В продаже абонемент Musica sacra nova
9 ноября 2023
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетХолминов
«Приветственная увертюра»
Городовская
Обработка русской народной песни «Не одна во поле дороженька»
Калмыцкие народные песни: «Песня матери», «Шарка Барка»
Цыганков
Обработка русской народной песни «Эй, ухнем». Русская народная песня «Вдоль по Питерской»
Ахметов
Фантазия для курая с оркестром
Городовская
Частушки
Сайдашев
Вальс
Городовская
Фантазия на тему русской народной песни «Калинка»
Шалаев
«Русская метелица»
И. Дунаевский
«Каким ты был» из музыки к кинофильму «Кубанские казаки»
Песня кубанских казаков «Трава моя, трава»
Будашкин
Концерт для домры с оркестром (I часть)
Котов
«В мире олонхо»
Широков
«Сельская юмореска»
Кумыкская народная песня «Сюйгеним»
Кажлаев
«Концертная лезгинка»
Гридин
«Карело-финская полька» для баяна с оркестром
Маляров
«Цыганская фантазия» для гуслей звончатых с оркестром
Дитель
Фантазия на тему русской народной песни «Коробейники»
Абонемент №54:
Встречи по четвергам
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Линар Давлетбаев получил образование как баянист и дирижер, окончил Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова и ассистентуру-стажировку вуза. В студенческие годы начал играть в составе Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан, был удостоен премии «Молодое дарование России», Государственной республиканской молодежной премии имени Шайхзады Бабича и стипендии Правительства Российской Федерации.
Лауреат Республиканского конкурса молодых дирижеров (2002, II премия, Уфа), международного конкурса баянистов и аккордеонистов «Кубок мира» (2007, III премия, США), Всероссийского конкурса молодых дирижеров симфонических оркестров имени И. А. Мусина (III премия, 2013, Кострома), обладатель специального приза Всероссийского конкурса дирижеров оркестров народных инструментов (2008, Челябинск).
С 2014 года – художественный руководитель и главный дирижер Молодежного симфонического оркестра Республики Башкортостан. Коллектив активно гастролирует по России и за ее пределами, в 2015 году выступил в культурных программах саммитов стран ШОС и БРИКС.
С 2016 года – художественный руководитель Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан.
Гилян Бембеева родилась в 1979 году в Калмыкии. Окончила вокальное отделение Элистинского училища искусств имени П. О. Чонкушова, продолжила обучение в Санкт-Петербургской академии театрального искусства (СПбГАТИ, мастерская Яны Туминой).
В 2001 году была принята в труппу Калмыцкого республиканского театра юного зрителя «Джангар», на сцене которого выступала в мюзиклах «Стая» и «Акума» Аркадия Манджиева, «Израненная судьба» Нажиба Асанбаева, спектакле «Скряга» по Мольеру. Знаковыми работами артистки стали роли в спектаклях «Энкр манахс» по пьесе Веры Шуграевой и «Сердце матери» Алексея Балакаева, которые принесли ей широкое признание и диплом «За лучшую женскую роль» на Международном театральном фестивале «Комплимент» в Новочеркасске.
Гилян Бембеева работала на телевидении и радио, участвовала в многочисленных проектах, концертах и театрализованных мероприятиях республиканского и регионального уровня. В настоящее время выступает как певица народного жанра. Участвовала в международном конкурсе эстрадной песни «Услышь меня, Улан Удэ!» (2007), фестивале монголоязычных народов «Хамаг Монгол» в Калмыкии (2013), «Всемирных играх кочевников» в Кыргызстане (2016) и других мероприятиях.
Заслуженная артистка Республики Калмыкия, лауреат Премии Главы Республики Калмыкия.
Заира Кадерагаева родилась и выросла в Ханты-Мансийском автономном округе. Обучалась в музыкальной школе по классу аккордеона, в 15 лет поступила на отделение народного пения в Центр искусств для одаренных детей Севера. Окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных и аспирантуру вуза (класс профессора Анны Литвиненко).
Выступала с Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Людмилы Зыкиной, оркестром народных инструментов «Русский сувенир» имени Павла Нечепоренко. Принимала участие в фестивале тюркоязычных народов «Курултай» в Будапеште, фестивале национальных культур «Мосты дружбы» в Московском международном Доме музыки.
Лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей исполнителей народной песни имени Григория Пономаренко, «Голоса России» имени Ольги Воронец, «Танцуй и пой, Россия молодая», «Молодые дарования России».
В многожанровом репертуаре певицы – кумыкский фольклор, русские народные песни, советские эстрадные песни.
Дарья Рубцова родилась в 1993 году в потомственной казачьей семье. С раннего детства занималась музыкой, с четырех лет выступала в детском творческом коллективе «Казачата». В 15 лет стала солисткой Государственного оркестра «Русская удаль» Государственной филармонии Республики Адыгея (художественный руководитель и главный дирижер – Анатолий Шипитько). С этими коллективами гастролировала в станицах и городах России, а также в странах Европы (Польша, Германия, Румыния, Сербия, Болгария и другие).
Окончила Астраханскую государственную консерваторию (кафедра сольного народного пения). Победительница всероссийских и международных конкурсов, среди которых VI Международный конкурс вокалистов (Болгария, 2008, диплом I степени), VI Открытый Международный конкурс эстрадного и народного творчества «Бриллианты России» (Москва, 2012, Гран-при), Международный конкурс вокалистов «Балтийская феерия» (Санкт-Петербург, 2012, диплом I степени).
С ноября 2012 года – солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Ведет активную концертную и гастрольную деятельность в составе Ансамбля молодых солистов и Секстета балалаек оркестра имени Осипова.
Фёдор Тарасов в 2010 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. В 2003 году начал концертную деятельность, выступая в залах столицы (Большой зал консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Дом музыки, Колонный зал Дома союзов, Центральный Дом ученых и др.) и других городах России. Гастролировал в Аргентине, Германии, Греции, Италии, Испании, на Кипре, в Китае, Северной Корее, Латвии, Литве, Сингапуре, США, Уругвае, Франции, Швейцарии, Эстонии, Японии.
Лауреат вокальных конкурсов «Романсиада без границ» (Москва, 2006, I премия), имени Рашита Вагапова (Казань, 2007, I премия), Международного фестиваля искусств «Апрельская весна» (Пхеньян, золотой приз) и конкурса-смотра выпускников консерваторий России (2010).
В 2012–2014 гг. – приглашенный солист Большого театра России. В дальнейшем был солистом Калужской филармонии и фонда «Таланты мира», с которым выступал в гастрольных турне по городам Сибири и русского Севера. Сотрудничал с различными симфоническими и хоровыми коллективами России и Швейцарии.
Выступает в концертах с участием солистов ведущих оперных театров, в телевизионных программах и радиоэфирах, участвует в церковных мероприятиях (на вручении Патриаршей литературной премии).
В репертуаре певца – оперные арии, ораториальные и камерные произведения русских и европейских композиторов, неаполитанские песни, народные, казачьи и военные песни, шлягеры советской эстрады, духовные песнопения.
Фёдор Тарасов окончил филологический факультет и аспирантуру МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор филологических наук, член Союза писателей России.
Альбина Дегтярёва (хомус)
Альбина Дегтярёва – исполнительница на традиционном якутском инструменте хомусе, автор школы и методики игры на нем. Композитор, педагог, основатель и руководитель этно-группы «Айархаан».
Родилась и выросла в Якутии, в 1988 году окончила отделение якутской филологии Якутского государственного университета. В середине 1980-х годов начала выступать в ансамбле «Алгыс» Ивана Алексеева, в составе которого участвовала в XIIВсемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и гастролировала в Западной Европе.
В 1990-е годы играла в составе семейного ансамбля хомусистов, который стал победителем республиканских конкурсов. В 2002 году организовала коллектив «Айархаан», название которого состоит из двух слов: «Айар» (созидание) и «хаан» (царь, кровь, генетическая память).Со своей группой завоевала множество призов на российских и международных конкурсах и фестивалях этнической музыки. Музыканты выступали в лондонском Альберт-холле, Концертном зале в Копенгагене, участвовали в фестивале BBC Proms, международной выставке в сфере поддержки и развития мировой музыки WOMEX,международном фестивале мировой музыки, искусств и танца WOMAD.
Альбина Дегтярёва открыла новые возможности игры на хомусе и создала собственный стиль игры, считавшийся ранее авангардным. Благодаря ее искусству якутский хомус стал особым ответвлением в рамках направления world music.
Заслуженная артистка Республики Саха (Якутия), лауреат Государственной премии «Душа России», отличник образования Республики Саха (Якутия). Ведет активную общественную деятельность, являясь Председателем Правления Фонда сохранения и развития музыкального наследия «Мир хомуса», почетным членом Международного общества хомусистов и членом жюри Международного фестиваля этнической музыки и ремесел «Мир Сибири».
Арслан Умурзаков родился в 1996 году в Башкирии, в семье потомственных носителей традиции игры на курае. Окончил Уфимский средний специальный колледж по классу саксофона и Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова по классу курая (класс профессора Азата Аиткулова).
После победы в Межрегиональном молодежном музыкальном фестивале-конкурсе KURAI BATTLE в 2019 году был приглашен в Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан.
Активно гастролирует по России и за ее пределами. Сотрудничает с Красноярским оркестром русских народных инструментов, Национальным симфоническим и Молодежным симфоническим оркестрами Республики Башкортостан, Молодежным оркестром национальных инструментов «Терема». В 2022 году принял участие в V Международном фестивале оркестров народных инструментов «Струны Сибири» (Новосибирск).
Любовь Муравьёва окончила Московский государственный институт музыки имени Шнитке (1997) и Московский государственный университет культуры и искусств (2004). Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Награждена «Медалью Веры Городовской» (2004).
С 1997 года – артистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Участвовала в премьерах сочинений для гуслей Веры Городовской, Евгения Дербенко, Алексея Ларина, Владимира Беляева, Александра Курченко, Виктора Малярова и других современных композиторов.
Выступала в Концертном зале имени Чайковского, Государственном Кремлевском дворце, Колонном зале Дома союзов, Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, Доме ученых и на других московских сценах. Гастролировала по России (Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Ярославль, Кострома, Тольятти, Смоленск, Тверь, Великий Новгород, Тамбов, Челябинск и другие) и за рубежом (Великобритания, Германия, Греция, Польша, Швейцария, Кипр, США, Канада).
Даниил Стаднюк родился в 1984 году. Обучался в Ростовском училище искусств по специальности «баян» (класс Сергея Галкина) и «дирижирование» (класс Ольги Машиной). В 2008 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных как баянист (класс профессора Вячеслава Семёнова) и дирижер (класс профессора Вячеслава Чистякова). В 2012 окончил дирижерский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (кафедра оперно-симфонического дирижирования, класс профессора Владимира Понькина).
Лауреат всероссийских и международных конкурсов исполнителей на баяне и аккордеоне, среди которых «Фогтландские дни музыки» в Клингентале (Германия, 2002), World Accordion Championship в Каштелу-Бранку (Португалия, 2005), «Весна в Шанхае» (Китай, 2006), а также Конкурса дирижеров оркестров народных инструментов Юга России (Ростов-на-Дону, 2002) и II Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Дирижирование оркестром русских народных инструментов» (2017).
С 2008 года – солист Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, с 2012 года выступает за дирижерским пультом. В качестве дирижера сотрудничал с Рязанским музыкальным театром и Оперным театром Московской консерватории.