Рахманиновские дни : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Рахманиновские дни

    1 апреля 2019, начало в 19:00

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 1
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30
    «Вокализ» (оркестровая редакция автора)
    Скерцо для оркестра

    12+

    Купить билеты

    Рахманиновские дни» в Московской филармонии, впервые прошедшие в апреле 2016 года как мини-фестиваль, заложили добрую традицию – музыкальное приношение великому классику ко дню его рождения в зале, носящем его имя.

    В 2019 году главное действующее лицо «Рахманиновских дней» – новый коллектив, образованный при активном участии Московской филармонии, ее надежда и гордость: Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Вместе с ним на сцену «Филармонии-2» выйдут такие же молодые солисты – восходящие звезды российского исполнительского искусства. Сам Рахманинов оказался композитором, особенно популярным у молодежи, вскоре после окончания консерватории. И в наши дни артисты, покоряющие музыкальный Олимп, по-прежнему уделяют особое внимание этому автору и совершенно по-особому чувствуют его музыку.

    В программе – Первый и Третий фортепианные концерты (солисты – воспитанники Московской консерватории, лауреаты международных конкурсов Константин Хачикян и Дмитрий Шишкин), а также оркестровые миниатюры – «Вокализ» и Скерцо. За дирижерским пультом выступит один из нынешних наставников РНМСО, маэстро с мировым именем Даниэль Райскин – музыкальный руководитель Симфонического оркестра Виннипега, главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Тенерифе и Филармонического оркестра Белграда.

    Константин Хачикян

    Константин Хачикян родился в 1995 году в Москве. В 2014 году окончил Академический музыкальный колледж при Московской консерватории (класс Т. В. Директоренко). В настоящее время – студент Московской консерватории (класс профессора А. А. Писарева). 

    Пианист регулярно выступает во всех залах Московской консерватории и залах Московской филармонии, играл в Большом зале Уральской консерватории, Концертном зале «Эстония» в Таллине, Большом зале филармонии Астаны и Lewellyn Hall в Канберре (Австралия).

    В 2013 году Константин Хачикян стал стипендиатом Международного благотворительного фонда «Новые имена», участвовал в концертах-презентациях Фонда в Харькове и Таллине. В 2015 году представил обширные сольные и камерные программы на Международном фестивале в Казальмаджоре (Италия), в 2016 – участвовал в концертах и мастер-классах Russian piano school в Токио. Принимает участие в концертах, проводимых в рамках проектов «Созвездие молодых талантов» и «Шопен. Вальсы» в Большом зале Консерватории. 

    В феврале 2017 году Константин Хачикян выступил с благотворительным сольным концертом в резиденции Посла РФ в Париже, за что был награждён дипломом общества Renaissance française за вклад в сохранение культурного наследия. Собранные средства пошли на реставрацию могилы русского композитора Сергея Ляпунова в Париже. В марте 2017 года пианист аккомпанировал Асмик Григорян на концерте в представительстве Россотрудничества на Кипре. В августе выступал с сольными концертами в городах Германии в рамках проекта компании Kawai “Junge elite”. 

    Константин Хачикян – дипломант и обладатель специального приза от фонда «Новые имена» на фестивале имени Г. Нейгауза (Москва, 2013), лауреат Х конкурса имени Ф. Шопена (Эстония, 2014, III премия), Международного фестиваля классической музыки и конкурса юных пианистов Astana Piano Passion (Астана, 2014, II премия), победитель конкурса пианистов имени М. Юдиной (Санкт-Петербург, 2015) и Московского международного конкурса юных пианистов имени Ф. Шопена (I премия и специальный приз за лучшее исполнение мазурок, 2016). В 2017 году Константин Хачикян стал победителем конкурса Moscow piano open и обладателем II премии и приза зрительских симпатий на Международном конкурсе имени Ф. Шопена в Канберре (Австралия).

    Дмитрий Шишкин

    Дмитрий Шишкин родился в 1992 году. Его музыкальная одарённость проявилась с самых ранних лет: в три года Дмитрий сыграл первый сольный концерт, а в шесть лет впервые выступил с оркестром. С 4 лет Дмитрий обучался в челябинской Средней специальной музыкальной школе имени П. И. Чайковского, затем окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу (колледж) имени Гнесиных (2010, класс М. С. Хохлова) и Московскую государственную консерваторию (2015, класс профессора Э. К. Вирсаладзе). Участник Международной благотворительной программы «Новые имена» (с 1998), стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова (с 2001) и Общественного фонда «Русское исполнительское искусство» (с 2002).

    Яркая творческая индивидуальность и высокое профессиональное мастерство позволили Дмитрию Шишкину добиться впечатляющих результатов на многочисленных конкурсах и фестивалях. Среди его достижений — премии на международных конкурсах: Top of the World в Тромсё (Норвегия, 2017, I премия), имени Ф. Шопена в Варшаве (2015, VI премия), имени Ф. Бузони в Больцано (Италия, 2013, III премия и специальный приз за лучшее исполнение концерта Моцарта), во Фриули-Венеция-Джулия (Италия, 2014, I премия), BNDES в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 2014, II премия). Ранее Дмитрий с успехом выступал на многих конкурсах юных музыкантов, стал победителем конкурсов «Щелкунчик» (2004), имени Ф. Шопена в Пекине и имени М. Юдиной в Санкт-Петербурге (2006). В 2000 году был назван «Человеком года» г. Челябинска в номинации «Юное дарование».

    Пианист гастролировал в странах Европы, Азии и Америки. Играл с ведущими коллективами, среди которых Российский национальный оркестр, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга, Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии, Московский камерный оркестр Musica Viva, камерный оркестр «Гнесинские виртуозы», Варшавский филармонический оркестр. Сотрудничал с известными дирижёрами — Владимиром Федосеевым, Михаилом Плетнёвым, Владиславом Чернушенко, Александром Рудиным, Максимом Федотовым, Михаилом Хохловым, Марком Горенштейном и другими. 

    Дмитрий Шишкин записал несколько компакт-дисков в Японии, Польше и России. С 2014 года является артистом итальянского лейбла KNS CLASSICS. 

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) — уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области оркестровой культуры. Сто молодых исполнителей из двадцати регионов страны стали участниками программы «Национальный молодежный симфонический оркестр — Симфоническая академия», созданной в рамках национального проекта «Культура» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина и стартовавшей в 2018 году при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации. 

    Действуя на постоянной основе, оркестр сочетает в творчестве и работе российские музыкальные традиции и мировой опыт и решает сразу три принципиальные задачи — художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов. 

    Первый состав оркестра набран по результатам Всероссийского конкурса оркестровых исполнителей, проведенного Московской филармонией летом 2018 года. В конкурсе приняли участие более 360 молодых музыкантов. Те из них, кто не прошел отбор, но получил рекомендацию членов жюри, стали участниками стажерской группы РНМСО. По уставу в оркестре работают музыканты от 22 до 28 лет. Нижняя возрастная граница значительно выше, чем принято в других молодежных оркестрах, где иногда играют дети, начиная с 12 лет. В РНМСО приглашаются старшекурсники, ведь они должны сочетать учебу и работу. Оркестр, таким образом, одновременно стабилен и мобилен, он действует как концертный коллектив и первая в стране симфоническая академия.

    В России, где старые оркестровые традиции не раз прерывались, а новые формировались иногда не благодаря, а вопреки, где молодых музыкантов готовят к сольным карьерам, но 95% из них приходят в оркестры, а разница между лучшими и рядовыми коллективами огромна, симфоническая академия — это уникальная образовательная платформа, которая дает молодым исполнителям возможность профессионального роста и одновременной вовлеченности в актуальный художественный процесс.

    С молодыми музыкантами РНМСО выступают и занимаются дирижеры мирового уровня (Валерий Гергиев, Василий Петренко, Михаил Юровский, Александр Лазарев, Александр Сладковский), концертмейстеры лучших оркестров России и Европы (в том числе, в сезоне 2018/19 — оркестра Консертгебау), специалисты по ансамблевому мастерству и оркестровым трудностям (по учебной литературе издательства Schott Music), историческим исполнительским стилям (в 2018 году над французским репертуаром с оркестром работает мировая звезда аутентичного исполнительства Жан-Кристоф Спинози). Таким образом, РНМСО становится оркестром, придерживающимся мировых стандартов, — универсальным симфоническим коллективом, свободно ориентирующимся в стилистическом разнообразии музыки, владеющим широким репертуаром и разделяющим с публикой свободу и профессионализм ансамблевой игры, кругозора и творчества.

    Академическая программа оркестра, предполагающая занятия оркестровым мастерством со специально приглашенными музыкантами, выстроена так, что выпускники РНМСО становятся высококлассными специалистами, готовыми работать на большой оркестровой сцене, в лучших симфонических оркестрах страны.

    Просветительская роль оркестра необычна для традиционной оркестровой культуры — молодежный оркестр намеренно привлекает в мир музыки молодую аудиторию, полагая, что есть вещи (искусство как эмоциональный и интеллектуальный опыт — не исключение), в которых сверстники иногда лучше поймут друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.

    Сегодня РНМСО видит себя юным, но художественно самостоятельным, амбициозным и профессионально ответственным ансамблем, активным участником российской художественной жизни, творческой лабораторией и интересным собеседником. То есть одним из таких оркестров, которые с легкой руки Федерико Феллини принято называть «моделью общества». Но, перефразируя классиков авангарда, однажды предъявивших претензии Бетховену, РНМСО готов уточнить: Феллини ошибался. Не в том, как точно рассмотрел в устройстве и привычках симфонического оркестра черты социума и предсказал его непростые изменения (наблюдения Феллини горьки и ироничны), но в том, как может выглядеть горизонт прогноза. Сегодня оркестр, такой как РНМСО, — это не только и не столько модель, сколько уникальное человеческое и профессиональное сообщество, способное менять если не общество в целом, то как минимум его опыт, атмосферу. РНМСО уже сейчас меняет настоящее своих музыкантов и предлагает им участвовать в художественной жизни на равных с артистами ведущих коллективов. РНМСО меняет будущее российской оркестровой сцены: выпускники симфонической Академии — это будущая элита симфонического искусства, его кадровый резерв. РНМСО, наконец, меняет настоящее и будущее публики, филармоний и концертных залов: люди, способные загораться творчеством и заражать своим чувством сверстников, не только играют специальные студенческие концерты и программы, но приводят за собой в академические залы новую публику, просвещая общество и друг друга, и делая искусство живым.

    РНМСО намерен влиться в международное движение молодежных оркестров. Во всем мире и в России их много, они разные, среди них есть знаменитые и временные, большие и камерные, пользующиеся мощной финансовой поддержкой и независимые, стандартные и необычные, такие как, например, старейший юношеский оркестр Европы — Молодежный оркестр Уэльса, существующий с 1946 года, или единственный независимый ни от государственного, ни от частного финансирования, Молодежный оркестр Густава Малера, образованный в 1986 году Клаудио Аббадо и впервые включивший молодых музыкантов из бывшего социалистического лагеря в общий европейский профессиональный контекст, или сборный молодежный оркестр Евросоюза, или Таиландский молодежный оркестр, играющий музыку своего короля. Но большинство таких оркестров работают по сессионному принципу, на каникулах, в праздники, во время фестивалей или по особому случаю. Принцип РНМСО — круглогодичная концертная деятельность и образование. Он необычен, но также ориентирован на достижения музыкальной традиции и истории, менявшей облик и роль симфонических оркестров в жизни.

    Симфонический оркестр сегодня — это унифицированная, профессионально детализированная и по-человечески индивидуальная система — уникальный ансамбль инструментов и людей со своими характерами и опытом, способных к совместности, ансамблевому взаимодействию, вниманию к своему и чужому взгляду и голосу, к радости совместного творчества и коммуникации с залом и публикой. РНМСО разделяет современные ансамблевые идеалы с цивилизованным симфоническим миром, заново утверждая живую ценность оркестрового дела.

    РНМСО и куратор оркестра Московская филармония, предоставляющая ему в числе прочего одну из лучших по оснащенности в России репетиционных баз в здании «Филармонии-2», полагают, что оркестровая музыка — явление не музейное, но всегда настроенное на современность и чуткое к ней. И хотя оркестровые принципы, сами формы оркестра менялись и меняются в соответствии с духом времени, идеями, политикой, погодой, эстетикой и практикой эпох, а музыкальные открытия всегда провоцировали изменения во внутренней и внешней жизни оркестров, сами оркестры, в свою очередь, всегда меняли и продолжают менять и музыку, и жизнь, и взаимоотношения людей.

    Даниэль Райскин

    Сын известного российского музыковеда, Даниэль Райскин получил всестороннее музыкальное образование в Санкт-Петербурге, Амстердаме и Фрайбурге. Как дирижёр совершенствовался на мастер-классах выдающихся музыкантов — Мариса Янсонса, Неэме Ярви, Милана Хорвата, Вольдемара Нельсона и Йормы Панулы. 

    Даниэль Райскин выступал на сценах крупнейших залов мира, среди которых Берлинская филармония и берлинский Концертхаус, венский Музикферайн, зальцбургские Моцартеум и Фестшпильхаус, Кёльнская и Мюнхенская филармонии, амстердамский Консертгебау, Санкт-Петербургская филармония, Концертный зал имени П. И. Чайковского, нью-йоркский Линкольн-центр и Театро Колон в Буэнос-Айресе.

    В 2003—2005 годах Даниэль Райскин был первым приглашённым дирижёром Уральского академического филармонического оркестра. С 2005 по 2016 год возглавлял Государственный симфонический оркестр Рейнской филармонии в Кобленце. С 2008 по 2015 год был также главным дирижёром Филармонического оркестра г. Лодзь имени А. Рубинштейна (Польша). С сезона 2017/18 он — главный приглашённый дирижёр Симфонического оркестра Тенерифе и Филармонического оркестра Белграда, а также артистический партнёр камерного оркестра St. Michael Strings в Финляндии. Начиная с сезона 2018/19 Даниэль Райскин займёт пост музыкального директора Симфонического оркестра Виннипега. 

    Маэстро приглашают к сотрудничеству оркестры всего мира, в том числе оркестр Мариинского театра, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Венский симфонический, оркестр зальцбургского Моцартеума, Тонкюнстлероркестр, Бетховенский оркестр Бонна, оркестры Северогерманского радио, Вeймарской государственной капеллы, Штутгарта, Дюcсельдорфа, Франкфурта, Майнца, Вюртемберга, Ройтлингена, Лиона, Марселя, Мальмё, Копенгагена, Оденсе, Норвежского радио, Нидерландский симфонический, Национальный оркестр Бельгии, филармонические оркестры Варшавы и Кракова, оркестр Пражского радио, Филармонический оркестр Загреба, Национальный оркестр Латвии, Национальный оркестр Ирландии, Афинский государственный симфонический оркестр, Филармонический оркестр Осаки, оркестры Тайваня, Гонконга, ЮАР, Аргентины, Мексики и Чили. 

    Как оперный дирижёр Даниэль Райскин неоднократно привлекал к себе внимание критики, в том числе успешными постановками опер «Дон Жуан» Моцарта на Оперном фестивале в австрийском Санкт-Маргаретене, «Кармен» Бизе для нидерландской компании Opera Zuid (режиссёр — Каликсто Биейто) и Государственного театра Кобленца (Германия), где он также дирижировал оперой «Нос» Шостаковича. 

    Маэстро сотрудничал со многими известными музыкантами, среди которых Коля Блахер, Штефан Владар, Алексей Володин, Альбан Герхардт, Вадим Глузман, Мидори Гото, Наталия Гутман, Кари Криикку, Ланг Ланг, Франсуа Лелё, Ян Лисецкий, Алексей Любимов, Миша Майский, Шломо Минц, Олли Мустонен, Даниэль Мюллер-Шотт, Герхард Опиц, Энрико Паче, Иво Погорелич, Юлиан Рахлин, Вадим Репин, Дмитрий Ситковецкий, Акико Суванаи, Мартин Фрост, Беньямин Шмид и Жанин Янсен. 

    Сделанные дирижёром записи всех симфоний Брамса, Четвёртой симфонии Шостаковича и Третьей симфонии Малера (с Государственным симфоническим оркестром Рейнской филармонии) получили высокую оценку специалистов, а диск с виолончельными концертами Корнгольда, Блоха и Гольдшмидта с тем же коллективом и Джулианом Штекелем в 2012 году завоевал премию Echo Klassik. Также маэстро осуществил записи сочинений Гайдна, Дворжака, Мендельсона, Шумана, Шимановского, Бузони, В. Лютославского, А. Тансмана (первая запись оратории «Пророк Исайя» и «Псалмов») и Л. Гласса. Последние релизы Даниэля Райскина — Второй скрипичный концерт Венявского и Шотландская фантазия Бруха (с Филармоническим оркестром Штутгарта и Янушем Вавровским) и диск с Пятой симфонией и Фантазией для фортепиано с оркестром Л. Гласса (с Государственным симфоническим оркестром Рейнской филармонии и Марианной Ширинян), недавно удостоенный приза Датского радио «Лучшая запись датской классики». 

    Среди выступлений дирижёра в текущем сезоне — концерты с Национальным симфоническим оркестром Эстонии, Симфоническим оркестром Исландии, филармоническими оркестрами Фрайбурга, Йены, Вроцлава и Братиславы, Orquesta Clásica Santa Caecilia (Мадрид), Городским оркестром Миккели, оркестром Словенского радио и телевидения, Македонским филармоническим, Шведским камерным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии и Новосибирским симфоническим оркестром.