12 апреля 2025
Камерный зал Филармонии
схема проездаКонстантин Ефимов (флейта)Олег Танцов (кларнет)Михаил Дубов (фортепиано)Иосиф Пуриц (баян)Евгений Субботин (скрипка)Ася Соршнева (скрипка)Ирина Сопова (альт)Ольга Демина (виолончель)
Абонемент №138:
Лаборатория Musica sacra nova
Абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст отечественной «новой священной музыки». Все они, за исключением первой, посвящены камерным и вокальным сочинениям XX–XXI веков. В концертах участвуют лучшие российские ансамбли новой музыки (Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки»), а также молодые коллективы Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus. Куратор программ абонемента – дирижер и музыковед Сергей Терентьев.
Отправной точкой для программы «Звук. Число. Обряд» послужило одноименное исследование Маргариты Катунян. Свою концепцию она назвала «новым тривием XX века», в качестве элементов которого выступают музыка, арифметика и диалектика, объединенные «в едином пространстве художественного интеллекта, где стерта грань между музыкой и духовным служением». Разные грани этой системы высвечиваются в каждом опусе: Trivium Пярта для органа – одна из первых пьес, написанных в технике tintinnabuli, для которой особую роль играет кодирование богослужебных текстов в виде числа. «Авель» Смирнова на сюжет Уильяма Блейка-художника, где тяготение к системной организации звукового ландшафта усилено лейтмотивами и элементами инструментального театра. Спектрализм «Мистической лодки» Мюрая, где природа звука и конструкция музыки едины. Диалектика света и тьмы в метафизическом пространстве In Croce Губайдулиной, таящем в себе символику креста. Манифестации мифологического через призму реальных исторических событий в «Черных ангелах» Крама.
Концерты абонемента проходят в рамках параллельной программы цикла Musica sacra nova, третий сезон которого стартует в Зале Чайковского 1 марта. Совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra nova изучает творчество четырех поколений отечественных композиторов ХХ века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиции нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.
Полина Ермолаева (меццо-сопрано)
В программе: Вустин, Волков, Леденёв, Губайдулина, Пелецис, Смирнов, Тищенко, Лурье, Слонимский, Дистлер, Гуаюль, Д. Лэнг, Холст, Смит, Кшенек, Васкс, Макмиллан
В программе: Бриттен, Губайдулина, Екимовский, Вустин, Пярт, Васкс, Корндорф
В программе: Кнайфель, Денисов, Мюльрад, Вустин, Губайдулина