Язык музыки. «Гармония» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Язык музыки.
    «Гармония»

    5 марта 2023, начало в 13:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Ярослав Тимофеев (музыковед, музыкальный критик)
    Мария Холкина (медиаменеджер Московской филармонии, создатель блога Muzium)
    Оркестр Государственной академической симфонической капеллы России
    Иван Никифорчин, дирижёр
    В программе:
    В. А. Моцарт
    Дивертисмент для струнных, К 136 (III часть)
    Вагнер
    Вступление к опере «Золото Рейна»
    Вступление к опере «Тристан и Изольда»
    Р. Штраус
    «Так говорил Заратустра» — симфоническая поэма (фрагмент)
    Стравинский
    «Весенние гадания. Пляски щеголих» из балета «Весна священная»
    Бизе
    Хабанера из оперы «Кармен»

    Вавилов
    Ave Maria

    Концерт проходит в одном отделении

    12+

    Абонемент №30А:

    «Язык музыки». II цикл. Воскресные дневные концерты-лекции о самом универсальном языке мира

    Концерт посвящен гармонии — подводной части музыкального айсберга, которая умеет вызывать глобальное потепление в сердцах слушателей и пробивать любую эмоциональную броню. Многие любители считают, что главное в музыке — запоминающаяся мелодия. Профессионалы знают, что истинная власть — в невидимых руках гармонии.

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Член Союза композиторов России. Выпускник Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия». 

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки». Читает авторские лекции перед концертами в концертных залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова. Весной 2020 года провел ряд онлайн-концертов «Домашнего сезона». 

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Иван Никифорчин

    Иван Никифорчин родился в 1995 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру МГК, где обучался под руководством профессоров Валерия Полянского (оперно-симфоническое дирижирование) и Юрия Абдокова (композиция, оркестровка, история оркестровых стилей). 

    С 2015 года работает в Государственной академической симфонической капелле России (с 2017 года – ассистент главного дирижера, с 2021 года – дирижер). Участник мастер-классов Юрия Темирканова, Василия Петренко и др. 

    С 2020 года – дирижер Государственного академического симфонического оркестра Татарстана. В марте 2021 года дебютировал как оперный дирижер в Большом театре России («Дон Жуан» Моцарта).

    С 2021 года – ассистент заведующего кафедрой оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, профессора Валерия Полянского. Под руководством профессора Юрия Абдокова работает над диссертацией по оркестровой музыке Германа Галынина. 

    Основатель, художественный руководитель и главный дирижер «Академии русской музыки» (Academy of Russian Music), объединяющей камерный оркестр и хор. Коллектив выступает в залах Московской консерватории, Московского международного Дома музыки и на других столичных сценах. 

    В репертуаре дирижера и «АРМ» – сочинения широкого историко-стилевого спектра: от Монтеверди, Шютца, И. С. Баха, Бибера, Пёрселла, Моцарта, Бетховена до Элгара, Малера, Шёнберга, Холста, Бриттена и других классиков XX века. Под руководством Ивана Никифорчина «Академия русской музыки» осуществила ряд российских премьер оркестровых партитур Респиги, Хиндемита, Лютославского, Джеральда Финци и др. Центральное место в репертуаре занимают оркестровые сочинения российских композиторов XX–XXI столетий: Мясковского, Шостаковича, Б. Чайковского, Пейко, Вайнберга, Бунина, Попова, Свиридова, Уствольской, Абдокова, а также практически все транскрипции Рудольфа Баршая. 

    Иван Никифорчин активно сотрудничает с Международной творческой мастерской Юрия Абдокова Terra Musica (Россия – Германия – Италия), под эгидой которой осуществил первую в мире запись всех камерно-оркестровых партитур и струнных ансамблей Германа Галынина, а также впервые записал полное собрание хоровых сочинений Лядова для британского лейбла Toccata-Classics. 

    12 июня 2021 года в Малом зале Московской консерватории на концерте-презентации монографии Абдокова «Николай Пейко: Восполнивши тайну свою…» представил мировую премьеру Сюиты для симфонического оркестра, ор. 26 Вайнберга (записана на диск). Впервые после премьер Баршая 1960-х годов исполнил многие партитуры Пейко, Бунина и Вайнберга. В завершение сезона 2020/21 представил цикл концертов «Великие страницы русской музыки ХХ столетия» в Новом зале Дома музыки. 

    Иван Никифорчин удостоен Международной премии имени Бориса Чайковского, Гран-при Международного фестиваля современной музыки Magnus Opus, Премии фонда «Создаем будущее» Председателя совета директоров Газпрома Виктора Зубкова. Дважды лауреат Международной премии «Чистый звук» за записи музыки Галынина и Лядова (2021). Диск с музыкой Галынина назван также в числе «Дисков года» на интернет-портале MusicWeb International – одном из наиболее авторитетных ресурсов, где публикуются рецензии на аудиозаписи академической музыки. Первый стипендиат художественного руководителя и главного дирижера ГСО Республики Татарстан Александра Сладковского.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    22 января в 13:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    21 мая в 13:00