«Ещё я долго буду петь». Ко дню рождения Сергея Есенина : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Ещё я долго буду петь».
    Ко дню рождения Сергея Есенина

    5 октября 2023, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:

    В музыкально-литературной композиции прозвучат следующие стихи Сергея Есенина: «Разбуди меня завтра рано…», «Топи да болота…», «Инок», «Плясунья», «В хате», «Выткался на озере алый свет зари…», «Эта улица мне знакома…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «Всё живое особой метой…», «Заметался пожар голубой…», «Письмо женщине», «До свиданья, друг мой, до свиданья…», «Улеглась моя былая рана…», «Свет вечерний шафранного края…», «Я последний поэт деревни…», «Море голосов воробьиных…», «Места нет здесь мечтам и химерам…» (об Америке) – отрывок из поэмы «Страна негодяев», «Возвращение на родину», «Русь советская», «Гой ты, Русь, моя родная…»

    Попов
    «Берёза» (фрагмент)

    Шендерёв
    «У прясла» из сюиты «Узоры луговые»

    Попов
    «На лазоревые ткани…»
    Лирическая песня Рязанской области «Ты рябина ли, рябинушка» 

    Свиридов
    «Маленький триптих» (I часть, фрагмент)
    Рязанские частушки «Ой, гуляйте, девки, время», «Сараевские частушки»
    Плясовая песня Рязанской области «Стоит кузня»

    Шендерёв
    «Провожание» и «Проходка» из сюиты «Узоры луговые»

    Шалов
    «Ах, не лист осенний», вариации на тему русской народной песни (фрагмент)

    Павлов
    «Я иду долиной»

    Захаров
    «Ромашковый луг» (фрагмент) из музыкально-драматической поэмы «Сергей Есенин» для чтеца и оркестра русских народных инструментов

    Хачатурян
    «Русская фантазия» для симфонического оркестра (фрагмент)

    Рахманинов
    «Русская рапсодия» для двух фортепиано (фрагмент)

    Барбер
    Адажио для струнных (фрагмент)

    Попов
    «Над окошком месяц»

    Пономаренко
    «Никогда я не был на Босфоре»

    Ипполитов-Иванов
    «В ауле» (фрагмент) из оркестровой сюиты № 1 «Кавказские эскизы» 

    Свиридов
    Маленький фокстрот (фрагмент) из оркестровой сюиты «Время, вперёд!»
    «Маленький триптих» (I часть) 

    Рахманинов
    «Русская песня» из цикла пьес для фортепиано в 4 руки, соч. 11

    Захаров
    «Синий май» из музыкально-драматической поэмы «Сергей Есенин» для чтеца и оркестра русских народных инструментов

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №54:

    Встречи по четвергам

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

    Оркестр создан в 1919 году, в период растущего интереса к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков коллектива стояли выдающиеся музыканты, балалаечник Борис Трояновский и домрист Петр Алексеев. Они стали руководителями молодого оркестра, первый концерт которого состоялся в Москве в саду «Эрмитаж». Трояновский и Алексеев заложили основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось. 

    В дальнейшем коллективом руководили известные дирижеры Николай Голованов, братья Николай и Дмитрий Осиповы, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года оркестр возглавляет народный артист России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ Владимир Андропов. Годы сотрудничества с мастерами высочайшего уровня сформировали особый почерк оркестра, который сделал его узнаваемым и принес ему мировую известность.

    Оркестр носит имя выдающегося музыканта Николая Петровича Осипова. Его работа в оркестре (1940–1945) ознаменовала новый этап в творческой жизни коллектива. Этот период совпал с началом войны. В июне 1941-го оркестр расформировали, практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. Именно Николай Осипов в те годы занимался восстановлением коллектива, разыскивая оркестрантов по фронтам Великой Отечественной войны, что позволило оркестру продолжить свое существование. Осипову удалось открыть слушателям богатство и уникальность звучания русского народного оркестра, для которого практически нет репертуарных ограничений. Своим ярким и самобытным звучанием оркестр привлек внимание ведущих советских композиторов (Николая Будашкина, Анатолия Новикова, Александра Холминова и других), обогативших репертуар коллектива новыми сочинениями. 

    В 1946 году оркестру присвоено имя Н. П. Осипова. В 1969-м коллектив получил почетное звание «академический». Оркестр постоянно сотрудничает как с ведущими музыкантами, так и с молодыми исполнителями. В разные годы с оркестром выступали дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев; певцы Ирина Архипова, Ирина Богачева, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, Лидия Русланова, Александра Стрельченко, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава, Борис Штоколов, Артур Эйзен, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин; исполнители на народных инструментах Вера Городовская (гусли), Александр Цыганков (домра), балалаечники Павел Нечепоренко, Михаил Рожков, Анатолий Тихонов, Андрей Горбачев и многие другие музыканты. 

    Оркестр имени Н. П. Осипова ведет активную творческую и просветительскую деятельность. Ему рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Дании, Канаде, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ как для взрослых, так и для самых юных зрителей. В Концертном зале имени П. И. Чайковского за последние несколько лет оркестром подготовлено более 60 новых программ, многие из которых стали крупными событиями культурной жизни России. Одна из них – абонемент для детей «Забавный профессор» – удостоена Премии правительства Российской Федерации. Уникальное звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень исполнительского мастерства позволяют оркестру занимать почетное место в ряду ярчайших явлений русского искусства.


    Владимир Андропов

    Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.

    Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.

    Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского. 

    В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна. 

    В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами. 

    В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова. 

    Антон Шагин

    Антон Шагин родился в 1984 году в Тверской области. В 2006 году окончил актерский факультет​ Школы-студии МХАТ​ (руководители курса​ –​ Сергей Земцов и Игорь Золотовицкий). За роль Мити в дипломном спектакле «С любимыми не расставайтесь» получил премию «Золотой лист». 

    В 2006–2009 гг. играл в спектаклях Российского академического молодежного театра «Приключения Тома Сойера» (Том Сойер), «Красное и черное» (Мале), «Берег утопии».

    В 2009 году был приглашен Марком Захаровым в театр «Ленком» на роль Лопахина в спектакль «Вишневый сад». В дальнейшем участвовал в постановках «Доходное место» (Жадов), «Женитьба» (Кочкарёв), «День опричника», «Капкан». За исполнение главной роли в спектакле «Пер Гюнт»получил театральную премию «Хрустальная Турандот» (2011) и Премию Правительства Российской Федерации в области культуры (2012). Сотрудничает также с Александринским театром (Санкт-Петербург), выступая в спектакле «Литургия ZERO» по роману Достоевского «Игрок» (Алексей Иванович).

    С 2006 года снимается в кино. Дебютировал в криминальной драме Валерия Тодоровского «Тиски» (Крот). Сыграл более 30 ведущих ролей в фильмах и телесериалах. Наиболее известные работы актера: Мэлс («Стиляги» Валерия Тодоровского, 2008), Валерий Кабыш («В субботу» Александра Миндадзе, 2011), Петр Верховенский («Бесы» Владимира Хотиненко, 2014), поэт Кондратий Рылеев («Союз спасения» Андрея Кравчука, 2019), главные роли в картинах «Северный ветер» Ренаты Литвиновой (2020), «Конек-Горбунок» Олега Погодина (2021), сериалах «Анка с Молдаванки» (2015) и «Подкидыш» (2019). 

    Антон Шагин пишет стихи. Автор сборников «Её. Стихи» (2014), Антоновки» (2019), «Вопреки» (2023). Выступает с сольными поэтическими программами. Лауреат​ премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры​​ «за исполнение ролей классического и современного репертуара в театре и кино»​ (2017).

    В 2023 году впервые принимает участие в концертных программах Московской филармонии: в абонементе «Встречи по четвергам» с НАОНИР имени Н. П. Осипова и детском проекте «Сказки с оркестром». 

    Максим Павлов

    Максим Павлов родился в Беларуси. Незаурядный талант проявился рано – с детских лет он пел в деревенском клубе и в районном доме культуры, впитав в себя народную песенную традицию. На одном из республиканских фестивалей Павловы выступали всей семьёй, после чего мальчику предложили поступить в Республиканский музыкальный колледж при Белорусской государственной академии музыки. Максиму пришлось «с нуля» освоить музыкальную грамоту, но труд не был напрасным: он окончил колледж, а затем – с отличием – Российскую академию музыки имени Гнесиных.

    В годы учёбы молодой певец был удостоен белорусских и российских президентских поощрений, награды Фонда Владимира Спивакова, золотой медали Международных Дельфийских игр, Гран-при фестиваля «Золотое поколение Золотого века», конкурсов имени Ф. И. Шаляпина и «Кубок Союзного государства и стран СНГ». 

    Максим Павлов – востребованный в народном жанре певец. Он сотрудничает с Кубанским казачьим хором, Северным русским народным хором, поёт в сопровождении известных отечественных коллективов. Музыкант успешно выступает в городах России и Белоруссии, а также за рубежом – во Франции, в Германии, Бельгии, Голландии, Сербии, Турции, Эстонии, Латвии, Литве. Концерты артиста проходили на крупнейших сценах – в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом зале Московской консерватории, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Государственном Кремлёвском дворце. 

    Музыкант получил известность как автор-исполнитель своих песен. Большинство их написано на собственные стихи. Слушатели полюбили артиста за проникновенный лиризм его сочинений, искренность и тонкость исполнения. «Народная песня живет в нём: в сердце, в памяти, в душе. Она стала определяющим вектором его авторского песенного творчества. Но самый важный дар, которым наградил Максима Бог – это его чистая, светлая, отзывчивая и добрая душа», – так характеризовал творчество певца художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко.

    Рязанский государственный академический русский народный хор имени Евгения Попова

    История коллектива началась в 1932 году, когда в селе Большая Журавинка Ряжского уезда Рязанской губернии был создан самодеятельный хор. В те времена закрылся храм, и певчие церковного хора под управлением регента Дмитрия Безрукова составили костяк нового коллектива. В 1934 году хор возглавила одна из солисток – певица Ирина Косилкина. Став участником и победителем смотров художественной самодеятельности в Москве, коллектив обрел свое первое название – Рязанский областной хор русской песни, а в 1946 году получил статус государственного. 

    В 1950 году новым руководителем коллектива стал выпускник Московской консерватории, ученик выдающегося хорового дирижера Клавдия Птицы Евгений Попов, проработавший в коллективе около 40 лет. За время его руководства значительно вырос исполнительский уровень хора и расширился репертуар, в том числе благодаря песням Попова на слова Сергея Есенина.

    В начале 1950-х годов при хоре была образована балетная труппа (руководитель – Юрий Голованов). В репертуар коллектива вошли танцевальные композиции «Секиринская пляска», «Михайловское кружево», «Лирический хоровод» и многие другие. Большой вклад в развитие коллектива внесли балетмейстер Михаил Кругликов и хормейстер Юрий Афонин.

    В 1987 году художественным руководителем коллек­тива стал выпускник Государственного музыкаль­но-педагогического института имени Гнесиных Александр Козырев, ранее работавший с Евгением Поповым в качестве главного хормейстера. Он привнес в репертуар Рязанского народного хора новые формы, обращенные к обрядовым традициям края. Под руководством Козырева были созданы такие композиции, как «Рязанская свадьба», «Троица», «Рождественские гуляния». Он также является автором песен на стихи Есенина и рязанских поэтов Бориса Жаворонкова и Александра Потапова.

    В 1996 году Рязанскому хору было присвоено почетное звание «академический». В 2001 году коллектив был удостоен имени Евгения Попо­ва.

    В 2003 году хор возглавила Надежда Кольцо­ва. Под ее руководством было создано несколько тематических программ, с которыми хор успешно выступал в лучших концертных залах Москвы: «Рязанская мадонна», «Творчество Александра Аверкина и Евгения Попова», «Рязани песенный родник», «Рождественская ярмарка», «Вся жизнь моя – Рязанский хор». 

    В 2007–2011 гг. хором руководили Александр Орешкин, Александр Ермаков, Константин Панин, Мария Зорко. В настоящее время коллектив возглавляет Светлана Сухова, главный дирижер – Александр Орешкин, главный балетмейстер – Николай Шичкин.

    Важным направле­нием в творческой деятельности Рязанского народного хора является поиск современных художественных решений, направленный на театрализацию концер­тных программ, привлечение литературной драматургии, хореографии и художественного слова. В этом ключе созданы программы «И песню свою, отправляя в полет, помните!» (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне), «Касимовская невеста», «Рязань мастеровая», «Сказания о Земле Рязанской».

    С первых дней существования Рязанский народный хор главными задачами ставил сохранение местной оригинальной манеры пения, запись и обработку рязан­ского фольклора. В его репертуар по-прежнему входят старинные песни («Закатилось красное солнышко», «Рябина-рябинушка», «Сиз орел»), которые исполнялись хором с 1932 года.

    Рязанский хор плодотворно сотрудничал со многими отечественными композиторами – Анатолием Новиковым, Фёдором Масловым, Александром Мосоловым, Александром Аверкиным, Виктором Темновым, Григорием Пономаренко, Александром Ермако­вым и другими.

    За прошедшие десятилетия народный хор выступал в каждом селе Рязанской области, во многих городах России и республиках бывшего Совет­ского Союза, гастролировал в Германии, Греции, Франции, Болгарии, Венгрии, Китае, Монголии, Чехии, Польше и Канаде. 

    Рязанский русский народный хор – лауреат и дипломант всесоюз­ных, международных и республиканских фестивалей, обладатель премий «Золо­той Аполлон» и имени Александра Аверкина, награжден Золотой медалью имени академика В. Ф. Уткина. При коллективе действует детская хоровая студия.

    Вокальное трио «Реликт»

    Вокальное трио «Реликт» образовано в 1986 году студентами Государственного музыкального училища имени Гнесиных Александром Никеровым (лирический тенор), Алексеем Кондратовым (драматический тенор) и Вячеславом Моюновым (лирический баритон). С 2012 года с трио постоянно сотрудничает гитарист Алексей Леонов. 

    За годы существования ансамблем накоплен яркий и разнообразный репертуар, простирающийся от обработок народных песен, старинных романсов, духовной музыки до камерно-ансамблевых сочинений, песен военных лет и произведений, специально написанных для «Реликта».

    Музыканты представили множество концертных программ и выпустили целый ряд записей, среди которых «Старинные русские романсы», «Русские народные песни», «Классические мелодии русских и зарубежных композиторов», «Русские духовные песнопения», «Песни народов мира». 

    Музыканты ведут активную концертную деятельность в России и за рубежом. На гастролях коллектив побывал более чем в 60 странах мира, в том числе в Швейцарии, Южной Корее, Греции, Египте, Израиле, Италии, Испании, на Кубе, в Китае, Таиланде, Алжире, Монголии, Хорватии, Вьетнаме, Австралии, Македонии, Франции, Германии, Австрии и др. Музыкальная пресса Греции удостоила их титула «Золотые голоса Европы». Они неоднократно становились участниками международных фестивалей, среди которых «Восток – Запад», имени Кристины Ямрож в Польше, «Свет Вифлеема – 2000» в Израиле, фестивали в Даляне и Шеньжене (КНР), Фестиваль искусств в Аделаиде, «Охридское лето» в Македонии и многие другие. 

    Все участники ансамбля удостоены почетного звания «Заслуженный артист России».

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    9 ноября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    14 марта в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    11 апреля в 19:00