Георгий Свиридов (1915-1998)
«Художник редчайшего дара;
человек удивляющей цельности, многогранности, глубины; композитор, создавший
свой мир в отечественной музыке ХХ столетия – мир великого вдохновения и столь же великого совершенства» – в этих
словах, адресованных Георгию Васильевичу Свиридову, нет ни грана преувеличения. Достаточно услышать его
хоровые «Поэму памяти Сергея Есенина», «Курские
песни», «Пушкинский венок» или музыку к драме А. К. Толстого «Царь Федор
Иоаннович», или, наконец, музыку к фильму «Метель».
В 1935 году, еще будучи
студентом техникума при Ленинградской консерватории, 20-летний музыкант дебютировал циклом из шести романсов на стихи Пушкина, который и поныне
остается одним из самых известных его
произведений. С тех пор Свиридов избрал
для себя единственный путь и шел по нему до конца дней своих. Его творческим соратником стало
поэтическое слово. Отсюда приоритет в его наследии вокальных
жанров — от крупных хоровых композиций
– поэм, концертов, вокально-симфонических кантат и ораторий до песни и
романса. На протяжении долгого и интенсивного творческого пути композитора
сложился круг близких ему по духу поэтов: Пушкин, Блок,Есенин, Бёрнс, А.
Исаакян, Тютчев, Лермонтов, А. Прокофьев... Для
Свиридова художник, поэт, певец
были олицетворением вещего голоса
народа, России, прорицателями и проповедниками. Таков и сам композитор, в музыке которого его
младший современник и единомышленник
Валерий Гаврилин чутко распознал главное: «Он блестящий поэт, Свиридов. Есть у нас прекрасные
композиторы — трагики, драматурги, романисты, а поэт, я думаю, он один».