Талантливо – о Тартини, Телемане, трубе, фортепиано, флейте, фаготе и фуге : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Талантливо – о Тартини, Телемане, трубе, фортепиано, флейте, фаготе и фуге

    11 ноября 2018

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Тартини
    Соната соль минор «Дьявольские трели», B. g 5 (версия для скрипки и струнных) (II и III части)
    Телеман
    Увертюра-сюита «Дон Кихот», TWV 55:G10
    И. С. Бах
    «Шутка» из Оркестровой сюиты № 2 си минор, BWV 1067
    Шостакович
    Концерт № 1 для фортепиано, трубы и струнных (III и IV части)
    Прокофьев
    «Юмористическое скерцо» для четырёх фаготов

    6+

    Абонемент №195:

    «Любопытный алфавит». (Новая энциклопедия классической музыки. Том пятый: от Т до Я). Воскресные дневные концерты для младших школьников

    Кто из композиторов написал больше всех музыки? Какая знаменитая скрипичная соната приснилась ее автору? Кто такие «три Ш» и почему они так часто звучат вместе? Вот лишь малая часть вопросов, ответы на которые знает известный теле- и радиоведущий, блестящий рассказчик и человек поистине необъятных (или, как говорят взрослые, энциклопедических) знаний Артем Варгафтик. 

    Продвигаясь от буквы к букве воображаемого многотомного издания в компании с Московским камерным оркестром MUSICA VIVA (что в переводе означает «Живая музыка») под руководством народного артиста России Александра Рудина, Вы сможете удовлетворить своё любопытство и пополнить копилку знаний о мире большой классической музыки. 

    Ведь лучший источник знаний - наше собственное любопытство. А это значит, что мы не просто рады Вашим вопросам, мы убедительно просим Вас их задавать. И готовы принимать их письменно (в виде записок) и устно - в живом диалоге с исполнителями. 

    Дирижёр и ведущий будут ждать Вас в фойе зала после окончания концертной программы. Более того – Вы сможете оставить свои пожелания или даже музыкальные заявки в специальном почтовом ящике. И тогда в программе следующего концерта появится еще один (бонусный) музыкальный номер – номер по заявкам юных слушателей (даже если его название начинается на букву, не совпадающую с главной буквой нашей очередной встречи). 

    Программы адресованы тем, кто уже знаком с алфавитом - детям младшего школьного возраста от 7 лет.

    Артём Варгафтик

    Радио- и тележурналист Артём Варгафтик родился в 1971 году в Москве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российскую академию музыки имени Гнесиных, а также аспирантуру Московской консерватории. В 1997–2000 гг. преподавал в РАМ имени Гнесиных историю виолончельного искусства, в 2003–2006 гг. – музыкальную журналистику.

    Еще студентом начал работать на радио в качестве корреспондента, ведущего и автора музыкальных программ. Известность получил благодаря передачам «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура». Эти проекты были удостоены национальных телевизионных премий «ТЭФИ» в 2003 и 2004 годах.

    В 1994–2003 гг. – музыкальный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», с 2003 года – обозреватель радио «Культура» и «Радио России». Участник множества фестивалей и концертных программ в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Саратове, Казани и других городах России. Постоянный ведущий концертов в рамках фестивалей под художественным руководством Бориса Андрианова – Vivacello и «Музыкальная экспедиция».

    В 2007 году началось активное сотрудничество Артёма Варгафтика с Московской филармонией, продолжающееся по сей день (в сезоне 2024/25 – автор и ведущий цикла «История одного шедевра»). Артём Варгафтик также – постоянный ведущий концертных программ Московского международного Дома музыки. В декабре 2022 года стал обладателем Большой оркестровой премии «440 герц» в номинации «Слово о музыке».

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

    Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стали филармонический абонемент «Шедевры и премьеры», в котором репертуарные раритеты соседствовали с популярными произведениями, и цикл «Серебряная классика», основу которого составили произведения, не вошедшие в так называемый золотой фонд. В рамках цикла проходила молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашал своих коллег-виолончелистов.

    Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты, в их числе оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (парижская редакция), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Павел» Мендельсона и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. С британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и «Геракл». В сентябре 2021 года оркестр Musica Viva выступил на Генделевском фестивале в Москве, где участвовал в исполнении оратории «Феодора» и духовных сочинений (дирижеры – Александр Рудин и Андреас Шперинг). В сезоне 2021/22 коллектив также принимал участие в концертном исполнении оперы «Полифем» Порпоры (дирижер – Маркеллос Хриссикос) и российской премьере оперы «Олимпиада» Вивальди (дирижер – Федерико Мария Сарделли) на сцене Зала Чайковского.

    Среди недавних проектов Musica Viva – циклы «Парижских» и «Лондонских» симфоний Гайдна в Камерном зале Московского международного Дома музыки. В сезоне 2024/25 оркестр продолжает цикл гайдновских симфоний и месс в рамках абонемента ММДМ «Йозеф Гайдн. Великие мессы и симфонии».

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адорьян, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург).

    Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский сезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». В 2019 году вышел альбом симфоний Иоганна Стамица, в 2020-м – Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика.

    Деятельность оркестра Musica Viva в течение многих лет поддерживается грантом Президента Российской Федерации.

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. 

    Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко). 

    Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983).

    С 1988 года – художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva. С сезона 2020/21 – главный дирижер Симфонического оркестра Саратовской филармонии. С 2022 года – художественный руководитель Российского национального оркестра.

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба и арпеджионе, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др. 

    В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. 

    Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России Рудин исполнил произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. В 2019 году под управлением Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре была представлена опера «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской редакции с хореографическими сценами и световой партитурой. 

    Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина, Александра Маноцкова. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.

    Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. 

    Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), «Безумный день» (Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах. 

    В дискографии артиста – более 30 альбомов. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Антона Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. В 2020-м была выпущена запись Тройного и Скрипичного концертов Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Среди релизов для Naxos – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019), сборник произведений Шуберта, записанный на исторических инструментах (2021), а также произведения Бернхарда Ромберга, Антона и Николауса Крафтов для дуэта виолончелей (2022, при участии Эмина Мартиросяна).

    С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 года – профессор, в 2021 году возглавил кафедру виолончели и контрабаса. Дает мастер-классы по всему миру, сотрудничает с молодежными коллективами в качестве дирижера (Симфонический оркестр студентов Московской консерватории, Уральский молодежный симфонический оркестр и др.). Неоднократно был членом и председателем жюри международных конкурсов, в том числе Конкурса имени П. И. Чайковского. 

    Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001), Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, Премии Правительства Москвы и ордена Дружбы.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Шостакович – Первая симфония

    27.02.2021

    В программе:
    Шостакович
    Симфония № 1
    Стравинский
    «Фейерверк» – фантазия для большого оркестра
    Римский-Корсаков
    «Сеча при Керженце» – симфоническая картина из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Франция

    29.02.2020

    В программе:
    Онеггер
    «Пасифик 231»
    Сен-Санс
    Симфоническая поэма «Фаэтон»
    Франк
    Симфония ре минор (финал)
    Берлиоз
    Вальс из Фантастической симфонии
    Дебюсси
    «Разговор ветра с морем» из симфонического триптиха «Море»
    Равель
    Сюита «Гробница Куперена»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Франция

    19.10.2019

    В программе:
    Оффенбах
    Увертюра к оперетте «Орфей в аду»
    Рамо
    Фрагменты из музыки балета «Галантные Индии»: «Тамбурин», «Танец дикарей»
    Керубини
    Увертюра к опере «Медея»
    Россини
    Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
    Бизе
    Фрагменты из музыки к драме А.Доде «Арлезианка»: Адажиетто из Сюиты № 1, Фарандола из Сюиты № 2
    Делиб
    Фрагменты оркестровой сюиты из музыки балета «Сильвия»: Пиццикато, «Кортеж Бахуса»
    Стравинский
    “Pas de deux” из Дивертисмента - оркестровой сюиты из музыки балета «Поцелуй феи»
    Равель
    «Болеро»

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Чувствительно – о Чайковском, Шумане, Шуберте и Шопене

    09.12.2018

    В программе:
    А. Чайковский
    «Маленькие кубанские вариации» для камерного оркестра
    Б. Чайковский
    Финал Симфониетты для струнного оркестра соль минор
    Шопен
    Скерцо из Сонаты для виолончели и фортепиано соль минор, соч. 65
    Шуман
    Скерцо из Струнного квартета ля минор, соч.41 № 1
    Шуберт
    Вариации из «Фореллен-квинтета» ля мажор, соч. 114 (D 667)
    Чайковский
    Элегия и Финал Серенады для струнного оркестра до мажор, соч. 48

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Душа музыки

    24.09.2017

    В программе:
    И. С. Бах
    Ария из Сюиты № 3 для оркестра
    Моцарт
    Симфония № 40 (I часть)
    Две арии Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»
    Концерт № 21 для фортепиано с оркестром (II, III части)
    Чайковский
    Мелодия для скрипки с оркестром
    Григ
    «Утро» и «Песня Сольвейг» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Рассудительно – о рондо, романсе,
    Россини, Равеле, Римском-Корсакове
    и Рахманинове

    10.12.2017

    В программе:
    Рахманинов
    Романс из «Неоконченного квартета» соль минор
    Вокализ (в версии для струнного оркестра)
    Римский-Корсаков
    «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
    Респиги
    Italiana из Сюиты № 3 («Старинные танцы и арии»)
    Равель
    Струнный квартет фа мажор (II часть)
    И. С. Бах
    Финал Концерта для скрипки с оркестром ми мажор
    Россини
    Соната № 1 для струнных соль мажор

    Камерный зал Филармонии

    Встречи с любимыми сказочными героями.
    Все о муми-троллях

    23.02.2018

    В программе:
    Григ
    «Ноктюрн» из цикла «Лирические пьесы» (фрагмент) (инструментовка Б.Тарасова) «Весной» из цикла «Лирические пьесы» (фрагмент) (инструментовка Б.Тарасова)
    «Танец Анитры» из музыки к драматической поэме Г.Ибсена «Пер Гюнт» (фрагмент) (инструментовка Б.Тарасова)
    «Утро» из музыки к драматической поэме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (фрагмент) (инструментовка Б.Тарасова)
    «Свадебный день в Трольхаугене» из цикла «Лирические пьесы» (фрагмент) (инструментовка Б.Тарасова)
    Прокофьев
    «Сарказмы»
    И. Штраус
    Полька «Трик-трак»

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    О ноктюрне, Нильсене,
    остинато, оркестре,
    Оффенбахе и Овсянико-Куликовском

    09.04.2017

    Камерный зал Филармонии

    Словарь юного меломана.
    О Шостаковиче, Шнитке,
    Элгаре и Яначеке

    10.04.2016

    В программе:
    Шостакович
    Две пьесы для струнного квартета, соч. 36 (Элегия, Полька)
    Элгар
    «Салют любви», соч. 12
    Шнитке
    Полька из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» (переложение для струнного квартета Сергея Асташонка)
    Яначек
    Струнный квартет № 2 (1 часть)
    Шуберт
    Струнный квартет № 12