Фестиваль РНО. Закрытие. Российский национальный оркестр, Александр Рудин, Фёдор Безносиков, Альбина Шагимуратова, Сати Спивакова : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    Фестиваль РНО. Закрытие.
    Российский национальный оркестр, Александр Рудин, Фёдор Безносиков, Альбина Шагимуратова, Сати Спивакова

    24 сентября 2024

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Российский национальный оркестр
    Государственная академическая
    хоровая капелла России
    имени А. А. Юрлова
    Александр Рудин, дирижёр и солист (виолончель)
    Фёдор Безносиков, дирижёр
    Альбина Шагимуратова (сопрано)
    Сати Спивакова (художественное слово)

    Солистки хора:
    Светлана Сергеева (контральто)
    Калерия Коваленко (контральто)

    В программе:
    Капле
    «Богоявление» (по эфиопской легенде) – музыкальная фреска для виолончели с оркестром (российская премьера)
    Дебюсси
    «Мученичество святого Себастьяна» – музыка к мистерии Г. д’Аннунцио

    12+

    Абонемент №3:

    Фестиваль РНО

    Большой фестиваль РНО ежегодно проходил в Москве с 2009 по 2020 гг. В 2024 году Российский национальный оркестр совместно с Московской филармонией возобновляет фестивальный проект в обновленном формате: концерты проходят как один из персональных абонементов коллектива на сцене Зала Чайковского. В афише – три эксклюзивные программы, каждая из которых составлена и подготовлена специально для Фестиваля РНО.

    Кульминация заключительного концерта фестиваля – исполнение музыки Клода Дебюсси к мистерии Габриэле д’Аннунцио «Мученичество святого Себастьяна». Впервые в России это монументальное сочинение прозвучало ровно 20 лет назад – 31 октября 2004 года в Большом зале консерватории в рамках филармонического абонемента «Дирижирует и читает Геннадий Рождественский». Музыка создавалась к первому спектаклю труппы Иды Рубинштейн (с хореографией Михаила Фокина, декорациями и костюмами Льва Бакста), которая исполнила главную роль. Премьера в парижском театре Шатле сопровождалась скандалом: архиепископ Аметт объявил спектакль еретическим и призвал публику бойкотировать его, так как в роли святого выступала «еврейская женщина с кривыми ногами». Спектакль состоялся, но успеха не имел, а музыка Дебюсси (по мнению д’Аннунцио, «дивный источник эмоций») стала репертуарной редкостью.

    В работе над мистерией Дебюсси помогал его друг и соратник Андре Капле, который также дирижировал оркестром на парижской премьере. Дебюсси писал о нем как композиторе: «Этот Капле – Художник. Он умеет найти верный колорит и соединяет его с красивой выразительностью». Среди прочего Капле сделал несколько красочных оркестровок фортепианных пьес Дебюсси, и такой же яркостью и изысканностью отмечены его собственные произведения – в том числе музыкальная фреска для виолончели с оркестром «Богоявление» (по эфиопской легенде), которая прозвучит в России впервые. Сюжет пьесы связан с новозаветной историей о путешествии к младенцу Иисусу трех волхвов с Ближнего Востока; в Эфиопии ее называют «процессией трех королей». Религиозной тематике программы отвечает также «Гимн о Святом Таинстве» Оливье Мессиана – одно из ранних оркестровых сочинений композитора, посвященное причастию и передающее, как человек, борющийся против греха, испытывает восторг от одного из важнейших церковных таинств.

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.

    Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.

    В 2009–2020 гг. в Москве проходил Большой фестиваль РНО с участием ведущих исполнителей современности. С 2024 года Фестиваль РНО проходит в обновленном формате под руководством Александра Рудина.

    РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.

    В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова. 

    Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.

    В 2023–2024​ гг. Александр Рудин провел свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива по России. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И.​ Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги.

    В течение сезона Александр Рудин и РНО выступили на​ открытии IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «камерные ансамбли» в Уфе и на открытии юбилейного 80-го концертного сезона Оренбургской филармонии; 25 сентября, в день рождения Шостаковича, приняли участие в​ IV Международном фестивале искусств «Шостакович. Над временем» в Самаре; в рамках Всероссийского марафона «Мой Рахманинов», приуроченного к 150-летию со дня рождения композитора дали концерты во Владикавказе, Махачкале, Грозном и Москве. Также выступления коллектива прошли в филармонических залах Великого Новгорода, Уфы, Петрозаводска и Санкт-Петербурга, на фестивале «Стрелка» в Нижнем Новгороде (с программой музыки Шнитке к 90-летию со дня рождения композитора) и open-air фестивалях в Новом Иерусалиме и Ясной Поляне. 

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.

    Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

    После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».

    Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

    География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.

    Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.

    В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка. 

    В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.

     (Пресс-служба Капеллы)

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. 

    Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко). 

    Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983).

    С 1988 года – художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva. С сезона 2020/21 – главный дирижер Симфонического оркестра Саратовской филармонии. С 2022 года – художественный руководитель Российского национального оркестра.

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба и арпеджионе, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др. 

    В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. 

    Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России Рудин исполнил произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. В 2019 году под управлением Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре была представлена опера «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской редакции с хореографическими сценами и световой партитурой. 

    Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина, Александра Маноцкова. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.

    Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. 

    Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), «Безумный день» (Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах. 

    В дискографии артиста – более 30 альбомов. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Антона Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. В 2020-м была выпущена запись Тройного и Скрипичного концертов Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Среди релизов для Naxos – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019), сборник произведений Шуберта, записанный на исторических инструментах (2021), а также произведения Бернхарда Ромберга, Антона и Николауса Крафтов для дуэта виолончелей (2022, при участии Эмина Мартиросяна).

    С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 года – профессор, в 2021 году возглавил кафедру виолончели и контрабаса. Дает мастер-классы по всему миру, сотрудничает с молодежными коллективами в качестве дирижера (Симфонический оркестр студентов Московской консерватории, Уральский молодежный симфонический оркестр и др.). Неоднократно был членом и председателем жюри международных конкурсов, в том числе Конкурса имени П. И. Чайковского. 

    Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001), Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, Премии Правительства Москвы и ордена Дружбы.

    Фёдор Безносиков

    Фёдор Безносиков родился в 1993 году. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК (класс скрипки профессора Владимира Иванова, класс камерного ансамбля профессора Александра Бондурянского). Принимал участие в мастер-классах Захара Брона, Шломо Минца, Вольфганга Редика. В настоящее время обучается на факультете оперно-симфонического дирижирования МГК (класс доцента Феликса Коробова).

    С 2023 года – дирижер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; дирижер-постановщик балетов «Снежная королева» на музыку Чайковского и «Последний сеанс» на музыку Настасьи Хрущёвой.

    Сотрудничает с Московским театром «Новая опера» имени Е. В. Колобова. Участвовал в постановке оперы «Летучий голландец» Вагнера, дважды выступал на Крещенском фестивале, представил российскую премьеру оратории Франца Шмидта «Книга за семью печатями» (2024). В театре «Геликон-опера» участвовал в постановке балета «Амок» Александра Симоненко.

    Дирижировал Камерным оркестром Московской консерватории (фестиваль «Музыка Дягилевских сезонов»), Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова (абонемент Московской филармонии «Весь Стравинский»), Государственным академическим камерным оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», оркестрами Самарской и Саратовской филармоний и другими коллективами. С 2024 года – дирижер Российского национального оркестра.

    Лауреат многих международных и всероссийских конкурсов, в том числе международных конкурсов скрипачей Владимира Спивакова в Уфе, имени Юрия Янкелевича в Омске (вторые премии) и Фестиваля романтической музыки в Москве (I премия). В составе фортепианного трио стал победителем Международного конкурса имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге, лауреатом Всероссийского музыкального конкурса (II премия в категории «камерные ансамбли») и Международного конкурса камерных ансамблей имени Николая Рубинштейна в Москве (III премия).  Был стипендиатом фондов «Новые имена» и Владимира Спивакова. Удостоен премий Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи (2006, 2008).

    В 2016–2020 гг. – артист Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Ведет активную концертную деятельность как солист и участник камерных ансамблей. В качестве солиста выступал с «Виртуозами Москвы», камерными оркестрами Московской консерватории и Центра Павла Слободкина, Омским академическим симфоническим оркестром и другими коллективами.

    Участвует в концертных программах Московской филармонии и Санкт-Петербургского Дома музыки. Неоднократно представлял премьеры произведений российских и зарубежных композиторов.

    Гастролировал в Германии, Австрии, Испании, Франции, Италии, Эстонии, Китае, США; выступал на многих известных сценах, среди которых Большой зал консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Карнеги-холл (Нью-Йорк), Симфони-центр (Чикаго), Музикферайн (Вена), Моцартеум (Зальцбург) и Берлинская филармония.

    Преподает в Московской консерватории (ассистент в классе скрипки профессора Владимира Иванова). В сезоне 2023/24 журнал «Музыкальная жизнь» назвал Фёдора Безносикова «Открытием года». Весной 2024 года издание The Blueprint включило музыканта в The Blueprint 100 – ежегодный список отечественных деятелей культуры и искусства, определяющих «наше ближайшее культурное будущее».

    Альбина Шагимуратова

    Альбина Шагимуратова родилась в Ташкенте. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Галины Писаренко) и ассистентуру-стажировку МГК. Совершенствовалась под руководством Дмитрия Вдовина в Москве и Ренаты Скотто в Нью-Йорке, а также в Молодежной студии Большой оперы в Хьюстоне.

    Лауреат международных конкурсов имени Франсиско Виньяса в Барселоне (III премия, 2005), имени М. И. Глинки в Челябинске (I премия, 2005) и имени П. И. Чайковского в Москве (I премия, 2007); лауреат премий «Золотая маска», Casta Diva и «Фигаро» имени Андрея Миронова.

    Европейский дебют певицы состоялся в 2008 году на Зальцбургском фестивале в роли Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта, дирижер – Риккардо Мути). В дальнейшем эту партию она исполняла в Метрополитен-опере в Нью-Йорке, миланском театре Ла Скала (спектакль выпущен на DVD), Королевской опере Ковент-Гарден в Лондоне, Немецкой опере в Берлине, Венской, Баварской, Гамбургской государственных операх, театрах Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Хьюстона, Большом театре России.

    Не менее значимой в карьере певицы стала партия Людмилы в опере Глинки «Руслан и Людмила». В частности, в 2011 году Альбина Шагимуратова выступила в роли Людмилы в постановке, которой после реконструкции открылась Историческая сцена Большого театра России (режиссер – Дмитрий Черняков, дирижер – Владимир Юровский).

    В репертуаре певицы также Лючия, Анна, Неала, Адина («Лючия ди Ламмермур», «Анна Болейн», «Па́рия», «Любовный напиток» Доницетти), донна Анна, Аспазия, Констанца («Дон Жуан», «Митридат, царь Понтийский», («Похищение из сераля» Моцарта), Семирамида, Графиня де Фольвиль («Семирамида», «Путешествие в Реймс» Россини), Эльвира, Амина («Пуритане», «Сомнамбула» Беллини), Виолетта Валери, Джильда («Травиата», «Риголетто» Верди), Мюзетта («Богема» Пуччини), Фламиния («Лунный мир» Гайдна), заглавные партии в операх «Манон» Массне и «Соловей» Стравинского, партии сопрано в Stabat Mater Россини, Реквиеме Моцарта, Девятой симфонии Бетховена, Восьмой симфонии Малера, «Военном реквиеме» Бриттена и других сочинениях.

    Принимала участие в фестивалях в Глайндборне, Эдинбурге, Люцерне, Лондоне (BBCProms), Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, «Владимир Спиваков приглашает» в Москве; выступала в крупнейших оперных театрах и концертных залах мира.

    В 2015 году дебютировала в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в заглавной партии в опере «Лючия ди Ламмермур» Доницетти; с сезона 2018/19 – солистка оперной труппы театра.

    Альбина Шагимуратова – заслуженная артистка России, народная артистка Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. Председатель жюри Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки.

    Сати Спивакова

    Актриса и телеведущая Сати Спивакова родилась в Ереване в семье музыкантов. Окончила Ереванскую среднюю специальную музыкальную школу имени П. И. Чайковского по классу фортепиано. В 1984 году с отличием окончила Государственный институт театрального искусства в Москве, в 1992 году – Парижский университет Сорбонна, где изучала языкознание и историю Франции.

    Еще будучи студенткой ГИТИСа, Сати сыграла главную роль в фильме-опере «Ануш», снялась в фильмах «Лирический марш» и «Чужие игры». В дальнейшем снималась в фильмах Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты», «Девушка с коробкой», «Письмо Сальмы».

    В 2000-е годы стала успешной телеведущей и автором собственных программ: «Сати» на «Первом канале», «Камертон» на канале «Культура». На этом же телеканале ведет музыкально-образовательное ток-шоу «Сати. Нескучная классика», завоевавшее телевизионную премию «ТЭФИ». В 2016 году была ведущей телевизионного проекта «Большая опера» на канале «Культура», в 2017 году – ведущей Международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера».

    В 2013 году артистка удостоена ордена Дружбы за большие заслуги в развитии отечественного телерадиовещания, культуры и многолетнюю плодотворную работу.

    В 2014 году режиссер Роман Виктюк поставил для Сати Спиваковой и пианистки Басинии Шульман музыкально-драматический спектакль «Нежность» по одноименной новелле Анри Барбюса.

    В 2015 году в Театральном зале Дома музыки состоялась премьера спектакля по пьесе «Фетишист» Максима Курочкина в постановке Василия Бархатова с Сати Спиваковой и Андреем Фоминым в главных ролях.

    В марте 2016 года в «Гоголь-центре» прошла премьера спектакля «Машина Мюллер» – сложносочиненного действа по произведениям, письмам и дневникам великого немецкого драматурга Хайнера Мюллера. В спектакле, главные роли в котором сыграли Константин Богомолов, Сати Спивакова и Александр Горчилин, соединились видеоарт и живая музыка, движение 18 обнаженных перформеров и драматическая игра трех артистов.

    В 2017 году Сати Спивакова выступила в музыкально-литературной фантазии «Пер Гюнт. Музыка норвежских фьордов» (по пьесе Ибсена с музыкой Грига) в театре «Мюзик-холл» и приняла участие в музыкальной драме «Высокая вода венецианцев» по мотивам одноименной повести Дины Рубиной (режиссер – Денис Азаров) в «Геликон-опере».

    В 2018 году участвовала в спектакле Пермской филармонии «Тайные сказы Урала» по мотивам сказов Бажова.

    В 2019–2022 гг. с участием актрисы состоялись премьеры трех спектаклей режиссера Дмитрия Сердюка в Театре наций: «Наше всё… Тургенев. Метафизика любви» (по сценарию Сергея Соловьева, посвященного отношениям писателя Ивана Тургенева и французской примадонны Полины Виардо), «Моими глазами» (спектакль посвящен Дню Победы и основан на документальных свидетельствах эпохи, с иллюстрациями театра песочного искусства «Пески времени») и «Канарейка» (о последних днях жизни Марии Каллас).

    В 2002 году в издательстве «Вагриус» вышла книга мемуаров Сати Спиваковой «Не всё», в 2020-м – книга «Нескучная классика. Еще не всё».

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    XII Большой фестиваль РНО.
    Василий Петренко, Михаил Плетнёв

    Режиссерская версия

    07.09.2020

    Бетховен Увертюра «Кориолан», соч. 62

    В программе:
    Бетховен
    Увертюра «Кориолан», соч. 62
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 37
    Брамс
    Симфония № 4 ми минор, соч. 98

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    XI Большой фестиваль РНО.
    Открытие фестиваля

    13.09.2019

    В программе:
    Сен-Санс
    «Пляска смерти» (парафраза на Dies irae) для оркестра
    Концерт № 1 для виолончели с оркестром
    Скрябин
    Симфония № 1 для солистов, хора и оркестра

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Российский национальный оркестр,
    Дмитрий Шишкин, Арман Тигранян

    23.02.2020

    В программе:
    Бородин
    Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь»
    Гуммель
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Бетховен
    Симфония № 5

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Праздничный концерт

    08.03.2020

    В программе:
    Шостакович
    «Праздничная увертюра»
    И. Штраус
    Вальс «Весенние голоса»
    Полька «Трик-трак»
    Чайковский
    Вальс из Серенады для струнного оркестра
    Вальс цветов из музыки балета «Щелкунчик»
    Россини
    Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
    Чайковский
    Вальс-скерцо для скрипки с оркестром
    Бизе
    Вальс из Джазовой сюиты № 2
    И. Штраус
    Полька «Гром и молния»
    Арбан
    Вариации на тему «Венецианского карнавала» для трубы с оркестром
    Оффенбах
    Увертюра к оперетте «Орфей в аду» (фрагмент)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Musica Viva, Александр Рудин,
    Лукас Генюшас, Вадим Холоденко,
    Андрей Гугнин

    Режиссерская версия

    22.02.2020

    В программе:
    Моцарт
    Три марша: ре мажор, KV 290; фа мажор, KV 248; ре мажор, KV 445
    Концерт для трех фортепиано с оркестром фа мажор, KV 242
    Перголези
    Увертюра к опере «Олимпиада»
    Стравинский
    Сюита из музыки балета «Пульчинелла»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Московский государственный
    академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Александр Рудин, Сергей Догадин

    11.09.2019

    В программе:
    Чайковский
    «Славянский марш»
    Концерт для скрипки с оркестром
    Дворжак
    «Славянские танцы», соч. 46

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Летние концерты популярной
    классической музыки.
    Академический симфонический оркестр Московской филармонии,
    Дмитрий Шишкин, Юрий Симонов

    Режиссерская версия

    25.07.2019

    В программе:
    Дебюсси
    «Послеполуденный отдых фавна» - прелюдия по одноименной эклоге С.Малларме
    Шопен
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Берлиоз
    «Фантастическая симфония» («Эпизод из жизни артиста»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    X юбилейный Большой фестиваль РНО

    Режиссерская версия

    15.09.2018

    Россини Увертюра к опере «Вильгельм Телль»

    В программе:
    Россини
    Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
    Брух
    Концерт № 1 для скрипки и оркестра соль минор, соч. 26
    Шостакович
    Симфония № 15 ля мажор, соч. 141

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    X юбилейный
    Большой фестиваль РНО.
    Открытие фестиваля

    10.09.2018

    Чайковский Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35

    В программе:
    Чайковский
    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35
    Шостакович
    Симфония № 9 ми-бемоль мажор, соч. 70

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Российский национальный оркестр,
    Борис Березовский

    Режиссерская версия

    18.01.2019

    Рахманинов Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30
    Шостакович
    Концерт №2 для фортепиано с оркестром фа мажор, соч. 102
    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    13 сентября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    20 сентября в 19:00
    Дорогие слушатели!
    Доступна новая версия сайта Московской филармонии.
    В ближайшие месяцы вы сможете пользоваться любой из версий, в следующем году мы полностью перейдем на новый дизайн.