В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
12 февраля 2023
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №69:
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Дмитрий Юровский – младший представитель знаменитой музыкальной династии – родился в 1979 году в Москве. Обучался в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу виолончели, затем продолжил обучение как виолончелист и дирижер в Высшей школе музыки имени Ханса Айслера в Берлине.
В 2011–2019 гг. был главным дирижером Королевской Фламандской оперы в Антверпене и Генте, в 2011–2018 гг. – главным дирижером Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». В 2015 году назначен музыкальным руководителем и главным дирижером Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, в 2021 году занял пост его художественного руководителя. С сезона 2023/24 – главный дирижер Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского.
Под руководством дирижера в Новосибирском театре состоялись премьеры опер «Борис Годунов» Мусоргского, «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского, «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, «Дидона и Эней» Пёрселла, «Волшебная флейта» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Любовный напиток» Доницетти, «Турандот» и «Тоска» Пуччини, «Аида», «Бал-маскарад» и «Фальстаф» Верди, а также ряда балетных спектаклей. Кроме того, Дмитрий Юровский выступает как автор и ведущий тематических программ и концертных циклов на малой сцене театра. В 2021 году за постановку оперы «Фальстаф» Дмитрий Юровский удостоен театральной премии «Парадиз» в номинации «Лучшая работа дирижера в музыкальном театре».
Сотрудничал с известными зарубежными театрами, в числе которых Карло Феличе в Генуе, Ла Фениче в Венеции, Массимо в Палермо, Театро Комунале в Болонье, Королевский театр в Парме, Римская опера, Комише Опер и Дойче Опер в Берлине, Баварская государственная опера в Мюнхене, Большой театр Женевы, Опера Монте-Карло, Опера Бастий в Париже, Льежская опера, Новая опера Израиля в Тель-Авиве, Лирическая опера Чикаго, Муниципальный театр Сантьяго (Чили), Дворец искусств королевы Софии в Валенсии, театр Лисеу в Барселоне и другие. Дирижировал на Уэксфордском фестивале в Ирландии, Оперном фестивале в Мартине-Франке, фестивале Россини в Пезаро и фестивале Пуччини в Торре дель Лаго (Италия).
Под управлением Дмитрия Юровского выступали многие ведущие оркестры Великобритании, Италии, Португалии, Германии, Австрии, Китая, Нидерландов, Ирландии, России. Летом 2010 года дирижер впервые выступал с труппой Государственного академического Большого театра России, представив в рамках гастрольного тура оперу «Евгений Онегин» Чайковского (режиссер – Дмитрий Черняков). Спектакли состоялись в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, Королевском театре в Мадриде и на Люцернском фестивале.
Любовь Стучевская родилась в Москве в семье музыкантов. Окончила вокально-оперный факультет и аспирантуру Королевского музыкального колледжа в Лондоне. Обучалась у всемирно известных певцов, таких как Мирелла Френи, Джузеппе ди Стефано, Луиджи Альва, Грейс Бамбри, Иляна Котрубаш, участвовала в мастер-классах в нью-йоркской Метрополитен-опере.
Дебютировала в Лондоне в партии Лизы («Пиковая дама» Чайковского). В различных постановках исполняла партии Леоноры, Аиды и Леди Макбет («Трубадур», «Аида» и «Макбет» Верди), Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского), Сантуццы («Сельская честь» Масканьи), Марины Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского), Мими, Тоски и Чио-Чио-сан («Богема», «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини), Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса, Ренаты («Огненный ангел» Прокофьева), Елизаветы и Сенты («Тангейзер» и «Летучий голландец» Вагнера) и другие. Среди последних работ – заглавная роль в опере Пуччини «Турандот», исполненная среди прочего на Фестивале Пуччини в Торре дель Лаго (Италия), партии Электры в одноименной опере Р. Штрауса, Изольды и Брунгильды («Тристан и Изольда», «Кольцо нибелунга» Вагнера).
В концертном репертуаре певицы – сольные партии в Реквиеме Верди, Stabat Mater Перголези, Россини и Дворжака, Девятой симфонии Бетховена, Te Deum Дворжака, оратории «Илия» Мендельсона.
Любовь Стучевская сотрудничала с известными дирижерами, среди которых Шарль Дютуа, Георг Шолти, Бруно Бартолетти, Геннадий Рождественский, Джеймс Локхарт, Альберто Веронези, Дмитрий Юровский, Феликс Арановский, Ваан Мартиросян, Ахмед Эль Саеди. Выступала на сценах оперных театров и концертных залов Великобритании, Франции, Дании, Норвегии, Австрии, Нидерландов, Италии, Швейцарии, Сингапура, Исландии, Израиля, Грузии, Армении, Чехии, Египта, Бельгии, Сербии, Хорватии и Мексики.
Михаил Агафонов окончил факультет музыкального театра ГИТИСа (класс Антона Григорьева, 1994). Творческую карьеру начал в Большом театре России, где исполнял ведущие теноровые партии в операх «Севильский цирюльник» Россини, «Фауст» Гуно, «Богема» Пуччини, «Евгений Онегин» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Золотой петушок» Римского-Корсакова и других. За партию Альфреда в опере «Травиата» Верди номинировался на премию «Золотая маска».
В 1997–2001 гг. пел в Венской государственной опере и Венской народной опере. В 2001–2015 гг. был солистом Национального театра Мангейма. Выступал в Баварской государственной опере, Немецкой опере и Комической опере в Берлине, Дрезденской государственной опере, Немецкой опере на Рейне в Дюссельдорфе и Дуйсбурге, театрах Кёльна, Эрфурта, Касселя, Эссена, Парижской национальной опере, Лионской опере, Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне, на Эдинбургском фестивале, в Королевской опере в Стокгольме, Опере Хельсинки, оперных театрах Венгрии, Бельгии, Нидерландов, Канадской оперной компании в Торонто, Большой опере во Флориде, Токийской и Пекинской операх, Израильском оперном театре в Тель-Авиве, Театре Колон в Буэнос-Айресе.
Участвовал в постановках опер Верди («Аида», «Риголетто», «Отелло», «Трубадур», «Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Симон Бокканегра», «Дон Карлос», «Луиза Миллер»), Пуччини («Тоска», «Богема», «Девушка с Запада», «Мадам Баттерфляй», «Плащ»), «Норма» Беллини, «Любовный напиток» Доницетти, «Паяцы» Леонкавалло, «Сельская честь» Масканьи, «Кавалер розы» Р. Штрауса, «Мазепа» Чайковского, «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Андре Шенье» Джордано.
С 2016 года – солист Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НОВАТ). Как приглашенный солист выступает в Михайловском театре в Санкт-Петербурге, на Дальневосточной сцене Мариинского театра во Владивостоке, в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани и на других сценах.
Александр Суханов родился в Перми. Окончил дирижерско-хоровое отделение Пермского музыкального училища (2000) и вокальный факультет Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки (2005). Совершенствовал вокальное мастерство в Италии, Франции, Австрии.
Лауреат Всероссийского конкурса исполнителей русского романса во Владимире (2013), международных конкурсов имени М. И. Глинки в Москве (2014), имени Вильгельма Стенхаммара в Норрчёпинге (2014), имени Петра Словцова в Красноярске (2015). Удостоен областной премии имени Леонида Собинова от губернатора Ярославской области (2015).
Выступает в лучших залах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода. Гастролировал в Австрии, Великобритании, Испании, Италии, Китае, Латвии, Румынии, Швейцарии, Швеции, Франции, Чехии.
Сотрудничает с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственной академической хоровой капеллой России имени А. А. Юрлова, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Академическим Большим хором «Мастера хорового пения» радио «Орфей», со многими региональными коллективами, с Фондом Ирины Архиповой.
Принимал участие в фестивалях «Московская осень», «Кремли и храмы России», Фестивале русской музыки имени М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова во Пскове, фестивалях Юрия Башмета и «Преображение» в Ярославле, имени Андрея Сахарова в Нижнем Новгороде, «Алябьевская осень» в Тюмени, «Классика над Волгой» в Тольятти, «Вятская весна» в Кирове, Днях славянской письменности и культуры в Рязани, Днях русской культуры в Латвии и Румынии, Фестиваля русской музыки и литературы в Новаре (Италия), Международном оперном фестивале в Тимишоаре (Румыния).
В 2016–2018 гг. – солист Екатеринбургского академического театра оперы и балета.
В репертуаре певца – свыше 500 произведений разных жанров, включая партии в операх «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского, «Демон» Рубинштейна, «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова,«Травиата» и «Трубадур» Верди, «Кармен» Бизе, «Царь Кандавл» Цемлинского, в оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса; кантатно-ораториальные произведения И. С. Баха (кантата Ich Habe genug, BWV 82), Россини («Маленькая торжественная месса»), Брамса («Немецкий реквием»), Чайковского («Москва»), Рахманинова («Весна», «Колокола»), Орфа (Carmina Burana), Шостаковича (Сюита на слова Микеланджело Буонаротти, Десять песен шута из трагедии «Король Лир»), Локшина (Симфония № 5 «Сонеты Шекспира»); неаполитанские и испанские песни, вокальные миниатюры русских и зарубежных классиков, эстрадные песни.