В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
Абонемент №1А:
Другое пространство. Weekend
Пьер-Лоран Эмар – крупнейший мастер фортепианного искусства наших дней, один из самых оригинальных интерпретаторов современной музыки и классики. Родился в 1957 году в Лионе, там же окончил консерваторию. Продолжал обучение в Парижской консерватории у Ивонн Лорио (супруги Оливье Мессиана), брал уроки в Лондоне у Марии Курчо – последней ученицы Артура Шнабеля. На рубеже 1970–80-х активно сотрудничал с венгерскими музыкантами, брал уроки у Дьёрдя Куртага. Мировая карьера пианиста началась в 1973 году, после победы на Международном конкурсе Оливье Мессиана. С тех пор он ежегодно дает десятки сольных концертов в лучших залах мира, выступает с ведущими оркестрами Европы и Америки.
С юности призванием Эмара стала музыка композиторов нашего времени. В 12 лет Эмар был представлен Оливье Мессиану, стал близким другом его семьи и впоследствии – выдающимся интерпретатором его сочинений. В 1976 году по приглашению Пьера Булеза вошел в состав Ensemble intercontemporain – одного из крупнейших в мире ансамблей современной музыки, солистом которого был на протяжении 18 лет. В 1981 году пианист дал уникальный концерт в Москве, исполнив в концертном зале ФИАН (Физического института Академии наук) цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Мессиана.
При участии Эмара прошли премьеры многих сочинений Карлхайнца Штокхаузена, Джорджа Бенджамина, Стива Райха, Марко Строппы, Эллиота Картера, Петера Этвёша и многих других авторов. Более 15 лет пианист сотрудничал с Дьёрдем Лигети, записал все его произведения для фортепиано. В 2015 году, к 90-летию Булеза, Эмар исполнил все фортепианные сочинения композитора в ансамбле с пианисткой Тамарой Стефанович; в 2016 году принял участие в концертах к 90-летию Куртага. Творческие интересы Эмара не ограничиваются современной музыкой: пианист известен оригинальным прочтением сочинений Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана, Дебюсси, Равеля, Стравинского, Бартока, Берга, Веберна. Cезон 2019/20 Эмар посвятил Бетховену, исполняя его фортепианные сонаты и концерты в различных сочетаниях с сочинениями композиторов XX–XXI вв.
Сотрудничал с такими знаменитыми дирижерами, как Николаус Арнонкур, Пьер Булез, Франц Вельзер-Мёст, Кристоф фон Донаньи, Шарль Дютуа, Филипп Жордан, Джеймс Левайн, Зубин Мета, Инго Метцмахер, Джонатан Нотт, Сейдзи Озава, Кент Нагано, Андре Превен, Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Петер Этвёш, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский. Как дирижирующий солист регулярно выступает с Малеровским камерным оркестром, Камерным оркестром Европы, Камерным оркестром Сент-Пола (Миннесота, США).
Эмар уделяет много внимания преподавательской и просветительской деятельности: профессор Парижской консерватории и Высшей школы музыки в Кёльне, приглашенный профессор и почетный член Королевской академии музыки в Лондоне. Был музыкальным руководителем Охайского фестиваля в Калифорнии и фестиваля к 100-летию Мессиана в Лондоне, а также фестиваля в Олдборо, основанного в 1948 году Бенджамином Бриттеном.
С 1992 года Эмар активно записывается. Альбомы 1990-х в основном посвящены музыке последних десятилетий (сочинения Айвза, Мессиана, Лигети, Булеза, Дюсапена, Дютийе, Лахенмана, Ксенакиса). Среди более поздних записей – избранные концерты Моцарта, «Симфонические этюды» и «Карнавал» Шумана, фортепианный концерт Дворжака, Этюды и «Образы» Дебюсси, «Ночной Гаспар», «Отражения» и фортепианные концерты Равеля. Многие записи Эмара получили престижные премии: диск «Искусство фуги» Баха отмечен премиями Diapason d'Or и Choc du Monde de la Musique. Записи всех концертов Бетховена с Камерным оркестром Европы под управлением Арнонкура и альбом «Посвящение Мессиану» удостоены награды ECHO Klassik, диск с сочинениями Айвза – премии «Грэмми».
В последние годы Эмар записал двойной альбом «Лист-проект» (2011, к 200-летию композитора), Прелюдии Дебюсси (2012), I том «Хорошо темперированного клавира» Баха (2014), поздние сочинения Картера, Le désenchantement du monde Мюрая и Ausklang Лахенмана (2017), «Цвета града небесного» Мессиана (2018), Responses (Sweet Disorder) Бёртуисла (2019). Летом 2017-го подписал контракт с компанией PentaTone, где в 2018 году записал цикл «Каталог птиц» Мессиана на четырех CD, в 2021-м – сонату «Хаммерклавир», а также 15 вариаций и фугу на тему из балета «Творения Прометея» (Eroica) Бетховена. На 2022 год запланирован выпуск записи цикла «Образы слова Аминь» Мессиана в дуэте с Тамарой Стефанович.
Пьер-Лоран Эмар удостоен премии Королевского филармонического общества «За достижения в области инструментального исполнительства» (2005). В 2009 году получил премию Victoires de la musique как лучший инструменталист Франции. Снимался в документальных фильмах Note by Note: The Making of Steinway L1037 (2007) и Pianomania (2010). Член Баварской Академии изящных искусств. В 2017 году награжден престижной музыкальной премией Эрнста фон Сименса.
Регулярно выступает в России, в том числе в абонементах Московской филармонии и на фестивале «Евразия» в Екатеринбурге (2017, 2019). В числе событий сезона 2021/22 –концерты в Москве, исполнение цикла «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» в Париже и Амстердаме, выступления с Мюнхенским филармоническим и Венским симфоническим оркестрами, оркестром «Филармония» (Лондон), Симфоническим оркестром Франкфуртского радио, Симфоническим оркестром Сан-Франциско под управлением таких дирижеров, как Кент Нагано, Пабло Эрас-Касадо, Ален Альтиноглу и Эса-Пекка Салонен.
Тамара Стефанович родилась в 1973 году в Белграде. В возрасте семи лет дебютировала на сцене, в тринадцать стала самой юной студенткой Университета Белграда (класс профессора Лили Петрович). Продолжила обучение в Кёртисовском институте музыки в Филадельфии (класс Клода Франка), затем в Высшей школе музыки и танца в Кёльне (класс Пьер-Лорана Эмара).
Сегодня Тамара Стефанович выступает на крупнейших сценах мира, включая Карнеги-холл в Нью-Йорке, Берлинскую филармонию, Сантори-холл в Токио, лондонские Альберт-холл и Уигмор-холл. В 2005 году дебютировала на Люцернском фестивале, в 2008-м на фестивале «Неделя Моцарта» в Зальцбурге, в 2013-м на летнем Зальцбургском фестивале. Участвует в международных фестивалях в Ла-Рок-д'Антероне и Равенне, фестивале Styriarte (Грац), Бетховенском фестивале в Бонне и многих других.
Выступала со многими известными коллективами, среди которых Кливлендский, Чикагский, Бамбергский и Лондонский симфонические оркестры, Лондонский филармонический оркестр, Britten Sinfonia, Немецкая камерная филармония Бремена, Шведский камерный оркестр и другие. Среди недавних ангажементов исполнительницы – выступления с симфоническими оркестрами Баварского, Средненемецкого, Кёльнского радио, Камерным оркестром Европы и Исландским симфоническим оркестром. Масштабный тур пианистки по США, посвященный 90-летию Пьера Булеза, заслужил высочайшую оценку критиков.
Среди важных событий предыдущих сезонов – дебют с Симфоническим оркестром Сан-Паулу, исполнение концерта Left, Alone Ханса Абрахамсена с рядом европейских оркестров и «Мантры» Штокхаузена в дуэте с Пьер-Лораном Эмаром в зале deSingel (Антверпен), выступления с лондонским оркестром «Филармония» (дирижер Карл-Хайнц Стеффенс), Израильским филармоническим оркестром (дирижер Кирилл Петренко), а также концерты в Филармонии на Эльбе (Гамбург), Музикгебау (Амстердам), Саутбэнк-центре (Лондон), Венском концертхаусе, на Фортепианном фестивале в Руре, Эдинбургском международном фестивале, фестивалях в Снейп-Молтингз и Люцерне.
Сезон 2021/22 артистка открыла выступлением на Берлинском фестивале, где исполнила «Движения» и Концерт для фортепиано и духовых Стравинского с Малеровским камерным оркестром (дирижер – Джордж Бенджамин) и Симфоническим оркестром Берлинского радио (дирижер – Владимир Юровский). Среди событий сезона также – мировая премьера фортепианного концерта World as Lover, World as Self Лизы Лим на Донауэшингенском фестивале (дирижер – Илан Волков), вечер музыки Ханса Айслера в гамбургской Филармонии на Эльбе (с Маттиасом Гёрне и ансамблем Resonanz), выступления в дуэте с Пьер-Лораном Эмаром в Москве, Амстердаме, Граце, cольный концерт в Филармонии Люксембурга.
Тамара Стефанович сотрудничала с дирижерами Владимиром Ашкенази, Осмо Вянскя, Сусанной Мялкки, а также с известными композиторами, в числе которых Пьер Булез, Петер Этвёш, Джордж Бенджамин и Дьёрдь Куртаг. В лондонском Барбикан-центре, Кёльнской филармонии и на Фортепианном фестивале в Руре она регулярно ведет образовательные проекты, среди которых инновационный интерактивный онлайн-проект по анализу «Нотаций» Пьера Булеза. Является соучредителем и куратором фестиваля The Clearing в рамках Международного фортепианного фестиваля в Портленде.
В дискографии пианистки – Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра Бартока с Пьер-Лораном Эмаром, Пьером Булезом и Лондонским симфоническим оркестром (запись номинировалась на премию «Грэмми»); фортепианные произведения Томаса Лархера и Йорка Хёллера; Концерт для фортепиано с оркестром и 10 этюдов Ханса Абрахамсена. Для полного собрания камерных произведений Дьёрдя Куртага (ECM) Тамара Стефанович записала сочинения Quasi una fantasia и Двойной концерт для фортепиано, виолончели и двух камерных ансамблей с Жан-Гиеном Керасом и ансамблем Asko|Schoenberg под управлением Рейнберта де Леу. При участии исполнительницы выпущены также записи «Свадебки» Стравинского, «Турангалилы» Мессиана и произведения Un'immagine di arpocrate для фортепиано, хора и оркестра Сальваторе Шаррино. Первый сольный диск пианистки был посвящен сочинениям Баха и Бартока (2017); в 2019 году она подписала контракт с фирмой PentaTone Classics, в том же году выпустившей ее сольный альбом Influences с произведениями Баха, Мессиана, Айвза и Бартока, высоко оцененный международной критикой.
Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).
С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».
Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.
С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).