Варез, Фелдман, Гласс, Сильвестров, Пярт, Пайбердин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Варез, Фелдман, Гласс,
    Сильвестров, Пярт, Пайбердин

    10 апреля 2024, начало в 19:00

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    В программе:
    Варез
    Density 21.5 для флейты соло
    Фелдман
    Durations 2 для виолончели и фортепиано
    Гласс
    Opening из цикла Glassworks для фортепиано
    (версия для флейты, саксофона, виолончели и фортепиано)
    Сильвестров
    Избранные песни из цикла «Тихие песни»
    на стихи поэтов-классиков для баритона и фортепиано
    Пярт
    «Вариации на выздоровление Аринушки» для фортепиано
    (версия для флейты, саксофона, виолончели и фортепиано)
    Пайбердин
    Три микроминиатюры для сопрано и фортепиано
    «Барочные петли» для флейты, саксофона, виолончели и фортепиано (мировая премьера)

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №131:

    Связь времён

    Цикл концертов «Связь времен» ансамбля «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-Ансамбль) посвящен композиторам XIX–XXI веков и их ученикам: личностям с разными, порой несовместимыми творческими взглядами. Абонемент адресован вдумчивым меломанам, которые внимательно следят за преемственностью композиторских поколений, наблюдая, как музыка XXI века рождается из искусства предыдущих столетий. В заключительном концерте цикла прозвучит музыка композиторов, отказавшихся от сложности авангардных техник и систем.

    Франко-американский композитор Эдгар Варез был своего рода отшельником; он отрицал принадлежность к какой-либо школе, критикуя строгие музыкальные системы. Пьеса Density 21,5 написана по заказу Жоржа Баррера для его платиновой флейты (название обозначает плотность этого металла) и показывает виртуозные возможности инструмента – весь диапазон, контрастные динамические оттенки, расширенные техники игры. Американец Мортон Фелдман называл себя «законным сыном» Вареза: от старшего коллеги Фелдман перенял внимание в первую очередь к звуку как таковому, а не к способам его организации. Многие сочинения Фелдмана оставляют исполнителю свободу выбора: цикл Durations нотирован без указания метроритма.

    Творчество других композиторов программы связано с возвратом к тональной музыке и исследованием ее возможностей. «Вариации на выздоровление Аринушки» эстонца Арво Пярта посвящены дочери автора и написаны в его авторской технике tintinnabuli: одни голоса развивают диатоническую мелодию, другие следуют по устойчивым ступеням лада. Подобно Пярту, киевлянин Валентин Сильвестров в начале пути испробовал разные авангардные техники, но отказался от них в пользу «новой простоты»: рубежным сочинением стал цикл «Тихие песни». Музыка американского минималиста Филипа Гласса строится на основе повторяющихся ячеек-паттернов и доступна широкой аудитории: его цикл Glassworks создан специально для прослушивания на кассетных плеерах Walkman.

    Пярта, Гласса и Сильвестрова российский композитор Олег Пайбердин называет близкими ему авторами по эстетике и творческим методам. ГАМ-ансамбль представит мировую премьеру его пьесы «Барочные петли»: цикл построен на принципе меняющихся петель-паттернов, а тематический материал пьес отсылает к музыке барокко.

    Рауф Фархадов

    Рауф Фархадов – музыковед, доктор искусствоведения, ведущий эксперт Ассоциации современной музыки. 

    Родился в 1957 году в Баку. В 1975 году окончил Бакинскую специальную музыкальную школу, в 1980-м – Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибекова, в 1987-м – аспирантуру Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Валентины Холоповой).

    В конце 1980-х вел курс современной музыки в Бакинской консерватории, в те же годы был заведующим отделом музыкальных театров и хореографии в Азербайджанском союзе театральных деятелей. В начале 1990-х переехал в Москву. В 2000-х – колумнист портала Kultura.az. Регулярно печатается в ведущих научных и музыкальных журналах Москвы. 

    Арт-директор, куратор и модератор международных фестивалей современной музыки в Москве и Баку. Автор книг и статей о новой академической, электронной и джазовой музыке. Автор и ведущий ряда проектов Московской филармонии. Член приемной комиссии и правления Союза московских композиторов.

    Ансамбль «Галерея актуальной музыки» | ГАМ-Ансамбль

    Ансамбль «Галерея актуальной музыки» | ГАМ-Ансамбль создан в 2010 году композитором Олегом Пайбердиным. В репертуаре ансамбля – произведения классиков отечественного и зарубежного авангарда XX века. Основная миссия коллектива – исполнение новой музыки с акцентом на произведениях, написанных за последние 20 лет. Одна из главных задач ансамбля – развитие актуальных областей современного музыкального творчества, где сосуществуют новейшая камерная музыка, импровизация, визуально-акустические перформансы и видеоарт. Среди партнеров коллектива – композиторы, художники, хореографы, режиссеры, аниматоры, мастера слова и театра. Ансамбль – постоянный участник фестивалей и абонементов Московской филармонии «Другое пространство», «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Живая дорожка», «Миры современной музыки», «Связь времён».

    Коллектив тесно сотрудничает с Союзом композиторов России, Московским Союзом композиторов, Санкт-Петербургским центром современной академической музыки reMusik.org, Российским национальным музеем музыки, Государственным музеем истории ГУЛАГа, Культурным центром ЗИЛ, Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Благотворительным фондом Юргенсона, Гёте-институтом, Польским культурным центром в Москве, Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция» в Москве, Новосибирской, Нижегородской и Уральской консерваториями, Барнаульской, Бурятской, Калининградской, Новосибирской, Свердловской, Сургутской, Хакасской филармониями, Музеем современного искусства PERMM в Перми, Галереей современного искусства «Стерх» в Сургуте. Ансамбль многократно гастролировал в городах России (Барнаул, Екатеринбург, Кемерово, Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург, Сургут, Томск, Сыктывкар, Улан-Удэ) и за рубежом (Франция, Польша, Украина, Казахстан). 

    2017–2022: ГАМ-Ансамбль – постоянный партнер творческого образовательного проекта для молодых композиторов и драматургов «Лаборатория КОOPERAЦИЯ» (совместно с Московским академическим Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).

    В 2012 году проект «ГАМ-Ансамбль: Новая Россия – Новая Европа» получил поддержку Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Ernst von Siemens Musikstiftung, Германия) и был включен в программу «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры Российской Федерации. Одна из программ коллектива по поддержке молодых авторов – приглашение ежегодных «композиторов-резидентов» (подобная инициатива в России появилась впервые). Гостями ГАМ-Ансамбля становились композиторы Александр Хубеев (2011), Любовь Терская (2012), Сергей (Сэ Хёнг) Ким (2013), Николай Попов (2015), Андрей Бесогонов (2018), Олег Гудачев (2019), Алина Подзорова (2022). 

    В 2019 году на лейбле reMusik.org вышел компакт-диск «GAME: Начало» с произведениями, специально написанными для ГАМ-Ансамбля. В 2020 году коллектив отметил 10-летие.

    Другие концерты этого абонемента
    Камерный зал Филармонии
    15 ноября в 19:00
    Камерный зал Филармонии
    7 февраля в 19:00