VI Международный фестиваль
    актуальной музыки «Другое пространство».
    Жерар Гризе — Espaces Acoustiques
    («Акустические пространства»)

    2 декабря 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Последняя и главная кульминация фестиваля. В пространстве Зала Чайковского впервые объединятся три ведущих московских ансамбля современной музыки — МАСМ, Студия новой музыки и ГАМ-Ансамбль, — а также оркестр-резидент фестиваля, альтист Максим Рысанов и четыре дирижера. Всё — ради грандиозной партитуры «Акустических пространств» Жерара Гризе, по определению Владимира Юровского, «одного из самых идеалистических проектов, когда-либо задумывавшихся композиторами в ушедшем  XX веке»


    Подробнее о фестивале на сайте drugoeprostranstvo.ru

    Максим Рысанов

    Номинат премии Grammy, британско-украинский альтист и дирижёр Максим Рысанов зарекомендовал себя как один из самых ярких и харизматичных музыкантов в мире. В первую очередь, он известен как альтист, выступающий на самых престижных музыкальных сценах и фестивалях, таких, как BBCProms, Verbier Festival, Mostly Mozart Festival, Edinburgh Festival, Salzburg Festival, Bejing Festival, Istanbul Festival, Berlin Festivalи Crescendo Festival, среди прочих. В настоящее время Максим совмещает игру на альте с карьерой дирижёра.

    В сезоне 2015/16 дирижёрский дебют Максима состоится с Российским национальным оркестром (Москва), Оркестром испанского радио (Мадрид), Оркестром Верди (Милан), оркестрами London Mozart Players, Scottish Ensemble и Danubia, а также он возвратится за дирижёрский пульт Литовского камерного оркестра и оркестра Riga Sinfonietta. Как  альтист в этом сезоне Максим исполнит премьеры написанных специально для него пьесы для альта-соло Erlkönig Сергея Ахунова и Концерта для альта с оркестром Петериса Васкса и впервые выступит с камерной программой в дуэте с пианистом Яковом Кацнельсоном в Концертном зале Мариинского театра (март, 2016).

    После окончания Гилдхоллской школы музыки и драмы в Лондоне по двум специальностям – альтист и дирижёр – Максим регулярно выступает и в качестве дирижёра. Он руководил такими оркестрами, как Basel Symphony Orchestra, Oslo Camerata, Kiev Soloists, Orquesta Sinfónicade Castillay León, Georgian National Symphony Orchestra, Częstochowa Philharmonic Orchestra, Chamber Orchestra CHAARTS, Southbank Sinfonia, Московский камерный оркестр Musica Viva, а так же дирижировал на фестивале в Дубровнике в концерте с чтецом – актёром Роджером Муром, в Утрехте со скрипачкой Жанин Янсен, в Бёзвиле – с Вильде Франг и на заключительном концерте Альтового Фестиваля в Пекине.

    Он выступает с такими оркестрами и дирижёрами, как Симфонический оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым, Российский национальный оркестр с Михаилом Плетнёвым, Симфонический оркестр Сиэтла с Андреем Борейко, Оркестр Кастилии и Леона с Василием Петренко, Немецкий симфонический оркестр Берлина с Туганом Сохиевым, Оркестром Московской Филармонии с Юрием Симоновым, БСО с Владимиром Федосеевым и др.

    
Максим – обладатель премии Classic FM Gramophone Young Artistofthe Year Award 2008, премии BBC New Generation Award 2007-2009, а также лауреат нескольких престижных международных конкурсов, среди которых конкурс альтистов в Женеве (2005), конкурс им. Лионеля Тертиса (2003), конкурс им. Валентино Букки (1995). Поворотным моментом, принёсшим ему мировую славу, стало выступление на фестивале BBC Promsв Лондоне (2010). На заключительном концерте фестиваля он выступил с Симфоническим оркестром Би-би-си под управлением Иржи Белоглавека. Миллионы ценителей классической музыки во всем мире смогли увидеть его исполнение Вариаций на тему Рококо Чайковского в собственном переложении для альта.

    Особое место в творчестве альтиста занимает камерная музыка. Его партнерами по ансамблю стали такие музыканты, как Лейф Ове Андснес, Кристина Блаумане, Борис Бровцын, Сергей Крылов, Элис Кут, Августин Дюмау, Мартин Фрост, Жанин Янсен, Яков Кацнельсон, Гидон Кремер, Миша Майский, Виктория Муллова, Эльдар Небольсин, Александр Бузлов, Алексей Огринчук, Максим Венгеров, Денис Мацуев и Вадим Репин. 



    Увлечение современной музыкой привело к сотрудничеству с различными композиторами, что помогло значительно расширить альтовый репертуар. Максим работает с такими композиторами, как Гия Канчели, Сергей Ахунов, Добринка Табакова, Бенъямин Юсупов, Кшиштоф Пендерецкий. В 2011 году он впервые исполнил Концерт № 2 для альта с оркестром Валентина Бибика в Новосибирске. В январе 2014 года в Большом зале консерватории состоялась российская премьера «двойного» концерта для скрипки и альта Кшиштофа Пендерецкого, который Максим исполнил вместе с Никитой Борисоглебским и Большим симфоническим оркестром с Владимиром Федосеевым за дирижёрским пультом. В ноябре 2015 состоялись исполнения этого концерта в Москве и Петербурге с оркестром Sinfonia Varsovia под управлением автора.

    В мае 2014 года в рамках «Кадиш-концерта» в Концертном зале им. П.И Чайковского прозвучало произведение «Как старый шарманщик» Леонида Десятникова в переложении для альта Максима Рысанова, а также состоялась мировая премьера «Кадиша» для оркестра, тенора и хора Алексея Курбатова: в этом концерте Максим выступил сразу в двух ипостасях – солиста и дирижёра. 



    Первый сольный диск Максима сразу же был отмечен в журнале Gramophone как Editor's Choice в качестве «диска месяца». Два следующих релиза получили не меньшее признание прессы, а совместный альбом с Жанин Янсен с Инвенциями Баха возглавил рейтинг I-Tunes в США. Сольный диск с тремя сюитами Баха, вышедший на лейбле BIS, был также хорошо принят прессой по всему миру. Вместе с друзьями-коллегами Максим записал два диска с произведениями Брамса (Brahms Viola/ONYX), и диск с произведениями Бриттена с оркестром Би-би-си под управлением Эдварда Гарднера на лейбле Chandos. Aльбом со Шведским камерным оркестром под управлением Мухайя Тана был назван «диском месяца» в журнале Strad и получил «5 звёзд» в ревю Telegraph. В 2014 году за запись диска с произведениями Добринки Табаковой String Paths в качестве альтиста и дирижёра Максим был номинирован на Grammy. Последний диск Рысанова с произведениями Богуслава Мартину так же получил призы и похвалу прессы. 

    
Максим играет на инструменте работы Джузеппе Гваданини 1780 года, любезно предоставленном ему Фондом Elise Mathilde.

    © Елена Харакидзян

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2016 году исполнилось 80 лет Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже, XIII Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; шесть раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; четырежды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Эйслера. 

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с ведущими симфоническими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, оркестрами Гевандхауса, Консертгебау, Баварского радио и многими другими. 

    В 2001-2013 гг. – музыкальный руководитель оперного фестиваля в Глайндборне. В 2005-2009 – главный приглашенный дирижер Российского национального оркестра. С 2007 – главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения, с которыми провел фестивали «Открывая Чайковского», «Альфред Шнитке. Меж двух миров», «Дальше – шум»,  «Меняя лица. Путешествие Стравинского». С 2009 года сотрудничает с Камерным оркестром Европы. С 2017 – художественный руководитель Фестиваля имени Энеску в Бухаресте, главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    С 2011 года – художественный руководитель Госоркестра России имени Евгения Светланова. Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III симфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова и полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина, московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2018 году в зале имени Чайковского в шестой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других. 

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013 номинирован на премию Grammy. В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора Королевского колледжа музыки (Лондон) и почетного профессора Московского государственного университета. 

    Ансамбль «Галерея актуальной музыки» / ГАМ-Ансамбль

    Ансамбль создан в 2010 году композитором Олегом Пайбердиным. В репертуаре ансамбля – произведения классиков отечественного и зарубежного авангарда XX века. Одна из главных задач коллектива – развитие актуальных областей современного музыкального творчества, где свободно сосуществуют новейшая камерная музыка, импровизация, визуально-акустические перформансы и видеоарт. Основная миссия ансамбля – исполнение новой музыки с акцентом на произведениях, написанных за последние 20 лет, проекты на пересечении музыкального, визуального и театрального искусства. ГАМ-Ансамбль сотрудничает с современными композиторами, художниками, хореографами, режиссерами, аниматорами, мастерами слова и театра. Постоянный участник фестивалей и абонементов Московской филармонии «Другое пространство», «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Живая дорожка», «Миры современной музыки».

    Коллектив тесно сотрудничает с Союзом композиторов России, Московским Союзом композиторов, Российским национальным музеем музыки, Государственным музеем истории ГУЛАГа, Культурным центром ЗИЛ, Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Благотворительным фондом Юргенсона, с рядом российских и зарубежных партнеров – в том числе Немецким Гёте-институтом, Польским культурным центром в Москве, Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция» в Москве, Новосибирской, Нижегородской и Уральской консерваториями, Барнаульской, Бурятской, Калининградской, Новосибирской, Свердловской, Сургутской, Хакасской филармониями, Музеем современного искусства PERMM в Перми, Галереей современного искусства «Стерх» в Сургуте. Коллектив многократно гастролировал в городах России (Абакан, Барнаул, Екатеринбург, Калининград, Кемерово, Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург, Сургут, Томск, Сыктывкар, Улан-Удэ) и за рубежом (Франция, Польша, Украина, Казахстан).

    В 2012 году проект «ГАМ-Ансамбль: Новая Россия – Новая Европа» получил поддержку Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Ernst von Siemens Musikstiftung, Германия) и был включен в программу «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры Российской Федерации. В 2017 году ГАМ-Ансамбль принял участие в творческом образовательном проекте для молодых композиторов и драматургов «Лаборатория КОOPERAЦИЯ» в Музыкальным театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Одна из программ ансамбля по поддержке молодых авторов – приглашение ежегодных «композиторов-резидентов» (подобная инициатива в России появилась впервые). Гостем ГАМ-Ансамбля в 2011 году стал молодой российский композитор Александр Хубеев, в 2012 – Любовь Терская, в 2013 – Сергей (Сэ Хёнг) Ким, в 2015 – Николай Попов, в 2018 – Андрей Бесогонов. Готовится к выпуску CD «GAME: Начало» с произведениями, специально написанными для ГАМ-Ансамбля.

    Олег Пайбердин

    Родился на Алтае. Детство и юность провел в городе Каратау (Казахстан), где учился в ДМШ у своего отца Вячеслава Пайбердина. Окончил Уральскую государственную консерваторию (1996) и ассистентуру-стажировку (1999) по композиции у профессора Анатолия Нименского. Посещал мастер-классы композиторов Авета Тертеряна, Сергея Беринского, Сергея Слонимского, Жоржа Апергиса, Ребекки Сондерс, Хаи Черновин, Пьерлуиджи Биллоне, Эрнста Хельмута Фламмера, Пауля-Хайнца Диттриха и др., воркшоп для композиторов «Европа встречает Китай» на базе ансамбля Sinfonietta Luxembourg. Член Союза композиторов России с 1997 года. Лауреат III Международного конкурса по композиции имени Прокофьева (Санкт-Петербург, 1999), II Международного конкурса современной музыки «Композитор XXI века» (Калуга, 2014). Стипендиат Академии Schloss Solitude, институций Zismar и Lukas в Германии, международного композиторского центра Visby в Швеции.

    Инициатор и арт-директор фестиваля «Другое пространство» (2009, 2010, 2012). Основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-Ансамбля). Участвовал во многих фестивалях в России, Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Казахстане, Китае, Латвии, Литве, Люксембурге, Македонии, Нидерландах, Норвегии, Украине, Франции, Чехии, Шотландии, Швейцарии, Эстонии, Японии, среди них: «Новая консонантная музыка» (Брюссель), World Music Days (Гент), Passages (Синт-Никлас), Klassik en Architectuur (Антверпен), «Европа встречает Китай» (Люксембург), Международная Гаудеамус-неделя музыки (Амстердам), Sonic Fusion Festival (Эдинбург), Der Sommer in Stuttgart 10, Musik aus Solitude (Штутгарт), Wortkangraum (Бонн), Concentus Moraviae (Брно), Is Arti (Каунас), New Music Week Festival (Шанхай), China-ASIAN Music Festival (Наннинг), Beijing Modern Music Festival (Пекин), Kiev music fest (Киев), «Контрасты» (Львов), «Наурыз 21» (Алматы), «Московская осень», «Московский форум», «Панорама музыки России», «Арт-ноябрь», «Другое пространство» (Москва), «Пифийские игры», reMusik (Санкт-Петербург), IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства (Екатеринбург), «Опус 52» (Нижний Новгород), «Европа-Азия» (Казань), «Сибирские сезоны» (Новосибирск), «Тезисы» (Кемерово), «Традиции и классика авангарда» (Сыктывкар), Международный фестиваль современной музыки имени Эдисона Денисова (Томск) и многие другие.

    Среди исполнителей его музыки — Госоркестр России имени Светланова, Уральский академический филармонический оркестр, Камерный оркестр Ровенской филармонии, Ансамбль новой музыки Екатеринбурга, Имидж-квартет, Бём-квартет, Ferdinand-квартет, «Другой оркестр» (Екатеринбург), Московский квартет саксофонов, Квартет флейт «Сиринкс», ансамбли «Студия новой музыки», Московский Ансамбль Современной Музыки, ГАМ-Ансамбль, «Романтик-квартет», eNsemble (Санкт-Петербург), «Лаборатория новой музыки» (Новосибирск), Муниципальный камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», Camerata Sinfonia (Нижний Новгород), «Игеру» (Алматы), Archi, Ricochet (Украина), Neue Vocalsolisten Stuttgart, SurPlus (Германия), Ensemble ’88 (Нидерланды), Goeyvaerts String Trio (Бельгия), Quattro Differente (Латвия), Шотландский квартет кларнетов, Симфониетта Люксембурга, Ансамбль Sax Est (Эстония), Ансамбль UmeDuo (Швеция), Ансамбль альтистов Токийского музыкального колледжа (Япония), дирижеры Владимир Юровский, Дмитрий Лисс, Алексей Виноградов, Игорь Дронов, Федор Леднев, Рене Гуликерс и другие.

    Ансамбль солистов «Студия новой музыки»

    Ведущий российский коллектив, специализирующийся на исполнении современной музыки. Основан в 1993 году в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым. В репертуаре ансамбля практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы. Специально для «Студии» создавали опусы такие известные композиторы, как Маартен Альтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Роман Леденёв, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Мартайн Паддинг, Луис Наон, Энно Поппе, Роджер Редгейт, Владимир Тарнопольский, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Цинсстаг и многие другие. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют сотрудничеству с молодыми авторами — проведению мастер-классов, заказу новых сочинений.

    Ансамбль активно концертирует в России и за рубежом. Концерты «Студии новой музыки» проходят в Большом зале Московской консерватории, в Санкт-Петербургской филармонии, Берлинском Konzerthaus и филармонии, парижском Cité de la Musique, венецианском театре Малибран и других крупнейших залах мира. Ансамбль неоднократно выступал совместно с ансамблями ASKO / Schoenberg, Ensemble Modern и Klangforum Wien. «Студия новой музыки» регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организовывает спецпроекты в университетах, включая знаменитые Оксфордский, Бостонский и Гарвардский университеты. «Студия» стала первым и на сегодня единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте. Базовый коллектив международного фестиваля современной музыки «Московский форум», который проходит при поддержке Центра современной музыки Московской консерватории. Ансамбль проводит Международный конкурс молодых композиторов имени Юргенсона. В октябре 2018 года отметил 25-летие.

    Игорь Дронов

    Заслуженный артист России Игорь Дронов окончил Московскую консерваторию и аспирантуру как хоровой и оперно-симфонический дирижер (классы профессоров Бориса Тевлина и Дмитрия Китаенко). Участвовал в мастер-классах Георга Шолти и Пьера Булеза. С 1992 года преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования (с 2002 – профессор). С 1991 года – дирижер Большого театра. Участвовал в подготовке премьеры аутентичной версии оперы «Руслан и Людмила», был музыкальным руководителем ряда балетных постановок, дирижером-постановщиком балетов «Золушка», «Урок», «Русские сезоны», «Коппелия», «Петрушка», Chroma, Cinque, «Симфония псалмов», «Укрощение строптивой».

    Как приглашенный дирижер выступает с Российским национальным оркестром, симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», оркестром Финской национальной оперы, Филармоническим оркестром Монте-Карло, Национальным симфоническим оркестром Кеннеди-центра, Ensemble Modern (Германия) и другими коллективами. Гастролирует в странах Европы, США и Азии. Главный дирижер ансамбля солистов «Студия новой музыки», с которым дал более 1000 концертов, представив сотни мировых и российских премьер. Главный дирижер фестиваля «Московский форум», художественный руководитель Молодежного ансамбля солистов «Премьера». Записал серию CD с современной русской и зарубежной музыкой. Заслуженный артист России.

    Московский Ансамбль Современной Музыки / МАСМ

    Основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при поддержке лидера новой отечественной музыки, классика ХХ столетия – Эдисона Денисова. МАСМ одним из первых представил на Западе новейшую российскую музыку, а в России – творчество современных зарубежных авторов. Сегодня базовая структура МАСМ – квинтет (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано), при этом состав часто расширяется до большого ансамбля и камерного оркестра. Основная задача коллектива – представление актуального творчества российских и зарубежных композиторов: на счету МАСМ более 1000 российских и мировых премьер. Особое место в репертуаре ансамбля занимает русский музыкальный авангард ХХ века. По приглашению МАСМ в Россию приезжали выдающиеся композиторы, среди которых Янис Ксенакис, Дьердь Куртаг, Анатоль Виеру, Фредерик Ржевский, Луи Андриссен, Тео Лувенди, Жерар Цинсстаг и другие.

    Ансамбль записал более 50 CD, выпущенных ведущими лейблами России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. Гастролировал в 80 российских городах и 28 странах мира, выступал на крупнейших фестивалях, таких как «Другое Пространство» (Москва), Московская биеннале современного искусства, Дягилевский фестиваль (Пермь), «Варшавская осень» (Польша), Gaudeamus Music Week (Нидерланды), FrankfurtFest, Maerzmusic (Германия), Klangspuren (Австрия), Transart (Италия). Участвовал в создании ряда значительных проектов: «Машина» в МХТ (режиссер Кирилл Серебренников), «Реконструкция» в Школе драматического искусства (Москва) и Эрмитажном театре (Санкт-Петербург), «Цвет-символ-звук» в ММДМ, «Москва» в Cité de la musique (Париж). 

    Важное направление деятельности коллектива – просветительские концерты-лекции и мастер-классы, которые прошли почти во всех федеральных округах страны. МАСМ – инициатор создания уникального ежегодного проекта: Международной академии молодых композиторов (г. Чайковский, Пермский край), где по приглашению МАСМ преподают Беат Фуррер, Оскар Бьянки, Марк Андре, Клаус Ланг, Филипп Леру и другие композиторы с международной известностью. Входит в Международное общество современной музыки (ISCM, 2005). В 2013 году спектакль «Полнолуние» с участием МАСМ стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». В 2015 году по версии газеты «Музыкальное обозрение» МАСМ стал лучшим ансамблем года. Ежегодно дает более 70 концертов в России и за рубежом.

    Фёдор Леднёв

    Родился в 1971 году в Минске, окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу хорового дирижирования и по классу оперно-симфонического дирижирования. Ведет преподавательскую деятельность в Музыкальном колледже имени Римского-Корсакова. Сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии и другими. Постоянно сотрудничает с оркестром и хором MusicAeterna (Пермь), выступает со многими российскими и зарубежными ансамблями современной музыки, такими как «Студия новой музыки», ГАМ-Ансамбль (Москва), Nostri Temporis (Киев), KNM (Берлин), Phoenix (Базель).

    Постоянный приглашенный дирижер Московского Ансамбля Современной Музыки, постоянный участник российских и европейских фестивалей современной музыки, дирижер-ассистент российской постановки оперы Берга «Воццек» (Государственный академический Большой театр России, 2009). С момента основания в 2001 году –  постоянный дирижер Санкт-Петербургского ансамбля современной музыки eNsemble. Под его руководством исполнено более 200 новых сочинений. Как вокалист принимал участие в постановках старинных и современных опер — «Эней в Лацио» Сарти (1999), «Якоб Ленц» Рима (2001), «Орфей» Монтеверди (партия Орфея, 2002). В 2018 году выступил дирижером-постановщиком балета «Пахита» в Екатеринбургском театре оперы и балета; спектакль номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска».

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    28 ноября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    29 ноября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    30 ноября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    1 декабря в 19:00