«Дающая жизнь (водная стихия)» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Дающая жизнь (водная стихия)»

    16 ноября 2014

    Концертный зал «Оркестрион»

    схема проезда
    Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
    Иван Кокорин (художественное слово)
    Надежда Гулицкая (сопрано)
    Тигран Матинян (тенор)
    Сергей Байков (бас)
    Ариадна Анчевская (скрипка)
    Мария Талисман (фортепиано)
    Евгений Талисман (фортепиано)
    Александра Тихонова (арфа)
    В программе:
    Григ
    «Ручеек», «Весна»
    Шуберт
    «Форель», «В путь»
    Прокофьев
    «Фея Зимы» из музыки балета «Золушка»
    Чайковский
    «Танец маленьких лебедей» из музыки балета «Лебединое озеро»
    Римский-Корсаков
    Песня Индийского гостя и Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»
    Ария Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане»
    «Море и корабль Синдбада» из Сюиты «Шехеразада» (переложение для фортепиано в четыре руки)
    Шимановский
    «Фонтан Аретузы»

    Сметана – Трнечек
    «Влтава»  фантазия

    А. Пушкин – «Зимнее утро»,
    «Сказка о царе Салтане» (фрагмент)

    12+

    Абонемент №225:

    Сказки на все времена

    Светлана Виноградова

    С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.

    23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

    Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.


    Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки — загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце». Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца съездов.

    Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.

    Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.

    Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.

    Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы —  сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.

    Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.

    За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».

    Иван Кокорин

    Иван Кокорин родился в 1979 году в Загорске (Сергиев Посад). Окончил Школу-студию МХАТ (2000, курс Дмитрия Брусникина и Евгения Лазарева).

    На четвертом курсе дебютировал на малой сцене МХТ имени А. П. Чехова в спектакле «Бабье Царство» Аллы Покровской.

    В том же году впервые снялся в кино – в эпизодической роли в фильме «Брат-2» Алексея Балабанова (2000). В дальнейшем снимался в фильмах Михаила Козакова, Зиновия Ройзмана, Аллы Суриковой, Светланы Дружининой, Владимира Наумова, Сергея Урсуляка, Андрея Кончаловского. В фильмографии артиста – около 75 работ, среди которых кинокартины «Последний бронепоезд», «Братья Карамазовы», «Дом Солнца», «Я дождусь», «Откровения», «Истребители. Последний бой», «Последний рубеж», «Бендер. Последняя афера». В числе заметных ролей – Немой в фильме «Шик» Бахтиёра Худойназарова (2003), Рядовой Чугайнов в фильме «9 рота» Фёдора Бондарчука (2005).

    На театральной сцене сыграл роли в спектаклях «Изгнание / Мой друг Фредди Меркьюри» (Театр имени Вл. Маяковского, в 2018 году номинировался за эту роль на премию «Золотая маска» в категории «Лучшая мужская роль второго плана»), «За столиком в любимой кафешке» (Театр «Русская песня») и др.

    Выступает с музыкально-поэтическими концертами. С 2012 года участвует в чтецких программах Московской филармонии.

    Куратор актерской мастерской в киношколе Александра Митты, где разработал авторский курс «Мастерство актера в кадре».

    Номинант на литературную премию «Поэт года» в категории «Дебют» (2022).

    Принимал участие в Эстафете олимпийского огня Зимних Олимпийских игр в Сочи (2014).

    Надежда Гулицкая

    Надежда Гулицкая родилась в Ухте (Республика Коми). Окончила с отличием дирижерско-хоровое отделение Сыктывкарского училища искусств (2000), вокальное и дирижерско-хоровое отделения Академии хорового искусства имени В. С. Попова в Москве (2005). В 2010-м совершенствовала вокальное мастерство под руководством Елизаветы Новиковой – профессора и художественного руководителя Оперного театра-студии имени С. С. Прокофьева. Посещала мастер-классы Анны Маргулис, Яна Латам-Кёнига и Кристы Людвиг. В 2011 году получила Гран-при на III Независимом международном конкурсе оперных исполнителей в Москве.

    Работала хормейстером в Оперном театре Московской консерватории, была солисткой Академического Большого хора «Мастера хорового пения» (художественный руководитель – Лев Конторович). С 2008 года – актриса Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. Принимает участие в спектаклях «Грезы», «Абсент», «Времена… Года…», «Победа. Реквием» (режиссер – Иван Поповски), которые были удостоены театральных премий «Хрустальная Турандот», «Театрал», «Хрустальный гвоздь» и других. Автор сольных концертных программ. 

    В 2013 году дебютировала в Большом театре России в партии Царицы ночи в опере «Волшебная флейта» Моцарта. В Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского (ныне – Камерная сцена Большого театра) исполняла партии Цербинетты («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Амура («Орфей и Эвридика» Глюка), Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта), Фиориллы («Турок в Италии» Россини), Тины Модотти («Фрида и Диего» Калеви Ахо). 

    Сотрудничает с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова. Выступала на фестивалях «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» и «Другое пространство». Участвовала в исполнении «Прометея» Орфа, «Предварительного действа» Скрябина – Немтина, «Лулу-сюиты» Берга, оперы «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, музыки Шостаковича к спектаклю Театра имени Евгения Вахтангова «Гамлет», в мировой премьере оперы «Король Лир» Слонимского, музыкально-литературной композиции «Чайковский и Шекспир» и др. В рамках VII Большого фестиваля Российского национального оркестра (художественный руководитель – Михаил Плетнев) участвовала в концертном исполнении оперы «Семирамида» Россини под управлением Альберто Дзедды. 

    С 2017 года сотрудничает с Национальным филармоническим оркестром России и Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, с которыми гастролировала по России и неоднократно выступала в Москве. Среди важнейших событий последних сезонов: участие в фестивале в Пусане (Южная Корея) с Филармоническим оркестром Халиско (Мексика) под управлением Марко Паризотто; исполнение оратории «Жанна д’Арк на костре» Онеггера с ГСО Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского; выступление в Брюсселе с Национальным оркестром Бельгии, хором Венгерского радио и Александром Гиндиным («Предварительное действо» Скрябина – Немтина); дебют в лондонском Royal Festival Hall с лондонским оркестром «Филармония» под управлением Владимира Ашкенази (Концерт для колоратурного сопрано с оркестром Глиэра); концерт памяти жертв Холокоста и к 100-летию со дня рождения Мечислава Вайнберга в Зале имени Чайковского с Национальным филармоническим оркестром России и Станиславом Кочановским; участие в фестивале Дениса Мацуева «Звезды на Байкале».

    Тигран Матинян

    Тигран Матинян (тенор) родился в 1979 году в Москве. Окончил школу с углубленным изучением музыки и хореографии, параллельно занимался в Музыкальном театре юного актера, где прошел начальный курс вокального и актерского мастерства. В 1996 году поступил на вокальное отделение Академического музыкального училища при Московской консерватории (класс И.Воронова).

    В 2000-2005 гг. обучался в Российской академии музыки им. Гнесиных в классе профессора М.Агина. В 1998 года Т.Матинян работает в театре «Ленком» в качестве солиста-вокалиста.

    В 2005 году представлял Россию на выставке «ЭКСПО 2005». В мае 2007 года стал обладателем специальной премии на 13 международном конкурсе вокалистов Riccardo Zandonai в Рива дель Гарда (Италия).

    С 2001 года Тигран Матинян постоянно выступает в концертах Московской филармонии, проводимых лекторами-музыковедами С. Виноградовой, Ж.Дозорцевой, А.Варгафтиком, участвовал в программах А.Суетина. Сотрудничал с Московским государственным академическим симфоническим оркестром (дирижер Павел Коган), Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии (дирижер Владимир Понькин), Российским государственным оркестром кинематографии (дирижер Сергей Скрипка) и другими коллективами. С 2008 года является солистом Ансамбля «Мадригал» Московской филармонии.

    Сергей Байков

    Сергей Байков родился в Самаре. Профессиональное музыкальное образование получил в Москве, закончив в 1982 году Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (ныне РАМ) по классу сольного пения у профессоров Н.А.Вербовой и К.П.Лисовского. Солист Московской государственной академической филармонии. С 2009 года является солистом Московского государственного академического камерного музыкального театра им. Б.А.Покровского.

    Выступал с ведущими российскими и зарубежными творческими коллективами, такими как Токийский симфонический и Токийский камерный оркестр, Берлинский камерный оркестр, Оркестр французского радио, Варшавский симфонический оркестр, Литовский симфонический и Литовский камерный оркестр, Российский национальный оркестр, оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и ансамбль «Солисты Москвы».

    В репертуаре певца большое количество произведений отечественной и зарубежной классики: ведущие партии в операх «Фальстаф» Верди, «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, вокальные партии в Реквиемах Моцарта, Верди, Брамса, Мессе си-минор Баха, «Мессии» Генделя, «Торжественной мессе» Россиии, 13 и 14 симфониях Шостаковича, «Колоколах» Рахманинова...

    С. Байков гастролировал во Франции, Италии, Испании, Греции Португалии, Германии, Швеции, Голландии, Швейцарии, Англии, Северной и Южной Корее, Японии, Китае, ЮАР, Мексике, США и других странах. В 1994 году удостоен звания Народный артист России.

    Ариадна Анчевская

    Ариадна Анчевская родилась в 1971 году в г. Орджоникидзе (ныне – Владикавказ) в семье профессиональных музыкантов. С 5 лет начала учиться игре на скрипке у профессора Л. В. Анчевской. Закончила с отличием Владикавказское училище искусств, Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс профессора Эдуарда Грача) и аспирантуру при ней.

    После окончания была приглашена в качестве ассистента Э. Грача, а с 1999 года ведет собственный класс в Московской консерватории. Почти все её студенты – победители различных международных конкурсов.

    Впервые А. Анчевская победила на Республиканском конкурсе в возрасте 10 лет, затем неизменно завоевывала первые места на национальных конкурсах скрипачей, среди них: Первый Всероссийский конкурс скрипачей в Новосибирске (1989), Международный конкурс скрипачей в г. Дуэ (Франция, 1993), Первый Всероссийский открытый конкурс камерных ансамблей им. С И. Танеева в Калуге (1999). В 2004 году Ариадна Анчевская завоевала Золотой Кубок Международного фестиваля в Корее.

    С 1990 по 2003 г. Аридна Анчевская играла в составе Камерного оркестра «Московия» (с 1996 года была концертмейстером оркестра), а также выступала с коллективом как солистка. В последние годы в творческом союзе с пианистом Алексеем Стародубровским ею были подготовлены и с большим успехом более 15 различных концертных программ. Концерты скрипачки с большим успехом проходили в лучших концертных залах России и Европы, а также в Корее, Вьетнаме, Израиле, Египте, Китае и других странах.

    Богатый репертуар артистки включает более 30 концертов для скрипки с оркестром и другие произведения. Она постоянно выступает с российскими и зарубежными симфоническими коллективами с такими дирижерами, как В. Гергиев, М. Эрмлер, Д. Орлов, Д. Алексеев, В. Зива, В. Понькин, Ф. Мансуров, А. Ведерников, А. Дмитриев, Л. Николаев, К. Кримец и др. В творческой биографии скрипачки – работа с Вероникой Дударовой, Евгением Светлановым, Иваном Шпиллером, Арнольдом Кацем, Павлом Ядыхом, дирижерами из Польши, Франции, Греции, Египта, Италии, США.

    В 2003 году Ариадна Анчевская удостоена звания «Заслуженная артистка России».

    Александра Тихонова

    Александра Тихонова окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского в 2018 году. Стажировалась в Кёртисовском институте музыки в Филадельфии (класс профессора Элизабет Хайнен, 2019) и Мюнхенской высшей школе музыки (класс профессора Кристины Бьянки, 2021). Была стипендиатом благотворительных фондов Владимира Спивакова, Юрия Розума, «Новые имена», программы Hyundai.

    Лауреат двадцати международных и всероссийских конкурсов, в числе которых конкурсы арфистов в Лилле (Франция), имени Веры Дуловой (Москва), имени Петара Конёвича (Сербия), в Сегеде (Венгрия), «Молодые Виртуозы» (Болгария), Альберта Мамриева (Германия), имени Франца Иосифа Райнля (Австрия), «Золотая арфа» (Санкт-Петербург), в Мехико (Мексика), Порту (Португалия), II Всероссийский музыкальный конкурс (Москва) и другие.

    Ведет насыщенную концертную деятельность по всей России, является приглашенной солисткой российских филармоний. Выступала с Российским национальным оркестром, Казанским камерным оркестром La Primavera, симфоническими оркестрами Владимира, Тулы, Ижевска, Курска, камерным оркестром «Московия».