85 лет. Родион Щедрин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Дорогие друзья, в продажу вышли абонементы сезона 2021-2022.

Абонемент № 8 (Оркестры) поступит в продажу позднее, дата выхода будет объявлена дополнительно.

Бронирование абонементов по телефону осуществляться не будет.

    85 лет. Родион Щедрин

    15 декабря 2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Российский национальный оркестр
    Дирижёр и солист – Михаил Плетнёв (фортепиано)
    Родион Щедрин (фортепиано)
    Миша Майский (виолончель)
    Пелагея Куренная (сопрано)
    Дмитрий Шишкин (фортепиано), лауреат XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского
    Дмитрий Онищенко (фортепиано)
    Камерный хор
    Московской консерватории
    Дирижёр – Александр Соловьёв
    В программе:
    Щедрин
    «Многая лета» для смешанного хора, фортепиано и ударных
    «Бельканто на русский лад» для виолончели и фортепиано
    «В подражание Альбенису» (переложение для виолончели и фортепиано М.Хомицера)
    Концерт № 6 (Concerto lontano) для фортепиано и струнного оркестра
    «Москва – Петушки» – драматический фрагмент для оркестра
    «Романтические дуэты» (№№ 3, 4) для фортепиано в четыре руки
    «Таня – Катя» – романс в народном стиле для женского голоса и фортепиано
    «Старинная музыка российских провинциальных цирков» – концерт № 3 для оркестра

    12+

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    РНО сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижеры современности: Семён Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашенными дирижерами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны в жизни оркестра отмечены серией крупных международных проектов в России и за ее пределами. В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором исполнили «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова. 

    РНО записал более восьмидесяти альбомов, выпущенных всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon и другими звукозаписывающими компаниями. Многие записи получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым отечественным оркестром, завоевавшим премию «Грэмми». Среди записей РНО последних лет – все симфонии и фортепианные концерты Бетховена в интерпретации Михаила Плетнёва, симфонии и балеты Чайковского, избранные симфонии Шостаковича, а также сочинения Вячеслава Артёмова. Запись «Колоколов» Рахманинова названа британским изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, когда-либо представленных в записи». Запись Симфонии №7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала ежегодную премию Diapason d'Or и была номинирована на «Грэмми» в категории «Лучший альбом с объемным звучанием».

    Михаил Плетнёв

    Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В 16-летнем возрасте стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. В 1974–1979 гг. обучался в Московской государственной консерватории в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году окончил аспирантуру). В 1977 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.

    Плетнёв представлял сольные программы на лучших сценах мира, выступал с известнейшими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими. Он играл под управлением выдающихся дирижеров современности, среди которых Клаудио Аббадо, Карло Мария Джулини, Бернард Хайтинк, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Рудольф Баршай. 

    В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижер. Взлет его дирижерской карьеры пришелся на 90-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр (1990). Помимо плодотворного сотрудничества с РНО, он выступает в качестве приглашенного дирижера с Малеровским камерным оркестром, Королевским оркестром Консертгебау, Оркестром Итальянской Швейцарии, лондонским оркестром «Филармония», Симфоническим оркестром Бирмингема, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Токийским филармоническим, Симфоническим оркестром корпорации NHK (Япония) и многими другими. 

    В октябре 2007 года Плетнёв дебютировал как оперный дирижер в Большом театре России с оперой «Пиковая дама» Чайковского. В ноябре того же года на сцене Концертного зала имени Чайковского им было осуществлено концертное исполнение опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В мае 2008 года в музее-усадьбе «Архангельское» под его управлением была исполнена опера «Майская ночь» Римского-Корсакова, в феврале 2009 года в Концертном зале имени Чайковского – опера «Кармен» Бизе. 

    «Оперная линия» получила продолжение и в рамках Большого фестиваля РНО. На первом фестивале в сентябре 2009 года под управлением Михаила Плетнёва состоялось концертное исполнение оперы «Волшебная флейта» Моцарта, в 2010 году – «Золушки» Россини, в 2012 – «Евгения Онегина» Чайковского. В сентябре 2014 года в зале Чайковского под руководством маэстро вновь прозвучала «Майская ночь» с участием известных российских и зарубежных солистов, в сентябре 2015 – «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, на фестивале 2016 года – «Иоланта» Чайковского. 

    Значительное место в творческой деятельности Плетнёва занимает композиция. Среди его сочинений – Триптих для симфонического оркестра, Фантазия для скрипки с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, фортепианные переложения сюит из балетов Чайковского, Щедрина, Прокофьева, переложение для кларнета Скрипичного концерта Бетховена. 

    В 2006 году музыкант создал Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва. Целью фонда, наряду с обеспечением жизнедеятельности Российского национального оркестра, является также поддержка наиболее важных культурных и социально значимых проектов самого высокого уровня, таких как Волжское турне или Мемориальный концерт РНО в Беслане для матерей и родственников жертв трагедии. В 2014 году Михаил Плетнёв выступил инициатором первого фестиваля музыки Рахманинова. Четыре концерта форума прошли в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. 

    Михаил Плетнёв – народный артист России, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени, лауреат множества государственных и международных премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф». В 2007 году был удостоен Премии Президента РФ, ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2013 году стал обладателем Платоновской премии – «за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия».

    Миша Майский

    Миша Майский родился в 1948 году в Риге. С восьми лет начал обучаться игре на виолончели. С 1962 года учился в Ленинграде, в 1966–1970 гг. – в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Мстислава Ростроповича). В 1966 году получил VI премию на III Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. 

    В 1972 году музыкант переехал в Израиль, в том же году дебютировал в Карнеги-холле с Питтсбургским симфоническим оркестром. В 1973 году выиграл Международный конкурс виолончелистов имени Гаспара Кассадо во Флоренции. В 1974 году благодаря посредничеству Мстислава Ростроповича совершенствовался под руководством Григория Пятигорского в Лос-Анджелесе. В настоящее время живет и работает в Бельгии.

    Миша Майский выступает в лучших залах музыкальных столиц мира – Лондона, Парижа, Вены, Берлина, Нью-Йорка, Токио, Москвы и др.; участвует в самых престижных фестивалях (Вербье, Зальцбург и др.). Музыкант сотрудничал с такими дирижерами, как Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Леонард Бернстайн, Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Карло Мария Джулини, Густаво Дудамель, Шарль Дютуа, Джеймс Левайн, Лорин Маазель, Зубин Мета, Риккардо Мути, Джузеппе Синополи, Юрий Темирканов, Марис Янсонс. Среди его партнеров по ансамблю – Марта Аргерих, Юрий Башмет, Джошуа Белл, Хатия Буниатишвили, Максим Венгеров, Евгений Кисин, Гидон Кремер, Ланг Ланг, Раду Лупу, Ицхак Перлман, Юлиан Рахлин, Вадим Репин, Питер Серкин, Серхио Тьемпо, Нельсон Фрейре, Жанин Янсен, его дети – пианистка Лили Майская и скрипач Саша Майский. 

    Музыкант является эксклюзивным артистом компании Deutsche Grammophon. Первый альбом Миши Майского под этим лейблом выпущен в 1984 году, с тех пор на DG записано более 40 его дисков – соло, в ансамблях и с лучшими оркестрами, в числе которых Венский и Берлинский филармонические, Лондонский симфонический, Израильский филармонический, Оркестр де Пари, нью-йоркский камерный оркестр Orpheus, Камерный оркестр Европы и многие другие. Записи артиста были отмечены такими престижными наградами, как японская Record Academy Prize (пять раз), Echo – Deutscher Schallplattenpreis (трижды), Grand Prix du Disque и Diapason d’Or of the Year, неоднократно номинировались на «Грэмми». 

    В дискографии Миши Майского – концерты и произведения для виолончели с оркестром Вивальди, Боккерини, Гайдна, Бетховена, Шумана, Брамса, Дворжака, Сен-Санса, Чайковского, Р. Штрауса, Элгара, Мясковского, Прокофьева, Шостаковича; сольные сюиты Баха; виолончельные сонаты и камерные ансамбли Баха, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Шумана, Шопена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича. Последние по времени релизы виолончелиста – альбом 20th Century Classics в ансамбле с Лили Майской (сентябрь 2019 года, сочинения Бриттена, Бартока, Шостаковича и Мессиана) и вышедшая в июле 2020 года запись фортепианного трио № 1 Шостаковича с Люкой Дебаргом и Жанин Янсен. 

    Среди событий сезона 2020/21 – европейское турне с Мартой Аргерих; концерты в городах Германии (Гамбург, Берлин, Дюссельдорф, Мангейм), Франции (Лилль, Париж, Лион), а также в Люцерне, Барселоне, Ванкувере, Флоренции. Миша Майский выступит с Национальным оркестром Лилля (дирижер – Александр Блох), симфоническим оркестром Люцерна (дирижер – Азиз Шохакимов), оркестром Таррагоны (Испания, дирижер – Томас Грау), Ванкуверским симфоническим оркестром (дирижер – Брамуэлл Тови). 

    С 1973 года Миша Майский играет на виолончели работы Доменико Монтаньяны (1720).

    Пелагея Куренная

    Молодая певица Пелагея Куренная родилась в 1990 году в старинной казацкой станице Митякинская в Ростовской области. В 2007 году она поступила в Музыкальный колледж имени М. М. Ипполитова-Иванова. Спустя четыре года продолжила музыкальное образование в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, которую окончила в 2016 году в классе профессора Тамары Новиченко (педагога Анны Нетребко). Певица посещала мастер-классы Елены Образцовой, Владимира Чернова и Дианы Зола, участвовала в молодёжной программе Domingo-Colburn-Stein в Опере Лос-Анджелеса.

    В годы учёбы Пелагея исполнила в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории партии Первой Леди и Белинды в опере «Дидона и Эней» Пёрселла, Барбарины и Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Бригитты в «Иоланте» Чайковского, Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова и Розины в «Севильском цирюльнике» Россини. 

    Пелагея Куренная – лауреат VI Московского фестиваля-конкурса оперного пения «Серебряный голос» (2009, II премия), конкурса «Посвящается Ф. И. Шаляпину» (Москва, 2009, II премия), международного конкурса Пьетро Ардженто (Бари, Италия, 2011, III премия), международного конкурса оперных певцов Магды Оливеро (Милан, 2013), «Романсиады» (Москва, 2013, Гран-при), «Три века классического романса» (Санкт-Петербург, 2014), II Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2014), Конкурса оперных певцов Ирины Богачёвой (Санкт-Петербург, II премия и приз публики, 2015). 

    В 2014 году Пелагея Куренная участвовала в концертном исполнении и записи «Пиковой дамы» Чайковского (партия Прилепы) под управлением Мариса Янсонса в Мюнхене и в Люксембурге. Эту же партию она исполнила в спектакле Национальной оперы Нидерландов (постановка Стефана Херхайма). 

    В мае 2015 года артистка дебютировала в Мариинском театре в партии Маши в «Пиковой даме» под управлением Валерия Гергиева, а вскоре получила главную партию в опере Родиона Щедрина «Рождественская сказка», мировая премьера которой состоялась в Мариинском театре в декабре 2015 года. В том же году она впервые исполнила романс Щедрина «Таня – Катя» для сопрано и струнных в Санкт-Петербурге, а затем в Мюнхене (дирижировал Валерий Гергиев). 

    С тех пор Пелагея Куренная регулярно поёт на сцене Мариинского театра в качестве солистки в партиях Барбарины («Свадьба Фигаро» Моцарта), Прилепы («Пиковая дама» Чайковского), Флоры («Поворот винта» Бриттена), Фраскиты («Кармен» Бизе), Лауретты («Обручение в монастыре» Прокофьева), Сенной девушки («Царская невеста» Римского-Корсакова) и «Дуняши» (Война и мир» Прокофьева).

    Дмитрий Шишкин

    Дмитрий Шишкин родился в 1992 году в Челябинске. В трехлетнем возрасте впервые выступил на сцене, в шесть лет сыграл с оркестром, в восемь был назван «Человеком года» в Челябинске в номинации «Юное дарование». С четырех лет обучался в челябинской Средней специальной музыкальной школе имени П. И. Чайковского, в этот период стал победителем юношеских конкурсов «Щелкунчик», имени Фридерика Шопена в Пекине и имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге. 

    Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу (колледж) имени Гнесиных (2010, класс Михаила Хохлова) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2015, класс профессора Элисо Вирсаладзе). Совершенствовал мастерство у Эпифанио Комиса в Консерватории имени Винченцо Беллини в Катании.

    Лауреат международных конкурсов имени Ферруччо Бузони в Больцано (Италия, 2013, III премия и специальный приз за лучшее исполнение концерта Моцарта), под патронатом Бразильского банка экономического и социального развития (BNDES) в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 2014, II премия), имени Фридерика Шопена в Варшаве (2015, VI премия), Top of the World в Тромсё (Норвегия, 2017, I премия), в Женеве (Швейцария, 2018, I премия и три специальных приза), имени П. И. Чайковского в Москве (2019, II премия). 

    Гастролировал во многих странах Европы и Азии, в США и ЮАР. Играл на престижных сценах – в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, МКЗ «Зарядье» в Москве, Концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге, женевском Виктория-холле, венском Концертхаусе, брюссельском Центре изящных искусств Bozar, Варшавской филармонии, Токийском столичном театре и др. 

    Выступал с Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, БСО имени П. И. Чайковского, АСО Московской филармонии, ГСО Республики Татарстан и «Новая Россия», Национальным филармоническим оркестром России, МГАСО под управлением Павла Когана, Симфоническим оркестром Мариинского театра, оркестрами Государственных капелл Санкт-Петербурга и Веймара, оркестром Романдской Швейцарии, Варшавским филармоническим, Бразильским симфоническим, Национальным оркестром Бельгии и другими коллективами. 

    Сотрудничал с известными дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Александр Рудин, Владимир Спиваков, Юрий Симонов, Владимир Федосеев, Владислав Чернушенко, Павел Коган, Марин Олсоп, Александр Сладковский, Роберту Тибириса, Арман Тигранян и другие. Принимал участие в музыкальных фестивалях в Дубровнике (Хорватия), «Шопен и его Европа» (Польша), в Бергене (Норвегия), в Брешии и Бергамо (Италия), в концерте к 85-летию Родиона Щедрина в Москве (2017) и других событиях. 

    Выступления пианиста транслируются по телевидению и радио России, Италии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Испании, Норвегии, Польши, Хорватии, Китая, Кореи, Японии. Выпустил несколько компакт-дисков; последняя запись – с сочинениями Метнера, Скрябина и Рахманинова – осуществлена в марте 2020 под лейблом La Dolce Volta. В планах музыканта – запись сольного диска на Sony Classics. 

    Дмитрий Онищенко

    Дмитрий Онищенко окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского и аспирантуру (классы профессора Л. Наумова и доцента А. Диева), Львовскую государственную академию имени Н. Лысенко (классы доцента Н. Грамотеевой и доцента И. Немира) и Высшую школу музыки в Ганновере (класс профессора А. Варди). С 2003 по 2004 год был студентом Королевского северного колледжа музыки в Манчестере (классы профессора Н. Фишер и А. Мельникова). С 2005 по 2008 год стажировался в Львовской национальной академии имени Н. Лысенко (класс профессора М. Крих), где с 2009 года является старшим преподавателем.

    Дмитрий принимал участие в мастер-классах таких музыкантов, как Мишель Берофф, Вальтер Бланкенхайм, Нельсон Горнер, Дина Йоффе, Владимир Крайнев, Хироко Накамура, Пётр Палечный, Пьеро Ратталино, Вадим Руденко, Наум Штаркман, Стивен Хофф.

    Пианист – лауреат многих международных конкурсов: «Вианна да Мотта» (2007, Лиссабон, II премия); «Три века классического романса» (2006, Санкт-Петербург, приз лучшего пианиста), в Хамамацу (2005, Япония, II премия), молодых пианистов в Энсхеде (2004, Нидерланды, I премия), имени П.И. Чайковского в Москве (2002 , V премия), памяти Владимира Горовица (2001, Киев, I премия), Владимира Крайнева (2000, Харьков, I премия).

    Дмитрий также является обладателем стипендий: Catherine Little Scolarship (Манчестер, Великобритания), имени Э. Гилельса Фонда Мстислава Ростроповича, Фонда Владимира Крайнева и Президента Украины.

    Дмитрий Онищенко выступает в концертных залах многих стран мира, среди которых Большой зал Московской консерватории, Оружейная палата Московского Кремля, Малый зал Санкт-Петербургской филармонии, Concertgebouw (Амстердам), зал имени А. Корто (Париж), Театр оперы и балета в Усти-над-Лабем (Чехия), Minatomirai hall в Йокогаме (Япония), Steinway hall в Нью-Йорке.

    Камерный хор Московской консерватории

    Камерный хор Московской консерватории был создан по инициативе профессора А. С. Соколова в декабре 1994 года выдающимся хоровым дирижёром, Народным артистом России, профессором Б. Г. Тевлиным. Коллектив – лауреат Гран-при и обладатель двух золотых медалей Международного конкурса хоров в Рива-дель-Гарда (Италия, 1998), лауреат I премии и обладатель золотой медали I Международного конкурса хоров имени Брамса в Вернигероде (Германия, 1999), победитель I Всемирной хоровой Олимпиады в Линце (Австрия, 2000), лауреат Гран-при XXII Международного конкурса православной церковной музыки «Хайнувка» (Польша, 2003). 

    В 2008 году запись русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» Р. Щедрина, выполненная Камерным хором под управлением Бориса Тевлина, была удостоена престижной премии Echo klassik в категории «Лучшее оперное исполнение года» (номинация «Опера XX-XXI века»). 

    С августа 2012 года художественным руководителем Камерного хора Московской консерватории является лауреат Премии Москвы, профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства Александр Соловьёв. 

    Среди знаковых проектов с участием хора последних лет: российская премьера концертного исполнения оперы Б. Бриттена «Смерть в Венеции» под руководством Геннадия Рождественского и российская премьера Третьей симфонии Н. Корндорфа под управлением Александра Лазарева с Симфоническим оркестром Московской консерватории; мюзикл Г. Гладкова «Обыкновенное чудо», «Прометей» К. Орфа, «Свадьба Прометея» К. Сен-Санса и «Поэтория» Р. Щедрина с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова (дирижёр – Владимир Юровский), опера «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова и Реквием А. Дворжака с Российским национальным оркестром (дирижёр – Михаил Плетнёв), «Буря» Алябьева с Камерным оркестром Московской консерватории (дирижёр – Феликс Коробов), «Глаголическая месса» Л. Яначека с оркестром театра «Новая опера» (дирижёр – Ян Латам-Кёниг), Восьмая симфония Г. Малера с Государственной академической симфонической капеллой России (дирижёр – Валерий Полянский), балет «Симфония псалмов» на музыку И. Стравинского на исторической сцене Большого театра (дирижёр – Павел Клиничев), выступление на фестивале «Зеркало в зеркале» (дирижёр – Андрес Мустонен). 

    Хор регулярно гастролирует по городам России и за рубежом. Является участником Всероссийских и международных фестивалей, среди которых Московский Пасхальный фестиваль, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Голоса православной России», «Московская осень», «Другое пространство» и многие другие. 

    С Камерным хором выступали выдающиеся музыканты нашего времени, в их числе Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Геннадий Рождественский, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Юрий Симонов, Владимир Юровский, Теодор Курентзис, Юстус Франтц, Эрик Эриксон, Гарри Гродберг, Владимир Крайнев, Николай Петров, Даниил Крамер, Иван Монигетти, Сергей Лейферкус, Вероника Джиоева, Лора Клейкомб, Иен Бостридж, Симона Кермес, Патриция Чьофи, Иосиф Кобзон. 

    Главное творческое направление коллектива – исполнение произведений современных отечественных и зарубежных композиторов. 

    Дискография хора включает сочинения С. Рахманинова, Д. Шостаковича, А. Шнитке, Р. Щедрина, С. Губайдулиной, Р. Леденёва, Кш. Пендерецкого, Дж. Тавенера; программы «Русская духовная музыка», антологию шедевров западной и отечественной хоровой музыки «Исполнительское искусство Бориса Тевлина», «А. Скрябин. Симфония № 1» (совместно с Российским национальным оркестром под руководством М. Плетнёва, Pentatone) и другие. 

    В 2014 году Камерный хор во главе с А. Соловьёвым завоевал три золотые медали на Всемирных хоровых играх в Риге, в 2015 году стал обладателем Гран-при, четырёх званий лауреата I премии и 4 специальных призов на XI Международном конкурсе хоровых коллективов и вокальных ансамблей имени Ю. Фалика «Поющий мир» в Санкт-Петербурге. 

    Хормейстеры коллектива: Мария Челмакина, Тарас Ясенков, Дарья Ерёмина, Алексей Вязников.

    Александр Соловьёв

    Александр Соловьёв – руководитель Камерного хора Московской консерватории, преподаватель кафедры хорового дирижирования МГК (с 2004), профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства (2017), декан по работе с иностранными учащимися, член Учёного совета (2013).

    Александр Соловьёв обучался в Государственном музыкальном колледже имени Гнесиных (класс доцента В. К. Любарского), в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора С. С. Калинина) и аспирантуре при консерватории (руководитель – профессор Б. Г. Тевлин). Участвовал в мастер-классах К. Аренга (Эстония) и Э. Эриксона (Швеция). 

    С 1997 по 2012 год он выступал в составе прославленного Камерного хора Московской консерватории под управлением народного артиста России, профессора Бориса Тевлина (с 2000 был директором, с 2003 – хормейстером, с 2009 – главным хормейстером коллектива). С 2012 года – художественный руководитель Камерного хора консерватории. 

    С самого начала творческой деятельности А. В. Соловьёв много преподаёт и руководит различными хоровыми коллективами. В 2008 году он основал Концертный хор в Московском педагогическом государственном университете, в 2016 году возглавил Концертный хор Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке, где является профессором кафедры дирижёрского искусства. В качестве хормейстера работал над программами для дирижеров Г. Рождественского, М. Плетнёва, В. Юровского, А. Лазарева, В. Полянского, А. Сладковского, А. Мустонена. Музыканта постоянно приглашают к участию в специальных проектах на сценах Большого театра России. Он был музыкальным руководителем и дирижёром российской премьеры оперы Иссея Цукамото «О-Нацу», которая состоялась в рамках фестиваля «Душа Японии» (2005). А. Соловьёв – директор и хормейстер мастер-класса «Национальный молодёжный хор российских консерваторий» (руководитель – Л. З. Конторович), главный приглашённый дирижёр российско-американского культурного проекта Educational Bridge Project (Бостон) и тайваньского Филармонического хора Тайбэя.

    Дирижёр является художественным руководителем Международного Осеннего хорового фестиваля имени профессора Б. Г. Тевлина и Международного открытого фестиваля искусств «Дню Победы посвящается…». 

    Александр Соловьёв принимает участие в работе жюри международных хоровых конкурсов в Германии, Австрии, Латвии, Китае, США. 

    Музыкант выступил составителем сборника «Поёт Камерный хор Московской консерватории». Изданы компакт-диски с записями коллектива под управлением А. Соловьёва: «Концерт русской музыки в Японии», «А. Шнитке. Кантата “История Доктора Иоганна Фауста”. Реквием», «Новый год в Большом зале консерватории», «Формула успеха», «Многая лета. 20 лет».

    Александр Соловьёв – официальный представитель России во Всемирном хоровом совете Международной ассоциации Interkultur; член Московского музыкального общества и Международного союза музыкальных деятелей (председатель – профессор А. С. Соколов); Всероссийского хорового общества (председатель – В. А. Гергиев), Комитета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Магистр хора и Почётный член Ассоциации хоровых дирижёров Хорватии (2016).

    Удостоен почётных грамот Министерства культуры РФ за большой вклад в развитие культуры (2013) и Международного Фонда единства православных народов «За укрепление единства православных народов» (2016), гранта Президента Российской Федерации в области культуры и искусства (2014), Премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность» (2016), Премии Министерства обороны РФ в области культуры и искусства в номинации «Культурно-просветительская деятельность» (2017), памятного знака «1150-летию крещения Болгар» за особый вклад в развитие и укрепление болгарско-российских духовных и культурных связей, почётной грамоты Ассоциации ЮНЕСКО провинции Гансю (Китай) «За активное участие в работе мероприятий китайско-российских дружественных обменов «Один пояс-Один путь – 2017».

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр России им. Е. Светланова, Владимир Юровский, Валерий Афанасьев (фортепиано, Франция)

    29.10.2012

    В программе:
    Сильвестров
    К 75-летию со дня рождения Симфония № 3 («Эсхатофония») (первое исполнение в России)
    Бетховен
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Малер
    Симфония № 5

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Российский национальный оркестр,
    Михаил Плетнёв

    15.11.2011

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    РНО, Жолт Хамар (Венгрия), Денеш Варьон (фортепиано, Венгрия)

    21.04.2012

    В программе:
    Шуман
    Увертюра, скерцо и финал
    Барток
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    Шуман
    Симфония № 2

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Новая Россия», Андрес Мустонен (Эстония), Александр Мельников (фортепиано)

    12.10.2012

    В программе:
    Канчели
    Lingering (первое исполнение в России)
    Бетховен
    Концерт № 5 для фортепиано с оркестром
    Брамс
    Симфония № 1

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    85 лет. Родион Щедрин

    Режиссерская версия

    22.12.2017

    В программе:
    Щедрин
    «Не только любовь»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    85 лет. Родион Щедрин

    Режиссерская версия

    16.12.2017

    Бизе – Щедрин «Кармен-сюита», транскрипция фрагментов оперы «Кармен» для струнных и ударных

    В программе:
    Бизе – Щедрин
    «Кармен-сюита», транскрипция фрагментов оперы «Кармен» для струнных и ударных
    Щедрин
    «Озорные частушки», концерт № 1 для оркестра
    Фрагменты из оперы «Рождественская сказка»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    80-летие Родиона Щедрина. Симфонический оркестр Мариинского театра, Валерий Гергиев

    25.12.2012

    В программе:
    Щедрин
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (Вариации и тема)
    Концерт № 4 для фортепиано с оркестром («Диезные тональности»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    80-летие Родиона Щедрина.
    Госоркестр России
    имени Е. Ф. Светланова,
    Владимир Юровский

    21.12.2012

    В программе:
    Щедрин
    «Автопортрет», вариации для симфонического оркестра
    «Таня – Катя», романс в народном стиле для женского голоса и оркестра
    «Гейлигенштадтское завещание Бетховена», симфонический фрагмент для оркестра (Российская премьера)
    «Звоны», Концерт № 2 для оркестра
    «Поэтория», концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра на слова А. Вознесенского

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    80-летие Родиона Щедрина. Симфонический оркестр Мариинского театра, Валерий Гергиев

    24.12.2012

    В программе:
    Щедрин
    Музыка для струнных, гобоев, валторн и челесты
    «Клеопатра и змея», драматическая сцена для женского голоса и симфонического оркестра на текст заключительной сцены трагедии У.Шекспира «Антоний и Клеопатра» в переводе Б.Пастернака (Российская премьера)
    Parabola concertante (концертная притча для виолончели, струнных и литавр)
    Концерт для гобоя с оркестром (Российская премьера)
    Сюита из балета «Конёк-Горбунок»

    Домашний сезон

    Домашний сезон.
    Трансляции из Концертного зала Чайковского

    Режиссерская версия

    11.04.2020

    В программе:
    Щедрин
    «В подражание Альбенису» (переложение для виолончели и фортепиано М.Хомицера)
    Концерт № 6 (Concerto lontano) для фортепиано и струнного оркестра
    «Москва – Петушки» – драматический фрагмент для оркестра
    «Романтические дуэты» (№№ 3, 4) для фортепиано в четыре руки
    «Старинная музыка российских провинциальных цирков» – концерт № 3 для оркестра