12 декабря 2024
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетКонцерт проходит при поддержке Союза композиторов России
Абонемент №13:
Весь Стравинский.
Автор и ведущий –
Ярослав Тимофеев. Третий год цикла
В разных странах есть свои культовые композиторы ХХ
века, но только один из них стал любимцем всей планеты и кумиром для как
минимум пяти поколений музыкантов – Игорь Стравинский.
Он создал ключевую партитуру ХХ века («Весна священная») – и еще сто сочинений, многие из которых открывали двери в новые звуковые пространства. Едва ли не каждый, кто писал музыку во время Стравинского и после него, не удержался от соблазна заглянуть в какую-либо из этих дверей. Его коллеги и сегодня признают Стравинского самым влиятельным композитором после Баха. Его имя можно встретить в названиях улиц и площадей, концертных залов и фонтанов, и даже в космосе: запись «Весны священной» была доставлена туда «Вояджерами» в надежде, что инопланетяне ее тоже полюбят.
Но главное – Стравинский написал около 35 часов гениальной музыки. Далеко не вся она известна в равной степени: несколько шедевров исполняются чуть ли не ежедневно, другие сочинения – почти нигде и никогда. Теперь впервые в истории абсолютно вся музыка Стравинского звучит в одном концертном цикле, и просходит это на его родине. Автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев выступает проводником в мир Стравинского, а первоклассные солисты, хоры и оркестры исполняют наряду с хрестоматийными вещами раритеты, которые были дороги автору и, возможно, станут дороги слушателям.
Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).
С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».
Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.
С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).
Алексей Мельников родился в Москве в 1990 году. Первоначальное музыкальное образование получил в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных (класс Татьяны Шкловской). Принимал участие во многих национальных и международных юношеских музыкальных состязаниях, в том числе имени Карла Черни в Праге, где был удостоен II премии.
В 2008 году продолжил обучение в Московской государственной консерватории в классе профессора Сергея Доренского, занимался также под руководством его ассистентов – Николая Луганского, Павла Нерсесьяна и Андрея Писарева. В студенческие годы стал лауреатом международных конкурсов памяти Веры Лотар-Шевченко в Новосибирске (II премия), в Канту (Италия, I премия), Сан-Марино (I премия, специальные призы зрительских симпатий, критиков и оркестра) и Хамамацу (Япония, III премия).
Выступал с оркестрами Белгородской и Томской филармоний, Камерным оркестром филармонии Великого Новгорода, Камерным оркестром «Виртуозы Праги», Филармоническим оркестром Бакэу (Румыния), Симфоническим оркестром Республики Сан-Марино, Токийским симфоническим оркестром и другими коллективами. Сольные концерты музыканта проходили в городах России, США, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Японии, в том числе в Большом зале Московской консерватории, залах Корто в Париже, Бунка Кайкан в Токио, дворце Жофин в Праге, театре Ла Фениче в Венеции. Пианист принимал участие в международных фестивалях в Италии и Франции, выступал на Фестивале Генриха Нейгауза и Фестивале романтической музыки в Москве.
В 2017 году Алексей Мельников стал победителем II Манхэттенского международного музыкального конкурса в Нью-Йорке и выступил на сцене знаменитого Карнеги-холла. В том же году записал сольный альбом с музыкой Бетховена и Листа для фирмы ACOUSENCE Records. В июне 2019 года завоевал III премию и бронзовую медаль XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Альбина Латипова – ведущая солистка Большого театра России. Окончила Казанский музыкальный колледж имени И. В. Аухадеева (класс Клавдии Щербининой) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Галины Писаренко). В 2015–2017 гг. стажировалась в Центре оперного пения имени Галины Вишневской (педагоги – Маквала Касрашвили и Бадри Майсурадзе).
Лауреат Московского открытого конкурса Piano&Voice (2012, I премия), Международного конкурса камерного пения имени Нины Дорлиак (Москва, 2017, Гран-при).
С 2017 года – солистка оперной труппы Большого театра, где исполняет партии Гиневры («Ариодант» Генделя), Сюзанны и Донны Анны («Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» Моцарта), Коринны («Путешествие в Реймс» Россини), Пажа Тибо и Голоса с неба («Дон Карлос» Верди), Геро («Беатриче и Бенедикт» Берлиоза), Бригитты и Прилепы («Иоланта» и «Пиковая дама» Чайковского), Ксении («Борис Годунов» Мусоргского), Царевны-Лебеди («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова). В 2023 году выступила в партии Инес в опере Верди «Трубадур» под управлением Жорди Бернасера (концертное исполнение на Исторической сцене).
Среди других событий последних сезонов – исполнение Мессы до мажор Бетховена и «Немецкого реквиема» Брамса в Зале Чайковского с Российским национальным оркестром под управлением Александра Рудина; кантаты Gloria Вивальди в Большом зале Московской консерватории с оркестром «Новая камерата» под управлением Павла Романенко, «Рождественской оратории» Сен-Санса с ансамблем Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского в Зале Чайковского; вокального цикла «Детская» Мусоргского в Бетховенском зале ГАБТ с Камерным оркестром Большого театра под управлением Михаила Цинмана.
Участница молодежной программы Зальцбургского фестиваля («Королева фей» Пёрселла), фестивалей в Равелло (Италия), «Безумные дни» в Екатеринбурге, «Опера Априори» в Москве, «Рахманинов. Грани» в Казани, «Дягилев. P.S.» в Санкт-Петербурге, Рихтеровского фестиваля в Тарусе, а также концерта «Глинка-гала» на Соборной площади Тульского Кремля.
Сотрудничала с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан, Уральским академическим филармоническим оркестром, камерным оркестром Musica Viva, Российским национальным оркестром, «Новой камератой», дирижерами Александром Сладковским, Дмитрием Лиссом, Максимом Емельянычевым, Александром Рудиным, Павлом Романенко. В камерных программах выступала с пианистами Юрием Мартыновым, Яковом Кацнельсоном, Алексеем Гориболем, Алексеем Мельниковым, Филиппом Копачевским, Ариной Лазгиян, Евгенией Лопухиной, кларнетистом Игорем Фёдоровым и другими музыкантами.
В 2021 году Альбина Латипова вошла в шорт-лист российской оперной премии Casta Diva в номинации «Взлет». В 2023 году номинировалась на Премию Художественного театра за партию Донны Анны («Дон Жуан» Моцарта).
Алина Черташ в 2015 году окончила Омское музыкальное училище (колледж) имени В. Я. Шебалина (класс Натальи Огневой), в 2021 году – Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Рузанны Лисициан). С 2014 года была стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. С 2019-го – участница программ благотворительного фонда Владимира Маторина.
Лауреат всероссийских и международных вокальных конкурсов Bella voce (Москва, 2014), имени Наталии Шпиллер «Шедевры русской музыки» (Москва, 2017), имени Бориса Штоколова (Санкт-Петербург, 2018), «Великая опера. Голоса будущего» Фонда развития музыкального искусства Фабио Мастранджело (Санкт-Петербург, 2019), дипломант открытого фестиваля академического сольного пения «Серебряный голос» (Москва, 2015).
С 2019 года – стажер, с 2022-го – солистка оперной труппы Большого театра России, на сцене которого дебютировала в партии Ольги («Евгений Онегин» Чайковского).
Выступала с оркестрами под управлением Валерия Гергиева, Пласидо Доминго, Эдуарда Топчяна, Тугана Сохиева, Артема Абашева, Жюльена Салемкура, Кристофера Мулдса и других известных дирижеров.
В репертуаре певицы – партии в операх «Руслан и Людмила» Глинки (Ратмир), «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (Любаша, Ткачиха), «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского (Полина, Миловзор, Лаура), «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского (Фёдор, Марфа), «Князь Игорь» Бородина (Кончаковна), «Демон» Рубинштейна (Ангел), «Идиот» Вайнберга (Аглая), «Дидона и Эней» Пёрселла (Вторая ведьма), «Линда ди Шамуни» Доницетти (Пьеротта), «Путешествие в Реймс» Россини (Маддалена), «Кармен» Бизе (Кармен), «Луиза Миллер» Верди (Федерика), «Русалка» Дворжака (Третья лесная нимфа, Поваренок), «Манон Леско» Пуччини (Певица), «Саломея» Р. Штрауса (Паж).
Татьяна Емельянова родилась в 1992 году в Москве. В 2011 году окончила с отличием Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в 2016 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Елены Ильинской), затем продолжила обучение в ассистентуре-стажировке.
Лауреат VI Международного конкурса арфистов имени Феликса Годфруа в Бельгии (III премия, 2012), I Всероссийского музыкального конкурса в Санкт-Петербурге (III премия, 2012), VI Международного конкурса имени В. И. Савшинского в Санкт-Петербурге (I премия, 2014), Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра (I премия, 2018), III Всероссийского музыкального конкурса (II премия, 2020).
Играла в составе Молодежного симфонического оркестра СНГ под управлением Владимира Спивакова и Молодежного симфонического оркестра Поволжья под управлением Юрия Башмета, с которым принимала участие в Международном фестивале искусств «Классика OPEN FEST» в Тольятти (2011, 2022).
В 2012–2014 гг. – артистка оркестра Московского театра оперетты. С 2015 года принимала активное участие в программах Госоркестра имени Е. Ф. Светланова, в 2017–2018 гг. – в концертах musicAeternaв составе оркестра. С 2016 года – солистка оркестра Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского.
Ежегодно выступает на московском фестивале «Арфовое искусство России»; в 2021 году участвовала в Международном арфовом фестивале «Две столицы. Минск – Москва».
Ведет активную концертную деятельность, выступает как солистка и в камерных ансамблях. Участник программ творческого объединения «Притяжение».
Сергей Гуделёв родился во Владимире в 2000 году. Окончил Детскую школу искусств № 3 (2018, класс Александра Маркова). В настоящее время обучается в Российской академии музыки имени Гнесиных (класс Дмитрия Илларионова). Участвует в мастер-классах известных отечественных и зарубежных гитаристов, занимается в различных творческих школах.
Лауреат областных, всероссийских и международных конкурсов.
Музыкант много концертирует, исполняя музыку разных эпох и стилей – от И. С. Баха до нашего современника Анджело Джилардино. Выступал в дуэте со своим педагогом Александром Марковым, записав два компакт-диска.
Сергей Гуделёв ведет класс гитары и разрабатывает собственную педагогическую методику.
Сергей Елецкий родился в 1989 году в Москве. Окончил с отличием Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс Владимира Ферапонтова), затем Московскую государственную консерваторию (класс профессора Евгения Петрова). Совершенствовался в Высшей школе музыки в Любеке (Германия) у профессора Райнера Веле.
Лауреат международных конкурсов: ARD в Мюнхене (II премия, 2012), имени Карла Нильсена в Оденсе, Дания (I премия, 2013), кларнетистов в Генте, Бельгия (I премия, 2015) и других.
Принимал участие в фестивалях в Борнхольме (Дания), Радио Франс в Монпелье, Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция), Дягилевском фестивале в Перми и других. В числе партнеров по сцене – Сабина Майер, Александр Мельников, Елена Ревич, Гайк Казазян, Валентин Урюпин, Алексей Гориболь, Квартет имени Давида Ойстраха, Квартет имени М. К. Чюрлёниса и другие известные музыканты.
Сольную концертную деятельность совмещает с работой в Российском национальном оркестре под управлением Михаила Плетнёва и оркестре MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса.
Ярослав Тимофеев (автор цикла, ведущий), Вероника Хорошева (сопрано), Анна Юркус (меццо-сопрано), Диана Толасова (меццо-сопрано), Ярослав Абаимов (тенор), Татьяна Поршнева (скрипка)
В программе: Чайковский, Стравинский
Ярослав Тимофеев (автор цикла, ведущий), Анжелика Минасова (сопрано), Юлия Вакула (меццо-сопрано), Алексей Татаринцев (тенор), Николай Диденко (бас), Михаил Турпанов (фортепиано), Сергей Каспров (фортепиано), Алексей Мельников (фортепиано), Арсений Тарасевич-Николаев (фортепиано)
В программе: Стравинский
Ярослав Тимофеев (автор цикла, ведущий), Наталья Буклага (меццо-сопрано), Игорь Морозов (тенор), Михаил Нор (тенор), Данил Князев (бас-баритон), Годердзи Джанелидзе (бас), Юрий Фаворин (фортепиано), Авангард Леонтьев (художественное слово)
В программе: Стравинский