Язык музыки. Мелодия. Концерт-лекция для молодёжи о самом универсальном языке мира : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Язык музыки.
    Мелодия.
    Концерт-лекция для молодёжи о самом универсальном языке мира

    14 февраля 2021

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Авторы и ведущие цикла:
    Ярослав Тимофеев (музыковед, музыкальный критик)
    Мария Холкина (медиаменеджер Московской филармонии, создатель проекта Muzium)
    Академический симфонический оркестр
    Московской филармонии
    Николай Цинман, дирижёр
    Елизавета Менчук (сопрано)
    Ева Геворгян (фортепиано)


    Подробнее о проекте: языкмузыки2019.рф

    В программе:
    И. С. Бах
    Ария из Сюиты № 3 для оркестра
    Рахманинов
    Вокализ (оркестровка автора)
    Чайковский
    Адажио из балета «Щелкунчик»
    И. С. Бах – Л. Стоковский
    Маленькая фуга соль минор BWV 578
    Моцарт
    Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (II часть)
    Мосолов
    «Завод. Музыка машин»
    А. Хачатурян
    «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»
    Артемьев
    «Три товарища» — фрагмент из музыки к кинофильму «Свой среди чужих, чужой среди своих»

    Концерт в одном отделении

    12+

    Абонемент №65:

    Язык музыки. Концерты-лекции для молодёжи о самом универсальном языке мира

    Проект «Язык музыки» — это интенсивный курс самого универсального языка мира. 

    Во втором сезоне мы приглашаем заглянуть в глубь звуковой материи и выяснить, как устроена грамматика языка музыки. Откуда берутся самые красивые мелодии? Почему истинная власть в музыке принадлежит гармонии? Как действует на человека энергия ритма? Ответы будут найдены с помощью симфонического оркестра, большого экрана над сценой, на котором будут видны все детали происходящего, и вас — каждый слушатель курса «Язык музыки» проходит практику прямо в концертном зале.

    Как рождается красивая мелодия? Почему один мотив мы забываем сразу, а другой не можем выкинуть из головы? Как из одних и тех же семи нот образуются миллионы неповторимых линий? Обо всем этом вы узнаете на интерактивном концерте «Язык музыки. Мелодия».

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Мария Холкина

    Ведущая концертов, специалист по маркетинговым коммуникациям в сфере культуры. 

    С 2011 года работает в Московской филармонии, отвечает за SMM, видеоконтент и специальные партнерские проекты. В составе филармонической команды организует концерты с участием музыкантов и ведущих оркестров России и зарубежья. В паре с музыковедом Ярославом Тимофеевым ведет просветительский проект «Язык музыки» на сценах Концертного зала имени П. И. Чайковского и «Филармонии-2».

    В 2019 году вела трансляции XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского для канала medici.tv, которые посмотрели более 20 млн зрителей по всему миру. В рамках этих трансляций брала интервью у Валерия Гергиева и других выдающихся музыкантов. В 2022 году вела онлайн-трансляции Международного конкурса имени С. В. Рахманинова, работая в прямом эфире на двух языках. 

    Руководила пресс-центром XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, работала с журналистами из The Times, BBC Radio 3, FAZ и всех ведущих российских медиа. Была приглашенным спикером конференции Moscow PR Week (МГИМО), семинаров для менеджеров концертных организаций в Москве и Екатеринбурге. 

    В 2014 году создала просветительский YouTube-канал Muzium. Сегодня на канале опубликованы более ста лекций ведущих отечественных музыковедов, среди которых Левон Акопян, Лариса Кириллина, Роман Насонов. В 2021 году под брендом Muzium выходил подкаст проекта «Как полюбить оперу», включенный в подборку лучших мировых подкастов о театре журнала Forbes.

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.

    Николай Цинман

    Николай Цинман родился в 1993 году в семье музыкантов. Обучался в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс скрипки профессора Виктора Пикайзена), затем в консерватории (класс скрипки профессора Эдуарда Грача) и Российской академии музыки имени Гнесиных (класс оперно-симфонического дирижирования доцента Андрея Рейна, 2020). Участвовал в мастер-классах Юрия Симонова, Теодора Курентзиса, Владимира Понькина и Валерия Полянского. 

    Лауреат международных конкурсов скрипачей имени Юрия Янкелевича в Омске (II премия) и «Концертино Прага» (III премия). В 2017 году стал победителем Международного конкурса дирижеров имени Нургисы Тлендиева в Астане (2017, Iпремия и специальный приз «Симпатии оркестра»). В 2019 году завоевал II премию на III Всероссийском музыкальном конкурсе (номинация «оперно-симфоническое дирижирование»). Был стипендиатом благотворительных фондов Владимира Спивакова и Мстислава Ростроповича.

    В 2014–2015 гг. – артист оркестра и помощник главного дирижера Калужского молодежного симфонического оркестра. В 2016–2017 гг. – дирижер Московского академического театра сатиры. С июля 2018 года – ассистент дирижера Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Симонов). Ассистировал таким дирижерам, как Леонард Слаткин, Александр Лазарев, Даниэле Гатти, Юрий Башмет.

    Выступал с оркестрами Большого и Мариинского театров, Симфоническим оркестром Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Симфоническим оркестром «Новая Россия», Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, Московским государственным академическим симфоническим оркестром, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, симфоническими оркестрами Московской консерватории, Центра оперного пения Галины Вишневской, Новосибирска, Ростова, филармонии Астаны, Вятским симфоническим оркестром имени В. А. Раевского, камерными оркестрами «Московия», Центра Павла Слободкина и другими коллективами.

    Выступал с известными солистами, в числе которых Элисо Вирсаладзе, Борис Березовский, Екатерина Мечетина, Дмитрий Маслеев, Арсений Тарасевич-Николаев, Алексей Мельников, Сергей Редькин, Филипп Копачевский, Алена Баева, Айлен Притчин, Никита Борисоглебский, Гайк Казазян, Александр Рамм, Василиса Бержанская.

    Принимал участие в иммерсивной постановке оперы «Пиковая дама» Чайковского московского театра Troyka Multispaсe (2015, спектакль возобновлен в 2017 году), в мировой премьере оперы «Преступление и наказание» Карины Арсамиковой на Дягилевском фестивале в Перми и в постановке оперы «Любовный напиток» Доницетти в театре «Компас» в Москве (2018).

    Постоянный участник концертных программ творческого объединения «Притяжение», Санкт-Петербургского Дома музыки, фестиваля ArsLonga, Арт-кластера «Таврида», Зимнего международного фестиваля Юрия Башмета в Сочи.

    Записал диск с камерным оркестром Творческой мастерской Леонида Лундстрема к 100-летию со дня рождения Олега Лундстрема (2016). 

    Елизавета Менчук

    Елизавета Менчук родилась в 1998 году в Омске. Окончила Детскую школу искусств № 1 имени Ю. И. Янкелевича по специальностям «фортепиано» (класс Галины Наскаловой) и «академический вокал» (класс Елены Тихоновой). Во время учебы была удостоена премий всероссийских и международных конкурсов, в том числе имени Дмитрия Кабалевского в Самаре, конкурса на приз Ольги Сосновской в Красноярске и имени Сергея Лемешева в Москве, премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи, стипендий от фондов Владимира Спивакова и «Новые имена». При содействии МБФ Владимира Спивакова принимала участие в мастер-классах Елены Образцовой, Галины Писаренко, Сергея Лейферкуса, Рузанны Лисициан, Рубена Лисициана и Галины Поливановой. Участвовала во многих концертных программах фонда в залах Москвы.

    С 2016 года – студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Тамары Новиченко), на сцене Театра оперы и балета консерватории исполнила партии Иоланты и Татьяны («Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского). В 2019 году участвовала в гастролях в Литве и Латвии с постановкой «Иоланты». В том же году была удостоена диплома и специального приза от Культурного центра Елены Образцовой (сольный концерт в зале центра) на Международном конкурсе оперных певцов «Санкт-Петербург». 

    В 2020 году участвовала в мастер-классах Дмитрия Вдовина, Эрнесто Паласио, Алексея Якимова и Розетты Кукки в рамках Зимнего Международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи и мастер-классах Ильдара Абдразакова и Лучано Ганчи на Международном фестивале Ильдара Абдразакова в Москве. Выступала на заключительных гала-концертах фестивалей в Сочинской филармонии (с Всероссийским юношеским симфоническим оркестром под управлением Юрия Башмета) и Большом зале Московской консерватории (с оркестром театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, дирижер – Михаил Татарников). 

    С ноября 2020 года – артистка Молодежной программы оперных артистов Московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана. Ведет активную концертную деятельность.

    Ева Геворгян

    Ева Геворгян родилась в 2004 году в Москве. Окончила Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Наталии Трулль). Участвовала в мастер-классах Павла Гилилова, Григория Грузмана, Петра Палечного и Клауса Хельвига. Обучалась у Дмитрия Башкирова, Станислава Юденича и Уильяма Гранта Наборе в Международной фортепианной академии на озере Комо и у Андреа Бонатты в Юношеской фортепианной академии в Аппьяно, по окончании которой была удостоена главного приза (2017). В настоящее время учится в Московской консерватории (класс профессора Наталии Трулль) и Высшей школе музыки королевы Софии в Мадриде (класс профессора Станислава Юденича).

    Лауреат более 40 детских и юношеских конкурсов, в том числе имени Фридерика Шопена в Шафарне, Польша (2014, I премия), имени Св. Цецилии в Порту (2015, I премия), имени Джулиано Пекара в Гориции, Италия (2016, Гран-при), имени Роберта Шумана в Дюссельдорфе (2017, I премия), Astana Piano Passion в Казахстане (2017, II премия и приз зрительских симпатий), XVIII телевизионного конкурса «Щелкунчик» (2017, Серебряный Щелкунчик и спецприз ЦМШ), Grand Piano Competition в Москве (2018, звание лауреата и пять спецпризов), в Кливленде (2018, I премия и специальная премия за лучшее исполнение произведения И. С. Баха), имени Вэна Клайберна в Далласе (2019, II премия и специальная премия прессы) и Global Music Partnership в Ташкенте (2019, Гран-при). 

    В 2019 году удостоена премии International Classical Music Awards в категории «Открытие года». В 2020-м получила Гран-при и специальный приз за лучшее исполнение произведения Шопена на Международном музыкальном онлайн-конкурсе в Чикаго и I премию на II Международном фортепианном конкурсе «Молодой Шопен» в Мартиньи (Швейцария). 2021 год принес Еве Гран-при Первого Большого всероссийского отбора Российского национального оркестра, звание лауреата на I Всероссийском конкурсе стипендиатов фонда «Новые имена» (по видеозаписям), главный приз фортепианного фестиваля Öschberghof в Донауэшингене (Германия) и специальный приз Международного конкурса имени Шопена в Варшаве. Также Ева стала обладательницей звания Young Yamaha Artist от фирмы Yamaha, с которой подписала контракт на два года. 

    В июне 2022 года завоевала III премию в номинации «фортепиано» на Международном конкурсе пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова в Москве. В 2023 году одержала победу в Международном конкурсе Prix du Piano Bern в Швейцарии.

    Стипендиат Международной музыкальной академии в Лихтенштейне, фондов «Новые имена», Владимира Спивакова, «ЕразАрт», «Артис Футура» и фортепианного фестиваля в Руре; участница программы Ассамблеи Армян по поддержке юных талантов.

    Гастролировала во многих странах Европы, США, Канаде, Японии, Китае, Бразилии, Мексике, Марокко, Израиле, Армении, Украине, Узбекистане. В 2019 году дала сольный концерт в лондонском Альберт-холле. 

    Участвовала в международных фестивалях «Звезды на Байкале» в Иркутске, «Звезды белых ночей» и «Лики современного пианизма» в Санкт-Петербурге, «Владимир Спиваков приглашает» в Перми, фестивалях Дениса Мацуева в Тюмени, Перми и Челябинске, ArsLonga в Москве, «Фортепиано без границ» и «Белая сирень» имени Рахманинова в Казани, «Лето. Музыка. Музей» в Истре, в Вербье, VP Bank Classic Festival, Art Dialog Festival (Швейцария), в Ла Рок д'Антероне, «Молодой Шопен» в Канне (Франция), имени Шопена в г. Душники-Здруй (Польша), в Шлезвиг-Гольштейне, Руре, Clavi Cologne в Кёльне и в Альценау (Германия), Брешии и Бергамо, Палермо, Перудже, Барлетте, Ферраре и Доббиако (Италия), имени Шопена и BEMUS в Белграде (Сербия), в Осоре (Хорватия), на о. Самос (Греция), Alion Baltic в Таллине, камерной музыки в Эйлате, Elena Cobb Star Prize в Лондоне, «Новые имена» в Ереване, Баховском фестивале в Монреале (Канада), International Keyboard Odyssiad (США), фортепианных фестивалях в Шанхае и Ланьчжоу (Китай) и других. Участница программ Московской филармонии и Санкт-Петербургского Дома музыки.

    Выступала со многими ведущими коллективами России, Швейцарии, Италии, Германии, Испании, Румынии, Мальты, Лихтенштейна, Польши, США, Канады, Армении, Казахстана. Сотрудничала с известными дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Александр Сладковский, Василий Петренко, Андрей Борейко, Анатолий Левин, Дмитрий Юровский, Пётр Грибанов, Александр Скульский, Александр Титов, Эдуард Топчян, Тигран Ахназарян, Илмар Лапиньш, Юрий Ткаченко, Денис Власенко, Димитрис Ботинис, Фабио Мастранджело, Феликс Коробов, Адик Абдурахманов, Константин Чудовский, Антон Шабуров, Арсентий Ткаченко, Иван Никифорчин, Лоуренс Фостер, Александр Либрайх, Уэйн Маршалл, Стефан Денёв, Роберто Белтран-Cавала, Марко Паризотто, Сесар Альварес, Хаожань Ли, Кристиан Кнапп и другие. 

    В 2021 году записала сольный диск на фирме «Мелодия». В 2023 году исполнила «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева на открытии Года Рахманинова в Мариинском театре.