Ирландии, где она принимала участие в постановках опер «Сафо» Массне и «Орлеанская дева» Чайковского. Дальнейшие выступления певицы включали дебюты в Баварской государственной опере (Норина в «Доне Паскуале» Доницетти), Капитолийском театре Тулузы и Женевской опере (Сюзанна в «Свадьбе Фигаро» Моцарта), Оперном театре Лимы в Перу (заглавная роль в «Семирамиде» Россини, где ее партнерами были Хуан Диего Флорез и Даниэла Барчеллона), севильском Teatrodela Maestranza («Коронация Поппеи» Монтеверди под управлением Кристофа Руссе), Филадельфийской опере (Мими в «Богеме» Пуччини), Teatro Filarmonico в Вероне (Амина в «Сомнамбуле» Беллини), Марсельской опере (заглавная роль в «Манон» Массне), Римской опере (Микаэла в «Кармен» Бизе), концертном зале Академии Santa Cecilia («Маддалена» Прокофьева под управлением Валерия Гергиева), возвращение в болонский Teatro Comunale (Адина в «Любовном напитке» Доницетти, Панночка в «Майской ночи» Римского-Корсакова под управлением Владимира Юровского). Она также с успехом выступала на Глайндборнском оперном фестивале в Великобритании.
Роль, которая принесла певице самый большой успех – Виолетта в «Травиате» Верди, она воплощала ее на сценах таких театров, как Марсельская опера, Лондонская Королевская опера Covent Garden, нью-йоркская Metropolitan Opera, Баварская государственная опера, Берлинская государственная опера, неаполитанский театр San Carlo; в нынешнем театральном сезоне она поет партию Виолетты на сценах парижской Opera Bastille, Венской государственной оперы, Баварской государственной оперы и мадридского Teatro Real. Сезон 2009/10 она начала в Филадельфийской опере с дебюта в заглавной партии в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй» и продолжила в Авиньонской опере (Джульетта в «Капулетти и Монтекки» Беллини) и оперном театре Хельсинки (Маргарита в «Фаусте» Гуно). В числе недавних и ближайших ангажементов певицы – возвращение в Лондонскую Королевскую оперу Covent Garden в роли Виолетты и в роли Манон в одноименной опере Массне и в роли Магды в «Ласточке» Пуччини, спектакли в брюссельском театре LaMonnaie («Богема» Пуччини), Парижской Национальной опере («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Тулонской опере («Таис» Массне и «Анна Болейн» Доницетти), Опере Сан-Диего («Турандот» Пуччини), Штутгартской опере («Травиата» Верди), Лионской опере («Симон Бокканегра» и «Луиза Миллер» Верди, «Зельмира» Россини), барселонском Teatro Liceu («Фауст» Гуно).
Дарья Телятникова родилась в 1988 году в Челябинской области. В 2008 году окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Лауреат международного конкурса «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры» (2007), дипломант и обладательница двух специальных премий Международного конкурса молодых оперных певцов имени Риккардо Дзандонаи (Рива-дель-Гарда, Италия, 2010), победительница I Интернет-конкурса оперных исполнителей RuOperA (2020).
В 2010–2012 гг. – солистка Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2011 году дебютировала в Мариинском театре (Николетта в опере «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), в 2013 г. – в Большом театре России (Кушетка, Кошка, Белка и Пастух в опере «Дитя и волшебство» Равеля), на сцене которого также исполняла партии Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Лауры («Иоланта» Чайковского), Дидоны, Первой и Второй ведьмы («Дидона и Эней» Пёрселла). В сезоне 2012/13 была артисткой Международной оперной студии в Цюрихе. С 2013 года – солистка Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. С 2022 года – солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
В репертуаре певицы также Марцеллина, Церлина, Секст и Дорабелла («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Милосердие Тита» и «Так поступают все женщины» Моцарта), Сметон («Анна Болейн» Доницетти), Альцина и Арджена («Неистовый Роланд» и «Олимпиада» Вивальди), Гоффредо («Ринальдо» Генделя), Полина и Ольга («Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского), Амитта («Терпеливый Сократ» Телемана), Цветочная Дева / Паж («Парсифаль» Вагнера) и другие партии, произведения кантатно-ораториального жанра. Участвовала в постановке оперы «Для "Черного квадрата"» Ильи Демуцкого.
Принимала участие в фестивале «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), фестивале камерной музыки «Возвращение» в Москве; выступала на сценах Театра Комунале Феррары (Италия), Берлинской филармонии, концертного зала Мегарон (Афины), парижского Музыкограда (Cité de la Musique) и Театра Елисейских Полей, концертного зала Фонда Галуста Гюльбенкяна (Лиссабон), зала Bozar(Брюссель), концертного зала KKL (Люцерн), венского Концертхауса, Концертного зала имени П. И. Чайковского, Большого зала Московской консерватории, МКЗ «Зарядье», Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича, Дома Радио, Новосибирской государственной филармонии, частной филармонии «Триумф» (Пермь).
Сотрудничала с известными дирижерами, в числе которых Владимир Юровский, Теодор Курентзис, Александр Рудин, Марко Замбелли, Петер Нойман, Николай Шепс-Цнайдер, Фабио Луизи, Уильям Лейси, Стефано Монтанари, Юрий Башмет, Дмитрий Синьковский, Иван Великанов, Кристофер Мулдс, Филипп Чижевский, Валентин Урюпин, Федерико Мария Сарделли. Выступала с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Новосибирским академическим симфоническим оркестром, оркестром musicAeterna, камерными оркестрами «Виртуозы Москвы» и Musica Viva, ансамблями il Pomo d'Oro, Questa Musica.
Кейт Олдрич, одна из самых успешных и востребованных
американских певиц своего поколения, выступала на многих ведущих сценах мира –
в их числе нью-йоркская Metropolitan Opera, миланский театр La Scala, Парижская Национальная опера,
Опера Сан-Франциско, Зальцбургский фестиваль, Цюрихская опера, Баварская государственная
опера, берлинская Deutsche Oper, барселонский театр Liceu, мадридский Teatro Real, Гамбургская государственная
опера, Teatro Colon в Буэном-Айресе, Капитолийский театр Тулузы, Teatro Comunale в Болонье, Teatro Regio в Турине и многие другие.
Профессиональный дебют певицы состоялся в 2000 году на фестивале Arenadi Verona, где она исполнила партию Прециозиллы в опере Верди «Сила судьбы». Репертуар певицы многообразен и включает ведущие роли в операх композиторов самых разных эпох и стилевых направлений: она исполняла партии Нерона в «Коронации Поппеи» Монтеверди (барселонский Luceu), Адальджизы в «Норме» Беллини (Metropolitan Opera, театры Болоньи, Турина, Монреаля и Ванкувера), Никлауса в «Сказках Гофмана» Оффенбаха (Парижская Национальная опера), Елизаветы в «Марии Стюарт» Доницетти (театры Сан-Диего и Палермо), Розины в «Севильском цирюльнике» Россини (миланский театр La Scala, театр San Carlos в Лиссабоне), Секста в «Милосердии Тита» Моцарта (театры Мадрида, Праги, Марселя, Инсбрукский фестиваль старинной музыки), Шарлотты в «Вертере» Массне (Лионская опера, туринский Teatro Regio), Асканио в «Бенвенуто Челлини» Берлиоза (Зальцбургский фестиваль). Одна из лучших партий в репертуаре Кейт Олдрич – Кармен в одноименной опере Бизе; эту партию она исполняла на сценах Оперы Сан-Франциско, нью-йоркской МЕТ, Баварской государственной оперы, Цюрихской оперы, берлинской Deutsche Oper, на фестиваях Arenadi Verona и оперном фестивале в Оранже (Франция).
С участием Кейт Олдрич выпущены видеозаписи спектаклей
«Фаворитка» Доницетти (Капитолийский театр Тулузы) и «Риенци» Вагнера
(берлинская DeutscheOper), а также «Зельмиры» Россини (Россиниевский фестиваль в
Пезаро), «Нормы» Беллини (Teatro Comunale в Болонье) и «Вертера» Массне (Teatro Regio в Турине). Концертные ангажементы певицы включают
исполнение «Песни о земле» Малера с Национальным оркестром Франции, концертное
исполнение оперы Цемлинского «Флорентийская трагедия» с Симфоническим оркестром
Сан-Франциско и на оперном фестивале в Монпеллье, «Маленькую торжественную
мессу» Россини на Россиниевском фестивале в Пезаро и в Вашингтонской
национальной опере.
Выступления Кейт Олдрич в этом сезоне включают постановки «Анны Болейн» Доницетти в Опере Тулона, «Кармен» Бизе в Цюрихской опере, Deutsche Oper в Берлине и в оперном театре Ванкувера, а также «Идоменея» Моцарта в Лионской опере.
26-летний мексиканский тенор
Диего Сильва дебютировал в 2013 году в театре Bellas Artes в Мехико в партии
Тамино в «Волшебной флейте» Моцарта. Текущий театральный сезон начался для него
с участия в концерте Фонда Эвы Квелер в нью-йоркском AliceTullyHall. В настоящее время он является артистом Академии
вокальных искусств в Филадельфии, где он исполняет Ленского («Евгений Онегин»
Чайковского) и Рудольфа («Богема» Пуччини). В течение учебы в Академии он
получил несколько наград от фондов, поддерживающих молодых вокалистов и ряд
премий на международных конкурсах, в том числе на Международном конкурсе Герды
Лисснер в 2012 году (специальный приз), Конкурсе им. Джулио Гари в 2013 году (I премия), и на Международном
конкурсе вокалистов им. Карло Морелли в 2013 году (I премия, специальный приз и приз публики).
В Академии вокальных искусств Диего Сильва также исполнял партию Графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» Россини и Неморино в «Любовном напитке» Доницетти. Он страховал партию Надира в «Искателях жемчуга» Бизе в Опере Санта Фе и исполнил партию Рудольфа на Кастельтонском оперном фестивале. Он регулярно выступает в оперном театре при Институте Кертиса в Филадельфии – в числе его ролей: Фауст («Фауст» Гуно), Арбак («Идоменей» Моцарта), Альмавива («Севильский цирюльник» Россини), Эльвино («Сомнамбула» Беллини), Бельфьоре («Путешествие в Реймс» Россини) и Дон Оттавио («Дон Жуан» Моцарта). Диего Сильва получил также стипендию Пласидо Доминго от Международного общества поддержки мексиканского искусства.
В прошедшем сезоне Диего Сильва дебютировал в партии Кавалера Де Грие («Манон» Массне) в Мехико и Филадельфии, а летом впервые спел партию Альфреда в «Травиате» Верди. Европейский дебют певца состоялся в оперном театре Иези в Италии, где он спел партию Эрнесто в опере Доницетти «Дон Паскуале».
Игорь Морозов родился в 1990 году в Рязани. Окончил Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова (2010) и Академию хорового искусства имени В.С.Попова (2016) по специальностям «хоровое дирижирование» и «академическое пение». Лауреат международных конкурсов, Общероссийского конкурса «Молодые дарования России»(2010, 2014). Обладатель премии Елены Образцовой «За яркое начало в искусстве». Номинировался на Российскую национальную музыкальную премию в категории «Вокалист года» (2016). Победитель Международного вокального конкурса «Хосе Каррерас Гран-при» (2021). Лауреат XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского и Национальной оперной премии «Онегин» (2023).
В 2013 году дебютировал на театральной сцене, выступив в постановке оперы «Кавалер розы» Рихарда Штрауса на Исторической сцене Большого театра России под управлением Василия Синайского. В настоящее время – солист Московского театра «Геликон-опера» и приглашенный солист Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
Выступал также на сценах Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского, Башкирского государственного театра оперы и балета, Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Э. Сапаева.
С 2014 года исполняет ведущие партии в известнейших театрах мира, в числе которых Большой театр Лисео в Барселоне (Испания), Королевская опера в Стокгольме (Швеция), венский Театр ан-дер-Вин (Австрия), Театр Петруццелли в Бари (Италия), Хорватский национальный театр в Загребе, Королевский театр де ля Монне в Брюсселе (Бельгия), Муниципальный театр Сан-Паулу (Бразилия), Муниципальный театр Сантьяго (Чили), Национальная опера «Эстония», Опера Ниццы (Франция), Немецкая опера на Рейне (Германия), Латвийская национальная опера, Национальный театр оперы и балета имени Александра Спендиаряна в Ереване (Армения), Театр Биля/Золотурна (Швейцария).
Сотрудничал с прославленными оркестрами и дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Юрий Темирканов, Евгений Светланов, Александр Ведерников, Василий Синайский, Михаил Татарников, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Юрий Башмет, Альберто Дзедда, Кристиан Тилеман, Саулюс Сондецкис, Ян Латам-Кёниг, Кен-Дэвид Мазур и другие.
Принимал участие в записи оперных спектаклей для фонда телеканала «Россия-Культура»: «Демон» Рубинштейна (Синодал), «Евгений Онегин» Чайковского (Ленский), «Мазепа» Чайковского (Андрей), «Садко» Римского-Корсакова (заглавная роль), «Травиата» Верди (Альфред).
Заслуженный артист Республики Башкортостан (2023).
Константин Шушаков окончил Российский институт театрального искусства (2009, факультет музыкального театра, курс Георгия Ансимова, класс вокала Юрия Удалова). В 2011 году стал лауреатом Международного конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе (V премия и специальный приз) и Международного конкурса вокалистов «Опералия» Пласидо Доминго в Москве (II премия). Ранее удостаивался специальных призов на конкурсах имени Павла Лисициана в Москве и имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
В 2009–2011 годах – артист Молодежной оперной программы Большого театра России, в 2012–2019 годах – солист труппы. В настоящее время сотрудничает с театром как приглашенный солист.
В репертуаре Константина Шушакова – партии Дон Жуана, Папагено, Гульельмо и Графа Альмавивы («Дон Жуан»,«Волшебная флейта», «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро» Моцарта), Фигаро и Дона Альваро («Севильский цирюльник» и «Путешествие в Реймс» Россини), Марселя и Шонара («Богема» Пуччини), Зурги («Искатели жемчуга» Бизе), Валентина («Фауст» Гуно), Доктора Малатесты («Дон Паскуале» Доницетти), Форда («Фальстаф» Верди), Онегина, Елецкого и Роберта («Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского), Царевича Афрона («Золотой петушок» Римского-Корсакова), Панталона («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Лебедева («Идиот» Вайнберга) и другие.
Принимал участие в постановках театра Ла Скала, Королевского театра де ла Монне в Брюсселе, Большого театра Женевы, Норвежской национальной оперы, Оперы Руана (Франция), Словенского национального театра в Мариборе, Оперы Ванкувера (Канада), Муниципального театра Cан-Паулу (Бразилия), спектаклях и концертах Пермского театра оперы и балета. Выступал в операх «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Мария Стюарт», «Анна Болейн» и «Роберто Деверё» Доницетти на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского.
С 2019 года – солист Цюрихской оперы.
Сотрудничал с известными дирижерами и режиссерами, среди которых Василий Синайский, Михаил Плетнёв, Александр Рудин, Теодор Курентзис, Даниэль Баренбойм, Джанандреа Нозеда, Кристофер Мулдс, Ален Альтиноглу, Лоран Кампеллоне, Антонелло Аллеманди, Кирилл Карабиц, Бенжамин Пьоннье, Клаус Гут, Барри Коски, Лоран Пелли.
В концертном репертуаре певца – партии в Большой мессе до минор Моцарта, оратории «Времена года» Гайдна, Немецком реквиеме Брамса, Реквиеме Форе и другие.
Уроженец Болоньи, Симоне Альбергини за прошедшие
десятилетия стал одним из самых востребованных исполнителей Европы в
моцартовско-россиниевском репертуаре. Его дебют состоялся в1993 году насцене Teatro Regio вТурине вопере «Капулетти и Монтекки» Беллини. В1994-м он победил на Международном конкурсе Operalia, основанном Пласидо Доминго, и с тех пор регулярно сотрудничает сведущими оперными театрами Европы и США — в их числе Metropolitan Opera в Нью-Йорке, Опера Лос-Анджелеса, миланский театр
La Scala, Венская государственная опера,
Римская опера, флорентийский Maggio Musicale, венецианский театр La Fenice, неаполитанский театр San Carlo. Он работал с такими дирижерами, как Риккардо
Шайи, Владимир Юровский, Джеймс Конлон, Зубин Мета, Риккардо Мути, Сейджи Озава,
Майкл Тилсон Томас, Тьерри Фишер, Альберто Дзедда, Никола Луизотти, Риккардо
Фрицца, Антонелло Аллеманди и многими другими.
Симоне Альбергини — постоянный участник оперного Россиниевского фестиваля вПезаро (Италия), фестиваля имени Моцарта в Ла-Корунье (Испания), фестиваля «Неделя музыки» в Стрезе (Италия). В2012 году Альбергини выступил в своих коронных партиях: Дон Жуана— воФранкфуртской опере и в Оперном театре Савоны (Италия), Фигаро — в Оперном театре Колорадо в Денвере (США), графа Альмавивы— в TeatroComunale вБолонье (Италия), атакже впартии Дандини в современной телевизионной версии россиниевской «Золушки» — «Золушка. Сказка в прямом эфире» (режиссер Карло Вердоне, дирижер Джанлуиджи Джельметти). Сезон 2012/13 отмечен новыми работами в Gran Teatredel Liceu в Барселоне (Дулькамара, «Любовный напиток» Доницетти), в Teatro Regio в Турине (Марсель, «Богема» Пуччини и Дулькамара), в Цюрихской опере (Эскамильо, «Кармен» Бизе), в Teatro Donizetti в Бергамо (Карденио, «Безумный на острове Сан-Доминго» Доницетти), в Национальной опере Вашингтона (Белькоре, «Любовный напиток» Доницетти). Сотрудничающий на протяжении многих лет с Теодором Курентзисом, певец выступал под руководством дирижера в постановках опер Моцарта «Свадьба Фигаро» (Новосибирский театр оперы и балета, 2007) и «Дон Жуан» (концертное исполнение оперы в Концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве, 2006; Пермский государственный театр оперы и балета, 2014).
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Академический Большой хор был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. В разное время хором руководили Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова.
В 2005 году в Академический Большой хор (получивший название «Мастера хорового пения») на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Под его руководством обновленный состав успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название – «Мастера хорового пения» – предопределило профессионализм и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.
За неполное столетие хор исполнил более 15 000 произведений – опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие из них составили «золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Гран-приконкурса грамзаписей в Париже, Золотая медальв Валенсии).
В 2017 году вышла в свет «Антология симфоний Дмитрия Шостаковича», записанная Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан (художественный руководитель и дирижер – Александр Сладковский), в записи нескольких симфоний принял участие хор. В 2016–2017 гг. были осуществлены записи русской музыки (кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Весна» Рахманинова, опера «Евгений Онегин» Чайковского) в содружестве с Национальным филармоническим оркестром России (художественный руководитель и дирижер – Владимир Спиваков).
В исполнении хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова, Евграфова и других авторов. С коллективом работали такие выдающиеся дирижеры, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Хельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анджела Георгиу и многие другие.
В содружестве с Хельмутом Риллингом, оркестром и солистами Баховской академии были исполнены в Москве все крупнейшие сочинения И. С. Баха, а также Месса си минор в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В рамках Музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Мишеля Плассона была исполнена драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза. В 2008, 2012 и 2018 годах хор принимал участие в церемониях инаугураций Президентов Российской Федерации Д. А. Медведева и В. В. Путина.
Академический Большой хор участвовал в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, Московском Рождественском фестивале (художественные руководители – Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Иларион), Московском Великопостном хоровом фестивале (художественные руководители – Александр Соколов и митрополит Волоколамский Иларион), фестивалях в Кольмаре (Франция), Равелло (Италия), Мстислава Ростроповича в Москве, «Опера Live» Василия Ладюка, Crescendo Дениса Мацуева и многих других.
Академическому Большому хору рукоплескали в крупнейших концертных залах городов России, Китая, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехии, Японии, Коста-Рики, Южной Кореи, Катара, Индонезии и др.
Марко Замбелли родился в Генуе, обучался в
Генуэзской консерватории им. Никколо Паганини по классу органа и клавесина.
После нескольких лет исполнительской деятельности Марко Замбелли начал работать
как хоровой дирижер и в 1988 году возглавил Детский хор Грасса (Швейцария), а
затем стал главным хормейстером Лионской оперы. Будучи в Лионе он ассистировал
Джону Элиоту Гардинеру при постановках опер «Дон Жуан» и «Волшебная флейта»
Моцарта, «Беатрис и Бенедикт» Берлиоза, «Ромео и Джульетта» Гуно и «Диалоги
кармелиток» Пуленка. Он также работал ассистентом таких дирижеров, как Эммануил
Кривин, Нэвилл Мэрринер, Бруно Кампанелла.
Как оперный дирижер Марко Замбелли дебютировал в 1994 году в оперном театре Мессины, после чего получил приглашения работать в театрах Кальяри, Сассари, Болоньи (Италия), Кобленца (Германия), Лидса (Великобритания), Тенерифе (Испания). Он также интенсивно работал с такими симфоническими оркестрами, как Лондонский филармонический, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля, Национальный оркестр BBC в Уэльсе. Среди важнейших ангажементов Марко Замбелли последних лет можно назвать оперы «Луиза Миллер» Верди и «Танкред» Россини в неаполитанском театре San Carlo, «Дон Карлос» Верди в Опере Миннесоты, «Травиата» Верди в венецианском La Fenice, «Норма» Беллини в Опере Цинциннати, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти в Опере Ниццы, «Манон Леско» Пуччини в Национальном театре Праги, «Итальянка в Алжире» Россини и «Турандот» Пуччини в Опере Тулона, «Так поступают все» Моцарта в пармском Teatro Regio, «Катерина Корнаро» Доницетти в Нидерландской опере, «Тоска» Пуччини в оперном театра Лас-Пальмаса. Он также неоднократно дирижировал сольными концертами таких прославленных исполнителей, как Роландо Виллазон, Суми Йо, Мария Байо, Анник Массис, Грегори Кунде, Эрмонела Яхо, Марина Поплавская. Весной 2012 года Марко Замбелли дирижировал постановкой оперы «Турандот» в женевской GrandOpera, в марте 2014 года состоялся его дебют в Национальном театре Сеула («Дон Жуан» Моцарта).