За свою беспримерно короткую жизнь (26 лет) Джованни Баттиста Перголези прославился как сочинитель превосходных опер, «который способен передать даже тончайшие оттенки душевных переживаний, вызванных страстью, оттенки, которые не под силу ни одному литературному языку» (Стендаль). Его предпоследней оперой стала «Олимпиада» – сентиментальная «драма разлученных детей», прохладно встреченная на премьере в Риме, но спустя годы признанная одним из наиболее значительных произведений композитора. Стендаль утверждал, что «Олимпиада» – одна из вершин оперного искусства XVIII века в целом. В наши дни «Олимпиада» вновь живет на европейской театральной сцене, а фрагменты из оперы благодаря таким энтузиастам, как Александр Рудин, звучат и в концертных программах.
В начале XX века Стравинский, сочиняя для дягилевской антрепризы в Париже балет о любовных похождениях Пульчинеллы, увлекся музыкой Перголези: «Неаполитанская музыка Перголези всегда очаровывала меня своим народным характером и своей испанской экзотикой». Стравинский решил построить на музыке Перголези партитуру своего балета. Лишь со временем выяснилось, что музыка, которую он и Дягилев принимали только за творения Перголези, на самом деле во многих случаях принадлежит перу еще четырех композиторов – Доменико Галло, Карло Монцы, Алессандро Паризотти и голландского дворянина Унико Виллема ван Вассенара, охотно выдававшего свои сочинения за музыку Перголези. Сюита, собранная Стравинским из лучших номеров балета, сегодня – одно из самых исполняемых его сочинений.
История Концерта для трех клавиров с оркестром Моцарта обошлась без мистификаций и разочарований. 20-летний композитор сочинил его для графини Антонии Марии Лодрон и ее двух дочерей, которых он обучал музыке. (Для графини и других зальцбургских покровителей Моцарт писал также развлекательные дивертисменты с энергичными маршами среди прочих частей.) Концерт пользовался большим успехом. Теперь же идиллическое безмятежное сочинение, адресованное трем благородным дамам, с оркестром Musica Viva исполнят три блестящих кавалера – Вадим Холоденко, Лукас Генюшас и Андрей Гугнин. Их объединяют давняя дружба, учеба в классе прославленного профессора Московской консерватории Веры Горностаевой, внушительный арсенал конкурсных побед и особая популярность у московских меломанов.