Оркестр Sinfonia Varsovia (Польша),
    Российский роговой оркестр,
    Ежи Максимюк (Польша)

    16 октября 2012

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Оркестр Sinfonia Varsovia
    Дирижёр – Ежи Максимюк (Польша)
    Российский роговой оркестр
    Сергей Поляничко (дирижёр)
    Якуб Якович (скрипка, Польша)

    Ольга Пудова (сопрано)

    
Олеся Петрова (меццо-сопрано)

    
Сергей Семишкур (тенор)

    Эдем Умеров (бас)

    В программе:
    Прокофьев
    Симфония № 1 («Классическая»)
    Козловский
    Реквием для солистов, хора и оркестра (аутентичное исполнение)
    Шимановский
    Концерт № 2 для скрипки с оркестром

    12+

    «…они замечательные,
    они – это один из лучших оркестров – и не только в Польше.
    Высший класс».

    Марта Аргерих, 2009

    16 октября после более чем 200-летнего перерыва на сцене зала Чайковского прозвучит «Реквием» одного из самых значительных и талантливых восточноевропейских композиторов рубежа XVIII—XIX вв. Осипа Козловского.

    Впервые «Реквием» был исполнен 25 февраля 1798 года по высочайшему указу императора Павла I во время захоронения последнего польского короля Станислава Августа Понятовского в Католическом приходе святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге.

    Произведение отличает необычный состав исполнителей: симфонический оркестр, смешанный хор, солисты, орган и роговой оркестр.

    Для московской премьеры произведения в Россию приедет оркестр «Sinfonia Varsovia» – европейский коллектив с мировым именем. С оркестром выступали крупнейшие музыканты современности, среди которых Клаудио Аббадо, Мстислав Ростропович, Энтони Вит, Марта Аргерих, Мария Жоао Пиреш, Иво Погорелич, Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Гидон Кремер, Вадим Репин, Миша Майский, Юрий Башмет и другие.

    Российский роговой оркестр – уникальный музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга, возродивший утраченную традицию исполнения исконно русской роговой музыки, жанр которой зародился в императорской России в середине XVIII века. Аналогов исполнения роговой музыки в мире до сих пор не существует. Для исполнения «Реквиема» силами Центра роговой музыки был изготовлен специальный дополнительный комплект из 22 роговых инструментов.

    В исполнении «Реквиема» также примет участие Государственная академическая хоровая капелла им. Юрлова (дирижер – Сергей Поляничко), а также солисты Мариинского театра – Ольга Пудова (сопрано), Сергей Семишкур (тенор), Эдем Умеров (бас) и Олеся Петрова (меццо-сопрано).

    В первом отделении концерта прозвучат Первая симфония С. Прокофьева «Классическая» и Второй скрипичный концерт К. Шимановского в исполнении оркестра «Sinfonia Varsovia» под управлением известного польского дирижера Ежи Максимюка, солист – Якуб Якович (скрипка).

    Оркестр Sinfonia Varsovia

    Оркестр Sinfonia Varsovia был организован в 1984 году на базе Польского камерного оркестра. Основателем коллектива выступил Францишек Выбраньчик (1934-2006), занявший пост директора оркестра. Главным приглашенным дирижером стал легендарный скрипач и дирижер Иегуди Менухин.

    Вскоре после возникновения оркестр Sinfonia Varsovia был приглашен выступить с концертами с США и Канаде, за этим последовали ангажементы из Германии, Франции, Италии, Испании, Австрии, Финляндии, Португалии, Бельгии, Нидерландов, Великобритании, Швейцарии, Греции. Позднее коллектив также выступал в Аргентине, Бразилии, Чили, Гонконге, Японии, Корее, на Тайване.

    Оркестр Sinfonia Varsovia играл на сценах наиболее знаменитых концертных залов мира, включая Карнеги-холл в Нью-Йорке, Театр Елисейских полей в Париже, Барбикан-центр в Лондоне, Музикферайн в Вене, Театр Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холл в Токио и Геркулес-холл в Мюнхене, а также на знаменитых фестивалях: в Зальцбурге, Гштаде (фестиваль Иегуди Менухина), в Экс-ан-Провансе, Монтрё, Ла Рок д’Антероне, Шлезвиг-Гольштейне, на фестивале Пабло Казальса, фестивалях в Вюрцбурге, Франкфурте-на-Майне (в Альте Опер), на фестивале Бетховена в Бонне, фестивале Балтийского моря в Стокгольме и многих других.

    Фестиваль La Folle Journée ежегодно приглашает оркестр для участия в своих программах. Каждый год фестиваль выбирает новую тему и перемещается в новый город. За последние годы форум побывал в Нанте, Бильбао, Токио и Рио-де-Жанейро. В июне 2010 года оркестр Sinfonia Varsovia участвовал в организации фестиваля La Folle Journée в Варшаве – под названием Chopin Open, – в котором приняли участие музыканты из 15 стран мира.

    Репертуар оркестра исключительно велик – от произведений XVIII века до сочинений современных композиторов. Коллектив осуществил польские и мировые премьеры сочинений Дж.Адамса, В.Лютославского, П.Мыкетына, Кш.Пендерецкого, М.Пташиньской, П.Шиманьского и многих других авторов.

    Оркестр Sinfonia Varsovia сотрудничал со многими выдающимися дирижерами, среди которых: К.Аббадо, Г.Альбрехт, Ш.Шютуа, Р.Фрюбек де Бургос, В.Гергиев, Х.Граф, Л.Хагер, Я.Каспшик, К.Корд, Я.Кренц, Э.Кривин, В.Лютославский, П.МакКриш, Е.Максимюк, И.Менухин, М.Минковски, Г.Новак, Кш.Пендерецкий, М.Плассон, М.Ростропович, Ф.Шмидт-Гертенбах, Е.Семков, Г.Тчитчинадзе, К.Уоррен-Грин, А.Вит и Б.Вит. Аккомпанировал таким знаменитым солистам, как С.Аккардо, П.Андершевский, М.Андре, М.Аргерих, Ю.Башмет, Б.Березовский, Т.Берганца, Р.Блехач, А.Брендель, Х.Каррерас, С.Чанг, Х.Кура, П.Доминго, А.Дюме, Н.Фрейре, сэр Дж.Голуэй, С.Граф, Ф.Цонг, Ш.Кам, К.Те Канава, Н.Кеннеди, Г.Кремер, А. де Ларроча, Е.Леонская, К.Людвиг, Р.Лупу, А.Майер, М.Майский, И.Менухин, Ш.Минц, О.Мустонен, А.-С.Муттер, П.Палечный, О.Пасечник, М.Перайя, М.Ж.Пиреш, И.Погорелич, Ж.-П.Рампаль, В.Репин, К.Риччарелли, М.Ростропович, Г.Шифф, Г.Шелли, Г.Шеринг, М.Венгеров, А.Фолленвайдер, К.Захариас, Ф.П.Циммерман, Т.Циммерман и Г.Жислин. Sinfonia Varsovia часто выступает на главных музыкальных мероприятиях Польши, в том числе на фестивале «Шопен и его Европа», Пасхальном фестивале имени Бетховена, фестивалях «Вроцлавские кантаты», «Варшавская осень», Польского радио, фестивале Витольда Лютославского Chain.

    В 2001 году Францишек Выбраньчик, являвшийся продолжительное время директором оркестра, инициировал уникальный проект – фестиваль «Sinfonia Varsovia – своему городу». Цель фестиваля – продемонстрировать величайшие творения музыкальной литературы, которые звучат в исполнении оркестра Sinfonia Varsovia и знаменитых дирижеров и солистов. Доступный всем категориям публики, фестиваль приобрел репутацию любимого форума варшавских меломанов.

    Каждый год в конце лета оркестр также дает бесплатные концерты на множестве площадок польской столицы. Эти концерты проходят в общественных центрах, церквях и на открытом воздухе под управлением выдающихся польских дирижеров, включая Е.Максимюка, Я.Каспшика, Я.Кренца и Кш.Пендерецкого, а также представителей молодого поколения артистов, среди которых В.Родек, Л.Борович и М.Дворзиньский.

    В 2010 году оркестр Sinfonia Varsovia посвятил большую часть времени выступлениям, связанным с празднованием 200-летия Ф.Шопена. Оркестр представил 361 связанный с Шопеном проект в Польше и других странах мира, охватив аудиторию в 140 тысяч слушателей.

    Оркестр уделяет большое время продвижению наиболее талантливых молодых музыкантов Польши: выступал с дирижерами И.Совиньской, В.Родеком и Кш.Урбаньским, скрипачами А.Шимчевской, Я.Яковичем, М.Патырой, А.Бухолц и А.Гутовской, певицами И.Соботкой и А.Кужак, пианистами Б.Билиньской и Я.Лисецким.

    Дискография оркестра составляет более 200 альбомов, записанных на знаменитых международных лейблах: Decca, Denon Nippon Columbia, Deutsche Grammophon, EMI, Naxos, Sony, Virgin Classics, а также на польских лейблах, включая BeArTon, CD Accord, DUX, Polskie Nagrania и Polskie Radio. Многие из этих записей были удостоены престижных наград, включая Diapason d’Or, Diapason Découverte, Grand Prix du Disque, Echo Klassik и Fryderyk. Среди наиболее знаменитых записей оркестра: «Польская симфоническая музыка XIX века», сочинения Баха и Генделя, записанные с немецким гобоистом-виртуозом А.Майером, «Марта Аргерих – концерт в Большом театре в Варшаве», «Генрик Гурецкий. Симфония № 3», «Фортепианные концерты Моцарта» с пианистом П.Андершевским, диск с сочинениями К.Шимановского под управлением Е.Максимюка и «Романтический кларнет» с кларнетисткой Ш.Кам. Диск «Польский дух» расценивается как один из наиболее успешных дисков коллектива в деле популяризации польской музыки (скрипичные концерты М.Карловича и Э.Млынарского, дирижер Н.Кеннеди). Дискография оркестра также включает ряд записей, выполненных с И.Менухиным в качестве дирижера. Среди них симфонии Бетховена и Шуберта, записанные в 1996 году на IMG Records в ознаменование 80-летнего юбилея маэстро. Коллектив также сделал множество записей на радио и телевидении.

    В ознаменование 25-й годовщины со дня основания (2009) оркестр был удостоен награды «За выдающиеся заслуги перед городом Варшавой».

    С 2003 года художественным руководителем коллектива является знаменитый польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий (с 1997 года он являлся музыкальным директором оркестра). Оркестр исполняет многие сочинения композитора, как в Польше, так и за рубежом. Кшиштоф Пендерецкий сделал множество записей с оркестром, включая альбом, целиком состоящий из его сочинений. В июне 2008 года пост музыкального директора оркестра занял знаменитый французский дирижер Марк Минковский.

    Ежи Максимюк

    Ежи Максимюк родился в Гродно (Польша) в 1936 году и учился игре на скрипке, фортепиано, а также дирижированию и композиции в Варшавской консерватории. В 1964 году он стал победителем престижного Международного фортепианного конкурса имени Падеревского. Однако именно дирижирование вскоре заняло центральное место в его карьере.

    Во время работы в Большом театре в Варшаве он основал Польский камерный оркестр, которому в последующие годы сопутствовал большой успех, как на родине, так и во время гастролей по всему миру. С 1975 по 1977 год Ежи Максимюк также занимал пост главного дирижера Оркестра Польского национального радио.

    С 1983 по 1993 год Ежи Максимюк был главным дирижером Шотландского симфонического оркестра BBC, с которым он выступал на знаменитых «Променадных концертах» в Лондоне, а также совершил множество гастрольных зарубежных поездок. В 1993 году Шотландский симфонический оркестр BBC наградил дирижера почетным титулом «Дирижера-лауреата».

    Ежи Максимюк дирижировал несколькими знаменитыми оркестрами в Европе, США, Японии и Австралии, включая Лондонский симфонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр и Государственную капеллу Дрездена. Он сделал множество записей на лейблах EMI, Hyperion и Naxos, которые получили высокую оценку критиков и завоевали множество наград, включая Floeten Uhr и Gramophone Award.

    Ежи Максимюк также является автором нескольких сочинений для оркестра. Среди его работ последнего десятилетия: оратория Arbor vitae (2003), «Красная луна» – песни для сопрано и камерного оркестра (2004), Quatre couleurs для двух скрипок и камерного оркестра (2006), Whispers and a Cry of Dreams для виолончели и камерного оркестра (2008), The Song of a Blind Star для флейты и камерного оркестра (2010), Пассакалия для фортепиано и скрипки (2010).

    Он был удостоен множества государственных наград, а также степени Почетного доктора от Университета Стратклайда (Глазго, Шотландия) и престижной Золотой медали от Общества Элгара за продвижение музыки этого композитора.

    Российский роговой оркестр

    Российский роговой оркестр – музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга, возродивший утраченную традицию исполнения исконно русской роговой музыки, жанр которой зародился в императорской России в середине XVIII века. Аналогов исполнения роговой музыки в мире не существует до сих пор.

    Коллектив был основан Сергеем Поляничко в 2006 году. Роговой оркестр уникален своей внутренней организацией. Один музыкант может извлечь из рога всего одну ноту, и только при совместном музицировании отдельные звуки превращаются в цельное художественное произведение. При этом высочайшее индивидуальное мастерство каждого исполнителя во взаимодействии с другими служит залогом успеха всего коллектива.

    В репертуаре оркестра произведения признанных классиков и современных композиторов. Из-за технической сложности исполнения, разучивание одного произведения оркестром занимает от 3-х месяцев до года, но это не мешает музыкантам постоянно расширять перечень исполняемых произведений.

    За плечами музыкантов оркестра сотни концертов на российских и зарубежных сценах, среди которых Государственный Кремлевский Дворец, Георгиевский зал Московского Кремля, Московской международный Дом музыки, Красная площадь в Москве, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Большой и Малый залы Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургская академическая капелла, Георгиевский зал Эрмитажа, Смольный собор, а также гастроли в Германии, Италии, Финляндии, Эстонии, Латвии, и, прежде всего, в России.

    В составе Российского рогового оркестра – 20 музыкантов. Все они - выпускники Санкт-Петербургской консерватории, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, артисты симфонических оркестров и музыкальных театров Санкт-Петербурга. В арсенале оркестра 74 уникальных по звучанию инструмента с диапазоном в 4 октавы, которые были изготовлены петербургским мастером Владимиром Головешко, которому принадлежит секрет сплава и метод обжига инструментов. Голос каждого рога зависит от толщины металла и формы. Усовершенствованные мундштуки позволяют добиваться чистейшего звучания и дают возможность варьировать высоту строя.

    Сергей Поляничко

    Сергей Поляничко – художественный руководитель и директор Государственного духового оркестра России, основатель и руководитель «Центра роговой музыки» и Российского рогового оркестра.

    Родился в 1974 году в Ростове-на-Дону. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию как валторнист (класс профессора А. Е. Глухова), параллельно занимался дирижированием у профессоров И. А. Мусина и В. А. Чернушенко. Принимал участие в мастер-классах известных российских и зарубежных дирижеров: Александра Поляничко, Владимира Понькина, Йормы Панулы, Яна Латам-Кёнига. Наряду с консерваторией, Сергей Поляничко окончил Санкт-Петербургский государственный театральный институт и Санкт-Петербургскую школу телевидения и несколько лет работал ведущим телевизионных программ на Санкт-Петербургском телевидении (ВГТРК, 5 канал), телеканале ТВ-6.

    В качестве солиста Сергей Поляничко выступал с ведущими коллективами Санкт-Петербурга (с оркестрами Консерватории, Капеллы имени Глинки, Мариинского театра, Радио и телевидения, Государственным академическим симфоническим), а также с Российским национальным оркестром. Музыкант также работает приглашенным концертмейстером группы валторн симфонических оркестров Heinola Simfonietta в Финляндии, Nordic Symphony Orchestra в Эстонии и Филармонического оркестра Сантьяго (Чили), выступает в составе ансамблей и с сольными концертами. Неоднократно гастролировал в Великобритании, Франции, Австрии, Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Израиле, Дании, Финляндии, Латвии, Эстонии, Китае, США, Чили.

    В качестве дирижера-ассистента Сергей Поляничко участвовал в постановках оперы «Борис Годунов» Мусоргского в Опере Монте-Карло (2006), опер «Мазепа» и «Евгений Онегин» Чайковского в Валлийской национальной опере (2008). В последнее время выступал с оркестрами Sinfonia Varsovia (Польша), Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Краснодарским и Ростовским симфоническими оркестрами.

    В 2006 году музыкант организовал и возглавил симфонический оркестр «Невский», с которым выступает на фестивалях, осуществляет записи для кинофильмов, проводит мастер-классы, аккомпанирует звездам российской эстрады. В том же году организовал и возглавил Российский роговой оркестр. С 2007 года – директор «Центра роговой и духовой музыки». В 2009 году Сергей Поляничко организовал духовой ансамбль «СПбэнд».

    С 2015 года он является художественным руководителем и директором Государственного духового оркестра России.

    Якуб Якович

    Якуб Якович вырос в семье музыкантов. Учился игре на скрипке у отца, с которым впоследствии на протяжении многих лет выступал в дуэте. В 2001 году скрипач дебютировал с Мюнхенским филармоническим оркестром под управлением Пинхаса Штейнберга, исполнив Первый скрипичный концерт Кароля Шимановского.

    С тех пор Якуб Якович выступал со многими известными оркестрами, включая Sinfonia Varsovia (Польша), Чешский филармонический оркестр, Оркестр Академии Санта Чечилия (Рим), Дрезденский филармонический оркестр, Оркестр Французской Швейцарии, Национальный оркестр Мадрида, Оркестр фестиваля «Флорентийский музыкальный май», Национальный филармонический оркестр Варшавы, Симфонический оркестр национального польского радио (Катовице). Выступал со многими известными дирижерами, среди которых Ежи Семков, Антони Вит, Ежи Максимюк, Яцек Каспшик, Ян Паскаль Тортелье, Кшиштоф Пендерецкий, Агнешка Дучмал, Вальтер Веллер, Хайнц Вальберг, Кирилл Карабиц.

    Якуб Якович также исполняет камерную музыку – в дуэте с пианистом Бартошем Беднарчиком, с которым он записал альбом Subito (на Польском радио), диск со скрипичными сонатами Бетховена - Крейцеровой и Весенней (Subito Records), а также Партиту Лютославского (CD Accord).

    С 2006 года Якуб Якович является участником Цеетмайр-квартета, одного из немногих ансамблей, культивирующих традицию концертной квартетной игры XIX века – по памяти. Совместно с Цеетмайр-квартетом скрипач выступал в Берлинской филармонии, Венском Концертхаусе, Вигмор-холле в Лондоне и Сантори-холле в Токио. Альбом квартета, в который вошли Струнный квартет Бартока № 5 и Струнный квартет Хиндемита № 4 (ECM), был удостоен Diapason d’Or.

    Якуб Якович выступал со многими знаменитыми музыкантами, среди которых: Хайнц Холлигер, Даниэль Мюллер-Шотт, Пауль Гульда, Мишель Летик, Хокан Росенгрен, Урсула Смит, Анджей Бауэр, Ян Кшиштоф Броя, Бартек Низиол и Рафал Квятковский.

    В 2009 году Якуб Якович занял пост первого скрипача Квартета Лютославского во Вроцлаве.

    Скрипач – лауреат премии Passport от журнала Polityka (2003) и премии Orfeusz, полученной им на фестивале «Варшавская осень» 2007 года.

    Является педагогом-ассистентом в Университете имени Ф. Шопена с 2004 года. Играет на итальянской скрипке, предоставленной ему профессором Тадеушем Вроньским.