Порпора – «Полифем» : Московская государственная академическая филармония

    Порпора – «Полифем»

    26 декабря 2021

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Порпора
    «Полифем», опера в концертном исполнении

    Концерт проходит в трёх отделениях



    Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.

    12+

    В июне 2019 года Макс Эмануэль Ценчич в качестве режиссера и солиста представил в Зальцбурге оперу «Полифем» Порпоры; премьера прошла в рамках Фестиваля на Пятидесятницу, возглавляемого Чечилией Бартоли. 26 декабря, несмотря на сложности ковидного времени, московская публика услышит барочный шедевр с тем же – за исключением баса Павла Кудинова – звездным составом солистов, которому рукоплескала взыскательная зальцбургская публика. 

    «Полифем» итальянца Николы Порпоры (1686–1768), крупнейшего оперного композитора и педагога своего времени, был написан для амбициозной лондонской труппы Дворянской оперы. Премьера состоялась 1 февраля 1735 года и стала серьезной победой в борьбе с конкурентом – оперной компанией Генделя. 

    Мифологический сюжет о любви нимфы Галатеи к юному Акиду, убитому ревнивым циклопом Полифемом, был хорошо известен в начале XVIII века по «Метаморфозам» Овидия. Либреттист Паоло Антонио Ролли придал ему больше увлекательности и драматизма, соединив основную коллизию с известным по «Одиссее» приключением Улисса, победившего циклопа. Центральные партии в «Полифеме» Порпоры исполнили кумиры оперной публики: Акида пел кастрат Карло Броски, известный как Фаринелли, а Галатею – сопрано Франческа Куццони, в недавнем прошлом примадонна генделевской труппы, первая Клеопатра и Роделинда. 

    Принятая с восторгом опера, однако, продержалась в репертуаре недолго и осенью 1735 года сошла со сцены в связи с болезнью Фаринелли. Но именно с «Полифема» началось «воскрешение» Порпоры в конце ХХ века: после выхода в 1994 году фильма Жерара Корбьо «Фаринелли» особую популярность обрела последняя ария Акида. Следом начал расти интерес к забытым операм композитора, переросший в начале XXI века в настоящий бум. 

    В 2010-е годы один из самых знаменитых контратеноров нашего времени Макс Эмануэль Ценчич и его единомышленники вернули «Полифема» на сцену. В 2013-м опера прозвучала в венском Театре ан дер Вин и с тех пор исполнялась на многих крупных европейских площадках. Зальцбургская постановка 2019 года стала важным этапом сценической жизни возрожденного шедевра. А перед тем, как представить оперу в Москве, звездная команда исполнила ее на Байройтском фестивале барочной оперы в начале нынешнего сезона.

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

    Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал концертный цикл «Шедевры и премьеры» в Московской филармонии: в программах абонемента широко известные сочинения звучат свежо, будто исполняются впервые, а музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями для публики. В 2011 году появился цикл «Серебряная классика»; его основу составляют произведения, которые не вошли в золотой репертуарный фонд, хотя и достойны этого. В рамках цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов. 

    Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других. 

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты, в их числе оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. С британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес». 

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адорьян, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. 

    Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известных «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России. 

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский сезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». В 2019 году вышел альбом симфоний Иоганна Стамица, в 2020-м – Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика. 

    В сезоне 2018/19 оркестр Musica Viva отметил 40 лет со дня основания. В течение многих лет его деятельность поддерживается грантом Президента Российской Федерации.

    Маркеллос Хриссикос

    Маркеллос Хриссикос учился игре на клавесине у Маргариты Далмати в Афинах, изучал приемы игры на исторических инструментах под руководством Оливье Бомона в Париже, Кеннета Гилберта и Зигберта Рампе в Зальцбурге, а также Кристианы Жакоте в Женеве, став ее последним учеником. 

    Репертуар музыканта крайне широк – от ранних мадригалов до опер Россини. Он основал ансамбль Latinitas Nostra, визитной карточкой которого стало смешение различных, порой несовместимых стилей. В этом ряду проект «Английский путешественник на Востоке», объединивший музыку елизаветинской эпохи и Османской империи (Афинский фестиваль, 2013), и программа «Ибо скоро я буду погребен», в которой французские пьесы в жанре Leçons des Ténèbres («Чтение впотьмах») соединялись с греческими песнями в стиле ребетико (Культурный центр Онассиса, 2015). Постановка с его участием оперы «Коронация Поппеи» Монтеверди и исполнение оратории Алессандро Страделлы «Святой Иоанн Креститель» стали наиболее яркими событиями Афинского международного фестиваля.

    В качестве помощника дирижера Георгиоса Петру и педагога по вокалу Маркеллос Хриссикос участвовал в различных оперных постановках, а также в отмеченных наградами записях для лейблов MDG, Decca и Sony. В их числе оперы Генделя «Ариадна на Крите», «Тамерлан», «Юлий Цезарь в Египте», «Александр Север», «Арминий», «Александр», а также «Триумф Клелии» Глюка и «Сирой» Иоганна Адольфа Хассе. 

    Под управлением Хриссикоса Венецианский барочный оркестр записал двойной альбом Olimpiade для фирмы Naïve, отмеченный премией Classica. Как дирижер он активно сотрудничает с оркестром Armonia Atenea, Афинским государственным симфоническим оркестром, Государственным симфоническим оркестром Салоников, Ирландским барочным оркестром («Ариодант» Генделя в Дублине) и другими коллективами. Он выступал на таких площадках, как Греческая национальная опера, Фестиваль в Галле, венский Театр ан дер Вин, Венская камерная опера, Уигмор-холл в Лондоне и другие. 

    С ансамблем Latinitas Nostra Хриссикос записал компакт-диск с ламенто XVII века (солистка – меццо-сопрано Ромина Бассо, лейбл Naïve), получивший высокую оценку международной прессы; с испанским контратенором Ксавье Сабатой – сборник музыки композиторов-любителей XVIII века (Aparté), удостоенный премии Melomano de Oro. 

    Среди недавних ангажементов музыканта – опера «Амал и ночные гости» Джанкарло Менотти с оркестром Armonia Atenea, Stabat Mater Россини с Греческим национальным хором. В прошлых сезонах Маркеллос Хриссикос в качестве приглашенного солиста участвовал в постановках опер Генделя «Юстин» и «Альцина» в Венской камерной опере, «Сирой» на Фестивале барочной оперы в Байройте, «Видения и чудеса генерала Макриянниса» Димитриса Марагопулоса в Греческой национальной опере, «Королева фей» Пёрселла на Генделевском фестивале в Карлсруэ, «Орфей» Монтеверди в афинском зале Мегарон, «Горации и Куриации» Доменико Чимарозы на фестивале в Райнсберге и «Сципион» Генделя в Театре ан дер Вин.

    Юлия Лежнева

    Юлия Лежнева добилась широкой международной известности еще в юношеские годы, став победительницей нескольких престижных конкурсов. В 2010 году она сенсационно дебютировала в лондонском Королевском Альберт-холле на церемонии вручения Classical Brit Awards по приглашению дамы Кири Те Канавы, исполнив знаменитое рондо Элен (Fra il padre) из оперы «Дева озера» Россини. С тех пор певица выступает на лучших сценах Европы, Азии и Америки, включая Королевский Альберт-холл и Барбикан-центр в Лондоне, Театр Елисейских Полей, залы Плейель и Гаво в Париже, амстердамский Консертгебау, венские Концертхаус и Театр ан дер Вин, Берлинскую государственную оперу и дрезденскую Земпер-оперу, Королевский театр де ла Монне в Брюсселе и Большой театр в Москве, а также на фестивалях в Зальцбурге, Вербье, Люцерне, Рейнгау, Шлезвиг-Гольштейне, Бад-Киссингене, Дубровнике, Сьоне, Халле, Сан-Себастьяне, Бергене, Кракове, Будё и многих других.

    Певица выступает с ансамблями Il Giardino Armonico (дирижер Джованни Антонини), Concerto Köln, La Voce Strumentale (дирижер Дмитрий Синьковский), оркестрами musicAeterna (дирижер Теодор Курентзис), I Barocchisti (дирижер Диего Фазолис), фестиваля Mostly Mozart (дирижер Луи Лангре), Фрайбургским барочным оркестром (дирижер Рене Якобс), Барочным оркестром Хельсинки (дирижер Аапо Хяккинен), Венецианским барочным оркестром (дирижер Андреа Маркон), Базельским камерным оркестром, оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Мариинского театра, Мюнхенским филармоническим, Российским национальным, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Сиэтла, Сеульским филармоническим и многими другими известными коллективами. Сотрудничает с крупнейшими дирижерами современности, в числе которых, кроме вышеназванных, также Адам Фишер, Герберт Блумстедт, Андрес Ороско-Эстрада, Пааво Ярви, Владимир Юровский. 

    Юлия Лежнева родилась в 1989 году в Южно-Сахалинске. Обучалась в Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории, Международной академии вокального исполнительства в Кардиффе (Великобритания) у выдающегося тенора Денниса О'Нила и в Высшей школе музыки и драмы Гилдхолл в Лондоне у Ивонн Кенни. Совершенствовалась на мастер-классах Елены Образцовой, Альберто Дзедды, Ричарда Бонинга, Карло Рицци, Джона Фишера, Кири Те Канавы, Ребекки Эванс, Важи Чачавы, Терезы Бергансы, Томаса Квастхоффа и Чечилии Бартоли. 

    В 16 лет дебютировала на сцене Большого зала Московской консерватории, исполнив партию сопрано в Реквиеме Моцарта (с Московским государственным академическим камерным хором под управлением Владимира Минина и оркестром «Виртуозы Москвы»). В 17 лет завоевала Гран-при Конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой, через год выступила на открытии Фестиваля Россини в Пезаро с прославленным тенором Хуаном Диего Флоресом и оркестром под управлением Альберто Дзедды (2008), а также приняла участие в записи Мессы си минор Баха с оркестром «Музыканты Лувра» под управлением Марка Минковски. 

    В 2008 году была удостоена Молодежной премии «Триумф». В 2009-м выиграла Международный вокальный конкурс имени Мирьям Хелин в Хельсинки, в 2010-м – Международный конкурс оперных певцов в Париже, став самой молодой участницей в истории обоих состязаний. Тогда же она дебютировала в Зальцбурге на фестивале «Неделя Моцарта» с ансамблем «Музыканты Лувра» (Большая месса Моцарта) и на летнем фестивале с оркестром Моцартеума. В последующие годы неоднократно возвращалась в Зальцбург, где участвовала в исполнении опер «Соловей» Стравинского, «Иоланта» Чайковского (в партии Иоланты – Анна Нетребко), «Тамерлан» Генделя (с Пласидо Доминго, Беджуном Метой и Франко Фаджоли), «Свадьбы Фигаро» (с Флорианом Бёшем и Кристианой Карг), «Торжественной вечерни проповедника», Мессы до минор и Литании Моцарта, Магнификата Баха, «Оды ко дню Святой Цецилии» Генделя. 

    Лежнева принимала участие в концертных исполнениях опер «Так поступают все женщины» Моцарта (партия Фьордилиджи), «Оракул в Мессении» Вивальди (Краков, Кан, Вена), запись которой вышла на Virgin Classics. В 2011 году дебютировала в Королевском театре де ла Монне в Брюсселе в новой постановке оперы Мейербера «Гугеноты» (режиссер Оливье Пи) и за яркое выступление была удостоена награды «Молодая певица года» от журнала Opernwelt. 

    Крупнейшими проектами с участием Лежневой стали концертное исполнение оперы Генделя «Александр», где партнерами певицы были Макс Эмануэль Ценчич, Лора Эйкин и Хавьер Сабата, а также премьера оперы Хассе «Сирой». В сентябре 2018 года она выступила в партии Морганы («Альцина» Генделя) в Государственной опере Гамбурга и была приглашена продолжить сотрудничество с этим театром в «Севильском цирюльнике» Россини и новых представлениях «Альцины». В июне-июле 2019 года выступила в Зальцбурге на Троицком фестивале в опере «Полифем» Порпоры (партия Галатеи) и стала «артисткой в резиденции» фестиваля «Киссингенское лето» в Германии. В декабре 2019-го приняла участие в концертном исполнении оперы «Неистовый Роланд» Вивальди (партия Анджелики) в Зале Чайковского и дебютировала с Берлинским филармоническим оркестром. В феврале 2020 года Лежнева успешно дебютировала в Большом зале венского Музикферайна с Венецианским барочным оркестром под управлением Андреа Буккареллы. 

    С 2011 года Лежнева – эксклюзивная артистка фирмы Decca. Альбом арий Карла Генриха Грауна, записанный певицей с ансамблем с ансамблем Concerto Köln и выпущенный в 2017 году, был удостоен премии OPUS Klassik 2018. Также в числе наиболее заметных релизов последних лет – Gloria Вивальди с Франко Фаджоли и Диего Фазолисом (2018), опера «Германик в Германии» Порпоры с Максом Эмануэлем Ценчичем (2018), арии Генделя с ансамблем Il Giardino Armonico (2015) и снискавший особую популярность альбом Alleluia с мотетами Вивальди, Генделя, Порпоры и Моцарта, также записанными в сопровождении Il Giardino Armonico (2014). 

    Среди недавних ангажементов Лежневой – оперы «Карл Лысый» Порпоры (Джильдиппа) на Байройтском фестивале барочной оперы (премьера) и в венском Театре ан дер Вин (концертное исполнение), «Орест» Генделя (Гермиона, концертное исполнение) в Париже, Москве и Эссене, дебютное выступление с симфоническим оркестром Баварского радио. В сезоне 2021/22 певица участвует в исполнении оперы «Полифем» Порпоры в Байройте и Москве, оратории «Триумф Времени и Разочарования» Генделя в Москве и Париже, выступает с концертами в Санкт-Петербурге, Франкфурте-на-Майне, Берлине, Мюнхене, Барселоне, Амстердаме. В ее ближайших планах – «Агриппина» Генделя (Поппея) и «Дон Жуан» Моцарта (Церлина) в Государственной опере Гамбурга, а также «Так поступают все женщины» (Фьордилиджи) в Государственном театре земли Гессен в Висбадене.

    Макс Эмануэль Ценчич

    Макс Эмануэль Ценчич – один из самых знаменитых контратеноров нашего времени. Родился в 1976 году в Загребе. В 1987–1992 гг. выступал в составе Венского хора мальчиков, в 1992 году начал сольную карьеру. Ее поворотным моментом стало исполнение партии Нерона в опере «Коронация Поппеи» Монтеверди, за которую Ценчич был удостоен титула «Лучший молодой певец» немецкого журнала Opernwelt (2003). Широкий резонанс получили проекты, связанные с исполнением забытых или редко звучащих сочинений Вивальди (серенада «Освобожденная Андромеда», партия Персея) и Генделя (опера «Фарамунд», заглавная роль).

    В 2010 году Ценчич с большим успехом выступил в мировой премьере оперы «Медея» Ариберта Раймана в Вене. Сегодня он поет в крупнейших театрах мира, включая Венскую государственную оперу и Театр ан дер Вин, Баварскую государственную оперу и Земпер-оперу в Дрездене, Немецкую оперу Берлина и Оперу Франкфурта, Театр Елисейских Полей в Париже и Театр Капитолия Тулузы, Королевский театр де ла Монне в Брюсселе и Оперу Лилля, Карло Феличе в Генуе и Королевский театр Мадрида, Лисеу в Барселоне и Сан-Карлуш в Лиссабоне. Его концерты проходят в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Барбикан-центре в Лондоне, амстердамском Консертгебау, венском Музикферайне, Опере Кёльна, Опера Гарнье в Париже, Королевском дворце Версаля, а также в главных концертных залах Москвы, Гамбурга, Баден-Бадена, Дрездена, Загреба, Афин, Токио, на фестивалях в Людвигсбурге, Потсдаме, Халле, Карлсруэ, Сполето, Монпелье, Амброне, Айзенштадте, Бремене, Инсбруке и Дубровнике. 

    Певец регулярно сотрудничает с крупнейшими мастерами исполнения музыки барокко – среди них Уильям Кристи, Рене Якобс, Оттавио Дантоне, Диего Фазолис, Жан-Кристоф Спинози, Георгиос Петру, Эмманюэль Аим, Фабио Бьонди. Среди крупнейших проектов с его участием – европейские туры, где исполнялись оперы «Фарнак» Вивальди, «Артаксеркс» Винчи, «Александр» Генделя и «Сирой» Хассе (в том числе в Зале Чайковского в рамках абонемента Московской филармонии «Виртуозы барокко»). Выступал с программой арий Моцарта и Россини, с сольными программами «Венеция» и «Рококо», а также с программой арий Порпоры. 

    Ценчич активно расширяет свою дискографию, многие его записи удостоены авторитетных наград. Совместный диск Duetti Ценчича и Филиппа Жарусски (дирижер – Уильям Кристи), а также запись оперы Глюка «Эцио» (дирижер – Алан Кертис) получили немецкую премию ECHO Klassik. Многочисленными наградами увенчаны записи опер «Александр» Генделя и «Артаксеркс» Винчи (в том числе две номинации на «Грэмми»). В последние годы певец записал сольные альбомы «Венеция», «Рококо», «Неаполитанские арии», «Оперные арии Порпоры». С его участием на DVD выпущены записи опер «Святой Алексий» Ланди, «Коронация Поппеи» Монтеверди (дважды), «Артаксеркс» Винчи, «Арминий» Генделя, где Ценчич выступил и в роли режиссера. В июне 2019 года Троицкий фестиваль в Зальцбурге украсила новая постановка оперы «Полифем» Порпоры с участием Юлия Лежневой, Юрия Миненко, Павла Кудинова, Софи Рунье, Диляры Идрисовой и Макса Эмануэля Ценчича (Улисс), также выступившего режиссером спектакля. 

    В числе недавних ангажементов Ценчича – выступления на Фестивале Энеску в Бухаресте («Арминий» Генделя – главная роль), в Венской государственной опере («Ариодант» Генделя – Полинесс; «Ирена» Хассе – Ничефоро; «Дева озера» Россини – Малькольм), Баденском государственном театре в Карлсруэ (премьера оперы «Ксеркс» Генделя – партия Арсамена и режиссер-постановщик), в Зале Чайковского в Москве (оперы «Сигизмунд, король Польши» Леонардо Винчи и «Неистовый Роланд» Вивальди, 

    концертное исполнение). Сезон 2021/22 Ценчич открыл на Байройтском фестивале барочной оперы, где при его участии прошли оперы Порпоры «Полифем» (Улисс) и «Карл Лысый» (партия Лоттарио и режиссер-постановщик). Продолжают сезон концертные исполнения опер «Сигизмунд, король Польши» в Дортмунде, «Неистовый Роланд» в Париже и «Полифем» в Москве, а также постановка «Орфея и Эвридики» Глюка в Берлинской государственной опере (заглавная роль).

    Юрий Миненко

    Юрий Миненко родился в 1979 году в Радомышле Житомирской области (Украина). Обучался в Одесской национальной музыкальной академии имени Антонины Неждановой как баритон, затем как контратенор (класс сольного пения Юрия Тетери). После окончания аспирантуры в 2007–2010 гг. преподавал в академии на кафедре сольного пения. 

    Удостоен специальной премии «Лучший контратенор» на XL Международном конкурсе имени Франсиско Виньяса в Барселоне (2003), победитель Международного конкурса молодых вокалистов имени Анатолия Соловьяненко «Соловьиная ярмарка» в Донецке (2004), обладатель II премии VI Международного конкурса молодых оперных певцов имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2004). В 2009 году стал первым украинским певцом и первым контратенором, вышедшим в финал Международного конкурса «Певец мира» в Кардиффе за всю историю этого состязания.

    Участвовал в постановках Большого театра России, Национального театра Мангейма, Кельнской оперы, Театра Елисейских Полей и Опера Бастий в Париже, Национальной оперы Лотарингии в Нанси, венского Театра ан дер Вин, Оперы Лозанны, Оперы Санта-Фе в Нью-Мексико и других. Поет на сценах крупнейших концертных залов мира, таких как Консертгебау в Амстердаме и Кеннеди-центр в Вашингтоне. Сотрудничал с известными дирижерами, в числе которых Теодор Курентзис, Алан Кертис, Марк-Андре Дальбави, Пол Дэниел, Дан Эттингер, Диего Фазолис, Грант Гершон, Рейнхард Гебель, Саймон Хэлси, Роман Кофман, Андрис Нелсонс, Василий Петренко, Георгиос Петру, Михаил Юровский, Михаил Татарников и Владимир Юровский. 

    В числе сценических работ – Анний и Секст («Милосердие Тита» Моцарта), Ринальдо и Евстафий («Ринальдо» Генделя), Коррадо («Гризельда» Вивальди), Ратмир («Руслан и Людмила» Глинки), Лель («Снегурочка» Римского-Корсакова), Лисимах («Фемистокл» Иоганна Кристиана Баха), Артаксеркс и Мегабиз («Артаксеркс» Винчи), Шбаланк («Королева индейцев» Пёрселла), Ромео («Ромео и Джульетта» Дзингарелли). Концертный репертуар певца включает заглавные партии в ораториях «Давид» Франческо Бартоломео Конти, «Давид» и «Саул» Генделя, партию альта в оратории «Мессия» Генделя, «Сонеты» и «Сикстинский цикл» Марка-Андре Дальбави, антифоны Генделя, Salve Regina Скарлатти и др. 

    Среди недавних ангажементов артиста – новая постановка оперы «Садко» Римского-Корсакова (Нежата) в Большом театре России и Опере Лиона, концертный тур с оперой «Ариодант» Генделя под управлением Марка Минковски, заглавная партия в опере «Сципион» Генделя на Гёттингенском фестивале. Он также выступил в опере «Смерть в Венеции» Нико Мьюли (Аполлон) в Королевском театре Карре в Амстердаме, в «Ариоданте» Генделя (Полинесс) в Штутгарте, Гренобле, Бордо, оратории «Триумф Времени и Разочарования» Генделя в Театре Маноэль в Валлетте (Мальта), дебютировал на Троицком фестивале в Зальцбурге в партии Ациса («Полифем» Порпоры). Участник концертного исполнения оперы «Сигизмунд, король Польши» Винчи (Оттон) в Вене, Гливице, Москве, Варшаве и Дортмунде. 

    В сезоне 2021/22 Юрий Миненко участвует в серии спектаклей «Садко» в Большом театре России и «Ариодант» в театре Сан-Карлуш в Лиссабоне, а также в концертных исполнениях опер «Сигизмунд, король Польши» в Дортмунде и «Полифем» в Москве. 

    В числе пяти ведущих контратеноров современности (наряду с Филиппом Жарусски, Максом Эмануэлем Ценчичем, Франко Фаджоли и Валером Сабадусом) принял участие в записи оперы «Артаксеркс» Винчи, выпущенной Virgin Classics в 2011 году и завоевавшей множество авторитетных наград.

    Сретен Манойлович

    Сретен Манойлович учился пению у Себастьяна Виттуччи в Венском университете музыки и исполнительских искусств, затем совершенствовался у Кэрол Блейкнер-Майо. Позже был участником образовательного проекта «Белградская барочная академия», где учился мастерству исполнения музыки XVII–XVIII веков у Марьяны Миянович и Предрага Госты. Дебютировал на сцене в партии Зороастро в опере «Орландо» Генделя. 

    В дальнейшем певец обучался у Кристофа Ульриха Мейера, под руководством которого подготовил партии Льва и Фоанта в операх «Тамерлан» и «Орест» Генделя, Графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Энрико в опере «Необитаемый остров» Гайдна, постановка которой была номинирована на Премию Нестроя – одну из крупнейших театральных наград Австрии.

    Летом 2019 года Манойлович принимал участие в Летней академии Венского филармонического оркестра, где подготовил партию Нардо в «Мнимой садовнице» Моцарта. Тогда же начал сотрудничество с ансамблем Les Arts Florissants, исполнив эту же роль на фестивале «В садах Уильяма Кристи» и затем в ходе европейского турне, в том числе на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского в Москве. Вскоре дебютировал в венском Театре ан дер Вин («Галька» Монюшко – Волынщик), в Опере Лилля («Бастьен и Бастьенна» Моцарта – Колас) и на Фестивале старинной музыки в Инсбруке («Борис Годунов» Маттезона – Федор), где в 2020 году получил III премию на Конкурсе исполнителей барочной оперы имени Антонио Чести. 

    В сезона 2021/22 Манойлович участвует в европейском турне ансамбля Les Arts Florissants (партия баса в оратории «Радостный, Задумчивый и Умеренный» Генделя), исполняет заглавную роль в опере «Полифем» Порпоры в Зале Чайковского и партию Астольфа в опере «Неистовый Роланд» Вивальди на фестивале Klangvokal в Дортмунде. 

    В репертуаре певца также партии Полифема («Ацис и Галатея» Генделя), Харона и Плутона («Орфей» Монтеверди), Тони («Помогите, помогите, Глоболинки!» Менотти), Тулифанта («Тулифант» Айнема) и многие другие. 

    Манойлович – основатель общества Wiry Concord, цели которого – распространение старинной музыки и подготовка ее исполнителей. Стипендиат фонда SIAA Foundation («Таков путь к звездам»), поддерживающего молодых музыкантов.

    Соня Рунье

    Соня Рунье родилась в Сплите (Хорватия). Получила образование в Музыкальной академии Загребского университета (класс Мартины Гойчеты Силич). С 2014 года совершенствует мастерство под руководством Евы Благовой в Братиславе. 

    Певица выступала в ведущих театрах Хорватии и других стран в партиях Секста («Милосердие Тита» Моцарта), Смеральдины, Принцессы Линетты и Принцессы Николетты («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Колдуньи («Дидона и Эней» Пёрселла), Князя Орловского («Летучая мышь» Штрауса), Птолемея («Юлий Цезарь в Египте» Генделя), Изабеллы («Итальянка в Алжире» Россини), Калипсо («Полифем» Порпоры), Брадаманты («Неистовый Роланд» Вивальди), Разочарования («Триумф Времени и Разочарования» Генделя), Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка), Ольги («Евгений Онегин» Чайковского), Мерседес («Кармен» Бизе), Маддалены («Риголетто» Верди).

    В обширном концертном репертуаре певицы – «Нельсон-месса» Гайдна, вокальный цикл «Зимний путь» Шуберта, Месса си минор и кантаты И. С. Баха, Реквиемы Моцарта и Дюрюфле, «Хорватская месса» Бориса Папандопуло, Вторая симфония Малера, «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, Gloria и Stabat Mater Вивальди, Stabat Mater Перголези, оратория «Мессия» и мотет Dixit Dominus Генделя, «Рождественская оратория» Сен-Санса, Девятая симфония Бетховена. Выступала с Загребским филармоническим оркестром, камерным оркестром «Загребские солисты», Хорватским барочным ансамблем, Симфоническими оркестрами Дубровника и Черногории и другими коллективами. 

    Сезон 2020/21 в творческой деятельности Сони Рунье был посвящен Генделю. Она исполнила партии Корнелии («Юлий Цезарь в Египте») в театре Санкт-Галлена, Птолемея в той же опере в Хорватском национальном театре имени Ивана Зайца в Риеке и на фестивале в Савонлинне (Финляндия), заглавную партию в опере «Амадис Гальский» на Гарсингтонском фестивале. Также выступила в партии Альбины («Дева озера» Россини) в Хорватском национальном театре в Загребе и на фестивале на острове Сааремаа в Эстонии. 

    В числе ангажементов сезона 2021/22 – «Неистовый Роланд» Вивальди (Брадаманта и Альцина) на фестивале в Дортмунде и в культурном центре «Музыкальная Сена» в Париже, «Дидона и Эней» Пёрселла в Хельсинки, «Полифем» Порпоры (Калипсо) на фестивале барочной оперы в Байройте. 

    Соня Рунье регулярно сотрудничает с такими известными дирижерами, как Георгиос Петру, Кристиан Кёрнин, Рубен Дубровский и Никша Бареза.

    Диляра Идрисова

    Диляра Идрисова родилась в 1989 году в Уфе. Окончила Среднюю специальную музыкальную школу-колледж по специальности «фортепиано» (2007), Уфимскую академию искусств имени Замира Исмагилова по специальности «сольное пение» (2012, класс профессора Миляуши Муртазиной) и ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (2015, класс профессора Галины Писаренко). Участвовала в мастер-классах Александрины Милчевой, Деборы Йорк, Макса Эмануэля Ценчича, Барбары Фриттоли, Ильдара Абдразакова и Юлии Лежневой.

    Обладательница Гран-при международных конкурсов «Искусство XXI века» (Италия), имени Замира Исмагилова (Уфа), оперных певцов в Тулузе (Франция), золотых медалей X Молодежных Дельфийских игр России в Твери и XIII Дельфийских игр стран СНГ в Новосибирске, лауреат Международного студенческого конкурса вокалистов Bella voceв Москве, конкурса имени Наримана Сабитова в Уфе, конкурса конкурсов вокалистов в рамках XXVII Собиновского музыкального фестиваля в Саратове, Международного конкурса молодых оперных певцов имени Елены Образцовой в Санкт-Петербурге, дипломант VI Международного конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург». 

    В сезоне 2012/13 работала в Челябинском театре оперы и балета имени М. И. Глинки. C2014 года – солистка Башкирского государственного театра оперы и балета. Исполняла партии Лизауры («Александр» Генделя) на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского, во Дворце изящных искусств в Брюсселе, театре Бад-Лаухштедта и на Генделевском фестивале в Халле, Аракса («Сирой» Хассе) в амстердамском зале Консертгебау, краковском Конгресс-центре, Опере Лозанны и Государственном театре земли Гессен в Висбадене, Розмунды («Германик в Германии» Порпоры) в Краковском оперном театре, венском Театре ан дер Вин и Концертном зале имени П. И. Чайковского, Джудитты («Сигизмунд, король Польши» Винчи) в Вене, Гливице и Москве.

    Выступала на сцене Королевской оперы Версаля («Адриан в Сирии» Перголези – Сабина), Фламандской оперы («Агриппина» Генделя – Поппея), Театра ан дер Вин («Адриан в Сирии», «Оттон» Генделя – Теофана, «Родриго» Генделя – Эванко) и Национальной оперы Монпелье (оратория «Триумф Времени и Правды» Генделя – Красота). 

    Принимала участие в Генделевском фестивале в Бад-Лаухштедте («Сципион» – Армира), V Московском Рождественском фестивале Дома музыки («Мессия» Генделя), фестивалях в Шветцингене («Венецианская ярмарка» Сальери – Каллоандра), барочной оперы в Байройте и Klangvokalв Дортмунде («Сигизмунд, король Польши»), «Опера Априори» в Москве, Юрия Башмета в Ярославле и Ильдара Абдразакова в Уфе. В июне 2019 года дебютировала на Троицком фестивале в Зальцбурге в опере «Полифем» Порпоры. 

    Участвовала в исполнении «Страстей по Матфею» и «Страстей по Иоанну» И. С. Баха в зале Гастайг в Мюнхене, его же «Рождественской оратории» в Большом зале Московской консерватории, антема «Услышь, Боже, молитву мою» (Hör mein Bitten, Herr) Мендельсона в Филармонии на Эльбе в Гамбурге.

    Весной 2022 года участвовала в исполнении оперы Владимира Мартынова Vita Nuova («Новая жизнь») в Большом театре России в рамках фестиваля «Золотая маска» (спектакль Башкирского театра оперы и балета). В ноябре 2022 года выступает на Россиниевском фестивале в Королевском театре в Маскате (Оман) в партии Фанни в опере «Брачный вексель».

    Сотрудничала с оркестрами Musica Viva, Armonia Atenea, il Pomo d’Oro, Les Accents, L'arte del Mondo, Orkiestra Historyczna, Саpella Cracoviensis, Pratum Integrum, Camerata Vivaldiana, Questa Musiсa, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, дирижерами Александром Рудиным, Хансйоргом Альбрехтом, Георгиосом Петру, Тибо Ноалли, Вернером Эрхардом,Яном Томашем Адамусом, Кристофом Поппеном, Филиппом Чижевским и другими; звездами мировой оперы Анн Халленберг, Максом Эмануэлем Ценчичем, Франко Фаджоли, Роминой Бассо, Лоуренсом Браунли, Майклом Спайрзом, Хуаном Санчо, Хавьером Сабатой, Юлией Лежневой. Участвовала в записи опер «Адриан в Сирии», «Германик в Германии», «Венецианская ярмарка» и «Сигизмунд, король Польши».

    Удостоена Премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи (2010, 2011), стипендий Президента Республики Башкортостан и Президента Российской Федерации (2011, 2012). Лауреат Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Дебют» (2016) и Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2017, спецпремия жюри музыкального театра) за роль Иолы в опере «Геракл» Генделя. 

    Ансамбль Questa Musica

    Ансамбль Questa Musica был основан в 2008 году, уже спустя год гастролировал в Венеции и дебютировал на сцене Московского международного Дома музыки. Сегодня ансамбль, в составе которого объединены оркестр и хор, зарекомендовал себя как один из наиболее авторитетных и разносторонних коллективов, его обширный репертуар охватывает русскую и зарубежную музыкальную классику, произведения эпох Возрождения и барокко, сочинения современных композиторов.

    Проекты с участием Questa Musicaнеоднократно номинировались на Национальную театральную премию «Золотая маска». Ансамбль принимал участие в постановках оперы «Дидона и Эней» Пёрселла (режиссер – Алишер Хасанов), оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (режиссер – Константин Богомолов), «Сказки о солдате» Стравинского (режиссер и хореограф – Олег Глушков). Участвовал в исполнении оратории «Мессия» Генделя, оперы «Королева фей» Пёрселла, симфоний и Реквиема Моцарта, цикла «Времена года» Вивальди и других шедевров барокко и классицизма на исторических инструментах. Исполнял «Свадебку» Стравинского совместно с Ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского, оперу Autland Сергея Невского – с голландским ансамблем Vocaallab (дирижер – Титус Энгель). Принимал участие в первом российском проекте «Ночь музыки» (2013). 

    Коллектив участвовал в премьерах оперы «Франциск» Сергея Невского на Новой сцене Большого театра (режиссер – Владимир Бочаров), «Страстей по Никодиму» Александра Маноцкова на «Винзаводе» (режиссер – Денис Азаров), оперного сериала «Сверлийцы» (режиссер – Борис Юхананов, коллективная работа композиторов Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева и Владимира Раннева) и спектакля «Галилео. Опера для скрипки и ученого» (композиторы – Сергей Невский, Кузьма Бодров, Дмитрий Курляндский, Кирилл Чернегин, Павел Карманов, автор идеи и солистка – Елена Ревич) в Электротеатре Станиславский, оперы «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского в Амстердаме в рамках Holland Festival. Продолжением сотрудничества с Электротеатром Станиславский стал оперный сериал «Нонсенсорики Дримса» (премьера намечена на декабрь 2022 года). 

    Среди заметных событий в творческой жизни Questa Musica в прошлые сезоны – выступления на фестивалях «Территория» (программа из сочинений лауреатов проекта «Русская музыка 2.0»), «Другое пространство» в Москве и V Фестивале современной музыки имени Кара Караева в Баку (Симфония для восьми голосов и симфонического оркестра Лучано Берио), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (программа английской музыки с ансамблем London Baroque Brass), V Байкальском Рождественском фестивале в Бурятии (концерт с испанской певицей Евгенией Бургойне), «Просветитель» на острове Валаам, «Кантата» в Калининграде, «Музыкальная экспедиция» во Владимирской области.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Вивальди – «Олимпиада»

    10.01.2022

    В программе:
    Вивальди
    «Олимпиада», опера в концертном исполнении (Российская премьера)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Гендель – «Юлий Цезарь в Египте»

    Режиссерская версия

    15.09.2021

    В программе:
    Гендель
    «Юлий Цезарь в Египте», опера в концертном исполнении

    Домашний сезон

    Домашний сезон.
    Трансляции из Концертного зала Чайковского
    «Неистовый Роланд» – опера в концертном исполнении

    11.06.2020

    В программе:
    Вивальди
    «Неистовый Роланд» – опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Леонардо Винчи. «Сигизмунд, король Польши»

    14.06.2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Неистовый Роланд» – опера в концертном исполнении

    Режиссерская версия

    08.12.2019

    В программе:
    Вивальди
    «Неистовый Роланд» – опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Анн Халленберг, Московский камерный
    оркестр Musica Viva

    03.02.2019

    В программе:
    Й. Гайдн
    Увертюра к оратории «Возвращение Товия»
    Ария Анны из оратории «Возвращение Товия»
    Глюк
    Ария Париса из оперы «Парис и Елена»
    В. А. Моцарт
    Увертюра к опере «Милосердие Тита»
    Ария Секста из оперы «Милосердие Тита»
    Глюк
    Ария Орфея из оперы «Орфей и Эвридика»
    Россини
    Увертюра к опере «Итальянка в Алжире»
    Каватина Изабеллы из оперы «Итальянка в Алжире»
    «Песня об иве» Дездемоны из оперы «Отелло»
    Доницетти
    Увертюра к опере «Фаворитка»
    Россини
    Каватина Арзаче из оперы «Семирамида»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Кайл Кетельсен

    08.12.2017

    В программе:
    Гендель
    Увертюра к опере «Орландо» Речитатив и ария Зороастро из оперы «Орландо»
    В. А. Моцарт
    Ария Лепорелло из оперы «Дон Жуан»
    Увертюра к опере «Дон Жуан»
    Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»
    Бизе
    Менуэт и Перезвон из первой сюиты из музыки к драме Доде «Арлезианка»
    Куплеты Эскамильо из оперы «Кармен»
    Верди
    Ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос»
    Гуно
    Фрагменты балетной музыки из оперы «Фауст» Серенада Мефистофеля из оперы «Фауст»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Г. Ф. Гендель. «Оттон»

    21.06.2018

    В программе:
    Гендель
    «Оттон, король германский», опера в концертном исполнении, HWV 15 (первое исполнение в России)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Иоганн Адольф Хассе.
    «Сирой» – опера в концертном исполнении

    Режиссерская версия

    15.10.2015

    В программе:
    Хассе
    «Сирой» – опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Бетховен. Опера «Фиделио».
    Musica Viva,
    Александр Рудин

    14.03.2015

    В программе:
    Бетховен
    «Фиделио» – опера в концертном исполнении