Язык музыки. Мелодия. Концерт-лекция для молодёжи о самом универсальном языке мира : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов 
на отмененные концерты вы можете посмотреть здесь.
Берегите себя и будьте здоровы!

    Язык музыки.
    Мелодия.
    Концерт-лекция для молодёжи о самом универсальном языке мира

    14 февраля 2021

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Авторы и ведущие цикла:
    Ярослав Тимофеев (музыковед, музыкальный критик)
    Мария Холкина (медиаменеджер Московской филармонии, создатель блога Muzium)
    Академический симфонический оркестр
    Московской филармонии
    Дирижёр – Николай Цинман
    Елизавета Менчук (сопрано)
    Ева Геворгян (фортепиано)


    Подробнее о проекте: языкмузыки2019.рф

    В программе:
    И. С. Бах
    Ария из Сюиты № 3 для оркестра
    Рахманинов
    Вокализ (оркестровка автора)
    П. И. Чайковский
    Адажио из балета «Щелкунчик»
    И. С. Бах – Л. Стоковский
    Маленькая фуга соль минор BWV 578
    В. А. Моцарт
    Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (II часть)
    Мосолов
    «Завод. Музыка машин»
    А. Хачатурян
    «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»
    Артемьев
    «Три товарища» — фрагмент из музыки к кинофильму «Свой среди чужих, чужой среди своих»

    Концерт в одном отделении

    12+

    Абонемент №65:

    Язык музыки. Концерты-лекции для молодёжи о самом универсальном языке мира

    Проект «Язык музыки» — это интенсивный курс самого универсального языка мира. 

    Во втором сезоне мы приглашаем заглянуть в глубь звуковой материи и выяснить, как устроена грамматика языка музыки. Откуда берутся самые красивые мелодии? Почему истинная власть в музыке принадлежит гармонии? Как действует на человека энергия ритма? Ответы будут найдены с помощью симфонического оркестра, большого экрана над сценой, на котором будут видны все детали происходящего, и вас — каждый слушатель курса «Язык музыки» проходит практику прямо в концертном зале.

    Как рождается красивая мелодия? Почему один мотив мы забываем сразу, а другой не можем выкинуть из головы? Как из одних и тех же семи нот образуются миллионы неповторимых линий? Обо всем этом вы узнаете на интерактивном концерте «Язык музыки. Мелодия».

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Член Союза композиторов России. Выпускник Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия». 

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки». Читает авторские лекции перед концертами в концертных залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова. Весной 2020 года провел ряд онлайн-концертов «Домашнего сезона». 

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов. В сезоне 2019/20 оркестр гастролирует в Великобритании и Германии, в ноябре 2019 года сопровождает выступления конкурсантов на III Всероссийском музыкальном конкурсе по специальности «оперно-симфоническое дирижирование», жюри которого возглавляет Юрий Симонов, традиционно участвует в открытии и закрытии XX Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».

    Николай Цинман

    Николай Цинман родился в 1993 году в семье музыкантов. Обучался в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс скрипки профессора Виктора Пикайзена), затем в консерватории (класс скрипки профессора Эдуарда Грача) и Российской академии музыки имени Гнесиных (класс оперно-симфонического дирижирования доцента Андрея Рейна). Участвовал в мастер-классах Юрия Симонова, Теодора Курентзиса, Владимира Понькина и Валерия Полянского.

    Лауреат международных конкурсов скрипачей имени Юрия Янкелевича в Омске (II премия) и «Концертино Прага» (III премия). В 2017 году стал победителем Международного конкурса дирижеров имени Нургисы Тлендиева в Астане (2017, I премия и специальный приз «Симпатии оркестра»). В 2019 году завоевал II премию на III Всероссийском музыкальном конкурсе (номинация «оперно-симфоническое дирижирование»). Был стипендиатом благотворительных фондов Владимира Спивакова и Мстислава Ростроповича. 

    В 2014–2015 годах – артист оркестра и помощник главного дирижера Калужского молодежного симфонического оркестра. В 2016–2017 годах – дирижер Московского академического театра сатиры. С июля 2018 года – ассистент дирижера Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Симонов). 

    Выступал с симфоническим и камерным оркестрами Большого театра России, Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, Ростовским академическим симфоническим оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, симфоническими оркестрами Московской консерватории, Центральной музыкальной школы и Центра оперного пения Галины Вишневской, Вятским симфоническим оркестром имени В. А. Раевского, Симфоническим оркестром Государственной академической филармонии Астаны, камерными оркестрами «Московия», РАМ имени Гнесиных, Центра Павла Слободкина и другими коллективами. 

    Принимал участие в иммерсивной постановке оперы «Пиковая дама» Чайковского московского театра Troyka Multispaсe (2015, спектакль возобновлен в 2017 году), в мировой премьере оперы «Преступление и наказание» Карины Арсамиковой на Международном Дягилевском фестивале в Перми и в постановке оперы «Любовный напиток» Доницетти в театре «Компас» в Москве (2018). 

    Записал диск с камерным оркестром Творческой мастерской Леонида Лундстрема к 100-летию со дня рождения Олега Лундстрема (2016).

    Елизавета Менчук

    Елизавета Менчук родилась в 1998 году в Омске. Окончила Детскую школу искусств № 1 имени Ю. И. Янкелевича по специальностям «фортепиано» (класс Галины Наскаловой) и «академический вокал» (класс Елены Тихоновой). Во время учебы была удостоена премий всероссийских и международных конкурсов, в том числе имени Дмитрия Кабалевского в Самаре, конкурса на приз Ольги Сосновской в Красноярске и имени Сергея Лемешева в Москве, премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи, стипендий от фондов Владимира Спивакова и «Новые имена». При содействии МБФ Владимира Спивакова принимала участие в мастер-классах Елены Образцовой, Галины Писаренко, Сергея Лейферкуса, Рузанны Лисициан, Рубена Лисициана и Галины Поливановой. Участвовала во многих концертных программах фонда в залах Москвы.

    С 2016 года – студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Тамары Новиченко), на сцене Театра оперы и балета консерватории исполнила партии Иоланты и Татьяны («Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского). В 2019 году участвовала в гастролях в Литве и Латвии с постановкой «Иоланты». В том же году была удостоена диплома и специального приза от Культурного центра Елены Образцовой (сольный концерт в зале центра) на Международном конкурсе оперных певцов «Санкт-Петербург». 

    В 2020 году участвовала в мастер-классах Дмитрия Вдовина, Эрнесто Паласио, Алексея Якимова и Розетты Кукки в рамках Зимнего Международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи и мастер-классах Ильдара Абдразакова и Лучано Ганчи на Международном фестивале Ильдара Абдразакова в Москве. Выступала на заключительных гала-концертах фестивалей в Сочинской филармонии (с Всероссийским юношеским симфоническим оркестром под управлением Юрия Башмета) и Большом зале Московской консерватории (с оркестром театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, дирижер – Михаил Татарников). 

    С ноября 2020 года – артистка Молодежной программы оперных артистов Московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана. Ведет активную концертную деятельность.

    Ева Геворгян

    Ева Геворгян родилась в 2004 году в Москве. В настоящее время — учащаяся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории (класс профессора Наталии Трулль). Участвовала в мастер-классах Павла Гилилова, Григория Грузмана, Петра Палечного и Клауса Хельвига. Обучалась у Дмитрия Башкирова, Станислава Юденича и Уильяма Наборе в Международной фортепианной академии на озере Комо и у Андреа Бонатты в Юношеской фортепианной академии в Аппьяно, по окончании которой была удостоена главного приза (2017). 

    Лауреат более 40 детских и юношеских конкурсов, в том числе имени Фридерика Шопена в Шафарне (Польша, 2014, I премия), «Санта Сесилия» в Порту (Португалия, 2015, I премия), «Джулиано Пекар» в Гориции (Италия, 2016, Гран-при), имени Роберта Шумана в Дюссельдорфе (Германия, 2017, I премия), Astana Piano Passion (Казахстан, 2017, II премия и приз зрительских симпатий), XVIII телевизионного конкурса «Щелкунчик» (2017, Серебряный Щелкунчик и спецприз ЦМШ), Grand Piano Competition в Москве (2018, звание лауреата и пять спецпризов), в Кливленде (США, 2018, I премия и специальная премия за лучшее исполнение произведения Баха), имени Вэна Клайберна в Далласе (США, 2019, II премия и специальная премия прессы), Global Music Partnership в Ташкенте (Узбекистан, 2019, Гран-при) и «Молодые дарования России» (2019, II премия).

    В 2019 году удостоена премии International Classical Music Awards в категории «Открытие года». В 2020 году получила Гран-при и специальный приз за лучшее исполнение произведения Шопена на Международном музыкальном онлайн-конкурсе в Чикаго (США). Стипендиат Международной музыкальной академии в Лихтенштейне, фондов «Новые имена», Владимира Спивакова и «ЕразАрт». 

    Гастролировала в Великобритании, США, Швейцарии, Германии, Польше, Испании, Италии, Лихтенштейне, Израиле, Армении, Латвии, Эстонии, на Мальте. Участвовала в международных фестивалях «Звезды на Байкале» в Иркутске, «Звезды белых ночей» и «Лики современного пианизма» в Санкт-Петербурге, «Фортепиано без границ» в Казани, в Вербье и VP Bank Classic Festival (Швейцария), имени Шопена в г. Душники-Здруй (Польша), ClaviCologne и в Альценау (Германия), в Перудже и Ферраре (Италия), имени Шопена в Белграде (Сербия), Alion Baltic в Таллине (Эстония), камерной музыки в Эйлате (Израиль), Elena Cobb Star Prize в Лондоне (Великобритания), «Новые имена» в Ереване (Армения) и других. На фестивале в Доббиако (Италия) играла перед президентом Италии Серджо Маттареллой. В 2019 году состоялся сольный концерт Евы в лондонском Альберт-холле. 

    Выступала с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Ярославским академическим губернаторским симфоническим оркестром, Губернаторским симфоническим оркестром Иркутской областной филармонии, Южно-Сахалинским камерным оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Казахстан, Национальным симфоническим оркестром Узбекистана, Национальным филармоническим оркестром Армении, симфоническими оркестрами Люцерна (Швейцария), Далласа и Кантона (США), Филармоническим оркестром Бакэу (Румыния) и другими коллективами. Сотрудничала с известными дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Александр Сладковский, Василий Петренко, Анатолий Левин, Пётр Грибанов, Эдуард Топчян, Тигран Ахназарян, Илмар Лапиньш и Лоуренс Фостер.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    27 сентября в 14:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    21 марта в 14:00