«Голос эпохи». Хор Владимира Минина : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Голос эпохи». Хор Владимира Минина

    20 февраля 2013

    Большой зал Консерватории

    Купить билет онлайн

    Исполнители:

    Московский государственный академический камерный хор
    Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Минин

    Дирижер – Владимир Минин

    Партии фортепиано:
    Александр Гиндин
    Вячеслав Грязнов

    Ансамбль ударных инструментов под управлением Марка Пекарского

    Николай Соколов (дискант)

    В программе:

    ДАШКЕВИЧ
    Литургия «Семь зарниц Апокалипсиса» (посвящается В.Минину)

    ЙОММЕЛЛИ
    Miserere для хора a cappella /Первое исполнение в Москве/

    СТРАВИНСКИЙ
    «Симфония псалмов»
    (переложение для хора, двух фортепиано и ударных В.Грязнова)

    БЕРНСТАЙН
    «Чичестерские псалмы»
    (переложение для хора, двух фортепиано и ударных В.Грязнова)

    ...Есть время разрушать – и время строить, время разбрасывать камни – и время собирать камни...
    Экклезиаст, 3:5

    «Голос эпохи», мир на перекрестке культур и цивилизаций — такова основная сюжетная линия второго концерта Абонемента Московского камерного хора под управлением Владимира Минина. Его программу составили произведения, смысл которых актуален для всех поколений — о человеке, о его месте в мире и поисках своего пути.

    «И увидел я новое небо и новую землю…» — знаменитые слова из Библии Владимир Дашкевич называет основной позитивной идеей своего произведения. Его Литургия «Семь зарниц Апокалипсиса», посвященная Владимиру Минину, была написана в 2003 году на тексты «Откровения Иоанна Богослова» и имеет подзаголовок «Это мы, Господи».

    Ученик А. Хачатуряна, автор музыки более чем к 100 фильмам, среди которых - «Бумбараш», «Зимняя вишня», «Собачье сердце», «Приключения Шерлока Холмса», - на этот раз В. Дашкевич обратился к жанру Литургии, сказав в интервью, что «логика эволюции вытесняет человека с земли».

    Редко исполняемый в наши дни Никколо Йоммелли, а некогда — выдающийся оперный композитор неаполитанской школы XVIII века, ученик знаменитого Падре Мартини (наставника Баха и Моцарта), написал Miserere в 1749 году. В основе — молитва на текст пятидесятого библейского псалма («Помилуй меня, Господи»). Используя принцип полифонического письма, Йоммелли, тем не менее, сохранил неподражаемую красоту неаполитанских мелодий. Один из прекраснейших образцов итальянской музыки прозвучит на московской сцене впервые.

    Творчество «композитора 1001 стиля», великого Игоря Стравинского впитало всю глубину и противоречивость своего века. «Симфонию псалмов» он создал в 1930 году, находясь в эмиграции в Париже. Сочинение было написано к 50-летию Бостонского симфонического оркестра на канонический текст псалмов Священного Писания. «Мне захотелось создать здесь нечто органически целостное, не сообразуясь с различными схемами, установленными обычаем», — говорил об этом произведении автор. Навсегда оставаясь русским, композитор объединил в едином звучании мелодичность православного пения, традиции «строгого письма», берущие начало в эпохе Возрождения, и музыкальный язык ХХ века.

    Известный всему миру как автор мюзикла «Вестсайдская история», «один из выдающихся дирижёров всех времён» (BBC Music Magazine) Леонард Бернстайн написал «Чичестерские псалмы» в 1965 году на тексты Псалмов Давида на древнееврейском языке. Свое название произведение получило в честь хора Кафедрального собора Святой Троицы города Чичестера в Англии.

    Символ города Чичестера и эпохи Вильгельма Завоевателя (XI-XII в.в.), монументальный собор с более чем 900-летней историей не раз вдохновлял деятелей искусства на создание шедевров. Собор знаменит витражами Марка Шагала, в нем хранятся редкие средневековые скульптуры и многочисленные современные произведения искусства. Взгляд Леонарда Бернстайна на ушедшую эпоху, чистота и строгость храмовых напевов, архаика, воспринятая сквозь современный музыкальный язык и динамику ритмов ХХ века — все это живет в переплетении смыслов и звуков в «Чичестерских псалмах».

    Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского

    Первый и по сей день единственный в России постоянно концертирующий Ансамбль ударных инструментов был организован в 1976. После блестящего дебюта на сцене Московского Дома ученых 6 декабря 1976 Ансамбль с неизменным успехом выступает на родине и за рубежом, участвует в крупных фестивалях, записывается на радио, телевидении и компакт-дисках.

    В 1990–1992 Ансамбль являлся штатным коллективом Всесоюзного гастрольного концертного объединения «Союзконцерт» Министерства культуры СССР.

    Поистине триумфальным было выступление Ансамбля в 1986 на берлинском фестивале «36. Berliner Festwochen». Газета «Tagesspiegel» назвала Ансамбль «катализатором творчества советских композиторов» и признала его «восточным конкурентом» «Les Percussions de Strasbourg» — самого известного ансамбля ударных в Европе.

    Коллектив — участник церемоний открытия художественных выставок в ГМИИ им. Пушкина, в Государственной Третьяковской галерее, в ЦДХ на Крымском валу и др., международных кинофестивалей в Москве и Сочи, спортивных соревнований, вручения премий «Золотая маска», «Золотой орел», «Хрустальная Турандот». Ансамбль обладает эксклюзивным репертуаром (около 200 сочинений), созданным российскими и зарубежными композиторами специально для него. Свою лепту в создание уникального репертуара внесли А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдуллина, В. Суслин, В. Мартынов, А. Кнайфель, А. Вустин, А. Раскатов, И. Соколов… Практически в каждом концерте Ансамбля под управлением М. Пекарского не обходится без премьеры нового сочинения или дебюта молодого автора.

    Выступления Ансамбля Пекарского воспринимаются как своеобразные театрализованные действа.

    Род. в 1940 в Москве. В 1969 окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) им. Гнесиных по классу ударных инструментов профессора В.П. Штеймана. Работал в Оперно-симфоническом оркестре Московского радио, в Московском ансамбле старинной музыки «Мадригал».

    М. Пекарский — выдающийся виртуоз, исполняющий самую разнрообразную музыку (от средневековой до сочинений К. Штокхаузена, Д. Кейджа, М. Кагеля, Э. Вареза, А. Жоливе, наших современников), обладатель уникальной коллекции ударных инструментов, автор многочисленных статей и книг об ударных.

    В 1976 М. Пекарский организовал Ансамбль ударных инструментов и является его бессменным художественным руководителем.

    М. Пекарский — инициатор многих уникальных проектов. Среди них: фестиваль «В начале был ритм» (1991); театральный проект «Сидур — Мистерия» (1992–1994); перформанс «Вслушиваясь в Маяковского» (1995) для праздничных торжеств в Риме, посвященных столетию поэта: фестиваль «Opus XX» (1998) в Риге; «Дни музыки для ударных в Москве» (2000); Международный фестиваль «Ударные дни Марка Пекарского» (Москва, 2003, 2006) — ныне это один из самых востребованных абонементов Московской консерватории.

    В 2005 и 2006 Пекарский организовал трехдневные фестивали «Музыкальные ландшафты» при поддержке культурного центра «Дом», фестивали и концерты к 60-летию В. Мартынова, 75-летию С. Губайдулиной, 140-летию Московской консерватории.

    В 1973–1990 М. Пекарский преподавал в Музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова, в 1993–1996 — в Академии им. Маймонида, в 2003–2006 — в ЦМШ при Московской консерватории, с 1997 — в МССМШ им. Гнесиных.

    С 1997 преподает на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, где основал класс ударных инструментов и разработал эксклюзивную программу и методику преподавания.

    Проводил учебные курсы, семинары и мастер-классы по обучению игре на ударных инструментах, изучению сольного и ансамблевого репертуара для ударных в России (Москва, Руза, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Саратов, Казань, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Новокузнецк, Междуреченск, Таруса и др.), а также в Белоруссии, Казахстане, Эстонии, Латвии, Чехии, Австрии,  Нидерландах. В 1997 провел мастер-классы по изучению творчества С. Губайдулиной для ударных инструментов в  Швейцарии (Женева, Цюрих) и Японии (Токио).

    Среди учеников М. Пекарского — лауреаты международных конкурсов, солисты и артисты ведущих оркестров (в т.ч. ГАБТа, РНО, МГАСО под управлением Павла Когана, «Русская филармония», Симфонического оркестра кинематографии) и ансамблей («Студия новой музыки», Ассоциации современной музыки и др.).

    Член жюри всероссийских и международных конкурсов, среди которых конкурсы «ARD» в Мюнхене (1997), в Брно (Чехия, 1999), молодых композиторов им. П.И. Юргенсона (Москва, 2004 и 2005), «Cибирские музыкальные ассамблеи» (Новосибирск, 2005).

    Заслуженный артист РФ. Лауреат премии Фонда «Русское исполнительское искусство». Член Союза московских композиторов.

    «Марк Пекарский — один из немногих музыкантов, кто, будучи не представителем рыночной профессии (пианистом, дирижером, скрипачом), а энтузиастом весьма специфичного дела, стал культурным героем нескольких десятилетий» («Ведомости»).