В продаже абонемент Musica sacra nova
1 декабря 2018
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетОбладатели абонемента «Другое пространство»
или билета на этот концерт могут
посетить постконцерт в 22:00 бесплатно.
Абонемент №2:
VI Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»
«Рождественская
музыка» для детского хора, камерного оркестра и органа (новая версия сочинения
1976 года)
В каком-то смысле это раритетная вещь — ведь ей уже больше сорока лет. Конечно же, каждую старую вещь можно назвать раритетной, но в этой вещи отразился интересный момент: момент, когда многие композиторы усомнились в действенности принципа композиции. Помню, как-то раз после нашего концерта в Питере мы всю ночь простояли с Сильвестровым в коридоре вагона «Красной стрелы», и именно во время той беседы он произнес знаменательные слова: «Сочинение музыки в наше время — это гальванизация трупа». А вскоре Пярт, случайно зашедший ко мне на Огарева, взял маленький африканский барабанчик, стоящий у меня на рояле, и, ударив по нему, сказал: «О, какой звук! Какая полнота! Зачем после этого нужно сочинять еще что-то?» «Рождественская музыка» — попытка ответа на вопрос: как можно освободить музыку от диктата композитора? Как свести деятельность композитора к минимуму?
«Тихие песни» Сильвестрова стали одним из вариантов ответа. С одной стороны, они решали остро стоявшую перед нами проблему преодоления авангардизма Денисова и Губайдулиной, но, с другой стороны, были недостаточно радикальны, в них было еще очень много композиторской сложности, композиторства как такового. Мне казалось, что нужно поступить еще более жестко, что я и попытался проделать в «Рождественской музыке», где вся композиторская премудрость сведена к примитивной геометрии сопоставления параллельного мажора и минора и к квадратному повторению запева и припева.
Здесь повторение начинает выполнять особую роль. Оно должно пониматься как защитная стратегия по отношению к потрясениям и травмам, которые наносит нам мир. И в этом я просто пытаюсь усвоить урок детства. Ребенок защищается с помощью повторения: еще раз та же сказка, та же игра, тот же жест. В бесконечных повторах запевов и припевов возрождается усиленное детское требование «еще одного раза», или, точнее, возникает необходимость повторного действия в качестве защиты от подступающего к нам со всех сторон омертвения. Именно в наивном детском требовании «еще одного раза» заключается наша надежда. В бесконечном повторении детских считалочек кроется разрешение всех наших взрослых проблем. Детство, преодолевающее взрослость, — это жизнь, преодолевающая смерть.
В произведении отражены три основных момента Рождества: приход волхвов, явление ангелов пастухам и пребывание у яслей. Здесь отражено наше детство: это пятидесятые, это «Витя Малеев в школе и дома» — книга, которой мы зачитывались, это пионерские песни тех лет, совершенно забытый материал. Бесхитростный, безыскусный материал этих песен слился для меня с дореволюционными книжками для простого народа. И мне кажется, что нет никакой разницы между советской и российской действительностью. Потому что детство, если оно счастливое, всегда одно и то же. Счастливое детство всегда связано с чудом, с Христом, с Рождеством прежде всего. Восемь песен сочинены практически на один и тот же текст, меняясь только мажором и минором. Песни предваряют три инструментальных прелюдии. Первая прелюдия – для звезды и волхвов. Вторая прелюдия – для ангелов и пастухов. И третья прелюдия – для младенца Христа. Затем следуют песни. Нам всем надо как бы превратиться в простой народ, который их поет.
Владимир Мартынов
Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» создан в 1982 году известной скрипачкой Татьяной Гринденко. С 1987
года он входит в состав Московской филармонии. «Академия» стала одним из
пионеров исторически ориентированного исполнительства в России. Музыканты играют
на старинных инструментах с использованием барочных смычков, исполняя музыку Монтеверди,
Перголези, Вивальди, Джеминиани, Корелли, Галуппи, Пёрселла, Букстехуде, И. С.
Баха и его сыновей, Генделя, Телемана, отца и сына Моцартов, Буамортье, Фомина,
Бортнянского, Пашкевича и многих их современников.
Мировую славу принесли ансамблю выступления на престижных международных фестивалях (в России, Австрии, Бельгии, США, Испании, Италии, Чехии, Финляндии, Швеции и многих других странах), сотрудничество с такими мастерами, как Николаус Арнонкур, Мартин Борнус-Щетинский, Ирена Графенауэр, Гидон Кремер, Марк Такер, Роберт Холл, Томас Цетмайр, Андреас Штайер и другие.
Начиная с 1990-х годов репертуар «Академии» обогащается написанными специально для ансамбля сочинениями Владимира Мартынова, Ивана Соколова, Александра Бакши и других современных композиторов. В 1999 году специально для исполнения современной музыки на базе «Академии» Татьяна Гринденко создала ансамбль Opus Posth. В репертуар коллектива вошли сочинения Адамса, Айвза, Батагова, Гербера, Гласса, Десятникова, Дрешера, Загния, Зайготта, Канчели, Карманова, Кейджа, Кнайфеля, Ксенакиса, Мартынова, Наймана, Пелециса, Пярта, Райли, Райха, Сильвестрова.
Ансамбль участвовал в мировых премьерах оперы Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо» на фестивале «Сакро-Арт» (Локкум, Германия, 1997); оперы Галуппи «Король-пастух», которая была написана ко дню коронации Екатерины II и более 200 лет считалась утраченной (Удине, Италия, 1998); спектакля «Моцарт и Сальери» в театре «Школа драматического искусства» (режиссер – Анатолий Васильев, композитор – Владимир Мартынов, Москва, 1999). Татьяна Гринденко – музыкальный руководитель этих постановок.
Ансамблем представлен ряд мультимедийных проектов: «Ночь в Галиции», «Игры Ангелов и людей», «Песнь песней», «Бах 2000», «Немецкий реквием», «Смерть дикого воина» и другие. В 2004 году Opus Posth. участвовал в спектакле «Идите и остановите прогресс» по стихам обэриутов, поставленном Юрием Любимовым к 40-летию Театра на Таганке (с музыкой Мартынова), и в экспериментальном спектакле «Волшебная флейта» (режиссер – Екатерина Поспелова, дирижер – Татьяна Гринденко). В 2006 году с участием ансамбля была поставлена мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей и Эвридика» (режиссер – Илья Эпельбаум, Москва). В 2012 году состоялась премьера этномифологического перформанса Владимира Мартынова «Дети Выдры», созданного совместно с тувинским ансамблем «Хуун-Хуур-Ту».
Ансамблями «Академия старинной музыки» и Opus Posth. осуществлены многочисленные аудиозаписи на радио и телевидении, на фирмах «Мелодия», Eurodisc, Ondine, RCA, ECM, Erdenklang Musikverlag, CCn'C Records, Wergo, Deutsche Grammophon, Opus 111 и других.
Cвою историю коллектив ведет с 1970 года, когда при Государственном комитетe по телевидению и радиовещанию был образован Большой детский хор. 22 мая 1971 года коллектив дал свой первый отчетный концерт в Колонном зале Дома Союзов. Организатором и бессменным руководителем хора на протяжении 38 лет был народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, профессор Виктор Сергеевич Попов. С 2008 года время хор носит имя своего основателя.
Ни одно заметное событие в культурной и общественной жизни страны не проходило без участия известного детского коллектива. Для него специально создавали и создают свои произведения лучшие композиторы. Творческая история хора связана с такими именами, как Александра Пахмутова, Родион Щедрин, Владимир Шаинский, Евгений Крылатов, Олег Хромушин, Юрий Чичков, Степан Соснин, Александр Песков, Евгений Птичкин, и многими другими.
Наряду с песенным жанром коллектив осваивал классический хоровой репертуар и творчество современных композиторов академического направления – Томаса Корганова, Владимира Рубина, Валерия Кикты, Георгия Дмитриева и других. Расширяя репертуар, БДХ неоднократно сотрудничал с профессиональными симфоническими коллективами, участвовал в творческих проектах Владимира Спивакова, Михаила Плетнёва, Владимира Федосеева, в крупнейших культурных и благотворительных акциях.
Сегодня хором освоен огромный пласт музыки, охватывающий самые разные стили и эпохи: это русская и зарубежная классика, духовные произведения, русские народные песни, песни народов мира, детские песни отечественных авторов, песни из популярных мультфильмов и кино, произведения современных композиторов. За годы творческой деятельности хор осуществил более 3000 фондовых записей.
БДХ побывал на гастролях и выступал на фестивалях более чем в двадцати странах мира. Неоднократно принимал участие и побеждал в крупнейших международных конкурсах: в Италии (Ареццо, Болонья), Германии (Берлин, Ротенбург-на-Вюмме, Вернигероде), Бельгии (Неерпельт), Нидерландах (Гаага, Арнем), Венгрии (Будапешт), Польше (Быдгощ) и др.
В настоящее время в составе хора поют и обучаются музыке более 200 детей в четырех возрастных группах от 5 до 17 лет. Коллектив входит во Всероссийское хоровое общество и ведет самостоятельную концертную деятельность, выступая на лучших российских сценах и за рубежом, постоянно участвует в крупных культурных событиях столицы, в филармонических программах и значимых музыкальных фестивалях.
Татьяна Гринденко родилась в 1946 году в Харькове. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где ее наставниками были профессора Юрий Янкелевич и Майя Глезарова. Лауреат многих международных конкурсов, в том числе имени П. И. Чайковского и имени Генрика Венявского. Основатель и руководитель ансамблей «Академия стариной музыки» и Opus Posth. Народная артистка России (2002). За выдающиеся достижения в музыкальном искусстве удостоена Государственной Премии Российской Федерации (2003).
Татьяна Гринденко выступала с ведущими оркестрами мира – Венским и Берлинским филармоническими, Дрезденской государственной капеллой, оркестром лейпцигского Гевандхауса, Филармоническими оркестрами Лос-Анджелеса и Радио Франс, Камерным оркестром Европы, оркестрами Базеля, Милана, Турина, Рима, Москвы, Санкт-Петербурга и многими другими. Принимала участие во многих престижных фестивалях современной и старинной музыки. Музыкальный руководитель ряда театральных постановок и перформансов, в том числе опер «Орфей и Эвридика» Евстигнея Фомина (режиссер – Илья Эпельбаум), «Волшебная флейта» Моцарта (режиссер – Екатерина Поспелова) и «Король-пастух» Галуппи, спектаклей «Моцарт и Сальери» (режиссер – Анатолий Васильев), «Идите и остановите прогресс» (режиссер – Юрий Любимов) и других.
Партнерами Татьяны Гринденко по сцене были выдающиеся музыканты: Кирилл Кондрашин, Курт Мазур, Курт Зандерлинг, Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Фёдор Глущенко, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Валерий Афанасьев, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Ирена Графенауэр, Андреас Штайер, Франс Брюгген, Алексей Любимов, Александр Князев и другие.
Для Татьяны Гринденко писали такие известные композиторы, как Альфред Шнитке, Арво Пярт, Владимир Мартынов, Луиджи Ноно, Валентин Сильвестров, Александр Бакши и другие. Записи артистки изданы фирмами ECM (Tabula Rasa Пярта), Deutsche Grammophon (Hay que caminar Ноно), Long Arms Records («Войдите!» Мартынова), «Мелодия» (Соната для скрипки и фортепиано Мартынова, Concerto grosso № 1 Шнитке, «Пробуждение» Артёмова, регтаймы Джоплина и др.), Chandos (Concerto grosso № 2 Шнитке), Wеrgo (Скрипичный концерт № 1 Рославца), Erdenklang, Eurodisс, Ondine, RCA Victor, CCn’C Records.