В современном исполнительском искусстве ценится не только универсализм, но и специализация, подразумевающая способность музыканта авторитетно утверждать: «Именно так нужно играть этого композитора». Меломаны без труда назовут «специалистов по Вагнеру» или «специалистов по французским импрессионистам», но так ли хорошо известны слушателю все современные «специалисты по Моцарту»? Яркий представитель плеяды современных дирижеров, лауреат Премии Президента РФ для молодых деятелей культуры Валентин Урюпин уже не первым своим проектом доказывает, что претендует на это звание.
Как исполнитель – кларнетист-виртуоз – Валентин Урюпин играл музыку Моцарта с юных лет; его дирижерская «моцартиана» началась в 2011 году, когда он дебютировал как ассистент Теодора Курентзиса на постановке оперы «Так поступают все женщины» (и продолжалась в пермском театре еще пять лет). В дальнейшем Валентин добивался успехов, завоевывая премии на конкурсах в Москве, Бамберге (имени Малера) и Франкфурте (имени Шолти), где в числе прочего требовалось интерпретировать и Моцарта. Сам дирижер признается, что уделяет этому автору «отдельное, пристальное внимание», в частности на посту худрука оркестра Ростовской филармонии и в роли инициатора монографических проектов, посвященных австрийскому классику. Его достижения в этой области были замечены – в 2015 году дирижер был приглашен аккомпанировать скрипачам на II (моцартовском) туре Конкурса имени Чайковского.
В октябре в двух больших филармонических залах Валентин Урюпин вновь представит монографическую программу, включив в нее один из фортепианных концертов Моцарта и бессмертный Реквием – выдающееся произведение в жанре заупокойной мессы. Окутанный флером тайны Реквием, с его возвышенной красотой и архитектонической стройностью, принадлежит к шедеврам музыкального классицизма и величайшим памятникам мировой культуры. К исполнению Реквиема Валентин Урюпин привлек солистов и коллективы («Виртуозы Москвы», Intrada), для которых музыка Моцарта играет важнейшую роль и занимает почетное место в репертуаре. Можно почти со стопроцентной точностью утверждать: слушателей в эти осенние дни ждет открытие.
«Для исполнителей взгляд на Реквием Моцарта с “чистого листа” – задача, балансирующая между почти невозможной и просто невозможной. В этом смысле он находится в том же ряду, что “Времена года” Вивальди или балеты Чайковского. И, тем не менее, снова и снова мы обязаны находить правильную оптику, точный подход к этой партитуре, неоднозначной и вызывающей массу вопросов с момента своего появления.
Мы выбрали для нашего исполнения версию Франца Байера не из желания выделиться. По сути, перед нами критически переосмысленная версия Зюсмайера, которую исполняют в 99% случаев. Искушенное ухо заметит несколько иное голосоведение, может быть, менее эффектную, но более верную духу позднего Моцарта оркестровку, а также более верный баланс, позволяющий голосам парить над оркестром. Таким образом, ставится акцент на личном высказывании автора (либо авторов), а не на помпезных и броских эпизодах.
Для нас же, музыкантов, при исполнении этой версии возникает удивительный эффект – мы играем ту же музыку, но другой музыкальный текст. Как минимум, разрушение въевшихся рефлексов нам гарантировано, а дальше – вопрос творческого поиска, тонкости восприятия и вдохновения».
Валентин Урюпин, дирижёр