В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova
7 февраля 2020
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетПартия органа Константин Волостнов
Абонемент №16:
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Выдающийся дирижер современности Шарль Дютуа в 2019 году отметил 60-летие своей творческой деятельности. Все эти годы он постоянно сотрудничает с лучшими оркестрами стран Европы, США, Канады, Японии. Получил мировое признание как феноменальный интерпретатор русской и французской музыки, репертуара ХХ века.
Шарль Дютуа родился в 1936 году в Лозанне. Получил музыкальное образование в консерваториях и академиях Женевы, Сиены, Венеции и Бостона: учился игре на фортепиано, скрипке, альте, ударных, изучал историю музыки и композицию. Обучение дирижированию начал в Лозанне, где одним из его педагогов был Шарль Мюнш. Дютуа также регулярно посещал репетиции Эрнеста Ансерме, под руководством Герберта фон Караяна работал с Юношеским оркестром Люцернского фестиваля.
После окончания с отличием Женевской консерватории (1957) играл на альте в ряде симфонических оркестров. С 1959 года выступал с известными коллективами Швейцарии – симфоническими оркестрами радио Лозанны, Романдской Швейцарии, цюрихского Тонхалле, радио Цюриха, Лозаннским камерным оркестром. Начиная с 1960-х годов Дютуа регулярно выступает с ведущими коллективами мира. В 1967–1977 гг. был художественным руководителем и главным дирижером Бернского симфонического оркестра. Руководил Национальным симфоническим оркестром Мексики (1973–1975) и Гётеборгским симфоническим оркестром в Швеции (1976–1979). В течение 25 лет (1977–2002) возглавлял Симфонический оркестр Монреаля, существенно расширил его репертуар, осуществил с ним множество записей для лейбла Decca.
В 1980 году дебютировал с Филадельфийским оркестром, в 2008–2012 гг. был его главным дирижером. В 1991–2001 гг. Дютуа – музыкальный руководитель Национального оркестра Франции, с которым гастролировал на всех пяти континентах. В 1996–2003 гг. – главный дирижер симфонического оркестра корпорации NHK в Токио, с которым выступал в Европе (в том числе в России), США, Китае, странах Юго-Восточной Азии, с 2003 года – почетный музыкальный руководитель оркестра. В 2009–2018 гг. был художественным руководителем и главным дирижером Королевского филармонического оркестра (Лондон), в эти же годы возглавлял Симфонический оркестр фестиваля в Вербье. C 2018 года – главный приглашенный дирижер Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Принимал участие в Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске и Москве в 2015 и 2019 гг.
Маэстро сотрудничает с Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Берлинским и Израильским филармоническими, амстердамским Консертгебау и многими другими. 29 раз гастролировал в Китае, провел китайские премьеры «Весны священной» Стравинского, «Военного реквиема» Бриттена, опер «Саломея» и «Электра» Р. Штрауса.
По приглашению Караяна в конце 1950-х Дютуа дебютировал в Венской опере. С тех пор дирижировал в лучших театрах мира: лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, нью-йоркской Метрополитен-опере, Немецкой опере в Берлине, театре Колон в Буэнос-Айресе, где провел цикл опер Вагнера. В дискографии дирижера – свыше 200 записей, выпущенных известнейшими мировыми лейблами, в том числе полные собрания симфоний Онеггера и Русселя, сочинения Берлиоза, Паганини, Чайковского, Сен-Санса, Прокофьева, Стравинского, Равеля, Пуленка, Сати, Ибера, Шимановского, Пендерецкого, Губайдулиной и др. Записи Шарля Дютуа удостоены более 40 наград; среди них две «Грэмми» (США), ряд премий «Джуно» (канадский аналог «Грэмми»), Гран-при президента Французской республики, Приз за лучший диск фестиваля в Монтрё (Швейцария), Премия Эдисона (Амстердам), Премия Японской академии звукозаписи, Премия немецких критиков звукозаписи.
Шарль Дютуа – обладатель многих почетных званий и наград, в частности, великий офицер Национального ордена Квебека (1995), командор французского ордена Искусств и литературы (1996), почетный офицер ордена Канады (1998). В 2014 году «За выдающиеся достижения» был награжден премией ICMA (International Classical Music Awards), в жюри которой входят авторы ведущих европейских музыкальных изданий. В 2017-м удостоен Золотой медали Королевского филармонического общества, учрежденной в 1870 году в честь 100-летия со дня рождения Бетховена. Почетный гражданин Филадельфии (1991), почетный доктор университетов Макгилла, Монреаля, Лаваля, Кёртисовского института музыки.
Дютуа – знаменитый путешественник, объездил 196 стран мира, увлекается историей, археологией, политическими науками, архитектурой и другими областями искусства.
Кирилл Герштейн родился в 1979 году в Воронеже. Заниматься музыкой начал с трех лет, в 11 стал победителем конкурса в Гожуве-Велькопольском (Польша). В детстве увлекся джазом и благодаря успехам на этом поприще в 1993 году получил возможность продолжить занятия джазовым фортепиано в Музыкальном колледже Беркли в Бостоне (США). Параллельно осваивал классический репертуар. Спустя два года поступил в Манхэттенскую школу музыки в Нью-Йорке в класс Соломона Миковского. Позже обучался у Дмитрия Башкирова в Высшей школе музыки имени королевы Софии в Мадриде, у Ференца Радоша в Музыкальной академии имени Ференца Листа в Будапеште, у Алексиса Вайсенберга на мастер-классах в Энгельберге (Швейцария).
В 2001 году Кирилл Герштейн завоевал I премию на Международном конкурсе имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. В следующем году был удостоен приза Gilmore Young Artist Award, учрежденного Фондом Гилмора (США) для пианистов младше 23 лет, а в сезоне 2005/06 – титула «Восходящая звезда Карнеги-холла».
В сентябре 2000 года Кирилл Герштейн дебютировал с оркестром цюрихского Тонхалле под управлением Дэвида Цинмана, исполнив сольную партию в Первом концерте Брамса. С тех пор он выступает в лучших залах мира и на престижных фестивалях: в Вербье, Экс-ан-Провансе, Люцерне, Аспене, Чикаго («Равиния»), Тэнглвуде, Иерусалиме, Лондоне (ВВС Proms) и др. В 2008 году дебютировал на Зальцбургском фестивале, выступив в ансамбле с Андрашем Шиффом.
В 2010 году был удостоен премии Фонда Гилмора (Gilmore Award) и гранта Avery Fisher Career от Линкольн-центра в Нью-Йорке.
Пианист выступал с ведущими оркестрами США (Чикаго, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Филадельфия, Кливленд, Даллас и др.), Канады (Ванкувер, Монреаль, Торонто), Германии (Берлинский и Мюнхенский филармонические, оркестр лейпцигского Гевандхауса, радио Кёльна и Ганновера, Дрезденская капелла), Нидерландов (Консертгебау, Роттердамский филармонический), Великобритании (Лондонский Королевский филармонический, Бирмингемский), Чешским филармоническим, Тонкюнстлер-оркестром Вены, оркестрами Финского и Шведского радио, японской корпорации NHK (Токио), Тайбэя (Тайвань), оркестром имени Симона Боливара (Венесуэла) и др.
В 2014 году с Немецким симфоническим оркестром Берлина под управлением Джеймса Гаффигана Герштейн представил европейскую премьеру Первого концерта Чайковского в авторской редакции. В мае 2015 года в рамках мероприятий к 175-летию со дня рождения композитора исполнил Первый концерт в Клину с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева.
Первый сольный альбом пианиста (Бах, Бетховен, Скрябин, Гершвин) вышел в 2004 году на фирме Oehms Classics. В 2010 году Герштейн заключил эксклюзивный контракт с лейблом Мyrios Classics. В его дискографии – два сборника сонат для альта и фортепиано (с Табеей Циммерманн); диск с сочинениями Шумана, Нассена и Листа; альбом Imaginary Pictures («Картинки с выставки» Мусоргского и «Карнавал» Шумана); Первый концерт Чайковского и Второй концерт Прокофьева с Немецким симфоническим оркестром Берлина под управлением Джеймса Гаффигана (премия ЕСНО Klassik – 2015). Альбом «Трансцендентные этюды» Листа (2016) был включен в рейтинг лучших записей классической музыки музыкальными обозревателями The New York Times, The New Yorker и радиостанции WFMT. Последний релиз пианиста – запись Фортепианного концерта Бузони с Бостонским симфоническим оркестром и хором Тэнглвудского фестиваля под управлением Сакари Орамо (2019).
С 2007 года Кирилл Герштейн – профессор Высшей школы музыки и исполнительских искусств в Штутгарте. С 2014 года преподает в Музыкальном колледже Беркли и
консерватории в Бостоне, с 2018 года – в Кронберг-академии в Германии. Дает мастер-классы во многих учебных заведениях разных стран.