Георг Филипп Телеман написал двадцать семь пассионов, Иоганн Себастьян Бах – четыре, а Георг Фридрих Гендель – всего один. Гендель использовал не евангельский текст, а либретто немецкого поэта Бартольда Генриха Брокеса – поэтическое осмысление деяний и гибели Иисуса. Либретто было опубликовано в 1712 году; Телеман положил этот текст на музыку своего первого пассиона, а Бах использовал фрагменты либретто в некоторых ариях «Страстей по Иоанну». Иоганн Себастьян копировал от руки отдельные номера генделевских «Страстей по Брокесу» и исполнял несколько фрагментов в Лейпциге.
По эмоциональности высказываний герои Брокеса напоминают не отстраненных рассказчиков, а живых персонажей. Вероятно, это совпало с намерениями Генделя, к тому времени уже сочинившего несколько опер: основное место в цикле занимают не хоры, а развернутые арии. Считается, что первое исполнение «Страстей» состоялось в 1716 году в доме Брокеса. Публичная же премьера была организована в 1719 году в гамбургской Домской церкви. В Англии при жизни автора «Страсти» не звучали ни разу: строгой англиканской церкви были чужды вольности по отношению к религии, выраженные в тексте.
«При сравнении страстей Генделя со страстями Баха может возникнуть впечатление, будто Гендель относится к истории мученичества и распятия Христа более сдержанно и отстраненно, чем Бах, – рассказывает музыковед Лариса Кириллина. – Даже увертюра к "Страстям по Брокесу" написана в мажоре; просветленный мажор преобладает и в хорах, и в ариях. На самом деле Гендель был ничуть не менее ревностным и глубоко верующим христианином. Но его мировоззрение действительно отличалось от баховского. Гендель предпочитал не погружаться в пучину страдания и не впадать в мистический экстаз сопричастности к мукам Христа. Для Генделя Христос – не столько жертва, Агнец Божий, но прежде всего Герой – Спаситель человечества».