В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
28 января 2024
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДаниил Коган (художественный руководитель, скрипка)Арсений Тарасевич-Николаев (фортепиано)Алексей Мельников (фортепиано)Борис Андрианов (виолончель)Мария Зайцева (виолончель)Галина Мальян (виолончель)Полина Тхай (виолончель)Арсений Безносиков (виолончель)Сергей Полтавский (альт)Павел Романенко (альт)Андрей Усов (альт)Иван Наборщиков (скрипка)Деннис Гасанов (скрипка)Роман Викулов (скрипка)Михаил Фейман (скрипка)Михаил Усов (скрипка)Сергей Гуделёв (гитара)Анна Комарова (флейта)Элени-Лидия Стамеллу (вокал)Филипп Карандеев (ударные)Катерина Анохина (цимбалы)Narushenki: Алексей Нарутто и Ольга Тимошенко (хореографы)Марк Феофилов, Ульяна Булычёва, Анастасия Тугушева (танец)
Новая программа творческого объединения «Притяжение» – своего рода мини-антология сценического движения в исполнительской практике. Музыку можно не только слушать, но и смотреть: например, в эпоху барокко большое значение имели жесты – эффектные движения смычка или пальцев по клавиатуре. В сюите «Баталия» Генриха фон Бибера, напоминающей инструментальный театр, использован ряд новаторских для XVII века приемов: col legno – удары по струнам древком смычка; имитирующее звуки пушечных выстрелов пиццикато; подкладывание куска бумаги под струны контрабаса для имитации барабанной дроби; наконец, соединение мелодий немецких, словацких, чешских народных песен, – целых восьми! – звучащих одновременно в разных тональностях и изображающих пение пьяниц.
Движение по сцене в процессе исполнения практикуется в парижском Центре камерной музыки Жерома Перноо: музыканты играют стоя и наизусть, перемещаются во время игры, вступая в различные ансамбли друг с другом. По аналогии с этими опытами артисты «Притяжения» исполнят Октет румынского композитора Джордже Энеску. Прозвучит и Первый скрипичный концерт Моцарта, каденция которого по традициям венского классицизма предполагает исполнительскую свободу и импровизацию.
Хореографическая поэма «Вальс» Равеля создавалась как балет для «Русских сезонов» Сергея Дягилева; сочинение было отвергнуто антрепренером и сейчас чаще исполняется на концертной сцене, но его внутреннюю суть составляет движение. Наконец, в сочинении Night of the Four Moons американского композитора Джорджа Крама перемещение музыкантов прописано в партитуре: они постепенно покидают сцену – подобно исполнителям финала «Прощальной симфонии» Гайдна.