Вещь в себе. Шельси. «Легенда о городе майя» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Вещь в себе.
    Шельси. «Легенда о городе майя»

    18 октября 2024

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Ярослав Тимофеев (автор цикла, ведущий)
    Государственный академический
    симфонический оркестр России
    имени Е. Ф. Светланова
    Фёдор Леднёв, дирижёр
    Вокальный ансамбль Intrada
    Вокальный ансамбль N'Caged

    Арина Зверева
    Ольга Россини
    Сергей Малинин
    Илья Лаптев

    Алексей Лушников (волны Мартено)

    В программе:
    Шельси
    «Uaxuctum. Легенда о городе индейцев майя, разрушенном ими по религиозным причинам» для четырех вокалистов, хора, волн Мартено и оркестра (российская премьера)

    Концерт в одном отделении

    12+

    Абонемент №52:

    Вещь в себе

    «Вещь в себе» каждый концерт посвящен одному-единственному произведению, повлиявшему на ход событий в музыкальном мире. Смысл программ — не только в самом исполнении шедевра, но еще в том, чтобы хрестоматийная для знатоков история была разобрана по косточкам при помощи слов, схем, фото, видео, живых инструментов, цифр и метафор, рассмотрена под микроскопом и стала понятной широкому кругу.
    Юлия Бедерова, «Коммерсантъ» 

    Академическая музыка в ХХ веке шла по пути усложнения и для простого слушателя в какой-то момент действительно оказалась «вещью в себе», недоступной ни уму, ни, что страшнее, сердцу. Тем не менее на концертах абонемента публика не только с интересом воспринимает всевозможные непривычные звучания, но и эмоционально откликается на них.
    Мария Невидимова, «Ваш досуг» 

    Ярослав Тимофеев — человек множества талантов, важнейшим из которых для нас в данном случае является его фантастическое умение разговаривать с самой любознательной частью филармонической (и примкнувшей к ней) аудитории всерьез, но без занудства. Новорожденная «Вещь в себе» — высший пилотаж.
    Екатерина Бирюкова, Colta


    В 1916 году американский археолог Сильванус Морли обнаружил в Гватемале неизвестный город майя. Он назвал его Вашактун – на языке майя это значит «восемь камней». На протяжении всего ХХ столетия в Вашактуне находили удивительные архитектурные памятники, скульптуры и настенные росписи. А в 1966 году итальянский композитор Джачинто Шельси написал грандиозную вокально-симфоническую сюиту под названием «Вашактун». Один эпизод из «Вашактуна» знаком каждому, кто видел фильм Мартина Скорсезе «Остров проклятых», – но в России эта музыка еще никогда не исполнялась.

    Ее подзаголовок гласит: «Легенда о городе индейцев майя, уничтоженном ими по религиозным причинам». Внезапное и стремительное исчезновение великой цивилизации майя до сих пор остается загадкой и предметом научных споров. Партитура Шельси тоже полна тайн. Почему индейцы, создавшие развитую письменную культуру, в легенде не произносят ни одного слова? Почему Шельси понадобились электроакустический инструмент волны Мартено, 200-литровая бочка из-под машинного масла и погремушка – но не понадобилось ни одной скрипки? Наконец, существовала ли вообще легенда о самоубийстве города? Но все эти вопросы обращены к сознанию. Шельси создал свой свод заповедей, и вторая из них гласит: «Не мыслить пусть мыслят те кому это нужно». Что Джачинто Шельси предложил взамен мышления, можно будет узнать и услышать 18 октября в Зале Чайковского.

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.

    В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.

    Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел  Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).

    Фёдор Леднёв

    Фёдор Леднёв родился в 1971 году в Минске. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальностям «хоровое дирижирование» и «оперно-симфоническое дирижирование». С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном колледже имени Н. А. Римского-Корсакова. 

    Как приглашенный дирижер сотрудничал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, хором и оркестром musicAeterna и другими известными коллективами. С 2019 года – дирижер musicAeterna. С 2022 года – дирижер Нижегородского театра оперы и балета.

    Выступает со многими российскими и зарубежными ансамблями современной музыки, такими как «Студия новой музыки», ГАМ-ансамбль (Москва), Nostri Temporis (Украина), KNM (Германия), Phoenix (Швейцария). Постоянный дирижер санкт-петербургского ансамбля современной музыки eNsemble с момента его основания в 2001 году. Постоянный приглашенный дирижер Московского Ансамбля Современной Музыки, участник российских и европейских фестивалей. Под руководством Фёдора Леднёва состоялось более 200 мировых премьер сочинений отечественных и зарубежных композиторов, а также российские премьеры оперы «Доктор Атом» Джона Адамса, первой части балетной трилогии «Данте» Томаса Адеса (концертные исполнения), Концерта для скрипки с оркестром Гюса Янсена, Концерта для двух фортепиано с оркестром Лучано Берио, вокального цикла «Любовь поэта» Алексея Сысоева, сочинения «Ницше говорит» Луи Андриссена.

    Как дирижер-ассистент принимал участие в постановках опер «Воццек» Берга в Большом театре, Medea Material Паскаля Дюсапена и «Носферату» Дмитрия Курляндского в Пермском театре оперы и балета. Как вокалист участвовал в постановках опер «Эней в Лацио» Сарти (Латин, 1999), «Якоб Ленц» Рима (Кауфман, 2001), «Орфей» Монтеверди (Орфей, 2002). 

    Дирижер-постановщик балета «Пахита» в Екатеринбургском театре оперы и балета (2018, спектакль выдвигался на Национальную театральную премию «Золотая маска» в девяти номинациях, в том числе «Лучший дирижер»; был удостоен Специальной премии жюри музыкального театра «За лучшее событие Года Петипа»), оперы «Замок герцога Синяя Борода» Бартока с прологом и эпилогом Валерия Воронова (2022, Пермский театр оперы и балета), балета «Золотой ключик» Вайнберга (2023, Нижегородский театр оперы и балета). Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства. 

    Вокальный ансамбль Intrada

    Вокальный ансамбль Intrada основан в 2006 году выпускницей Московской консерватории Екатериной Антоненко. Он принимал участие во многих резонансных проектах в российской столице и за рубежом и зарекомендовал себя как один из наиболее универсальных и высокопрофессиональных певческих коллективов.

    Intrada регулярно сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными коллективами и музыкантами. В их числе камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан и Александр Сладковский, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, VOCES8, I Fagiolini и Роберт Холлингворт, Оркестр эпохи Просвещения, Фридер Берниус, Стивен Лэйтон, Ханс-Кристоф Радеман, Петер Нойман, Жан-Кристоф Спинози и другие. Ансамбль неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в ГМИИ имени А. С. Пушкина.

    Ансамбль с успехом выступал на престижных европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский культурный форум (2015), Дрезденский музыкальный фестиваль (2017, 2019), Musikfest Erzgebirge (2016), концертная серия немецкого радио «Культура» в замке Вартбург (2018), Интернациональный конгресс хоровых дирижеров в Париже (2016), Фестиваль в Лаузице (2019), Live From London (2021), Штутгартский музыкальный фестиваль (2021). В 2022 году коллектив дебютировал на сцене Берлинской филармонии.

    Вокальный ансамбль Intrada неоднократно становился первым исполнителем музыки XX–XXI веков, в том числе сочинений Клауса Ланга, Франка Кристофа Езникяна, Владимира Раннева, Ильи Демуцкого, Алексея Сысоева, Армана Гущяна, Ивана Муди. Он представил российские премьеры произведений Стива Райха, Мередит Монк, Дэвида Лэнга, Джулии Вольф, Майкла Гордона, Кэролайн Шо и др. В 2014 году Intrada и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти Джона Тавенера: на заключительном концерте в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение Requiem Fragments Тавенера при участии ансамблей The Tallis Scholars, Intrada и сопрано Юлии Лежневой.

    Вокальный ансамбль N'Caged

    Вокальный ансамбль N'Caged основан Ариной Зверевой в 2013 году. В его составе выступают Арина Зверева, Ольга Россини, Сергей Малинин и Илья Лаптев. Коллектив специализируется в области исполнения современной музыки, в сотрудничестве с композиторами принимает участие в оперных и драматических постановках, концертных программах, перформансах и музейных проектах.

    Первыми работами в области музыкально-драматических жанров стали опера «Астероид 62» Дмитрия Курляндского (2013, российская премьера) и спектакль «Тупейный художник» Александра Маноцкова (2014).

    С 2015 года солисты ансамбля участвуют в премьерных постановках и репертуарных спектаклях Электротеатра Станиславский. В их числе – «Сверлийцы» Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева, Владимира Раннева; «Маниозис», «Маниозис 2», «Книга Серафима» Александра Белоусова; «Проза» Владимира Раннева; «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского (мировая премьера состоялась на Голландском фестивале в Амстердаме, 2017); «Пиноккио. Лес» Дмитрия Курляндского; «Орфические игры. Панк-макраме» Владимира Горлинского, Дмитрия Курляндского, Кирилла Широкова, Фёдора Софронова; «Диксония» Владимира Горлинского. 

    Ансамбль принимал участие в проектах Театра Наций: «Достоевский 200. Опера», в рамках которого исполнил четыре камерных оперы Олега Гудачёва, Олега Крохалева, Егора Савельянова, Романа Жаурова (2021), «Саша, привет» Владимира Раннева (2022). 

    Важной составляющей деятельности ансамбля являются музейные и site-specific проекты, среди которых музейно-театральный проект «Хранить вечно» (ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург, 2018), перформанс «Страсти по Мартену» (фестиваль «Арт-Овраг», Выкса, 2018), видео-спектакль «Территория Гамлет» («Демидова Фест 2020», Москва), перформанс «Утопия на ужин» (филиал Третьяковской галереи в Самаре, 2021), аудиовизуальный перформанс «Рабочий поселок. Детали» (Музей современного искусства «ПЕРММ», Пермь, 2021), перформанс Love. Epilogue (фестиваль SOUND UP, Музей Москвы, 2022), инсталляция I must go seek some dewdrops here (ДК «ГЭС-2», 2022), перформанс «Территория Гамлет» (Дягилевский фестиваль, Пермь, 2022), перформанс «Хороход-2» («Выкса-фестиваль», Выкса, 2022).

    Ансамбль принимал участие в абонементных концертах Московского международного Дома музыки, выступал в залах Московской консерватории и Московской филармонии, галерее ГРАУНД Солянка (Москва), Музее современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург) и других залах, на фестивалях «5 вечеров» Союза композиторов России, «Ночь в музее», «Декабрьские вечера», принимал участие в образовательной и концертной программах XII Международной академии молодых композиторов в г. Чайковском (2022).

    Арина Зверева – лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»: удостоена специальной премии жюри музыкального театра «За глубокое раскрытие музыкально-художественного образа, а также за развитие и расширение современных вокальных техник» (2021); российской оперной премии Casta Diva (в числе постановщиков оперы «Проза» 2017); номинант премии «Золотая маска» за спектакли «Книга Серафима» и «Октавия. Трепанация» (2021).

    Сергей Малинин – номинант премии «Золотая маска» за сольные партии в оперном сериале «Сверлийцы» (2016) и в опере «Книга Серафима» (2021).

    Ольга Россини – номинант премии «Золотая маска» за сольную партию в опере «Книга Серафима» (2021).

    Илья Лаптев – приглашенный солист Электротеатра Станиславский с 2020 года.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    4 декабря в 20:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    19 марта в 20:00