Леонид Железный, Иван Никифорчин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Леонид Железный, Иван Никифорчин

    5 марта 2023

    Рахманиновский зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Моцарт
    «Маленькая ночная серенада» соль мажор, K 525
    Концерт № 3 для скрипки с оркестром
    Чайковский
    Серенада для струнного оркестра до мажор, соч. 48
    Элгар
    Серенада для струнного оркестра ми минор, соч. 20

    12+

    Абонемент №113:

    Два вечера с камерным оркестром

    Симфонический оркестр «Академия русской музыки»

    «Академия русской музыки», объединившая камерный оркестр и хор, была основана дирижером Иваном Никифорчиным. 

    Репертуар «Академии» охватывает широкий историко-стилевой спектр – от сочинений Монтеверди, Шютца, Баха, Бибера, Пёрселла, Моцарта и Бетховена до Элгара, Малера, Шёнберга, Холста, Бриттена и других классиков XX века. Коллектив осуществил российские премьеры ряда оркестровых партитур Респиги, Хиндемита, Лютославского, Финци и других авторов. Центральное место в программах «Академии» занимают созданные отечественными композиторами оркестровые сочинения ХХ–XXI столетий – опусы Мясковского, Шостаковича, Бориса Чайковского, Пейко, Вайнберга, Бунина, Попова, Свиридова, Уствольской, Абдокова, а также практически все транскрипции Рудольфа Баршая.

    Коллектив активно сотрудничает с Международной творческой мастерской Юрия Абдокова Terra Musica (Россия – Германия – Италия) и Обществом Бориса Чайковского, под эгидой которых осуществил первую в мире запись всех камерно-оркестровых партитур и струнных ансамблей Германа Галынина, а также впервые записал полное собрание хоровых сочинений Лядова. Оба диска, вышедшие под британским лейблом Toccata-Classics, были названы в числе «Дисков года» на интернет-портале Music Web International (2020) и удостоены международных премий «Чистый звук» (2021). 

    Концерты «Академии русской музыки» проходят в залах Московской консерватории, Московского международного Дома музыки и на других столичных сценах, часто транслируются в эфире радио «Орфей». Коллектив сотрудничает с ведущими российскими солистами.

    Леонид Железный

    Леонид Железный родился в Москве в 1994 году. Обучался в Средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных (класс Елены Малкиной), Центральной музыкальной школе при МГК и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского у профессора Александра Винницкого; в настоящее время – ассистент в его классе.

    Лауреат юношеского конкурса в рамках фестиваля «Возвращение» в Москве (2009), международных конкурсов скрипачей имени Людвига ван Бетховена в Вене (2010, II премия), имени Леопольда Ауэра в Санкт-Петербурге (2015, II премия, I премия не присуждалась), в Стокгольме (2014, I премия), Владимира Спивакова в Уфе (2016, III премия), в Астане (2017, Гран-при), имени Вацлава Хумла в Загребе (2017, II премия), в Харбине (2018, III премия), а также III Всероссийского музыкального конкурса в Москве (2018, II премия).

    Удостоен специальных наград I Международного конкурса скрипачей Виктора Третьякова в Красноярске (2018, смычок работы французского мастера от Виктора Третьякова и специальная премия Юрия Башмета «За красоту звучания») и XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2019, приз для лучшего участника II тура). Обладатель премии благотворительного фонда «Создаем будущее» компании «Газпром» и гранта компании Statoil. 

    Выступает в залах Московской консерватории, Московской филармонии, Центра Павла Слободкина, Московского международного Дома музыки, Центра исполнительских искусств в Тель-Авиве и на других сценах. Играл в сопровождении Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Академического симфонического оркестра Московской филармонии, Российского национального оркестра, Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», Московского камерного оркестра Musica Viva, оркестра МАМТа, Калужского молодежного симфонического оркестра, Тульского филармонического симфонического оркестра, Красноярского камерного оркестра, Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, оркестров Загреба, Линчёпинга (Швеция), Харбина, Шеньчженя (Китай), ансамбля Questa Musica и других коллективов под управлением Вячеслава Валеева, Дениса Власенко, Михаила Гертса, Павла Герштейна, Тимура Зангиева, Владимира Рыжаева, Михаила Симоняна, Александра Титова, Филиппа Чижевского, Иоахима Густафссона, Уроша Лайовица, Томоми Нисимото, Максима Федотова, Алима Шахмаметьева и других дирижеров. 

    Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки, абонементов Московской филармонии и Московской консерватории.

    Иван Никифорчин

    Иван Никифорчин родился в 1995 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру МГК, где обучался под руководством профессоров Валерия Полянского (оперно-симфоническое дирижирование) и Юрия Абдокова (композиция, оркестровка, история оркестровых стилей). 

    С 2015 года работает в Государственной академической симфонической капелле России (с 2017 года – ассистент главного дирижера, с 2021 года – дирижер). Участник мастер-классов Юрия Темирканова, Василия Петренко и др. 

    В марте 2021 года дебютировал как оперный дирижер в Большом театре России («Дон Жуан» Моцарта). Художественный руководитель симфонического оркестра колледжа МГИМ имени А. Г. Шнитке. С 2022 года преподает оперно-симфоническое дирижирование в Московской консерватории.

    Основатель, художественный руководитель и главный дирижер «Академии русской музыки» (Academy of Russian Music), объединяющей камерный оркестр и хор. Коллектив выступает в залах Московской консерватории, Московского международного Дома музыки и на других столичных сценах. В репертуаре дирижера и «АРМ» – сочинения широкого историко-стилевого спектра: от Монтеверди, Шютца, И. С. Баха, Бибера, Пёрселла, Моцарта, Бетховена до Элгара, Малера, Шёнберга, Холста, Бриттена, Мессиана и других классиков XX века. Под руководством Ивана Никифорчина «Академия русской музыки» осуществила российские премьеры ряда оркестровых партитур Респиги, Хиндемита, Лютославского, Джеральда Финци и др. Центральное место в репертуаре занимают оркестровые сочинения российских композиторов XX–XXI столетий: Мясковского, Шостаковича, Б. Чайковского, Пейко, Вайнберга, Бунина, Попова, Свиридова, Уствольской, Абдокова, а также практически все транскрипции Рудольфа Баршая.

    Иван Никифорчин активно сотрудничает с Международной творческой мастерской Юрия Абдокова Terra Musica (Россия – Германия – Италия) и Обществом Бориса Чайковского, под эгидой которых осуществил первую в мире запись всех камерно-оркестровых партитур и струнных ансамблей Германа Галынина, а также впервые записал полное собрание хоровых сочинений Лядова (оба диска вышли под британским лейблом Toccata-Classics). 12 июня 2021 года в Малом зале Московской консерватории на концерте-презентации монографии Абдокова «Николай Пейко: Восполнивши тайну свою…» представил мировую премьеру Сюиты для симфонического оркестра, соч. 26 Вайнберга (записана на диск). Впервые после премьер Баршая 1960-х годов исполнил многие партитуры Пейко, Бунина, Вайнберга, Локшина, Волконского и других авторов.

    Сотрудничает с Национальным филармоническим оркестром России, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, БСО имени П. И. Чайковского, Симфоническими оркестрами Мариинского и Большого театров, ГКО «Виртуозы Москвы», Московским государственным симфоническим оркестром, ГСО «Новая Россия», ГАСО Республики Татарстан и другими коллективами. Дирижер-постановщик балета «Щелкунчик» Чайковского в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (2022).

    Иван Никифорчин – лауреат I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова (II премия и Серебряная медаль, 2022). Удостоен Международной премии имени Бориса Чайковского (2019), Гран-при Международного фестиваля современной музыки Magnum Opus (2021). Дважды лауреат Международной премии «Чистый звук» за записи музыки Галынина и Лядова (2021). Эти записи названы также в числе «Дисков года» на интернет-портале Music Web International.