Фестиваль РНО
Программа
Фестиваль РНО.
Сергей Кусевицкий – 150.
Российский национальный оркестр, Александр Рудин, Борис Березовский, Григорий Кротенко
Жанры: Симфоническая музыка, Инструментальные концерты
Александр Рудин, дирижёр
Борис Березовский (фортепиано)
Григорий Кротенко (контрабас)
Большой фестиваль РНО ежегодно проходил в Москве с 2009 по 2020 гг. В 2024 году Российский национальный оркестр совместно с Московской филармонией возобновляет фестивальный проект в обновленном формате: концерты проходят как один из персональных абонементов коллектива на сцене Зала Чайковского. В афише – три эксклюзивные программы, каждая из которых составлена и подготовлена специально для Фестиваля РНО.
Второй концерт посвящен 150-летию со дня рождения Сергея Кусевицкого – прославленного контрабасиста и дирижера, популяризатора русской музыки. В программу вечера вошли ключевые сочинения его репертуара и Концерт для контрабаса с оркестром самого Кусевицкого – одно из произведений, возвысивших роль оркестрового инструмента до полноценного солирующего. В 1909 году Кусевицкий загорелся амбициозной идеей собрать собственный оркестр в Петербурге. Инициативу поддержал Александр Глазунов; Кусевицкий многократно включал сочинения коллеги в программы своих выступлений, а спустя 8 лет организовал концерт его музыки, где в том числе прозвучала фантазия для оркестра «От мрака к свету».
Кусевицкий был одним из главных адептов музыки Прокофьева, чья симфоническая картина «Сны» напоминает о первой встрече музыкантов: точке отсчета их более чем 30-летней дружбы и сотрудничества, когда студент Прокофьев показал Кусевицкому свои партитуры. Решение Кусевицкого опубликовать «Скифскую сюиту» и другие сочинения Прокофьева вызвало скандал в совете Российского музыкального издательства; среди тех, кто выступал резко против, был Николай Метнер. Метнер считался консерватором, и его музыка не встречала восторга у критиков, однако в талант композитора верил Кусевицкий: даже строгих рецензентов покорила его интерпретация Первого фортепианного концерта Метнера, где солировал сам автор.
Солистами выступят авторитетный интерпретатор музыки Метнера Борис Березовский, несколько лет проводивший «Метнер-фестиваль» в Москве, Екатеринбурге и Владимире, а также активный популяризатор творчества Кусевицкого Григорий Кротенко, играющий на одном из его инструментов и недавно посвятивший выдающемуся контрабасисту цикл концертов в Камерном зале филармонии.
20 сентября, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Фестиваль РНО. Закрытие.
Российский национальный оркестр, Александр Рудин, Фёдор Безносиков, Альбина Шагимуратова, Сати Спивакова
Жанры: Симфоническая музыка, Инструментальные концерты
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Александр Рудин, дирижёр и солист (виолончель)
Фёдор Безносиков, дирижёр
Альбина Шагимуратова (сопрано)
Сати Спивакова (художественное слово)
Большой фестиваль РНО ежегодно проходил в Москве с 2009 по 2020 гг. В 2024 году Российский национальный оркестр совместно с Московской филармонией возобновляет фестивальный проект в обновленном формате: концерты проходят как один из персональных абонементов коллектива на сцене Зала Чайковского. В афише – три эксклюзивные программы, каждая из которых составлена и подготовлена специально для Фестиваля РНО.
Кульминация заключительного концерта фестиваля – исполнение музыки Клода Дебюсси к мистерии Габриэле д’Аннунцио «Мученичество святого Себастьяна». Впервые в России это монументальное сочинение прозвучало ровно 20 лет назад – 31 октября 2004 года в Большом зале консерватории в рамках филармонического абонемента «Дирижирует и читает Геннадий Рождественский». Музыка создавалась к первому спектаклю труппы Иды Рубинштейн (с хореографией Михаила Фокина, декорациями и костюмами Льва Бакста), которая исполнила главную роль. Премьера в парижском театре Шатле сопровождалась скандалом: архиепископ Аметт объявил спектакль еретическим и призвал публику бойкотировать его, так как в роли святого выступала «еврейская женщина с кривыми ногами». Спектакль состоялся, но успеха не имел, а музыка Дебюсси (по мнению д’Аннунцио, «дивный источник эмоций») стала репертуарной редкостью.
В работе над мистерией Дебюсси помогал его друг и соратник Андре Капле, который также дирижировал оркестром на парижской премьере. Дебюсси писал о нем как композиторе: «Этот Капле – Художник. Он умеет найти верный колорит и соединяет его с красивой выразительностью». Среди прочего Капле сделал несколько красочных оркестровок фортепианных пьес Дебюсси, и такой же яркостью и изысканностью отмечены его собственные произведения – в том числе музыкальная фреска для виолончели с оркестром «Богоявление» (по эфиопской легенде), которая прозвучит в России впервые. Сюжет пьесы связан с новозаветной историей о путешествии к младенцу Иисусу трех волхвов с Ближнего Востока; в Эфиопии ее называют «процессией трех королей». Религиозной тематике программы отвечает также «Гимн о Святом Таинстве» Оливье Мессиана – одно из ранних оркестровых сочинений композитора, посвященное причастию и передающее, как человек, борющийся против греха, испытывает восторг от одного из важнейших церковных таинств.
24 сентября, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского