27 апреля 2025, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.
«Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.
В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.
Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.
После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».
Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).
С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.
Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.
В 2010–2024 гг. художественным руководителем оркестра был известный гобоист и дирижер Алексей Уткин, продолжающий тесное сотрудничество с коллективом. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива пассионы Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом. В 2025 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Филипп Чижевский.
В сезоне 2024/25 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Моцарт. Оперы» («Волшебная флейта» в концертном исполнении), «Великие оратории» («Рождественская оратория» И. С. Баха и «Сотворение мира» Гайдна), «Барокко. Гендель» («Страсти по Брокесу» Генделя), «Раннее барокко», «Вечера фортепианной музыки», «Орган плюс», «Язык музыки», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, Фёдор Леднёв, пианисты Юрий Фаворин, Константин Емельянов, Арсений Тарасевич-Николаев, Дмитрий Маслеев, скрипач Даниил Коган, Леонид Железный, органисты Александр Фисейский, Фёдор Строганов, ансамбли Intrada, Questa Musica и другие известные исполнители.
Ансамбль Questa Musica был основан в 2008 году, уже спустя год гастролировал в Венеции и дебютировал на сцене Московского международного Дома музыки. Сегодня ансамбль, в составе которого объединены оркестр и хор, зарекомендовал себя как один из наиболее авторитетных и разносторонних коллективов, его обширный репертуар охватывает русскую и зарубежную музыкальную классику, произведения эпох Возрождения и барокко, сочинения современных композиторов.
Проекты с участием Questa Musica неоднократно номинировались на Национальную театральную премию «Золотая маска». Ансамбль принимал участие в постановках оперы «Дидона и Эней» Пёрселла (режиссер – Алишер Хасанов), оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (режиссер – Константин Богомолов), «Сказки о солдате» Стравинского (режиссер и хореограф – Олег Глушков). Участвовал в исполнении оратории «Мессия» Генделя, оперы «Королева фей» Пёрселла, симфоний и Реквиема Моцарта, цикла «Времена года» Вивальди и других шедевров барокко и классицизма на исторических инструментах. Исполнял «Свадебку» Стравинского совместно с Ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского, оперу Autland Сергея Невского – с голландским ансамблем Vocaallab (дирижер – Титус Энгель). Принимал участие в первом российском проекте «Ночь музыки» (2013).
Коллектив участвовал в премьерах оперы «Франциск» Сергея Невского на Новой сцене Большого театра (режиссер – Владимир Бочаров), «Страстей по Никодиму» Александра Маноцкова на «Винзаводе» (режиссер – Денис Азаров), оперного сериала «Сверлийцы» (режиссер – Борис Юхананов, коллективная работа композиторов Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева и Владимира Раннева) и спектакля «Галилео. Опера для скрипки и ученого» (композиторы – Сергей Невский, Кузьма Бодров, Дмитрий Курляндский, Кирилл Чернегин, Павел Карманов, автор идеи и солистка – Елена Ревич) в Электротеатре Станиславский, оперы «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского в Амстердаме в рамках Holland Festival. Продолжением сотрудничества с Электротеатром Станиславский стал оперный сериал «Нонсенсорики Дримса» (режиссер – Борис Юхананов, коллективная работа композиторов Дарьи Звездиной, Александра Белоусова, Владимира Горлинского и Кирилла Широкова).
Среди заметных событий в творческой жизни Questa Musica в прошлые сезоны – выступления на фестивалях «Территория» (программа из сочинений лауреатов проекта «Русская музыка 2.0»), «Другое пространство» в Москве и V Фестивале современной музыки имени Кара Караева в Баку (Симфония для восьми голосов и симфонического оркестра Лучано Берио), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (программа английской музыки с ансамблем London Baroque Brass), V Байкальском Рождественском фестивале в Бурятии (концерт с испанской певицей Евгенией Бургойне), «Просветитель» на острове Валаам, «Кантата» в Калининграде, «Музыкальная экспедиция» во Владимирской области.
Филипп Чижевский родился в 1984 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям: «хоровое дирижирование» (2008, класс профессора Станислава Калинина) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2010, класс профессора Валерия Полянского). Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование. Лауреат Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2008).
В 2008 году совместно с Марией Грилихес основал ансамбль Questa Musica, с которым работает в России и за рубежом. Вместе с ансамблем принимал участие в крупных проектах, среди которых постановки опер Пёрселла «Дидона и Эней» (Музей-усадьба «Архангельское», 2011) и «Королева фей» (Большой зал Московской консерватории, 2017), оперы «Франциск» Сергея Невского (Большой театр, 2012), «Сказки о солдате» Стравинского (Театральный центр на Страстном, 2013), оперного сериала «Сверлийцы» (Электротеатр Станиславский, 2015), оперы «Галилео» для скрипки и ученого (Электротеатр Станиславский, 2017) и оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2018).
С 2011 года преподает в Московской консерватории (кафедра оперно-симфонического дирижирования).
С 2011 года – дирижер Государственной академической симфонической капеллы России под руководством Валерия Полянского. Ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал с оркестром капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что был удостоен Благодарности Министра культуры Российской Федерации. Провел премьеру оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми (2012).
В 2014 году выступил в качестве дирижера-постановщика оперы «Так поступают все женщины» Моцарта в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета. В 2016 году в рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым представил российскую премьеру «Групп» Штокхаузена для трех оркестров и трех дирижеров (Концертный зал имени П. И. Чайковского). В 2018 году провел мировую премьеру сочинения «T–S–D» для виолончели с оркестром Гии Канчели на открытии X Международного фестиваля виолончельной музыки VIVACELLO.
С 2014 года – приглашенный дирижер Большого театра России. Дирижер-постановщик оперетты «Перикола» Оффенбаха на Камерной сцене Большого театра (2019), а также одноактных опер «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана (2021). В 2021 года выступил дирижером-постановщиком оперы «Кармен» Бизе в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского, в 2023 году – оперы «Летучий голландец» Вагнера в Перми и Москве (совместная постановка Пермской оперы с Московским театром «Новая опера» имени Е. В. Колобова).
С сезона 2024/25 – художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова. С 2025 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического камерного оркестра России.
Сотрудничает со многими известными российскими и зарубежными оркестрами, солистами и режиссерами. Со скрипачом Романом Минцем, Филармоническим оркестром Брно и Литовским камерным оркестром записал «Эскизы к закату» и «Русские сезоны» Леонида Десятникова; с пианистом Андреем Гугниным и Загребским филармоническим оркестром – Фортепианный концерт Бориса Папандопуло.
В 2019 году удостоен Международной профессиональной музыкальной премии BraVo и Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за работу в спектакле «Триумф Времени и Бесчувствия» (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 2022-м удостоен премии «Золотая маска» за работу дирижера в спектакле «Кармен» Пермского театра оперы и балета. Ранее трижды номинировался на «Золотую маску».
Надежда Павлова окончила Петрозаводскую государственную консерваторию имени А. К. Глазунова (2006) и аспирантуру вуза (2011). Дважды побеждала на молодежных конкурсах в Иванове, затем стала лауреатом Международного конкурса вокалистов «Искусство XXI века» в Киеве (2003) и Конкурса конкурсов вокалистов Собиновского музыкального фестиваля в Саратове (2012).
Творческая карьера певицы началась в Музыкальном театре Республики Карелия в Петрозаводске, где она выступала в партиях Виолетты («Травиата» Верди), Микаэлы («Кармен» Бизе), Риты («Любовь на четверых» Доницетти), Галатеи («Прекрасная Галатея» Зуппе) и других. За роли Риты и Галатеи была удостоена Высшей театральной премии Республики Карелия «Онежская маска» (2007, 2008).
С 2012 года – солистка Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, где дебютировала в партии Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова). С 2017 года – приглашенная солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, с сезона 2018/19 – Большого театра России. С 2023 года – солистка Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
В 2013 году по приглашению режиссера Андрейса Жагарса исполнила партию Виолетты на сцене Латвийской национальной оперы.
В 2015 году номинировалась на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» за роль Донны Анны в спектакле Пермской оперы («Дон Жуан» Моцарта), в том же году завоевала Гран-при Международного конкурса вокалистов в Минске и стала лауреатом Премии города Перми в сфере культуры и искусства имени Александра Немтина.
Всероссийскую известность певице принесло исполнение партии Виолетты («Травиата») в постановке режиссера Роберта Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса, представленной в 2016 году на Дягилевском фестивале в Перми. Спектакль получил семь номинаций на премию «Золотая маска» и три награды, в том числе за лучшую женскую роль в опере (для Надежды Павловой). Постановка получила также приз Ассоциации музыкальных критиков «за сотворчество мэтров и артистов молодого поколения в Пермском театре оперы и балета: Роберт Уилсон, Теодор Курентзис, Надежда Павлова». Приз был вручен на дебютном сольном концерте Надежды Павловой в Московском международном Доме музыки в апреле 2017 года.
В сезоне 2017/18 была приглашенной солисткой Московского Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в сезоне 2020/21 – Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова. В декабре 2018-го приняла участие в премьерном спектакле Кирилла Серебренникова «Барокко» в «Гоголь-центре»; новая версия была представлена в Thalia Theater в Гамбурге в 2023 году.
В 2021 году дебютировала на Зальцбургском фестивале (Донна Анна в «Дон Жуане», постановка Ромео Кастеллуччи), в 2022 году – в Гамбургской государственной опере (Джильда в «Риголетто» Верди и Донна Анна в «Дон Жуане»), Баварской государственной опере (Констанца в «Похищении из сераля» Моцарта) и Цюрихском оперном театре (Виолетта в «Травиате»), в 2023-м – во Флорентийской опере (Teatro del Maggio Musicale Fiorentino; Виолетта в «Травиате»; дирижер – Зубин Мета).
В июне 2023 года певица выступила с сольным концертом в рамках Международного фестиваля искусств «Стрелка» (Нижний Новгород), в августе – на Зальцбургском фестивале (первое сопрано в Большой мессе до минор Моцарта; совместно с хором и оркестром Utopia под руководством Теодора Курентзиса) и на Музыкальном фестивале в Берлине в программе музыки Рахманинова (вместе с пианистами Александром Мельниковым, Ольгой Пащенко и виолончелистом Александром Рудиным).
Кроме того, Надежда Павлова выступала с ансамблем musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса на других престижных сценах, в числе которых Большой театр Люксембурга, Филармония на Эльбе в Гамбурге, Кёльнская филармония, Концертхаус в Дортмунде, Концертхаус в Вене, Концертный зал в Центре культуры и конгрессов в Люцерне, фестивальный зал Фельзенрайтшуле в Зальцбурге, Большой зал Московской консерватории. Сотрудничает с оркестром La Voce Strumentale (художественный руководитель – Дмитрий Синьковский).
В репертуаре певицы, кроме вышеупомянутых партий, также Фьордилиджи, Вителия, Графиня Альмавива («Так поступают все женщины», «Милосердие Тита» и «Свадьба Фигаро» Моцарта), Лючия («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Мюзетта, Лауретта («Богема» и «Джанни Скикки» Пуччини), Маргарита («Жанна на костре» Онеггера), Кунигунда («Кандид» Бернстайна), Волхова («Садко» Римского-Корсакова), Цербинетта («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Олимпия («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Луиза («Обручение в монастыре» Прокофьева), Адель («Летучая мышь» И. Штрауса), Фея («Синдерелла, или Сказка о Золушке» Массне), Марта («Пассажирка» Вайнберга), Сестра Констанс («Диалоги кармелиток» Пуленка), Невеста («Свадьба» Соколович) и другие, а также произведения кантатно-ораториального жанра и камерная вокальная музыка.
Надежда Павлова удостоена почетного звания «Заслуженная артистка Российской Федерации», Национальной театральной премии «Золотая маска» и Стогановской премии за исполнение партии Виолетты Валери («Травиата», 2017), Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Примадонна» за исполнение партии Лючии («Лючия ди Ламмермур» Доницетти, 2019), Российской оперной премии Casta Diva в номинации «Певица года» за исполнение партии Волховы («Садко», Большой театр России, 2021).
Надежда Карязина родилась в Москве. В 2008 году окончила Российскую академию театрального искусства (факультет музыкального театра, мастерская Романа Виктюка) и поступила в Центр оперного пения Галины Вишневской. В 2010–2012 гг. – артистка Молодежной оперной программы Большого театра. На сцене ГАБТа исполняла партии Дуняши («Царская невеста» Римского-Корсакова), Клариче («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Гадалки («Огненный ангел» Прокофьева), Третьей дамы («Волшебная флейта» Моцарта), Мелибеи («Путешествие в Реймс» Россини).
В 2013–2015 гг. – артистка Молодежной программы лондонского Королевского оперного театра Ковент-Гарден. Дебютировала в партии Мерседес («Кармен» Бизе), исполняла партии Розетты («Манон» Массне), Голоса неродившегося ребенка («Женщина без тени» Р. Штрауса), Флоры Бервуа («Травиата» Верди), Певицы («Манон Леско» Пуччини), Леоноры («Фаворитка» Доницетти), Маддалены («Риголетто») и Второй дамы («Волшебная флейта»).
Выступала в Латвийской национальной опере в партии Ольги («Евгений Онегин» Чайковского), в Государственном театре Зальцбурга – в партиях Полинесса («Ариодант» Генделя) и Шарлотты («Вертер» Массне), в Римской опере – в партии Третьей дамы («Волшебная флейта»). Весной 2019 года участвовала в российской премьере оперы «Неистовый Роланд» Вивальди (концертное исполнение, главная партия) в Зале Чайковского в Москве (дирижер – Федерико Мария Сарделли).
С 2015 года – солистка Гамбургской государственной оперы, где в ее репертуар вошли партии Сузуки («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Миссис Квикли, Фенены, Эмилии, Федерики, Маддалены («Фальстаф», «Набукко», «Отелло», «Луиза Миллер», «Риголетто» Верди), Кончаковны («Князь Игорь» Бородина), Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Розины («Севильский цирюльник» Россини), Князя Орловского («Летучая мышь» И. Штрауса), Ольги, Полины («Евгений Онегин», «Пиковая дама» Чайковского), Кармен («Кармен» Бизе), Гензель («Гензель и Гретель» Хумпердинка) и другие.
В настоящее время – солистка Оперы Цюриха, где исполняет партии Маркизы Мелибеи («Путешествие в Реймс») и Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка). В сезоне 2020/21 выступила на фестивале в Глайндборне в роли Федерики («Луиза Миллер), в Баварской государственной опере – в роли Кармен в спектакле «7 смертей Марии Каллас».
В числе ангажементов сезона 2021/22 – Генделевский фестиваль в Москве («Тамерлан» – партия Андроника), «7 смертей Марии Каллас» в Опера Гарнье в Париже, «Фальстаф» в Государственной опере Гамбурга, «Отелло» Верди и «Дьяволы из Лудена» Пендерецкого (Нинон) в Баварской государственной опере (в рамках оперного фестиваля в Мюнхене), а также «Итальянка в Алжире» Россини (Изабелла), «Риголетто» и «Анна Болейн» Доницетти (Сметон) в Опере Цюриха.
Ярослав Абаимов в 2005 году окончил Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова, в 2010 году – Академию хорового искусства имени В. С. Попова по специальности «Хоровое дирижирование» (класс доцента Алексея Гавдуша). С 2004 года занимался сольным пением в классе профессора АХИ Светланы Нестеренко. Совершенствовался в Международной школе вокального мастерства, где его наставниками были Глория Гвида Боррелли, Джандоменико Бизи и Джордж Дарден.
Лауреат Всероссийского конкурса вокалистов имени А. С. Пирогова в Рязани (2005, I премия и специальный приз за лучшее исполнение романса Глинки), Международного конкурса «Искусство XXI века» в Киеве (2006, II премия в номинации «Фортепианный ансамбль»), Международного конкурса вокалистов в Алма-Ате (2013, I премия).
Со студенческих лет начал выступать как солист. В 2007 году участвовал в исполнении Реквиема Моцарта с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова. В 2009 году выступил в этой же партии с Минским филармоническим оркестром под управлением Андрея Галанова на фестивале «Музыкальные празднества в Савойе» (Франция), а также в партии Лукаса в оратории «Времена года» Гайдна (дирижер – Херардо Эстрада Мартинес).
С 2010 года – солист театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. В репертуаре певца – Ленский и Трике («Евгений Онегин» Чайковского), Юродивый («Борис Годунов» Мусоргского), Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Россини), Боян («Руслан и Людмила» Глинки), Берендей («Снегурочка» Римского-Корсакова), Принц Рамиро («Золушка» Россини), Молодой матрос («Тристан и Изольда» Вагнера), Овлур («Князь Игорь» Бородина), Итальянский тенор («Каприччио» Р. Штрауса), Ромео («Маддалена» Прокофьева) и другие партии. В 2018 году принимал участие в гастролях театра на сцене Оперы Грейндж Парк (Великобритания), где исполнил партию Геккерна в премьерной постановке оперы «Пушкин» Константина Боярского.
В 2015 году дебютировал в Большом театре России в партии Юродивого («Борис Годунов»). В дальнейшем в репертуар певца в ГАБТе вошли партии Графа Альмавивы («Севильский цирюльник»), Тамино («Волшебная флейта» Моцарта) и Надира («Искатели жемчуга» Бизе). За роль Надира выдвинут на соискание национальной премии «Золотая маска» – 2022.
С 2015 года выступает в театре Reisopera в Нидерландах в партиях Надира («Искатели жемчуга» Бизе), Феррандо («Так поступают все женщины» Моцарта) и Ленского («Евгений Онегин»). В 2017 году дебютировал в Национальной опере Лотарингии в Нанси (Звездочет в опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова), в 2018 году – в Королевском театре Турина (4-й иудей в опере «Саломея» Р. Штрауса). В 2020 году исполнил роль Директора в опере Петра Поспелова «Ночь в музее, или Завещание магистра» для четырех певцов и пианофорте в Красноярском театре оперы и балета.
Регулярно поет на лучших сценах Москвы (Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал консерватории, Светлановский зал Дома музыки). Гастролировал в Китае, Мексике, Великобритании и других странах. Выступал с оркестрами под управлением Евгения Светланова, Михаила Плетнёва, Владимира Спивакова, Яна Латам-Кёнига, Александра Сладковского, Иона Марина, Джеймса Конлона, Лорана Кампеллоне и других.
Игорь Подоплелов родился в 1993 году в Кирове. Окончил Московский областной музыкальный колледж имени А. Н. Скрябина и Академию хорового искусства имени В. С. Попова по специальности «музыкально-театральное искусство» (класс профессора Наталии Никулиной). Брал уроки у Светланы Нестеренко. В 2014 году участвовал в мастер-классе Семёна Скигина (исполнение немецкой камерной музыки). Лауреат Всероссийского вокального конкурса «Серебряный голос» (II премия, 2015), Международного музыкального конкурса-фестиваля Opera Bella (2021) и Международного конкурса молодых оперных певцов имени Федора Шаляпина в Санкт-Петербурге (2023, Гран-при).
В 2019–2021 гг. – стажер оперной труппы Большого театра России, в настоящее время – приглашенный солист ГАБТа, где в его репертуар вошли партии Энея («Дидона и Эней» Пёрселла), Шонара («Богема» Пуччини), Сильвано («Бал-маскарад» Верди), Лебедева («Идиот» Вайнберга), Фиорелло («Севильский цирюльник» Россини) и другие.
В 2015–2017 гг. принимал участие в концертном исполнении опер «Гамлет» Тома, «Роберто Деверё» Доницетти и «Тезей» Генделя (российская премьера) в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Выступал в программах памяти Арно Бабаджаняна (2016) и «Новый год с Владимиром Спиваковым» на телеканале «Культура» (2017). Совместно с пианистом Александром Гиндиным представил программу романсов Метнера на стихи Пушкина в Лозанне (2017).
Ведет активную концертную деятельность, выступая в главных залах Москвы. Среди важнейших ангажементов последних сезонов – оратория «Илия» Мендельсона (заглавная партия) в рамках Рождественского фестиваля духовной музыки в ММДМ (Национальный филармонический оркестр России, дирижер – Арсентий Ткаченко); «Немецкий реквием» Брамса в Зале Зарядье («Мастера хорового пения», Тюменский филармонический оркестр, дирижер – Алексей Карабанов); опера-оратория «Хроники. Александр Невский» Александра Чайковского во Владимире и Твери (партия Александра Невского, ГСО «Новая Россия», дирижер – Юрий Башмет); «Страсти по Иоанну» И. С. Баха в Зале Зарядье (партия Иисуса, ансамбль Intrada, оркестр Pratum Integrum, дирижер – Екатерина Антоненко); оратория «Мессия» Генделя в Концертном зале имени П. И. Чайковского (партия баса, ансамбль Questa Musica, дирижер – Филипп Чижевский).
В апреле 2023 года исполнил заглавную партию на премьере оперы «Летучий голландец» Вагнера в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского (дирижер – Филипп Чижевский, режиссер – Константин Богомолов) и в премьерной серии спектаклей в московском театре «Новая опера» имени Е. В. Колобова.
С мая 2024 года – солист Михайловского театра, где исполняет партии Эскамильо («Кармен» Бизе») и доктора Фалька («Летучая мышь» Штрауса).