Весь Стравинский. Камерная музыка : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Весь Стравинский.
    Камерная музыка

    12 декабря 2024, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Ярослав Тимофеев (автор цикла, ведущий)
    Алексей Мельников (фортепиано)
    Альбина Латипова (сопрано)
    Алина Черташ (меццо-сопрано)
    Григорий Кротенко (контрабас)
    В программе:
    Стравинский
    «Три стихотворения из японской лирики» для сопрано и фортепиано (1913)
    «Прибаутки» (версия для меццо-сопрано и фортепиано, 1914)
    «Песня без названия» для двух фаготов (1918)
    Три пьесы для кларнета соло (1918)
    «Колыбельные кота» для меццо-сопрано и трех кларнетов (1915)
    «Колыбельная» для меццо-сопрано и фортепиано («Моей дочурке», 1917)
    Транскрипция хора из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» для фортепиано (1918)
    «Пять пальцев» – восемь очень легких пьес на пяти нотах для фортепиано (1921)
    «Три истории для детей» для меццо-сопрано и фортепиано (1917)
    Piano-Rag-Music для фортепиано (1919)
    Соната для фортепиано (1924)
    Серенада in A для фортепиано (1925)
    «Четыре русские песни» для сопрано и фортепиано (1919)
    «Четыре русские песни» для голоса, флейты, арфы и гитары (1917–1919/1954)

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №13:

    Весь Стравинский.
    Автор и ведущий цикла –
    Ярослав Тимофеев. III год цикла

    В разных странах есть свои культовые композиторы ХХ века, но только один из них стал любимцем всей планеты и кумиром для как минимум пяти поколений музыкантов – Игорь Стравинский.

    Он создал ключевую партитуру ХХ века («Весна священная») – и еще сто сочинений, многие из которых открывали двери в новые звуковые пространства. Едва ли не каждый, кто писал музыку во время Стравинского и после него, не удержался от соблазна заглянуть в какую-либо из этих дверей. Его коллеги и сегодня признают Стравинского самым влиятельным композитором после Баха. Его имя можно встретить в названиях улиц и площадей, концертных залов и фонтанов, и даже в космосе: запись «Весны священной» была доставлена туда «Вояджерами» в надежде, что инопланетяне ее тоже полюбят.

    Но главное – Стравинский написал около 35 часов гениальной музыки. Далеко не вся она известна в равной степени: несколько шедевров исполняются чуть ли не ежедневно, другие сочинения – почти нигде и никогда. Теперь впервые в истории абсолютно вся музыка Стравинского звучит в одном концертном цикле, и просходит это на его родине. Автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев выступает проводником в мир Стравинского, а первоклассные солисты, хоры и оркестры исполняют наряду с хрестоматийными вещами раритеты, которые были дороги автору и, возможно, станут дороги слушателям.

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Алексей Мельников

    Алексей Мельников родился в Москве в 1990 году. Первоначальное музыкальное образование получил в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных (класс Татьяны Шкловской). Принимал участие во многих национальных и международных юношеских музыкальных состязаниях, в том числе имени Карла Черни в Праге, где был удостоен II премии.

    В 2008 году продолжил обучение в Московской государственной консерватории в классе профессора Сергея Доренского, занимался также под руководством его ассистентов – Николая Луганского, Павла Нерсесьяна и Андрея Писарева. В студенческие годы стал лауреатом международных конкурсов памяти Веры Лотар-Шевченко в Новосибирске (II премия), в Канту (Италия, I премия), Сан-Марино (I премия, специальные призы зрительских симпатий, критиков и оркестра) и Хамамацу (Япония, III премия). 

    Выступал с оркестрами Белгородской и Томской филармоний, Камерным оркестром филармонии Великого Новгорода, Камерным оркестром «Виртуозы Праги», Филармоническим оркестром Бакэу (Румыния), Симфоническим оркестром Республики Сан-Марино, Токийским симфоническим оркестром и другими коллективами. Сольные концерты музыканта проходили в городах России, США, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Японии, в том числе в Большом зале Московской консерватории, залах Корто в Париже, Бунка Кайкан в Токио, дворце Жофин в Праге, театре Ла Фениче в Венеции. Пианист принимал участие в международных фестивалях в Италии и Франции, выступал на Фестивале Генриха Нейгауза и Фестивале романтической музыки в Москве.

    В 2017 году Алексей Мельников стал победителем II Манхэттенского международного музыкального конкурса в Нью-Йорке и выступил на сцене знаменитого Карнеги-холла. В том же году записал сольный альбом с музыкой Бетховена и Листа для фирмы ACOUSENCE Records. В июне 2019 года завоевал III премию и бронзовую медаль XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского.


    Альбина Латипова

    Альбина Латипова родилась в Казани. Окончила Казанский музыкальный колледж имени И. В. Аухадеева (класс Клавдии Щербининой) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Галины Писаренко). В 2015–2017 гг. стажировалась в Центре оперного пения Галины Вишневской (педагоги – Маквала Касрашвили и Бадри Майсурадзе), где участвовала в постановках опер «Царская невеста» Римского-Корсакова (Марфа) и «Иоланта» Чайковского (Бригитта). Принимала участие в мастер-классах Дайаны Золы, Кристы Людвиг, Малкольма Мартино, Иляны Котрубаш, Марко Боэми, Тамары Синявской, Яны Иваниловой, Элизабет Байс, Томаса Хэмпсона, Адриана Келли.

    Лауреат Международного конкурса концертмейстеров и камерных певцов имени Рустема Яхина (Казань, 2011, III премия), Московского открытого конкурса Piano&Voice (2012, I премия), Международного конкурса камерного пения имени Нины Дорлиак (Москва, 2017, Гран-при). Дипломант Международного конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2013) и Международного конкурса камерной музыки Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2015).

    С 2017 года – солистка оперной труппы Большого театра, где исполняет партии Коринны («Путешествие в Реймс» Россини), Сюзанны и Барбарины («Свадьба Фигаро» Моцарта), Бригитты («Иоланта» Чайковского), Пажа Тибо и Голоса с неба («Дон Карлос» Верди), Прилепы («Пиковая дама» Чайковского), Ксении («Борис Годунов» Мусоргского), Первой лесной нимфы («Русалка» Дворжака), Донны Анны («Дон Жуан» Моцарта), Царевны Лебеди («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Гиневры («Ариодант» Генделя). В 2023 году выступила в партии Инес в опере Верди «Трубадур» под управлением Жорди Бернасера (концертное исполнение на Исторической сцене) и дебютировала в партии Геро в опере «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза (Новая сцена, премьера). 

    Участница молодежной программы Зальцбургского фестиваля, фестивалей в Равелло (Италия), «Безумные дни» в Екатеринбурге, «Опера Априори» в Москве. Сотрудничала с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан (премьера оперы «Белый волк» Зульфии Рауповой), камерным оркестром Musica Viva (оратория «Илия» Мендельсона), Уральским академическим филармоническим оркестром («Сон в летнюю ночь» Мендельсона), Российским национальным оркестром (Месса до мажор Бетховена), «Новой камератой» (Gloria Вивальди), дирижерами Александром Сладковским, Дмитрием Лиссом, Максимом Емельянычевым, Александром Рудиным, Павлом Романенко. В камерных программах выступала с пианистами Анной Генюшене, Варварой Мягковой, Юрием Мартыновым, Яковом Кацнельсоном, кларнетистом Артуром Назиуллиным.

    В 2021 году Альбина Латипова вошла в шорт-лист российской оперной премии Casta Diva в номинации «Взлет». В 2023 году номинировалась на Премию Художественного театра за партию Донны Анны («Дон Жуан» Моцарта).

    В числе ангажементов сезона 2023/24 – «Немецкий реквием» Брамса в Концертном зале имени П. И. Чайковского с Российским национальным оркестром под управлением Александра Рудина и программа из произведений немецких романтиков с кларнетистом Игорем Фёдоровым и пианистом Юрием Мартыновым в МКЗ «Зарядье».

    Алина Черташ

    Алина Черташ в 2015 году окончила Омское музыкальное училище (колледж) имени В. Я. Шебалина (класс Натальи Огневой), в 2021 году – Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Рузанны Лисициан). С 2014 года была стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

    Лауреат всероссийских и международных вокальных конкурсов Bella voce (Москва, 2014), имени Наталии Шпиллер «Шедевры русской музыки» (Москва, 2017), имени Бориса Штоколова (Санкт-Петербург, 2018), «Великая опера. Голоса будущего» Фонда развития музыкального искусства Фабио Мастранджело (Санкт-Петербург, 2019), дипломант открытого фестиваля академического сольного пения «Серебряный голос» (Москва, 2015).

    С 2019 года – стажер, с 2022-го – солистка оперной труппы Большого театра России, на сцене которого дебютировала в партии Ольги («Евгений Онегин» Чайковского).

    В репертуаре певицы – партии в операх «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (Дуняша, Ткачиха), «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского (Полина, Миловзор, Лаура), «Борис Годунов» Мусоргского (Фёдор), «Идиот» Вайнберга (Аглая), «Дидона и Эней» Пёрселла (Вторая ведьма), «Линда ди Шамуни» Доницетти (Пьеротта), «Путешествие в Реймс» Россини (Маддалена), «Кармен» Бизе (Мерседес), «Русалка» Дворжака (Третья лесная нимфа, Поваренок), «Манон Леско» Пуччини (Певица), «Саломея» Р. Штрауса (Паж).

    Григорий Кротенко

    Born in 1983 in Moscow, Russia, Grigory began his musical studies at the age of 5. He took up the Double-Bass at his 11 years, and later was accepted to the Academic Musical College to the class of the honored artist of Russia A. Meshcherinov.

    In year 2007 he obtained BA Degree of Moscow Tchaikovsky Conservatory, where in the year 2010 he successfully completed his Master Degree, in a course of Professor E. A. Kolosov. In his graduation year Grigory was offered a teaching position at the Moscow Conservatory, where he still remains as one of the leading double-bass teachers in the country.

    Grigory Krotenko is a winner of the III Serge Koussevitzky International Competition (St. Petersburg, 2009).

    Grigory’s active musical career as a soloist and member of many leading Russian and European chamber ensembles includes playing various historical bass string instruments such as Violone, Viola da Gamba, Viennese Bass and Bassetto. He was a member of such renown early music ensembles as The Orchestra of the Age of Enlightenment, played with Il Pomo d’Oro, La Voce Strumentale (Dmitry Sinkovsky) and Barocco Concertato (Maria Krestinskaya). In 2011 he performed with Sir John Eliot Gardiner and his Orchestre Revolutionnaire et Romantique as the Guest Principal Bass.

    Grigory is a participant and Board Member of Persimfans – the First Symphony Ensemble with no conductor. Apart from his playing career, Grigory is known as a rising star of Russian musical journalism. His interesting and recognizable interviews with famous performers and his entertaining articles, full of deep studies and sparkling irony, already won a significant fan audience in Russia and abroad.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    15 ноября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    20 февраля в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    15 мая в 19:00