Немецко-российский проект «Горизонты»
    Москва – Нижний Новгород – Александров.
    Московский Ансамбль Современной Музыки

    26 октября 2014

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Московский Ансамбль Современной Музыки / МАСМ
    Наталья Пшеничникова (сопрано)

    Иван Бушуев (флейта)
    Олег Танцов (кларнет)
    Михаил Дубов (фортепиано)
    Илья Рубинштейн (виолончель)

    Кристоф Штауде (фортепиано, Германия)

    В программе:
    Раева
    «Птица Калавинка» для флейты и фортепиано
    Фуррер
    Invocation для голоса и басовой флейты

    Курляндский
    Liederkreis для голоса и ансамбля

    Штауде
    Ex eremo для кларнета и фортепиано
    Dues metafores для сопрано, кларнета, виолончели и фортепиано

    В. Циммерман
    In Nomine для виолончели и фонограммы

    12+

                                                                                                                                                                


    Немецко-российский проект «Горизонты» представляет четыре концертные программы в Москве, Нижнем Новгороде и Воронеже. Концерты прозвучат в исполнении певицы Наталии Пшеничниковой и солистов Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ). Центральной фигурой проекта является известный немецкий композитор и пианист Кристоф Штауде, который также примет участие в концертах.

    Помимо концертных программ во всех трех городах будут проведены мастер-классы и творческие встречи с К. Штауде и Н. Пшеничниковой.



    Кристоф Штауде родился в 1965 году в Мюнхене. Учился композиции в консерваториях Берлина и Франкфурта у профессора Рольфа Рима. С 1987 по 1991 был стипендиатом Фонда немецкого народа (Studienstiftung des Deutschen Volkes), а в 1992 году получил грант на обучение в Венеции. В 1987 году он представлял Германию на композиторском фестивале "Musica Nuova per l' Europe" в Сиене (Италия). В том же году о его творчестве был снят 45-минутный фильм, показанный компанией SWF.

    В 1990 году Кристоф Штауде получил заказ от Симфонического оркестра Баден-Бадена на создание произведения для известного фестиваля в Донауэшингене. Затем последовали заказы на новые сочинения от Радио Кёльна (для фестиваля камерной музыки в Виттене, 1999 и концертной серии «Музыка времени», 2004), от города Мюнхена и Баварской оперы (для фестиваля Klangspuren, 1999), Культурного фонда AUDI (2000), Общества новой музыки в Хайльбронне (2007).

    Кристоф Штауде стал лауреатом многих престижных международных композиторских состязаний: конкурса молодых композиторов в Штутгарте (1986-87), конкурса Международного центра новых музыкальных технологий в Турине (1987, I премия), конкурса Trio Basso в Кёльне (1988), музыкально-театральной мастерской в Висбадене (1999, II премия). Он также удостоен приза Фонда Елизаветы Шнайдер во Фрайбурге (2003) и был награжден премией Берлинской академии искусств (2005). В 2006 году состоялась мировая премьера его музыкально-театральной пьесы «Мы» (по Е. Замятину) на открытии Х Мюнхенской международной театральной биеннале. С 1994 года Кристоф Штауде живет на острове Хомбройх, на котором прежде располагалась база НАТО, а теперь находится музей. С 1997 года по его инициативе проводится цикл концертов современной музыки. В 2000 году был выпущен авторский компакт-диск композитора на лейбле Wergo (издательство Шотт, Майнц). В дальнейшие выпуски вошли произведения, написанные для фестивалей современной музыки в Донауэшингене и Виттене.

    Московский Ансамбль Современной Музыки / МАСМ

    Основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при поддержке лидера новой отечественной музыки, классика ХХ столетия – Эдисона Денисова. МАСМ одним из первых представил на Западе новейшую российскую музыку, а в России – творчество современных зарубежных авторов. Сегодня базовая структура МАСМ – квинтет (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано), при этом состав часто расширяется до большого ансамбля и камерного оркестра. Основная задача коллектива – представление актуального творчества российских и зарубежных композиторов: на счету МАСМ более 1000 российских и мировых премьер. Особое место в репертуаре ансамбля занимает русский музыкальный авангард ХХ века. По приглашению МАСМ в Россию приезжали выдающиеся композиторы, среди которых Янис Ксенакис, Дьердь Куртаг, Анатоль Виеру, Фредерик Ржевский, Луи Андриссен, Тео Лувенди, Жерар Цинсстаг и другие.

    Ансамбль записал более 50 CD, выпущенных ведущими лейблами России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. Гастролировал в 80 российских городах и 28 странах мира, выступал на крупнейших фестивалях, таких как «Другое Пространство» (Москва), Московская биеннале современного искусства, Дягилевский фестиваль (Пермь), «Варшавская осень» (Польша), Gaudeamus Music Week (Нидерланды), FrankfurtFest, Maerzmusic (Германия), Klangspuren (Австрия), Transart (Италия). Участвовал в создании ряда значительных проектов: «Машина» в МХТ (режиссер Кирилл Серебренников), «Реконструкция» в Школе драматического искусства (Москва) и Эрмитажном театре (Санкт-Петербург), «Цвет-символ-звук» в ММДМ, «Москва» в Cité de la musique (Париж). 

    Важное направление деятельности коллектива – просветительские концерты-лекции и мастер-классы, которые прошли почти во всех федеральных округах страны. МАСМ – инициатор создания уникального ежегодного проекта: Международной академии молодых композиторов (г. Чайковский, Пермский край), где по приглашению МАСМ преподают Беат Фуррер, Оскар Бьянки, Марк Андре, Клаус Ланг, Филипп Леру и другие композиторы с международной известностью. Входит в Международное общество современной музыки (ISCM, 2005). В 2013 году спектакль «Полнолуние» с участием МАСМ стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». В 2015 году по версии газеты «Музыкальное обозрение» МАСМ стал лучшим ансамблем года. Ежегодно дает более 70 концертов в России и за рубежом.

    Наталья Пшеничникова

    Наталья Пшеничникова окончила Московскую консерваторию по классу флейты. Параллельно занималась классическим балетом и пением, выступала в экспериментальных театральных группах.

    В середине 80-х годов вела обширную концертную деятельность как флейтистка и певица: была среди первых практиков и пропагандистов аутентичного пения, выступала в жанрах свободной импровизации. Исполняла сочинения Кейджа, Штокхаузена, Губайдулиной, Батагова и других концептуальных композиторов. В 1987-1991 совместно с Алексеем Любимовым была организатором и руководителем фестиваля «Альтернатива». С начала 90-х живет в Германии.

    Ее концертная деятельность охватывает большинство европейских фестивалей современной музыки, таких как Donaueschinger Musiktage, Berliner Festspiele, Wien Modern, Венецианская биеннале, Huddersfield Contemporary Music Festival, Kammermusikfest Lockenhaus, Maerzmusik. Наталья также активно выступает в России. Участвовала в фестивалях «Московская осень», «Территория», «Московский форум», «Другое пространство».

    Тесно сотрудничала с Дмитрием А. Приговым, Владимиром Волковым, Львом Рубинштейном, Германом Виноградовым, Алексеем Загерером, Кристианом Марклеем, Дэвидом Моссом, Мичико Хираямой, Элсбет Мозер, Владимиром Тарасовым, Лондонской Симфониеттой, Московским Ансамблем Современной Музыки, ансамблями Klangforum Wien, MusicAeterna, дирижерами Мартином Браббинсом, Петером Рунделем, Теодором Курентзисом, Владимиром Юровским, Дэннисом-Расселом Дэвисом.

    Многие современные композиторы посвятили Наталье Пшеничниковой свои сочинения. Она была первым исполнителем произведений Петера Аблингера, Георгия Дорохова, Анны Икрамовой, Гии Канчели, Вадима Карасикова, Ника Коллинза, Дмитрия Курляндского, Бернхарда Ланга, Клауса Ланга, Сергея Невского, Бориса Филановского, Иоганнеса Фритча, Хельмута Эринга.

    Записи Натальи Пшеничниковой вышли на фирмах Мелодия, ЕСМ, Сol legno, Art & Electronica.

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    VI Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»

    02.12.2018

    В программе:
    Гризе
    Vortex temporum для фортепиано и ансамбля

    Камерный зал Филармонии

    «GAME: Москва — Берлин». VI Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»

    01.12.2018

    В программе:
    Пайбердин
    «Между танцем» для флейты, саксофона, скрипки, виолончели и фортепиано
    Цапф
    Articolazione e tempo для флейты соло
    Гудачёв
    «Тёмный собор» для пяти исполнителей,
    электроники и видео.
    Видео — Алина Нефедова
    Брайер
    «Три песни» для фортепиано соло
    Бергер
    Link для альтового саксофона и live-электроники
    Раева
    Schmetterling («Мотылёк») для скрипки соло
    Попов
    SynchroSynth для фортепиано, электроники и видео.
    Видео — Эндрю Квинн (Италия/Австралия)

    Камерный зал Филармонии

    Дмитрий Курляндский. «До звука»

    04.12.2018

    В программе:
    Курляндский
    4 багатели для 6 исполнителей (мировая премьера концертной версии)
    «Карты несуществующих городов. Арглтон для слушателя»
    «Карты несуществующих городов. Сент-Этьен для флейтиста и читателя» (российская премьера)

    Камерный зал Филармонии

    Сергей Невский «Гипсовое небо»

    18.12.2017

    В программе:
    Невский
    «Прерванный хорал» для флейты и виолончели (1997)
    Elliptic Glide («Эллиптическое скольжение») для флейты и аккордеона (Российская премьера, 2015)
    «Правила любви» – вокальный цикл (части №№ 2, 3, 4, 6) (2013)
    «Азбука слепых»– версия для бас-флейты, аккордеона, виолончели и ударных (Российская премьера, 2007)
    «Гипсовое небо» для голоса, органа и фортепиано (Российская премьера, 2017)
    Wut («Гнев») для флейты, фортепиано, виолончели, ударных (Российская премьера, 2013/2017)

    Камерный зал Филармонии

    Концерт-закрытие VII Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском

    12.09.2017

    Камерный зал Филармонии

    Pacific Music

    13.04.2017

    Камерный зал Филармонии

    К 85-летию Софии Губайдулиной

    26.10.2016

    В программе:
    Губайдулина
    De profundis («Из глубины») для баяна
    Трио для флейты, альта и арфы («Сад радости и печали»)
    Ritorno Perpetuo («Вечное возвращение») для клавесина
    Трио для фортепиано, альта и фагота
    Quasi hoketus («Как бы гокет») (Посвящается А.Бахчиеву, В.Попову, М.Толпыго)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    V Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». Стив Райх. Tehillim

    06.11.2016

    В программе:
    Райх
    Tehillim для четырёх женских голосов и ансамбля

    Камерный зал Филармонии

    «Другое пространство». Московский ансамбль современной музыки

    Режиссерская версия

    08.12.2012

    Камерный зал Филармонии

    «Другое пространство». ГАМ-Ансамбль. По горизонтали

    Режиссерская версия

    07.12.2012

    В программе:
    Ким
    Qi II для баяниста
    Штокхаузен
    In Freundschaft («В дружбе») для саксофона соло
    Екимовский
    Deus ex macnina для клавесина соло
    Байтереков
    ...(re)incarnation... [Tengri] для флейты, виолончели и баяна
    Зеленский
    Фуга и Постлюдия для гитары соло (Мировая премьера)
    Зятьков
    «Радиальные проникновения» для фортепиано соло (Мировая премьера)
    Ромашкова
    «Дом с зеленым глазом» для флейты, виолончели и баяна
    Терская
    «Адель» для флейты, виолончели и гитары (видеоряд Никиты Хохлова)
    Раева
    Kalavinka Vogel для флейты и фортепиано (Мировая премьера)
    Викторова
    «Высокие материи» для флейты, саксофона, скрипки, виолончели, гитары, баяна и фортепиано (Мировая премьера)