Instrumentarium. Фортепиано Четыре женщины : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Instrumentarium. Фортепиано
    Четыре женщины

    23 ноября 2022

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Мона Хаба (фортепиано)
    Наталия Черкасова (фортепиано)
    Наталья Соколовская (фортепиано)
    Феодосия Миронова (фортепиано)
    Андрей Устинов (представление и интервью)
    Николай Попов (электроника)
    В программе:
    Мюрай
    «Мандрагора» для фортепиано
    Берио
    «Шесть бисов» для фортепиано
    Филидеи
    Токката для фортепиано
    Адамс
    American Berserk для фортепиано
    Аблингер
    «Валентина Терешкова» и «Пьер Паоло Пазолини» из цикла Voices and piano для фортепиано и фонограммы
    Фуррер
    Три пьесы для фортепиано
    Крайдлер
    Study для фортепиано, электроники и видео
    Чеккарелли
    Il contatore di nuvole («Счётчик облаков») для фортепиано и электроники
    Светличный
    «Лебедь сдох» при помощи миди-клавиатуры и патча Pure Data

    12+

    Абонемент №172:

    Instrumentarium: Виолончель. Фортепиано. Ударные.
    Представление и интервью — Андрей Устинов

    Программа «Четыре женщины» представляет панораму современной фортепианной музыки трех десятилетий и пианисток нескольких поколений. Мона Хаба и Наталия Черкасова хорошо известны посетителям концертов Московского ансамбля современной музыки и «Студии новой музыки» как интерпретаторы, которым по силам новая фортепианная музыка любой сложности. Феодосия Миронова и Наталья Соколовская – представительницы следующих поколений, но их опыт исполнения современного репертуара также богат. Среди авторов в афише – звезда послевоенного авангарда Лучано Берио, живые классики Джон Адамс, Тристан Мюрай, Беат Фуррер и многие другие. 

    Особого внимания заслуживают два сочинения с участием электроники (за нее отвечает композитор, директор Центра электроакустической музыки Московской консерватории Николай Попов). Пьеса «Лебедь сдох» для синтезатора и электроники написана ростовским композитором Антоном Светличным год назад; в ней электронными средствами переосмыслена тема лебедя из балета «Лебединое озеро» Чайковского. Цикл Voices and Piano австрийского композитора Петера Аблингера начат в 1998 году и в работе до сих пор; в каждой пьесе под фортепианный аккомпанемент звучит запись голоса той или иной знаменитости ХХ века: от Мао Цзэдуна и Бертольта Брехта до Орсона Уэллса и Мартина Хайдеггера. Для нынешнего концерта выбраны его пьесы «Пьер Паоло Пазолини» и «Валентина Терешкова».

    Мона Хаба

    Мона Хаба родилась в Москве. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку, где ее наставниками были профессора Глеб Аксельрод и Леонид Живов. 

    После окончания консерватории работала в Большом театре в качестве музыкального ассистента Владимира Васильева на постановках балетов «Макбет», «Золушка», «Дон-Кихот», «Лебединое озеро», «Жизель», «Балда», а также исполняла партию фортепиано в его спектаклях «Ностальгия»и «Мастер-класс» на музыку русских и зарубежных композиторов.

    С 2005 года – солистка ансамбля «Студия новой музыки». Ведет активную концертную деятельность. Гастролировала в странах Европы, США, Корее, Японии, Мексике, Бразилии, Египте, Израиле, на Бермудах. Принимала участие во многих фестивалях, среди которых «Московская осень», «Московский форум», «Варшавская осень», «Другое пространство», фестиваль Эрнста Кшенека, Бетховенский фестиваль в Бонне, Венецианская биеннале, а также в абонементных концертах Московской филармонии.

    Выступала с Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Московским Ансамблем Современной Музыки, ГАМ-ансамблем («Галерея актуальной музыки»), сотрудничала с фаготистом Валерием Поповым, виолончелистом Александром Загоринским, певцами Надеждой Красной и Анатолием Мищевским. Регулярно выступает в дуэте с мужем – пианистом Михаилом Дубовым. 

    В репертуаре пианистки, наряду с сочинениями композиторов XVIII–XIXвв., музыка XX века и сочинения молодых авторов России и зарубежья. Является первым исполнителем ряда новых произведений, в том числе посвященных ей. Участвовала в записи CD на фирмах «Мелодия», Le chant du Monde (Франция), Meldac (Япония), включая серию авторских дисков современных композиторов.

    Преподает в Московской консерватории на факультете исторического и современного исполнительского искусства (классы специального фортепиано, камерного ансамбля и концертмейстерский класс). Проводит мастер-классы, выступает с лекциями по вопросам современного музыкального исполнительства и нового фортепианного репертуара в учебных заведениях России и за рубежом.

    Наталия Черкасова

    Наталия Черкасова окончила с отличием Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова (2002, класс доцента Сергея Солодовника) и аспирантуру Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по специальности «оркестр современной музыки» (2005, руководитель – доцент Михаил Дубов). 

    Лауреат Международного конкурса молодых исполнителей современной музыки в Добриче (Болгария, 2001) и Международного конкурса современной камерной музыки в Кракове (Польша, 2006). Выступает с сольными концертами и в составе камерных ансамблей, постоянная участница российских фестивалей современной музыки «Московская осень» и «Московский форум». С 2005 года – солистка ансамбля «Студия новой музыки».

    В репертуаре Наталии Черкасовой – произведения разных эпох, основу его составляет музыка композиторов XX века и современных авторов, в том числе Шёнберга, Веберна, Мессиана, Булеза, Фелдмана, Ксенакиса, Денисова, Шнитке, Донатони, Такэмицу, Фуррера, Аблингера,Фернихоу и Шаррино. Пианистка – активная участница мастер-классов российских и зарубежных композиторов и исполнителей, среди которых Беат Фуррер, Филипп Юрель, Брайан Фернихоу, Николас Ходжес, ансамбль Recherche.

    Наталья Соколовская

    Наталья Соколовская в 2013 году окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс фортепиано профессора Юрия Слесарева, класс композиции профессора Александра Чайковского). В последующие два года совершенствовалась в Королевском колледже музыки в Лондоне и Высшей школе музыки имени Альфреда Корто в Париже. 

    Победительница международных конкурсов MozARTe в Аахене (Германия), Nuova Coppaв Озимо (Италия), имени Рикардо Виньеса в Льейде, Марии Херреро в Гранаде (Испания) и Dudley Yamaha в Бирмингеме (Великобритания).

    Гастролирует по России, в Германии, Австрии, Великобритании, Италии, Испании, Хорватии. Выступала в сопровождении симфонических оркестров Бирмингема, Барселоны, Словенского радио, Санкт-Петербурга, Ярославля, Астрахани, Харькова, под управлением Валентина Урюпина, Джорджа Пехливаняна, Анатолия Левина и других известных дирижеров. Сотрудничала с оркестром musicAeternaпод руководством Теодора Курентзиса.

    С 2021 года играет в составе ансамбля Ile Thélème. Записала несколько сольных монографических альбомов, среди которых диски с фортепианными произведениями Яначека и полное собрание ноктюрнов Шопена (OnClassical). 

    Феодосия Миронова

    Феодосия Миронова родилась в Москве. Окончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (2015, класс Анны Арзамановой) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2020, класс Якова Кацнельсона). Принимала участие в мастер-классах Элисо Вирсаладзе, Андрея Диева, Тиграна Алиханова, Михаила Дубова, Мариана Собулы. Лауреат международных конкурсов. Стипендиат и участница программ Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова (2010–2015).

    Ведет активную концертную деятельность. Выступала в главных залах Московской консерватории, Камерном зале Московского международного Дома музыки, Малом зале МКЗ «Зарядье», Центре Павла Слободкина и на других известных сценах Москвы. Принимала участие в международных фестивалях, проекте «Река талантов» Санкт-Петербургского Дома музыки, программах ансамбля солистов «Студия новой музыки» под руководством Владимира Тарнопольского. 

    Сооснователь LUX Ensemble (2019). С 2022 года – солистка ансамбля CEAM Artists Центра электроакустической музыки Московской консерватории. 

    Андрей Устинов

    Андрей Устинов – музыкальный и общественный деятель, журналист, критик, издатель, продюсер. Родился в 1959 году. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московский полиграфический институт. 

    Один из основателей (1989) и с 1991 года – главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение». Инициатор, куратор, автор, продюсер, художественный руководитель, арт-директор, режиссер, ведущий более 100 фестивальных, концертных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, филармонических абонементов, круглых столов, научных конференций. Среди них абонементы Московской филармонии «Персона – композитор», «www.баян.ru», Instrumentarium, «DSCH. Дмитрий Шостакович. Камерная музыка», «Альфред Шнитке. К 90-летию со дня рождения композитора. “Лабиринты”», «Тайны филармонического дома».

    Инициатор проведения Года Мечислава Вайнберга и Всероссийского фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения композитора (2019). Инициатор и куратор Международного форума и научной конференции «Мечислав Вайнберг. Возвращение» (совместно с Большим театром России, 2017). Куратор проекта по выпуску собрания сочинений Мечислава Вайнберга (с 2017), в рамках которого вышло две серии (20 томов, 22 тетради). 

    Организатор Ассоциации музыкальных конкурсов России (2000), Председатель Совета АМКР. Руководитель пресс-центров Международного конкурса имени П. И. Чайковского, съездов композиторов России. Работал в жюри 40 всероссийских и международных конкурсов по разным специальностям. 

    Выступает с мастер-классами и лекциями по музыкальной журналистике. Ведет авторский курс «Основы музыкальной журналистики» в музыкальных вузах России. Организатор и куратор Академии Арт-журналистики на Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске (2018, 2019). 

    Обладатель Гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства: на издание альбома «Instrumentarium. Фотографии» (2013) и на проведение Всероссийского научно-практического информационного форума «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века» (2017). Получатель грантов и субсидий Министерства культуры РФ на проведение фестивалей «Кружева» в Вологде (2008–2022), «Сотворчество» в Саратове (2021), «Музыкальное обозрение – Opus» (2010–2023) и др. 

    Заслуженный деятель искусств России. Член экспертных советов Министерства культуры РФ, Союза журналистов России, Союза театральных деятелей России. Почетный деятель Союза композиторов России, лауреат учрежденной СКР Премии имени Д. Д. Шостаковича.

    Николай Попов

    Родился в Республике Башкортостан. Закончил Средний специальный музыкальный колледж в Уфе по классу баяна у Николая Махнея и по классу композиции у Ильдара Хисамутдинова. Продолжил образование в Московской консерватории у Владислава Агафонникова и Игоря Кефалиди, а затем в аспирантуре под руководством Всеволода Задерацкого. Участвовал в мастер-классах таких композиторов, как Войцех Видлак, Ален Госсен, Родион Щедрин, Борис Тищенко, Франк Бедросян, Мишель Фургон, Иван Феделе, Марк Андре, Марко Чечилиани, Рафаэль Сендо, Франческо Филидеи, Филипп Леру и др. Его сочинения исполняются в России, Германии, Франции, Италии, Испании, Норвегии, Португалии, США, Чехии, на фестивалях «Московская осень», «Московский форум», «Другое пространство», «Ударные дни Марка Пекарского», «Экспозиция XXI», Opus 52, «Европа–Азия», Фестиваль новой музыки Миланской консерватории, Венецианская биеннале, Международный фестиваль классического балета имени Нуриева, фестиваль электроакустической музыки EMUfest и др.

    Победитель всероссийских и международных композиторских конкурсов: Открытый Всероссийский конкурс имени Альфреда Шнитке (2007); Международный конкурс имени Золотарёва (Нью-Йорк, 2008); II Открытый Всероссийский конкурс имени Дмитрия Шостаковича (Санкт-Петербург, 2008); Международный конкурс имени Антонина Дворжака (Прага, 2010) и др. Член Союза композиторов России, член Творческого союза художников России, научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, преподаватель кафедры истории и теории музыки Российского университета театрального искусства (ГИТИС). «Композитор в резиденции» ГАМ-Ансамбля в 2015 году. 

    Музыку Николая Попова исполняют дирижеры Дмитрий Лисс, Игорь Дронов, Дмитрий Волосников, Сергей Скрипка, Валентин Урюпин, Фредди Кадена, Дмитрий Васильев, солисты Дмитрий Щёлкин, Ирина Сопова, Елена Корженевич, Сергей Чирков, Эдита Фил, Владимир Черных, Венедикт Пеунов, Майя Балашова; «Студия новой музыки», ГАМ-Ансамбль, Ансамбль ударных инструментов под управлением Марка Пекарского, струнный квартет Cantando, Opus Posth, Московский Ансамбль Современной Музыки, Alter Ego (Италия), Ex Novo (Италия) и др. Автор ряда камерных, симфонических, электроакустических и мультимедийных композиций, музыки для театра и кино. Тесно сотрудничает с видеохудожниками, среди которых Эндрю Квинн (Италия), Тодор Пожарев (Сербия), Ирина Матинян (Россия) и др.