В продаже абонемент Musica sacra nova
26 октября 2024
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаХудожник – Алексей Чой
Продолжительность 1 час 40 минут с антрактом
Музыка Бриттена, Шостаковича, Шнитке
Абонемент №200:
Сказки с оркестром. 5+
Юрий Стоянов – популярный актер телевидения, театра и кино, народный артист России – родился в 1957 году в семье врача и учительницы в Одессе. Еще в школьные годы он умело подмечал особенности характеров и манеры других людей, а затем мастерски воспроизводил результаты своих «наблюдений».
Однако его интересы не ограничивались лишь «пародиями». Юрий занимался фехтованием и стал мастером спорта. После школы Юрий Стоянов поступил в Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС, ныне – РАТИ), по окончании которого получил приглашение в легендарный питерский БДТ (Академический Большой Драматический театр имени М. Горького). В БДТ актер проработал с 1978 по 1995 год. Одной из самых заметных ролей Юрия Стоянова в этом театре стала роль Моцарта в спектакле Георгия Товстоногова «Амадеус».
Кинокартина «Анекдоты» (1990) принесла актеру судьбоносное знакомство с Ильей Олейниковым, с которым спустя пару лет они «затеяли» проект юмористической программы «Городок», вот уже двадцать лет выходящей на канале «Россия» (РТР). До этого проекта Юрий Стоянов уже работал на телевидении в качестве режиссера-постановщика и ведущего программы «Адамово яблоко», но мегапопулярность «Городка» не идет ни в какое сравнение с этой передачей. Именно «Городок», где Юрий Стоянов является одновременно актером, режиссером-постановщиком, соавтором сценария и руководителем программы, принес его создателям четыре Национальные телевизионные премии «ТЭФИ». В соавторстве с Ильей Олейниковым Юрием Стояновым написана автобиографическая книга «До встречи в Городке».
Помимо работы на телевидении Юрий Стоянов снимается в кино, количество его киноработ приближается к 40. Роль одного из присяжных в фильме Никиты Михалкова «12» была отмечена премией «Золотой орёл» в номинации «За лучшую мужскую роль», а роль в фильме «Человек у окна» (режиссер Дмитрий Месхиев) награждена пятью российскими и международными премиями в номинации «За лучшую мужскую роль».
Спустя много лет Юрий Стоянов вновь выходит на театральные подмостки, играя в постановке театра «Балтийский дом» «Перезагрузка» и спектакле Московского художественного театра имени А. П. Чехова «Женитьба». Озвучивает анимационные фильмы, профессионально владеет гитарой.
Сотрудничество Юрия Стоянова с Московской филармонией началось в 2010 году, когда он принял участие в проекте «Сказки с оркестром», блистательно исполнив композицию по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». В сезоне 2012/13 в рамках абонемента «Партитуры для чтеца с оркестром» Юрий Стоянов принял участие в исполнении двух литературно-музыкальных композиций – «Повести Белкина» А. С. Пушкина (совместно с симфоническим оркестром радио «Орфей», дирижер Владимир Понькин) и «Декамерон» Дж. Боккаччо (с ансамблем солистов «Мадригал» Московской филармонии).
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Андрей Колясников родился в 1992 году в Екатеринбурге. Окончил Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Вячеслава Карташова) и ассистентуру-стажировку Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова (класс профессора Юрия Симонова).
Стажировался под руководством Валерия Гергиева в Мариинском театре и под руководством Феликса Коробова в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Участник Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров профессора Юрия Симонова в Москве (2018, 2019), мастер-классов Фабио Мастранджело и Николаса Паске.
Победитель IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (2023). Обладатель стипендии имени Марка Павермана (2015) и именной стипендии фонда «Новые имена» (2007).
В 2015–2019 гг. преподавал в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, Уральской специальной музыкальной школе-десятилетке и Свердловском музыкальном училище имени П. И. Чайковского, где также возглавлял учебные симфонические оркестры. С симфоническим оркестром УрСМШ завоевал Гран-при на XX Международном фестивале античного искусства «Боспорские агоны» в Керчи (2018).
Сотрудничал с Екатеринбургским государственным академическим театром оперы и балета (в качестве ассистента дирижера-постановщика Оливера Дохнаньи участвовал в постановке оперы «Турандот» Пуччини). С 2022 года – преподаватель кафедры оперно-симфонического дирижирования Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова.
С 2019 года – ассистент дирижера Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Симонов). Выступал с Симфоническим оркестром Мариинского театра, Госкапеллой России, оркестрами Ярославской, Тульской, Брянской, Ростовской и Северо-Кавказской филармоний, Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова и Камерным хором Московской консерватории, Московским государственным академическим камерным хором Владимира Минина.
Сотрудничал со многими известными солистами, среди которых Борис Андрианов, Валерий Ворона, Даниил Коган, Мирослав Култышев, Павел Милюков, Айлен Притчин, Равиль Ислямов, Александр Рамм, Максим Рубцов, Юрий Фаворин, Валерий Шкарупа, Аида Гарифуллина, Хачатур Бадалян, Сергей Писарев, Дмитрий Сибирцев. В цикле «Сказки с оркестром» Московской филармонии выступал с актерами Дмитрием Назаровым, Юлией Пересильд и Игорем Петренко.
Принимал участие в фестивале «Москва встречает друзей» фонда Владимира Спивакова в Доме музыки, гала-концерте «Новый век» к 100-летию ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова в МКЗ «Зарядье», проектах Санкт-Петербургского Дома музыки, фестивале музыки и искусств «Тремоло» в Тольятти (художественный руководитель – Фабио Мастранджело), фестивале античного искусства «Боспорские агоны» в Керчи. В 2022 году в Большом зале Московской консерватории участвовал в концертном исполнении оперы «Ася» Ипполитова-Иванова, возрожденной после более чем столетнего забвения.
Марина Александрова (художественное слово)
Камиль Ларин (художественное слово)
Александр Олешко (художественное слово)