Гендель. «Страсти по Брокесу»

среда, 19:00

Государственный академический камерный оркестр России

Вокальный ансамбль Intrada

Екатерина Антоненко дирижер

Диляра Идрисова сопрано

Екатерина Проценко сопрано

Иван Бородулин контратенор

Михаил Нор тенор

Клим Тихонов тенор

Игорь Подоплелов баритон

Илья Татаков бас-баритон

Группа континуо:Дарья Гуща (клавесин)Александра Коренева (орган)Илья Пашинцев (виолончель)Валерий Мастеров (виолончель)Ася Гречищева (теорба)

В программе:

Гендель
«Страсти по Брокесу» – оратория для солистов, хора и оркестра

Концерт в трёх отделениях
Билеты проданы

Георг Филипп Телеман написал двадцать семь пассионов, Иоганн Себастьян Бах – четыре, а Георг Фридрих Гендель – всего один. Гендель использовал не евангельский текст, а либретто немецкого поэта Бартольда Генриха Брокеса – поэтическое осмысление деяний и гибели Иисуса. Либретто было опубликовано в 1712 году; Телеман положил этот текст на музыку своего первого пассиона, а Бах использовал фрагменты либретто в некоторых ариях «Страстей по Иоанну». Иоганн Себастьян копировал от руки отдельные номера генделевских «Страстей по Брокесу» и исполнял несколько фрагментов в Лейпциге.

По эмоциональности высказываний герои Брокеса напоминают не отстраненных рассказчиков, а живых персонажей. Вероятно, это совпало с намерениями Генделя, к тому времени уже сочинившего несколько опер: основное место в цикле занимают не хоры, а развернутые арии. Считается, что первое исполнение «Страстей» состоялось в 1716 году в доме Брокеса. Публичная же премьера была организована в 1719 году в гамбургской Домской церкви. В Англии при жизни автора «Страсти» не звучали ни разу: строгой англиканской церкви были чужды вольности по отношению к религии, выраженные в тексте.

«При сравнении страстей Генделя со страстями Баха может возникнуть впечатление, будто Гендель относится к истории мученичества и распятия Христа более сдержанно и отстраненно, чем Бах, – рассказывает музыковед Лариса Кириллина. – Даже увертюра к "Страстям по Брокесу" написана в мажоре; просветленный мажор преобладает и в хорах, и в ариях. На самом деле Гендель был ничуть не менее ревностным и глубоко верующим христианином. Но его мировоззрение действительно отличалось от баховского. Гендель предпочитал не погружаться в пучину страдания и не впадать в мистический экстаз сопричастности к мукам Христа. Для Генделя Христос – не столько жертва, Агнец Божий, но прежде всего Герой – Спаситель человечества».