В продаже абонемент Musica sacra nova
13 сентября 2024
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №3:
Фестиваль РНО
Большой фестиваль РНО ежегодно проходил в Москве с 2009 по 2020 гг. В 2024 году Российский национальный оркестр совместно с Московской филармонией возобновляет фестивальный проект в обновленном формате: концерты проходят как один из персональных абонементов коллектива на сцене Зала Чайковского. В афише – три эксклюзивные программы, каждая из которых составлена и подготовлена специально для Фестиваля РНО.
Фестиваль открывает грандиозная оратория «Песни Гурре» Арнольда Шёнберга. За 111 лет, прошедших со дня премьеры, это лишь пятое ее исполнение в России: два состоялись в 1927 году в Ленинграде, еще два в 2003-м в Москве и в 2019-м в Воронеже. «Песни Гурре» звучат 13 сентября – именно в этот день 150 лет назад, в 1874 году, родился Шёнберг. Его имя тесно связано с такими понятиями, как атональность и додекафония, но по духу Шёнберг был и оставался романтиком. В ранний период творчества он создал несколько позднеромантических шедевров, и «Песни Гурре» – наиболее масштабный из них.
«Это произведение – ключ ко всему моему последующему развитию, – говорил Шёнберг. – Оно раскрывает меня с таких сторон, с которых позже я не раскрываюсь вовсе... Оно объясняет, почему потом все должно было так происходить, и чрезвычайно важно для моего творчества».
Оратория написана на стихи датского поэта Йенса Петера Якобсена, повествующие о датском короле Вальдемаре Аттердаге и его возлюбленной Тове, убитой по приказу ревнивой королевы Хедвиги. Гурре – название замка, где король встречался со своей возлюбленной. По легенде, проклявший Бога Вальдемар был наказан тем, что превратился в призрак «дикого охотника», который ночами проносится со своей свитой в окрестностях замка и не может обрести покой.
По музыкальному языку и по масштабу «Песни Гурре» ближе всего к операм Вагнера и симфониям Малера, особенно к Восьмой, известной как «Симфония тысячи участников». Правда, в выборе состава Шёнберг превзошел Малера: оратория написана для шести солистов, трех мужских хоров и одного смешанного, а также для оркестра, насчитывающего около 150 исполнителей. В премьере «Песен Гурре», состоявшейся 23 февраля 1913 года в Вене под управлением Франца Шрекера, участвовало 750 человек. Участников московского исполнения меньше – всего триста, но и это количество музыкантов для Зала Чайковского поистине беспрецедентно.
Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.
Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.
В 2009–2020 гг. в Москве проходил Большой фестиваль РНО с участием ведущих исполнителей современности. С 2024 года Фестиваль РНО проходит в обновленном формате под руководством Александра Рудина.
РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова.
Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.
В 2023–2024 гг. Александр Рудин провел свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива по России. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги.
В течение сезона Александр Рудин и РНО выступили на открытии IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «камерные ансамбли» в Уфе и на открытии юбилейного 80-го концертного сезона Оренбургской филармонии; 25 сентября, в день рождения Шостаковича, приняли участие в IV Международном фестивале искусств «Шостакович. Над временем» в Самаре; в рамках Всероссийского марафона «Мой Рахманинов», приуроченного к 150-летию со дня рождения композитора дали концерты во Владикавказе, Махачкале, Грозном и Москве. Также выступления коллектива прошли в филармонических залах Великого Новгорода, Уфы, Петрозаводска и Санкт-Петербурга, на фестивале «Стрелка» в Нижнем Новгороде (с программой музыки Шнитке к 90-летию со дня рождения композитора) и open-air фестивалях в Новом Иерусалиме и Ясной Поляне.
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Филипп Чижевский родился в 1984 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям: «хоровое дирижирование» (2008, класс профессора Станислава Калинина) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2010, класс профессора Валерия Полянского). Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование. Лауреат Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2008).
В 2008 году совместно с Марией Грилихес основал ансамбль Questa Musica, с которым работает в России и за рубежом. Вместе с ансамблем принимал участие в крупных проектах, среди которых постановки опер Пёрселла «Дидона и Эней» (Музей-усадьба «Архангельское», 2011) и «Королева фей» (Большой зал Московской консерватории, 2017), оперы «Франциск» Сергея Невского (Большой театр, 2012), «Сказки о солдате» Стравинского (Театральный центр на Страстном, 2013), оперного сериала «Сверлийцы» (Электротеатр Станиславский, 2015), оперы «Галилео» для скрипки и ученого (Электротеатр Станиславский, 2017) и оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2018).
С 2011 года преподает в Московской консерватории (кафедра оперно-симфонического дирижирования).
С 2011 года – дирижер Государственной академической симфонической капеллы России под руководством Валерия Полянского. Ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал с оркестром капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что был удостоен Благодарности Министра культуры Российской Федерации. Провел премьеру оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми (2012).
В 2014 году выступил в качестве дирижера-постановщика оперы «Так поступают все женщины» Моцарта в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета. В 2016 году в рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым представил российскую премьеру «Групп» Штокхаузена для трех оркестров и трех дирижеров (Концертный зал имени П. И. Чайковского). В 2018 году провел мировую премьеру сочинения «T–S–D» для виолончели с оркестром Гии Канчели на открытии X Международного фестиваля виолончельной музыки VIVACELLO.
С 2014 года – приглашенный дирижер Большого театра России. Дирижер-постановщик оперетты «Перикола» Оффенбаха на Камерной сцене Большого театра (2019), а также одноактных опер «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана (2021). В 2021 года выступил дирижером-постановщиком оперы «Кармен» Бизе в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского, в 2023 году – оперы «Летучий голландец» Вагнера в Перми и Москве (совместная постановка Пермской оперы с Московским театром «Новая опера» имени Е. В. Колобова).
С сезона 2024/25 – художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова.
Сотрудничает со многими известными российскими и зарубежными оркестрами, солистами и режиссерами. Со скрипачом Романом Минцем, Филармоническим оркестром Брно и Литовским камерным оркестром записал «Эскизы к закату» и «Русские сезоны» Леонида Десятникова; с пианистом Андреем Гугниным и Загребским филармоническим оркестром – Фортепианный концерт Бориса Папандопуло.
В 2019 году удостоен Международной профессиональной музыкальной премии BraVo и Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за работу в спектакле «Триумф Времени и Бесчувствия» (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 2022-м удостоен премии «Золотая маска» за работу дирижера в спектакле «Кармен» Пермского театра оперы и балета. Ранее трижды номинировался на «Золотую маску».
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.
Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.
После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».
Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.
С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи.
В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.
Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.
В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка.
В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.
(Пресс-служба Капеллы)
История коллектива берет начало в 1936 году, когда на основе вокального ансамбля при Радиокомитете СССР, организованного легендарным хормейстером Александром Свешниковым, был создан Государственный хор СССР. 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый концерт коллектива. Первыми руководителями Госхора стали заслуженный артист РСФСР Александр Свешников (1936–1937, 1941–1980) и профессор Московской консерватории Николай Данилин (1937–1939).
В дальнейшем хор возглавляли прославленные дирижеры: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012), Евгений Волков (2012–2019), Геннадий Дмитряк (2020–2024). С сезона 2024/25 коллектив возглавляет Екатерина Антоненко.
Коллектив неоднократно принимал участие в мировых и российских премьерах сочинений ХХ–XXIвеков, среди которых Мissa Brevis Кодая, Реквием Лигети, Симфония № 2 («ЯОНИМЫ») и Симфония № 3 («Земля») Дранги, опера «Ася» Ипполитова-Иванова. Хор записал компакт-диск «Шедевры отечественной хоровой классики» с произведениями XVIII–XXI веков и «Всенощное бдение» Рахманинова (к 150-летию со дня рождения композитора, совместно с Капеллой России имени А. А. Юрлова).
Госхор представляет сольные программы на лучших концертных сценах страны, сотрудничает с ведущими российскими оркестрами. В октябре 2021 года на сцене Большого зала Московской консерватории состоялся праздничный концерт, посвященный 85-летию коллектива.
Хор активно гастролирует по России. Яркие события последних лет – выступление коллектива у Ржевского мемориала Советскому солдату на церемонии закрытия Международной военно-исторической поисковой экспедиции; участие в торжествах в Волгограде, посвященных 80-й годовщине Сталинградской битвы; выступления на Международном фестивале имени М. Ф. Гривского во Пскове. Коллектив активно сотрудничает с Московским театром «Модерн», где задействован в постановке масштабного спектакля-мистерии Юрия Грымова «Война и мир» по роману Льва Толстого.
Одним из значительных событий музыкальной жизни Москвы стал открывшийся в 2022 году Фестиваль двух хоров, организованный совместно Госхором имени А. В. Свешникова и Госкапеллой России имени А. А. Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка.
Камерный хор Московской консерватории был создан по инициативе профессора Александра Соколова в декабре 1994 года выдающимся хоровым дирижером, народным артистом России, профессором Борисом Тевлиным. Коллектив – обладатель Гран-при и двух золотых медалей Международного конкурса хоров (Италия, 1998), лауреат I премии и обладатель золотой медали I Международного конкурса хоров имени Брамса (Германия, 1999), победитель I Всемирной хоровой Олимпиады (Австрия, 2000), обладатель Гран-при XXII Международного конкурса православной церковной музыки «Хайнувка» (Польша, 2003). С августа 2012 года художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории – лауреат Премии Москвы, профессор кафедры хорового дирижирования Александр Соловьев. Главный хормейстер – Мария Челмакина, хормейстеры – Алексей Вязников, Тарас Ясенков.
В последние годы хор под управлением выдающихся дирижеров принимал участие в ряде знаковых проектов, среди которых: российская премьера оперы «Смерть в Венеции» Бриттена (Геннадий Рождественский), юбилейные концерты ансамбля «Студия новой музыки» (Игорь Дронов); участие в фестивалях «Зеркало в зеркале» (Андрес Мустонен); исполнение Симфонии №3 Корндорфа (Александр Лазарев) и «Глаголической мессы» Яначека (Ян Латам-Кёниг); участие в балете на музыку Стравинского «Симфония псалмов» на Исторической сцене Большого театра России (Павел Клиничев). Совместно с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова исполнены опера «Прометей» Орфа, кантата «Свадьба Прометея» Сен-Санса, «Поэтория» Щедрина (Владимир Юровский), с РНО – Реквием Дворжака, опера «Майская ночь» Римского-Корсакова (Михаил Плетнёв), с Камерным оркестром Московской консерватории – опера «Буря» Алябьева (Феликс Коробов), с ГАСК России – Восьмая симфония Малера (Валерий Полянский).
Хор гастролирует по России и за рубежом. Участник всероссийских и международных фестивалей, среди которых «Голоса православной России», Московский Пасхальный фестиваль, «Московская осень», «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Другое пространство», Осенний хоровой фестиваль имени Бориса Тевлина, «Дню Победы посвящается», «Запечатленный ангел» к 85-летию Родиона Щедрина и другие.
С Камерным хором выступали выдающиеся музыканты нашего времени, в их числе Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Юрий Симонов, Саулюс Сондецкис, Андрес Мустонен, Теодор Курентзис, Александр Рудин, Эрик Эриксон, Даниил Крамер, Владимир Крайнев, Екатерина Мечетина, Николай Петров, Вероника Джиоева, Симона Кермес, Лора Клейкомб, Сергей Лейферкус, Патриция Чьофи, Иэн Бостридж, Йестин Дэвис, Питер Колман-Райт и др.
Главное творческое направление коллектива – исполнение произведений современных отечественных и зарубежных композиторов. В дискографии хора – сочинения Рахманинова, Шостаковича, Шнитке, Губайдулиной, Леденева, Пендерецкого, Тавенера; программы «Русская духовная музыка», «Формула успеха», «Многая лета», антология шедевров хоровой музыки «Исполнительское искусство Бориса Тевлина», Первая симфония Скрябина (совместно с РНО под управлением Михаила Плетнёва) и др. В 2008 году запись русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» Щедрина в исполнении Камерного хора под управлением Бориса Тевлина удостоена премии ECHO Klassik в категории «Лучшее оперное исполнение года».
В 2014 году Камерный хор во главе с Александром Соловьевым завоевал три золотые медали World Choir Games (Латвия); в 2015 году стал обладателем Гран-при, четырех званий лауреата I премии, а также обладателем четырех спецпризов XI Международного конкурса хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Поющий мир» имени Юрия Фалика (Санкт-Петербург).
Александр Соловьев окончил Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных (класс доцента Владимира Любарского), Московскую консерваторию (класс профессора Станислава Калинина) и аспирантуру МГК (руководитель – профессор Борис Тевлин). С 2004 года – преподаватель Московской консерватории, с 2017 года – профессор, с 2013 года – декан по работе с иностранными учащимися и член Ученого совета МГК. В 1997–2012 гг. – участник Камерного хора Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина, с 2003 года – хормейстер, с 2009 – главный хормейстер, с 2012 года – художественный руководитель.
В 2008 году основал Концертный хор Московского педагогического государственного университета, в 2016 году возглавил Концертный хор Московского государственного института музыки имени Шнитке, где является профессором кафедры дирижерского искусства. Художественный руководитель Международного Осеннего хорового фестиваля имени Бориса Тевлина. Официальный представитель России во Всемирном хоровом совете Международной ассоциации Interkultur; член Московского музыкального общества, Международного союза музыкальных деятелей, Всероссийского хорового общества.
Хор юношей как полноценная исполнительская единица в структуре хоровых коллективов Московского хорового училища имени А. В. Свешникова существует с 1972/73 учебного года. Благодаря настойчивым усилиям В. С. Попова по введению новых методик певческого воспитания юношей и продлению обучения до одиннадцатилетнего срока к концу 1970-х годов юноши все более вовлекаются в общий творческий процесс, значительно чаще появляясь в смешанном составе совместно с Хором мальчиков. С начала 1980-х годов хор мальчиков и юношей достигает высочайшего профессионального уровня, исполняет собственными силами такие кантатно-ораториальные сочинения, как «Страсти по Иоанну» и Месса си минор И. С. Баха, «Из повести временных лет» Дмитриева, регулярно выезжает на гастроли по СССР, а также в страны Восточной и Западной Европы.
Подъем юношеского хора как самостоятельного концертного коллектива связан с именами таких руководителей, как В. С. Попов, А. А. Шишонков, Ю. А. Евграфов, А. Л. Кисляков, В. И. Сафонова, Д. Ю. Храмов. Сегодня Хор юношей Хорового училища имени А. В. Свешникова – учебно-концертный коллектив, в котором поют учащиеся 9–11 классов, лауреат международных и всероссийских конкурсов, участник многочисленных хоровых фестивалей и мастер-классов в России и за рубежом.
Руководители Хора юношей решают задачу обогащения репертуара за счет произведений, открывающих широкий комплекс учебно-методических вопросов в период становления мужского голоса. На сегодняшний день в обширном репертуаре хора присутствует русская и западная светская и духовная музыка, специальные облегченные аранжировки вокальной классики, обработки народных песен, в том числе выполненные учащимися Хорового училища имени А. В. Свешникова. Обработки выпускников исполняются юношеским хором в контексте общей концертной программы Государственного выпускного экзамена и являются неотъемлемой его частью.
С 2008 года Хором юношей руководит ученик Виктора Попова Денис Храмов.
Екатерина Семенчук родилась в Минске. Окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Евгении Гороховской). Лауреат и обладатель престижных премий и наград на всероссийских и международных конкурсах.
Удостоена Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в опере» за роль Любавы в опере «Садко» Римского-Корсакова (постановка Большого театра России, режиссер – Дмитрий Черняков), Российской оперной премии Casta Diva (2021, номинация «Певица года») и премии Bravo в номинации «Лучший классический женский вокал» (2022).
В 1999 году, будучи студенткой Санкт-Петербургской консерватории, дебютировала в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, в 2000-м приняла участие в гастролях труппы в Пекине, Милане (Ла Скала), Лондоне (Ковент-Гарден), на фестивалях в Баден-Бадене и Зальцбурге (Соня в «Войне и мире» Прокофьева, Асканио в «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Полина в «Пиковой даме» Чайковского, Лель в «Снегурочке» Римского-Корсакова).
В настоящее время – ведущая солистка Мариинского театра. Сотрудничает с крупнейшими театрами Европы и Америки, среди которых Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Ла Скала (Милан), Арена ди Верона, Сан-Карло (Неаполь), Ковент-Гарден (Лондон), Венская государственная опера, Берлинская государственная опера, Баварская государственная опера, Парижская национальная опера, Театр Елисейских Полей (Париж), Римская опера, Королевский театр Мадрида, Опера Цюриха, театры Копенгагена, Монте-Карло, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Вашингтона.
Выступает на фестивалях в Зальцбурге, Эдинбурге, Экс-ан-Провансе, Вербье, Баден-Бадене, Люцерне, Стрезе, Тэнглвуде, Чикаго, Цинциннати, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, Московском Пасхальном фестивале, «Казанская осень», «Опера Априори», фестивале Ильдара Абдразакова и других.
Певица получила признание как исполнительница партий в операх Верди. Среди них Азучена («Трубадур»), Принцесса Эболи («Дон Карлос»), Амнерис («Аида»), Леди Макбет («Макбет»), Федерика («Луиза Миллер»), Прециозилла («Сила судьбы») и Абигайль («Набукко»).
Также в ее обширном репертуаре – Дидона («Троянцы» Берлиоза), Далила («Самcон и Далила» Сен-Санса), Кармен («Кармен» Бизе), Шарлотта и Иродиада («Вертер» и «Иродиада» Массне), Принцесса де Буйон («Адриана Лекуврёр» Чилеа), Сантуцца («Сельская честь» Масканьи), Лаура («Джоконда» Понкьелли), Джейн Сеймур («Анна Болейн» Доницетти), Никлаус и Муза («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Фрика («Золото Рейна» и «Валькирия» Вагнера), Марфа и Марина Мнишек («Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского), Иоанна д’Арк («Орлеанская дева» Чайковского), Кончаковна («Князь Игорь» Бородина), Лель («Снегурочка» Римского-Корсакова), Лаура («Каменный гость» Даргомыжского), Иокаста («Царь Эдип» Стравинского), Мадемуазель Бланш («Игрок» Прокофьева), Мать («Узник» Даллапикколы), Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Лиза («Пиковая Дама» Чайковского).
В концертных программах исполняла сольные партии в реквиемах Моцарта, Верди и Дворжака, Stabat Mater Перголези и Россини, «Торжественной мессе» и Девятой симфонии Бетховена, драматической симфонии «Ромео и Джульетта», драматической легенде «Осуждение Фауста» и кантате «Смерть Клеопатры» Берлиоза, «Поэме любви и моря» Шоссона, симфониях и кантате «Жалобная песнь» Малера, кантате «Александр Невский» Прокофьева, балете с пением «Пульчинелла» Стравинского, «Часе души» Губайдулиной, «Песнях Гурре» Шёнберга; вокальные циклы «Песни и пляски смерти» Мусоргского, «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича, «Песни об умерших детях» Малера, «Летние ночи» Берлиоза, «Шехеразада» Равеля и другие, а также камерную вокальную лирику.
Выступления певицы проходили в крупнейших залах мира, она сотрудничала со многими известными оркестрами, знаменитыми дирижерами и режиссерами, среди которых Валерий Гергиев, Джеймс Левайн, Зубин Мета, Шарль Дютуа, Даниэль Баренбойм, Джеймс Конлон, Антонио Паппано, Роберто Аббадо, Джанандреа Нозеда, Никола Луизотти, Джеймс Гаффиган, Густаво Дудамель, Даниэле Гатти, Кристиан Тилеман, Кирилл Петренко, Александр Сладковский, Михаил Юровский, Василий Петренко, Франко Дзеффирелли, Дэвид Маквикар, Дэвид Бёш, Франческа Замбелло, Уго де Ана, Даниэле Финци Паска, Петер Штайн, Франсиско Негрин, Дэвид Олден, Роберт Карсен, Пьер Луиджи Пицци, Гарри Купфер. В сольных программах выступала с пианистами Дмитрием Ефимовым (записанный с ним концерт певицы в Большом зале Московской консерватории вошел в «золотую коллекцию» телеканала «Культура»), Семёном Скигиным, Анатолием Кузнецовым, Джеймсом Мидлтоном, Джулиусом Дрейком, Хельмутом Дойчем.
В числе ангажементов сезона 2024/25 Московской филармонии – Фестиваль Российского национального оркестра («Песни Гурре» Шёнберга под управлением Филиппа Чижевского), сольный концерт к 85-летию со дня рождения Елены Образцовой, концерт с Госоркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского («Шехеразада» Равеля).
Екатерина Семенчук записала альбом русских романсов Russian Songs с Ларисой Гергиевой, «Семь романсов на стихи Александра Блока» Шостаковича с трио Wanderer, фильм, основанный на романсах Чайковского, в Доме-музее композитора в Клину; участвовала в записи «Магнификата» и «Глории» Джузеппе Сарти, опер «Царь Эдип» Стравинского, «Аида» Верди (оркестр и хор римской Академии Санта-Чечилия, премия «Запись года» от BBC Music Magazine), «Трубадур» и «Дон Карлос» Верди, «Кармен» Бизе.
Удостоена почетного звания «Заслуженная артистка Республики Северная Осетия – Алания».
Мария Баракова родилась в Кемерове. С отличием окончила Новосибирский музыкальный колледж имени А. Ф. Мурова (класс Светланы Балашовой) и Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Владимира Мальченко). В 2017–2021 гг. – артистка Молодежной оперной программы Большого театра России (художественный руководитель – Дмитрий Вдовин).
Лауреат V Международного конкурса вокалистов «Шедевры русской музыки» имени Наталии Шпиллер (I премия, 2018), XXVI Международного конкурса имени М. И. Глинки в Казани (I премия и специальный приз имени И. К. Архиповой, 2019). В 2019 году одержала победу в XVI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, участвовала в гала-концертах лауреатов с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
В сезоне 2020/21 дебютировала на Исторической сцене Большого театра в партии Любавы («Садко» Римского-Корсакова), а также в Новосибирском театре оперы и балета в партии Весны («Снегурочка» Римского-Корсакова).
В 2021–2024 гг. состоялись выступления (в том числе дебютные) певицы в нью-йоркской Метрополитен-опере («Набукко» Верди – Фенена; «Сила судьбы» Верди – Прециозилла), миланском театре Ла Скала («Борис Годунов» Мусоргского – Шинкарка), Венской государственной опере («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича – Сонетка, «Евгений Онегин» Чайковского – Ольга), Королевской опере Валлонии («Евгений Онегин»), Королевском театре Омана («Риголетто» Верди – Маддалена), театре Массимо в Палермо («Норма» Беллини – Адальжиза), Немецкой опере в Берлине («Путешествие в Реймс» Россини – Маркиза Мелибея), Дворце искусств в Будапеште («Набукко»), а также на фестивале Россини в Пезаро («Странный случай» – Эрнестина; «Путешествие в Реймс» – Маркиза Мелибея; «Танкред» – главная роль) и фестивале в Брегенце («Итальянка в Алжире» Россини – Изабелла).
В 2022 и 2024 году певица выступила в Театре Елисейских Полей в Париже, Концертхаусе в Дортмунде, Фестивальном театре Баден-Бадена и зале Де Дулен в Роттердаме в концертном исполнении опер «Золото Рейна» (Флосхильда) и «Валькирия» Вагнера (Зигрун) под управлением Янника Незе-Сегена. В январе 2025 года дебютирует в Баварской государственной опере в Мюнхене в партии Маффио Орсини («Лукреция Борджиа» Доницетти).
В репертуаре певицы также партии Леля («Снегурочка» Римского-Корсакова), Полины («Пиковая дама» Чайковского), Кармен в одноименной опере Бизе, Боярыни Морозовой («Опричник» Чайковского), Петровны («Царская невеста» Римского-Корсакова), Второй ведьмы/Колдуньи («Дидона и Эней» Пёрселла), Снежной королевы («История Кая и Герды» Баневича) и другие.
В 2021 году Мария Баракова удостоена Международной профессиональной музыкальной премии BraVo в номинации «Открытие года», в 2023 году – премии Casta Diva в номинации «Взлет».
Сергей Скороходов родился в 1974 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки (1993) и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (1999), по окончании которой был принят в Академию молодых оперных певцов Мариинского театра и дебютировал на его сцене в партии Гвидо Барди («Флорентийская трагедия» Цемлинского, российская премьера, концертное исполнение под управлением Валерия Гергиева).
В 2004 и 2005 годах участвовал в мастер-классах Ренаты Скотто в Национальной академии Санта-Чечилия в Риме.
С 2007 года – один из ведущих солистов оперной труппы Мариинского театра, где исполняет более 50 партий. Участвовал в премьерах спектаклей «Набукко» (2005), «Любовный напиток» (2011, совместная постановка с Парижской оперой и лондонским театром Ковент-Гарден), «Иоланта» (2023), «Гугеноты» и «Ариадна на Наксосе» (2024). С оперной труппой Мариинского театра гастролировал в Амстердаме, Париже, Лондоне, Стокгольме, Вашингтоне, Мадриде, Миккели (Финляндия), Эйлате (Израиль).
В 2010 году дебютировал в нью-йоркской Метрополитен-опере – в постановке оперы «Нос» Шостаковича, ныне исполняет на этой сцене партию Эрика («Летучий голландец» Вагнера). Выступал в спектаклях Парижской национальной оперы и миланского театра Ла Скала («Хованщина» Мусоргского), Баварской государственной оперы («Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Борис Годунов» Мусоргского, «Золото Рейна» Вагнера), Немецкой оперы в Берлине («Травиата» Верди, «Золотой петушок» Римского-Корсакова), берлинской Государственной оперы Унтер-ден-Линден («Травиата» и «Макбет» Верди), Немецкой оперы на Рейне и Бергенской национальной оперы («Летучий голландец»), стокгольмской Королевской оперы («Нос»), Королевского театра в Мадриде («Золотой петушок»), варшавского Большого театра – Национальной оперы («Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Король Рогер» Шимановского), болонского Театро Комунале («Евгений Онегин»), Лирической оперы Чикаго («Набукко» Верди), Вашингтонской национальной оперы («Борис Годунов»), Оперы Далласа и Оперы Монте-Карло («Иоланта»), Большого театра России («Иоланта» и «Мазепа» Чайковского, «Травиата» и «Дон Карлос» Верди, «Лоэнгрин» Вагнера, «Борис Годунов») и др.
Выступал на фестивалях в Глайндборне, Эдинбурге, Флоренции («Флорентийский музыкальный май»), выступал с концертами в нью-йоркском Карнеги-холле, лондонском Королевском Фестивал-холле, мюнхенском зале Гастайг, берлинском Концертхаусе и на многих других престижных сценах с такими коллективами, как Лондонский филармонический оркестр, Чикагский и Гётеборгский симфонические оркестры, с известными дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Владимир Юровский, Александр Ведерников, Риккардо Мути, Карло Рицци, Кент Нагано.
Удостоен почетного звания «Заслуженный артист Республики Башкортостан».
Антон Бочкарев родился в 1987 году в Воркуте. Окончил Государственную классическую академию имени Маймонида (класс доцента Сергея Волжанского).
В 2009 году принял участие в постановке оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргского в музыкальном театре «Русская опера» (художественный руководитель – Александр Ведерников). В 2012 году участвовал в постановке оперы «Скупой» Пашкевича в рамках Международного фестиваля искусств «Классика OPEN FEST» в Тольятти.
С 2010 года – артист хора Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, с 2013 года – солист оперной труппы театра.
Дипломант Всероссийского фестиваля детского и молодежного творчества «Сияние Севера» (Сыктывкар), лауреат фестиваля «Отлично, Тула!» (II премия), обладатель специальной премии конкурса Международного фонда «Филантроп», дипломант международного студенческого конкурса вокалистов Bella voce (2012).
Михаил Петренко родился в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Булата Минжилкиева). В 1998 году был приглашен в только что открывшуюся Академию молодых оперных певцов Мариинского театра.
Лауреат международных конкурсов «Новые вердиевские голоса» имени Марии Каллас в Парме (2000), имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2002), Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (2003), «Опералия» Пласидо Доминго в Лос-Анджелесе (2004).
С 1998 года – солист Мариинского театра, дебютировал в опере Прокофьева «Семён Котко». В 2004 года началась международная карьера певца – с выступления в Берлинской государственной опере в партии Хундинга («Валькирия» Вагнера) под управлением Даниэля Баренбойма. С этого времени артист выступает в лучших театрах мира: Парижской национальной опере, Метрополитен-опере (Нью-Йорк), театре Ла Скала (Милан), Баварской государственной опере (Мюнхен), Королевском оперном театре Ковент-Гарден (Лондон), Большом театре Женевы, Венской государственной опере и венском Театре ан дер Вин, Нидерландской национальной опере в Амстердаме, Немецкой опере в Берлине, Гамбургской государственной опере, Опере Бильбао, театре Карло Феличе в Генуе, Опере Кёльна и других.
В 2011 году Михаил Петренко дебютировал в Большом театре России в партии Руслана («Руслан и Людмила» Глинки) на открытии Исторической сцены после реконструкции. В дальнейшем исполнял на сцене ГАБТа партию Дуды («Садко» Римского-Корсакова).
Артист сотрудничал со многими ведущими оркестрами и выдающимися дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Даниэль Баренбойм, Пьер Булез, Лорин Маазель, Зубин Мета, Риккардо Мути, Янник Незе-Сеген, Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Дэниел Хардинг, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский, Марк Минковски, Джонатан Нотт, Шарль Дютуа, Чон Мён Хун.Принимал участие в фестивалях в Зальцбурге, Вербье, Экс-ан-Провансе, Эдинбурге, Роттердаме, Баден-Бадене, ВВС Promsв Лондоне, фестивале Пуччини в Риме.
В обширном репертуаре певца – более 30 партий, в числе которых Руслан, Кончак / Галицкий («Князь Игорь» Бородина), Гремин, Архиепископ, Король Рене («Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Иоланта» Чайковского), Борис Годунов / Пимен, Иван Хованский («Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского), Инквизитор («Огненный ангел» Прокофьева), Лепорелло, Фигаро, Зарастро («Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» Моцарта), Филипп II, Рамфис, Банко, Якопо Фиеско, Захария, Феррандо («Дон Карлос», «Аида», «Макбет», «Симон Бокканегра», «Набукко», «Трубадур» Верди), Даланд, Генрих Птицелов, Король Марк, Фафнер, Хундинг, Хаген, Титурель/Клингзор («Летучий голландец», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга», «Парсифаль» Вагнера), Орест, Барак («Электра», «Женщина без тени» Р. Штрауса), Мефистофель («Фауст» Гуно и «Осуждение Фауста» Берлиоза), Синяя Борода («Замок герцога Синяя Борода» Бартока), Лоренцо («Ромео и Джульетта» Гуно), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Дулькамара («Любовный напиток» Доницетти), Креонт («Царь Эдип» Стравинского), Папа Климент VII («Бенвенуто Челлини» Берлиоза) и многие другие, а также кантатно-ораториальные и вокально-симфонические произведения И. С. Баха, Моцарта, Бетховена, Россини, Верди, Дворжака, Мусоргского, Рахманинова, Шостаковича, Яначека, Малера.
Записи с участием артиста выпущены фирмами Naxos, Opus Arte, Deutsche Grammophon, Mariinsky, Bel Air Classiques, Warner Classics. Видеозапись оперы «Электра» Р. Штрауса завоевала в 2015 году премию Gramophone.
Михаил Петренко сыграл роль Лепорелло в фильме «Хуан», созданном на основе оперы Моцарта «Дон Жуан». Премьера картины прошла в рамках Гамбургского кинофестиваля (2010).
Дарья Мороз – актриса театра и кино, продюсер, режиссер. Родилась в семье режиссера Юрия Мороза и актрисы Марины Левтовой. В 2003 году окончила актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Романа Козака и Дмитрия Брусникина), в 2005-м – продюсерский факультет Высших курсов сценаристов и режиссеров (мастерская Владилена Арсеньева).
В 2002 году дебютировала на сцене Театра-студии под руководством Олега Табакова («Песочный человек»). С 2003 года – актриса Московского художественного театра имени А. П. Чехова. Сотрудничает также с Государственным Театром Наций, Государственным драматическим театром «Приют комедианта», шоу-пространством «Ленинград Центр», Московским государственным симфоническим оркестром под руководством Ивана Рудина и DYP Orchestra под руководством Петра Дранги.
В фильмографии актрисы – свыше 80 киноролей, включая работы в фильмах и сериалах «Фортуна», «Точка», «Апостол», «Живи и помни», «Дом солнца», «Достоевский», «Без свидетелей», «Дурак», «Преступление», «Содержанки», «Угрюм-река», «Медиатор», «Клиника счастья», «Мира», «Жить жизнь», «Секс. До и после».
В 2023 году Дарья Мороз дебютировала в качестве режиссера (сериал «Секс. До и после»). Шоураннер и соавтор сценария проектов «Содержанки» и «Жить жизнь».
Дважды лауреат кинопремии «Ника» (2009, 2015), лауреат театральных премий «Золотая маска» (2019), «Чайка» (2006), фестиваля «Виват, кино России!» (Санкт-Петербург), фестиваля русского кино в Онфлёре (Франция), международного кинофестиваля Silver Hugo (США).
Заслуженная артистка Российской Федерации (2018).
Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).
С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».
Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.
С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).
Борис Березовский (фортепиано), Григорий Кротенко (контрабас)
В программе: Прокофьев, Кусевицкий, Глазунов, Метнер
Альбина Шагимуратова (сопрано), Сати Спивакова (художественное слово)
В программе: Капле, Дебюсси