В продаже абонемент Musica sacra nova
Концерт проходит в одном отделении
Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.
Абонемент №61:
«Язык музыки». I цикл. Воскресные дневные концерты-лекции о самом универсальном языке мира
«Язык музыки» отличается от традиционных филармонических концертов: ведущие общаются с музыкантами и друг с другом, ставят ключевые вопросы о музыке и находят неожиданные ответы на них. А слушатели дирижируют симфоническим оркестром, играют на оркестровых инструментах и поют вместе со всем залом.
Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).
С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».
Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.
С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).
Ведущая концертов, специалист по маркетинговым коммуникациям в сфере культуры.
С 2011 года работает в Московской филармонии, отвечает за SMM, видеоконтент и специальные партнерские проекты. В составе филармонической команды организует концерты с участием музыкантов и ведущих оркестров России и зарубежья. В паре с музыковедом Ярославом Тимофеевым ведет просветительский проект «Язык музыки» на сценах Концертного зала имени П. И. Чайковского и «Филармонии-2». Автор и ведущая цикла «Мой первый композитор».
В 2019 году вела трансляции XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского для канала medici.tv, которые посмотрели более 20 млн. зрителей по всему миру. В рамках этих трансляций брала интервью у Валерия Гергиева и других выдающихся музыкантов. В 2022 году вела онлайн-трансляции Международного конкурса имени С. В. Рахманинова, работая в прямом эфире на двух языках.
Руководила пресс-центром XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, работала с журналистами из TheTimes, BBC Radio 3, FAZ и всех ведущих российских медиа. Была приглашенным спикером конференции Moscow PR Week (МГИМО), семинаров для менеджеров концертных организаций в Москве и Екатеринбурге.
В 2014 году создала просветительский YouTube-канал Muzium. Сегодня на канале опубликованы более ста лекций ведущих отечественных музыковедов, среди которых Левон Акопян, Лариса Кириллина, Роман Насонов. В 2021 году под брендом Muzium выходил подкаст проекта «Как полюбить оперу», включенный в подборку лучших мировых подкастов о театре журнала Forbes.
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Андрей Колясников родился в 1992 году в Екатеринбурге. Окончил Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Вячеслава Карташова) и ассистентуру-стажировку Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова (класс профессора Юрия Симонова).
Стажировался под руководством Валерия Гергиева в Мариинском театре и под руководством Феликса Коробова в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Участник Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров профессора Юрия Симонова в Москве (2018, 2019), мастер-классов Фабио Мастранджело и Николаса Паске.
Победитель IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (2023). Обладатель стипендии имени Марка Павермана (2015) и именной стипендии фонда «Новые имена» (2007).
В 2015–2019 гг. преподавал в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, Уральской специальной музыкальной школе-десятилетке и Свердловском музыкальном училище имени П. И. Чайковского, где также возглавлял учебные симфонические оркестры. С симфоническим оркестром УрСМШ завоевал Гран-при на XX Международном фестивале античного искусства «Боспорские агоны» в Керчи (2018).
Сотрудничал с Екатеринбургским государственным академическим театром оперы и балета (в качестве ассистента дирижера-постановщика Оливера Дохнаньи участвовал в постановке оперы «Турандот» Пуччини). С 2022 года – преподаватель кафедры оперно-симфонического дирижирования Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова.
С 2019 года – ассистент дирижера Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Симонов). Выступал с Симфоническим оркестром Мариинского театра, Госкапеллой России, оркестрами Ярославской, Тульской, Брянской, Ростовской и Северо-Кавказской филармоний, Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова и Камерным хором Московской консерватории, Московским государственным академическим камерным хором Владимира Минина.
Сотрудничал со многими известными солистами, среди которых Борис Андрианов, Валерий Ворона, Даниил Коган, Мирослав Култышев, Павел Милюков, Айлен Притчин, Равиль Ислямов, Александр Рамм, Максим Рубцов, Юрий Фаворин, Валерий Шкарупа, Аида Гарифуллина, Хачатур Бадалян, Сергей Писарев, Дмитрий Сибирцев. В цикле «Сказки с оркестром» Московской филармонии выступал с актерами Дмитрием Назаровым, Юлией Пересильд и Игорем Петренко.
Принимал участие в фестивале «Москва встречает друзей» фонда Владимира Спивакова в Доме музыки, гала-концерте «Новый век» к 100-летию ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова в МКЗ «Зарядье», проектах Санкт-Петербургского Дома музыки, фестивале музыки и искусств «Тремоло» в Тольятти (художественный руководитель – Фабио Мастранджело), фестивале античного искусства «Боспорские агоны» в Керчи. В 2022 году в Большом зале Московской консерватории участвовал в концертном исполнении оперы «Ася» Ипполитова-Иванова, возрожденной после более чем столетнего забвения.
Камерный хор Московской консерватории был создан по инициативе профессора Александра Соколова в декабре 1994 года выдающимся хоровым дирижером, народным артистом России, профессором Борисом Тевлиным. Коллектив – обладатель Гран-при и двух золотых медалей Международного конкурса хоров (Италия, 1998), лауреат I премии и обладатель золотой медали I Международного конкурса хоров имени Брамса (Германия, 1999), победитель I Всемирной хоровой Олимпиады (Австрия, 2000), обладатель Гран-при XXII Международного конкурса православной церковной музыки «Хайнувка» (Польша, 2003). С августа 2012 года художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории – лауреат Премии Москвы, профессор кафедры хорового дирижирования Александр Соловьев. Главный хормейстер – Мария Челмакина, хормейстеры – Алексей Вязников, Тарас Ясенков.
В последние годы хор под управлением выдающихся дирижеров принимал участие в ряде знаковых проектов, среди которых: российская премьера оперы «Смерть в Венеции» Бриттена (Геннадий Рождественский), юбилейные концерты ансамбля «Студия новой музыки» (Игорь Дронов); участие в фестивалях «Зеркало в зеркале» (Андрес Мустонен); исполнение Симфонии №3 Корндорфа (Александр Лазарев) и «Глаголической мессы» Яначека (Ян Латам-Кёниг); участие в балете на музыку Стравинского «Симфония псалмов» на Исторической сцене Большого театра России (Павел Клиничев). Совместно с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова исполнены опера «Прометей» Орфа, кантата «Свадьба Прометея» Сен-Санса, «Поэтория» Щедрина (Владимир Юровский), с РНО – Реквием Дворжака, опера «Майская ночь» Римского-Корсакова (Михаил Плетнёв), с Камерным оркестром Московской консерватории – опера «Буря» Алябьева (Феликс Коробов), с ГАСК России – Восьмая симфония Малера (Валерий Полянский).
Хор гастролирует по России и за рубежом. Участник всероссийских и международных фестивалей, среди которых «Голоса православной России», Московский Пасхальный фестиваль, «Московская осень», «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Другое пространство», Осенний хоровой фестиваль имени Бориса Тевлина, «Дню Победы посвящается», «Запечатленный ангел» к 85-летию Родиона Щедрина и другие.
С Камерным хором выступали выдающиеся музыканты нашего времени, в их числе Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Юрий Симонов, Саулюс Сондецкис, Андрес Мустонен, Теодор Курентзис, Александр Рудин, Эрик Эриксон, Даниил Крамер, Владимир Крайнев, Екатерина Мечетина, Николай Петров, Вероника Джиоева, Симона Кермес, Лора Клейкомб, Сергей Лейферкус, Патриция Чьофи, Иэн Бостридж, Йестин Дэвис, Питер Колман-Райт и др.
Главное творческое направление коллектива – исполнение произведений современных отечественных и зарубежных композиторов. В дискографии хора – сочинения Рахманинова, Шостаковича, Шнитке, Губайдулиной, Леденева, Пендерецкого, Тавенера; программы «Русская духовная музыка», «Формула успеха», «Многая лета», антология шедевров хоровой музыки «Исполнительское искусство Бориса Тевлина», Первая симфония Скрябина (совместно с РНО под управлением Михаила Плетнёва) и др. В 2008 году запись русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» Щедрина в исполнении Камерного хора под управлением Бориса Тевлина удостоена премии ECHO Klassik в категории «Лучшее оперное исполнение года».
В 2014 году Камерный хор во главе с Александром Соловьевым завоевал три золотые медали World Choir Games (Латвия); в 2015 году стал обладателем Гран-при, четырех званий лауреата I премии, а также обладателем четырех спецпризов XI Международного конкурса хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Поющий мир» имени Юрия Фалика (Санкт-Петербург).
Александр Соловьев окончил Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных (класс доцента Владимира Любарского), Московскую консерваторию (класс профессора Станислава Калинина) и аспирантуру МГК (руководитель – профессор Борис Тевлин). С 2004 года – преподаватель Московской консерватории, с 2017 года – профессор, с 2013 года – декан по работе с иностранными учащимися и член Ученого совета МГК. В 1997–2012 гг. – участник Камерного хора Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина, с 2003 года – хормейстер, с 2009 – главный хормейстер, с 2012 года – художественный руководитель.
В 2008 году основал Концертный хор Московского педагогического государственного университета, в 2016 году возглавил Концертный хор Московского государственного института музыки имени Шнитке, где является профессором кафедры дирижерского искусства. Художественный руководитель Международного Осеннего хорового фестиваля имени Бориса Тевлина. Официальный представитель России во Всемирном хоровом совете Международной ассоциации Interkultur; член Московского музыкального общества, Международного союза музыкальных деятелей, Всероссийского хорового общества.
Юлия Щербакова окончила Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского в Екатеринбурге (2008, класс профессора Светланы Зализняк). Удостоена I премии Международного конкурса вокалистов имени Б. Т. Штоколова в Санкт-Петербурге (2012), дипломов Международного конкурса вокалистов имени С. В. Рахманинова в Ростове-на-Дону (2009) и Конкурса конкурсов вокалистов Собиновского музыкального фестиваля в Саратове (2013).
В 2008–2014 гг. – солистка Ростовского государственного музыкального театра, на сцене которого исполняла ведущие партии в операх Моцарта, Верди, Оффенбаха, Римского-Корсакова, Стравинского, Баневича, Рыбникова.
С 2015 года – солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера». Выступает в спектаклях «Волшебная флейта» и «Мнимая садовница» Моцарта (Царица ночи и Сандрина), «Травиата» и «Бал-маскарад» Верди (Виолетта и Оскар), «Турандот» Пуччини (Лиу), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (Олимпия), «Царская невеста», «Золотой петушок» и «Садко» Римского-Корсакова (Марфа, Шемаханская царица и Волхова), «Царица» Тухманова (Александрина), «Доктор Гааз» Сергунина (Гретхен), «Чаадский» Маноцкова (Лиза), «Телефон» Менотти (Люси), «Летучая мышь» Штрауса (Адель), «Орландо, Орландо» на музыку Генделя и Габриэля Прокофьева (Анжелика) и других.
Ведет активную концертную деятельность, гастролирует по России и за рубежом, принимала участие в фестивалях в Эстонии, Греции, Таиланде.
В 2021 году стала лауреатом Международного конкурса искусства и творчества Premium Art в Казани и Международного онлайн-конкурса «Талант» в Москве.
Шота Чибиров окончил Владикавказский колледж искусств имени Валерия Гергиева (2009, класс Нелли Хестановой) и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (2015, класс профессора Анатолия Киселёва).
В 2015–2018 гг. совершенствовался под руководством Грайра Ханеданьяна в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Выступал в операх «Царская невеста» Римского-Корсакова (Елисей Бомелий), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (Задрипанный мужичонка), «История Кая и Герды» Баневича (Кай), «Анна Болейн» Доницетти (Лорд Перси, концертное исполнение) и «Ласточка» Пуччини (Руджеро, концертное исполнение). В составе труппы театра принимал участие в фестивале «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге и Дальневосточном фестивале «Мариинский» во Владивостоке, гастролировал в Китае.
В 2016–2018 гг. завоевал премии на многих международных вокальных конкурсах: имени Павла Лисициана во Владикавказе (I премия), «Хосе Каррерас Гран-при» в Москве (I премия и Приз зрительских симпатий), Елены Образцовой (II премия и специальный приз за лучшее исполнение произведения Рахманинова от Музея-усадьбы «Ивановка» с правом сольного концерта в рамках Рахманиновского фестиваля), имени Б. Т. Штоколова (I премия) и имени Георга Отса (III премия) в Санкт-Петербурге.
С 2019 года – солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», на сцене которого дебютировал в опере «Трубадур» Верди (Манрико). Позднее исполнял ведущие партии в операх «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского (Ленский и Водемон), «Садко» Римского-Корсакова (Индийский гость), «Алеко» Рахманинова (Молодой цыган), «Травиата» и «Бал-маскарад» Верди (Альфред и Риккардо), «Тоска» Пуччини (Марио Каварадосси) и оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса (Альфред).