Под управлением Дмитрия Синьковского прозвучат Stabat Mater Перголези и «Пульчинелла» Стравинского
18 апреля в Зале Чайковского оркестр и солисты Нижегородского театра оперы и балета представляют очередной шедевр музыки барокко – Stabat Mater Перголези. С сочинением вступит в диалог балет «Пульчинелла» Стравинского, в основу которого легла музыка Перголези и его современников. За пультом оркестра La voce strumentale – Дмитрий Синьковский; солисты – Диляра Идрисова, Мария Калинина, Яна Дьякова, Сергей Кузьмин, Александр Миминошвили.
Произведение Stabat Mater (1736) Джованни Баттисты Перголези уже в XVIII веке стало бестселлером: его популярность была так велика, что партитура расходилась по Европе не только в многочисленных рукописях, но и рекордными для того времени печатными тиражами. Для композитора этот успех, увы, оказался посмертным. Перголези закончил Stabat Mater незадолго до своей безвременной кончины в возрасте 26 лет от чахотки, и аура «лебединой песни» не могла не привлекать к этому опусу дополнительного внимания.
Подобно светским сочинениям композитора, Stabat Mater – образец новой эстетики, ясной, грациозной, доверительной. И даже когда оперная музыка 1730-х годов была забыта, произведение Перголези продолжало вызывать интерес слушателей. А также композиторов, пытавшихся его "актуализировать" – например, перерабатывая отдельные номера для хора и расширяя оркестровый состав. Но под управлением Дмитрия Синьковского Stabat Mater прозвучит именно в первоначальной версии для двух голосов в сопровождении струнных и basso continuo.
Когда в 1919 году Сергей Дягилев задумал балет в стилистике итальянской комедии дель арте XVIII века, он подумал в первую очередь тоже о музыке Перголези – теперь уже светской. Импресарио лично подобрал инструментальные и вокальные пьесы, приписываемые великому неаполитанцу, и предложил Игорю Стравинскому переработать их для нового балета. Изучив материал, Стравинский с энтузиазмом взялся за работу, оказавшуюся для его творчества поворотной точкой – как говорил он сам, "прозрением, благодаря которому стала возможной вся моя поздняя работа": именно с "Пульчинеллы" начался неоклассицизм Стравинского.
Балет – не стилизация, не косметическая аранжировка готового материала, а сознательное, глубоко авторское "пересочинение" старинной музыки: Стравинский прихотливо играет с инструментовкой, ритмикой, гармониями, нюансами. Премьера одноактного балета с хореографией Леонида Мясина и декорациями Пабло Пикассо состоялась в Париже в 1920 году. Позже Стравинский переработал избранные номера «Пульчинеллы» в одноименную оркестровую сюиту; за ней появились сюиты для различных камерных составов. Оркестр La voce strumentale обращается именно к полной партитуре «балета с пением», где звучат арии, канцонетты и ансамбли в исполнении трех солистов.