В продаже абонемент Musica sacra nova
5 февраля 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №60:
«Мама, я меломан». Ночные концерты Московской филармонии
Лекция Юлии Казанцевой
Классическая музыка — огромный мир, полный мелодий, имён и увлекательных историй.
Есть распространённое мнение, что вход туда — только для избранных. Этот стереотип опровергает проект «Мама, я меломан», в концертах которого сочетаются высокое исполнительское качество и доступный формат. В программах проекта «Мама, я меломан» шедевры мировой музыки звучат в исполнении ведущих оркестров и солистов России.
Каждый концерт проекта сопровождается занимательными лекциями и комментариями музыковедов: у любого музыкального шедевра есть интригующая история, а судьбы композиторов зачастую представляют собой лихо закрученный сюжет, в свете которого можно по-новому услышать знакомую мелодию.
Позднее начало концертов позволяет начинающему меломану успеть на концерт после работы, а доступная цена не ставит под угрозу семейный бюджет. Для тех, кто не может в этот вечер посетить Концертный зал имени Чайковского, на сайте Филармонии организована прямая многокамерная трансляция.
Проект предоставляет ещё одну уникальную возможность: принять участие в составлении программ. Голосование открывается на сайте ya.meloman.ru за месяц до каждого концерта. На основании полученных рейтингов музыканты формируют программы своих выступлений.
Добро пожаловать в клуб меломанов!
Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония.
В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.
В составе оркестра – 128 исполнителей из 35 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.
Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны; в августе 2024-го коллектив открыл свой седьмой сезон. За шесть лет оркестр провел более 280 концертов, выступив в 43 городах России, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.
Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской письменности и культуры.
Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играли Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступали звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.
Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.
Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Брамса, Вебера, Гайдна, Дворжака, Локшина, Малера, Рахманинова, Тертеряна, Чайковского, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, Циммермана, Мессиана, Обухова, Лурье, Корндорфа, Караманова, Берга, Вареза, Ромителли, Булеза, Ксенакиса, Шаррино, крупнейших мастеров эпохи барокко. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» (2020), участвовал в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер (2021), в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии (2022), в концерте-реконструкции премьеры Симфонии № 1 Альфреда Шнитке (2024, Нижний Новгород).
РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.
В сезоне 2024/25 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Солист Денис Мацуев», «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Мой первый композитор», а также «Другое пространство. Continuo» и Musica sacra nova, где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Алексея Сысоева, Владимира Горлинского, Владимира Раннева. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Юрия Башмета, Александра Сладковского, Фёдора Леднёва, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Алексея Рубина, Фёдора Безносикова, Дмитрия Синьковского, солистов Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Энджела Вонга, Дмитрия Шишкина, Вадима Репина, Павла Милюкова, Даниила Когана, Бориса Андрианова, Александра Рамма и многих других.
Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1976 заявок, а в прослушиваниях участвовали 1223 музыканта со всей страны. По итогам конкурсов в штат оркестра были зачислены 254 артиста: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.
Станислав Кочановский родился в Ленинграде (Санкт-Петербург) в 1981 году. Обучение музыке начал в Хоровом училище имени М. И. Глинки. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по трем специальностям: «хоровое дирижирование» (2004, класс профессора Татьяны Хитровой), «орган» (2004, класс профессора Нины Оксентян) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2008, класс профессора Александра Титова).
В 2008–2010 годах был дирижером Михайловского театра в Санкт-Петербурге. В 2010–2015 годах возглавлял Академический симфонический оркестр Северо-Кавказской государственной филармонии имени В. И. Сафонова, с которым представил более 50 симфонических программ, провел пять фестивалей и выпустил семь оперных спектаклей. С 2007 года сотрудничает с Михайловским театром, где под его управлением прошло более 60 оперных и балетных спектаклей. С 2014 года как приглашенный дирижер выступает в Мариинском театре, где в его репертуар вошли оперы «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Кармен» Бизе, «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина. Участвует в программах Санкт-Петербургского Дома музыки.
Станислав Кочановский сотрудничает с ведущими коллективами разных стран, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Мариинского театра, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), лондонский оркестр «Филармония», Оркестр де Пари, Венский симфонический, Израильский филармонический, оркестры Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, Нидерландского, Франкфуртского и Итальянского радио (Турин), фестиваля «Флорентийский музыкальный май», Мельбурна, японской вещательной корпорации NHK, филармонические оркестры Дрездена, Роттердама, Осло, Стокгольма, Бирмингема, Монте-Карло, Малайзии, национальные оркестры Лиона, Тулузы, Китая, Бельгии, Дании и другие.
Дирижер осуществил ряд постановок на крупнейших оперных сценах мира. В их числе «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского в Цюрихской опере, «Иоланта» Чайковского на фестивале «Флорентийский музыкальный май», «Князь Игорь» Бородина в Национальной опере Нидерландов в Амстердаме и «Борис Годунов» Мусоргского в Центре искусств Сеула. Сотрудничал с известными режиссерами – Робертом Карсеном, Барри Коски, Мариушем Трелинским, Дмитрием Черняковым, Стефано Подой. В репертуаре дирижера – более 30 оперных и балетных спектаклей.
Станислав Кочановский – гость крупнейших фестивалей: «Звёзды белых ночей» (Санкт-Петербург), Klara festival (Брюссель), MITO Settembre Musica (Милан и Турин). В течение последних лет на фестивале в Вербье под его управлением прозвучали оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Риголетто» Верди, «Волшебная флейта» Моцарта, а также симфонические концерты. В 2022 году запланировано концертное исполнение оперы «Гензель и Гретель» Хумпердинка.
Среди солистов, с которыми сотрудничал дирижер: Ильдар Абдразаков, Кристоф Барати, Ольга Бородина, Алексей Володин, Максим Венгеров, Маттиас Гёрне, Кирилл Герштейн, Давид Герингас, Вадим Глузман, Мария Гулегина, Стивен Иссерлис, Микеле Кампанелла, Леонидас Кавакос, Александр Князев, Сергей Крылов, Николай Луганский, Миша Майский, Питер Маттеи, Денис Мацуев, Трульс Мёрк, Виктория Муллова, Анна Нетребко, Евгений Никитин, Михаил Плетнёв, Вадим Репин, Виктор Третьяков, Пьер-Лоран Эмар, Тьерри Эскеш и многие другие.
Заметными событиями последних лет стали исполнения под управлением Кочановского редко звучащих произведений: «Предварительного действа» к «Мистерии» Скрябина – Немтина, Реквиема Лигети с Бельгийским национальным оркестром в Брюсселе; оперы «Франческа да Римини» Рахманинова и кантаты «Суламифь» Яна ван Гилсе с Филармоническим оркестром Нидерландского радио в амстердамском Консертгебау; оркестровой фантазии «Русалочка» Цемлинского, симфонической притчи «Молчание» Мясковского, 21-й симфонии («Кадиш») Вайнберга и симфонической тризны «Памятник Лидице» Мартину с Национальным филармоническим оркестром России в Москве. Станислав Кочановский уделяет в своих программах особое внимание музыке современных композиторов, среди которых София Губайдулина, Иван Феделе, Бретт Дин, Тобиас Брострём, Барт Висман, Никола Кампогранде, Рольф Мартинссон, Освальдо Голихов, Анна Торвальдсдоттир, Владимир Тарнопольский, Ян Ряэтс.
На ближайший сезон запланированы выступления с Симфоническим оркестром Люцерна, новые ангажементы с оркестром Северогерманского радио (Гамбург), а также концерты в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Амстердаме, Брюсселе, Милане, Дрездене, Монте-Карло, Вербье и других городах.
Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).
С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».
Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.
С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).