Лаборатория Musica sacra nova Звук. Число. Обряд : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    Лаборатория Musica sacra nova
    Звук. Число. Обряд

    12 апреля 2025, начало в 19:00

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    В программе:
    Пярт
    Trivium для органа (1976)
    Смирнов
    Abel («Авель») для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано по картине У. Блейка (1991)
    Мюрай
    La Barque mystique («Мистическая лодка») для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели (1993)
    Губайдулина
    In croce для виолончели и органа (1979)
    Крам
    Black Angels. Thirteen Images from the Dark Land («Черные ангелы». 13 картин из Темной Земли» для электрического струнного квартета (1970)

    12+

    Абонемент №138:

    Лаборатория Musica sacra nova

    Абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст отечественной «новой священной музыки». Все они, за исключением первой, посвящены камерным и вокальным сочинениям XX–XXI веков. В концертах участвуют лучшие российские ансамбли новой музыки (Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки»), а также молодые коллективы Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus. Куратор программ абонемента – дирижер и музыковед Сергей Терентьев.

    Отправной точкой для программы «Звук. Число. Обряд» послужило одноименное исследование Маргариты Катунян. Свою концепцию она назвала «новым тривием XX века», в качестве элементов которого выступают музыка, арифметика и диалектика, объединенные «в едином пространстве художественного интеллекта, где стерта грань между музыкой и духовным служением». Разные грани этой системы высвечиваются в каждом опусе: Trivium Пярта для органа – одна из первых пьес, написанных в технике tintinnabuli, для которой особую роль играет кодирование богослужебных текстов в виде числа. «Авель» Смирнова на сюжет Уильяма Блейка-художника, где тяготение к системной организации звукового ландшафта усилено лейтмотивами и элементами инструментального театра. Спектрализм «Мистической лодки» Мюрая, где природа звука и конструкция музыки едины. Диалектика света и тьмы в метафизическом пространстве In Croce Губайдулиной, таящем в себе символику креста. Манифестации мифологического через призму реальных исторических событий в «Черных ангелах» Крама.

    Концерты абонемента проходят в рамках параллельной программы цикла Musica sacra nova, третий сезон которого стартует в Зале Чайковского 1 марта. Совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra nova изучает творчество четырех поколений отечественных композиторов ХХ века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиции нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.

    Московский Ансамбль Современной Музыки | МАСМ

    Основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при поддержке лидера новой отечественной музыки, классика ХХ столетия Эдисона Денисова. МАСМ одним из первых начал исполнять за рубежом новейшую российскую музыку, а в России – творчество современных зарубежных авторов. Сегодня базовая структура МАСМ – квинтет (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано), при этом состав часто расширяется до большого ансамбля и камерного оркестра. Основная задача коллектива – представление актуального творчества российских и зарубежных композиторов: на счету МАСМ более 1000 российских и мировых премьер. Особое место в репертуаре ансамбля занимает русский музыкальный авангард ХХ века. По приглашению МАСМ в Россию приезжали выдающиеся композиторы, среди которых Янис Ксенакис, Дьердь Куртаг, Анатоль Виеру, Фредерик Ржевский, Луи Андриссен, Тео Лувенди, Жерар Цинсстаг и другие.

    Ансамбль записал более 50 CD, выпущенных ведущими лейблами России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. Гастролировал в 80 российских городах и 28 странах мира, выступал на крупнейших фестивалях, таких как «Другое пространство» (Москва), Московская биеннале современного искусства, Дягилевский фестиваль (Пермь), «Варшавская осень» (Польша), Gaudeamus Music Week (Нидерланды), FrankfurtFest, Maerzmusic (Германия), Klangspuren (Австрия), Transart (Италия). Участвовал в создании ряда значительных проектов: «Машина» в МХТ (режиссер Кирилл Серебренников), «Реконструкция» в Школе драматического искусства(Москва) и Эрмитажном театре (Санкт-Петербург), «Цвет-символ-звук» в ММДМ, «Москва» в Cité de la musique (Париж), оперный сериал «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский». 

    Важное направление деятельности коллектива – просветительские концерты-лекции и мастер-классы, которые проходят по всей России. МАСМ – инициатор создания уникального ежегодного проекта: Международной академии молодых композиторов в Чайковском (Пермский край), где по приглашению ансамбля преподают Беат Фуррер, Оскар Бьянки, Марк Андре, Клаус Ланг, Филипп Леру и другие композиторы с международной известностью. В 2018–2022 гг. при участии МАСМ проходили «Композиторские читки» Союза композиторов России – четырехдневный интенсив, в ходе которого молодые композиторы показывают свои сочинения опытным музыкантам и получают профессиональные наставления. 

    МАСМ входит в Международное общество современной музыки (ISCM, 2005). В 2013 году спектакль «Полнолуние» с участием МАСМ стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». В 2021 году МАСМ стал лауреатом Московской Арт Премии, в 2022 году – лауреатом Грантов Мэра Москвы. Ежегодно дает более 70 концертов в России и за рубежом.

    Другие концерты этого абонемента
    Камерный зал Филармонии
    10 декабря в 19:00
    Камерный зал Филармонии
    19 января в 19:00
    Камерный зал Филармонии
    23 марта в 19:00