Посвящение Андрею Тарковскому
Музыка из фильмов и спектаклей

вторник, 19:00

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

Николай Цинман дирижер

Антон Жуков дирижер

Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

Екатерина Мельникова орган

Елена Евсеева сопрано

Евгения Сегенюк контральто

Сергей Радченко тенор

Владимир Байков бас

Евгения Смольянинова народное пение

Эдуард АртемьевВалерий БариновЕвгений БунимовичПавел ЛунгинЮрий НазаровЮрий НорштейнМарк РозовскийМарина ТарковскаяАнна Терехова Художественный руководитель концерта – Вячеслав Шмыров

В программе:

Стихи Арсения Тарковского И. С. БахХоральная прелюдия “Das alte Jahr vergangen ist” ОвчинниковПролог из оратории «Сергий Радонежский»«Сны Ивана» – эпизод из музыки к кинофильму «Иваново детство» Артемьев«Океан» – эпизод из музыки к фильму «Солярис» ВердиПервая часть “Requiem et Kyrie” («Вечный покой даруй им, Господи») из «Реквиема» И. С. Бах – Артемьев«Слушая Баха» – эпизод из музыки к фильму «Солярис» на тему хоральной прелюдии“Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ” («Я взываю к тебе, Господи Иисусе Христе») МусоргскийВступление и полонез из оперы «Борис Годунов» И. С. БахАрия альта “Erbame dich, mein Gott” («Сжалься надо мною, Господь») из «Страстей по Матфею» Русская народная песня «Эй, кумушки, кумитеся, эй, кумушки, любитеся…» И. С. Бах“Herr! Unser Herrscher” («Господи! Владыка наш») из «Страстей по Иоанну»

Андрей Тарковский (1932–1986) 

Андрей Тарковский – выдающийся режиссер и сценарист, один из крупнейших мастеров искусства кино. Родился в 1932 году в селе Завражье Ивановской Промышленной области (ныне в составе Костромской области) в семье московских литераторов. В начале войны переехал с матерью в Юрьевец. Дом в Юрьевце стал для Тарковского прообразом, воплощенным в фильме «Зеркало» (в настоящее время здесь находится посвященный режиссеру музей). 

Вернувшись в Москву в 1943-м, Андрей Тарковский продолжил учебу. В музыкальной школе обучался по классу фортепиано, в седьмом классе поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года. Два года учился на арабском отделении Московского института востоковедения. В 1953-м уехал в научно-исследовательскую экспедицию института НИГРИЗолото в Сибирь, проработав почти год на реке Куйрейке (плато Путорана), где укрепился в решении стать кинорежиссером. По возвращении в Москву поступил во ВГИК в мастерскую Михаила Ромма. 

В период учебы Андрей Тарковский снял три короткометражных фильма – «Убийцы» (первая роль в кино Василия Шукшина), «Сегодня увольнения не будет» (первая роль в кино Леонида Куравлёва) и «Каток и скрипка». Последний – дипломная работа – был снят по сценарию, написанному совместно с Андреем Кончаловским, и получил первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке (1961). В 1960 году Тарковский с отличием окончил ВГИК. 

Первой его полнометражной картиной стал фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван», где в главной роли снялся юный Николай Бурляев. Фильм получил много премий, в том числе высшую награду Венецианского кинофестиваля – «Золотого льва». 

Начало 1960-х связано с работой над фильмом-проповедью «Андрей Рублёв» (совместный сценарий с Кончаловским) – первой серьезной авторской работой Тарковского. Картина встретила неоднозначный прием со стороны как бюрократических кругов, так и творческой интеллигенции, однако в XXI веке вошла в топ-лист величайших работ искусства кинематографии. В ограниченный прокат «Андрей Рублёв» поступил в 1971 году (заявка на фильм была подана режиссером в 1961-м), премьера восстановленного фильма состоялась в 1987 году. 

Более благосклонно была принята философско-футуристическая лента «Солярис» (1972) по роману Станислава Лема. Согласно замыслу режиссера композитор Эдуард Артемьев создал не традиционный саундтрек, а целую звуковую картину как неотъемлемую часть живой планеты Солярис. Мир далекой планеты озвучен с помощью синтезатора и лишен земных ассоциаций, в то время как человеческая память обращается к вершинным созданиям земного искусства: в фильме воспроизводятся фа-минорная хоральная прелюдия Баха, полотна Брейгеля, Троица Андрея Рублева, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, Толстой, Достоевский, Мартин Лютер, Ницше. Картина удостоена призов фестивалей в Каннах и Карловых Варах. 

Самый исповедальный фильм Тарковского – автобиографическая драма «Зеркало» (1974). Сюжет ленты условен и строится на основании воспоминаний героя, которые переплетаются с архивной хроникой (гражданская война в Испании и Великая Отечественная, пограничный конфликт с Китаем на острове Даманском, запуск первых советских стратостатов). Первый показ прошел в узком кругу – в числе приглашенных были Дмитрий Шостакович, Пётр Капица, Чингиз Айтматов, высоко оценившие картину. Руководство Госкино сочло фильм непонятным: с одной стороны, он не подвергся изменениям, с другой – вышел на экран небольшим тиражом. В Италии «Зеркало» было признано лучшим иностранным фильмом, получив национальную премию «Давид ди Донателло». 

Готовясь к новой картине, Тарковский читал лекции, поставил в Театре имени Ленинского комсомола спектакль «Гамлет» (1977). 

Работа над следующим фильмом – «Сталкер» (1979) по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» – велась чрезвычайно интенсивно и заняла три года. Сюжет был максимально «очищен» от научно-фантастической образности. Для Тарковского первостепенное значение имел философский подтекст, и одним из главных акцентов картины стал образ пути как поиска самого себя. Важную роль в нем играет музыка Эдуарда Артемьева, сопровождающая кадры отстраненного «потустороннего» мира. Премьера фильма состоялась в 1980 году, «Сталкер» получил специальные призы Каннского фестиваля и итальянской премии «Давид ди Донателло», на родине Андрею Тарковскому было присвоено звание народного артиста РСФСР. «Сталкер» оказал заметное влияние на культуру, вдохновляя режиссеров, музыкантов, создателей компьютерных игр. 

В 1980 году в рамках подготовки к совместному советско-итальянскому проекту «Ностальгия» Тарковский отправился в путешествие по Италии с Тонино Гуэррой. Во время поездки начал формироваться совместный сценарий фильма. Контракт на съемки картины с итальянской стороной был подписан в 1982 году. Тогда же, во время поиска места для съемок «Ностальгии», Тарковский снял документальный фильм «Время путешествия». Как и предыдущие работы режиссера, «Ностальгия» воплощает идею поиска человеком своего предназначения и взгляд в глубины собственной души. В качестве духовных опор показаны культурные символы человечества – храмы, фрески, исторические места, живопись Дали и Россетти. Велика роль музыкального оформления: по сюжету русский писатель изучает в Италии биографию русского композитора, прототипом которого является Максим Березовский. В фильме звучат Реквием Верди, Девятая симфония Бетховена, две русские народные песни в исполнении Ольги Сергеевой. В 1983-м «Ностальгия» получила три приза Каннского фестиваля (в том числе за режиссуру), на родине же Тарковский был уволен из «Мосфильма». 

В том же году Тарковский поставил оперу «Борис Годунов» Мусоргского в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден (дирижер – Клаудио Аббадо). Это вторая и последняя театральная работа режиссера. В 1984-м Тарковский объявил о своем решении остаться на Западе. Последней работой режиссера стала философская драма «Жертвоприношение» (1986) – своего рода завещание человечеству и предостережение об угрозе ядерной войны. В фильме звучит музыка «Страстей по Матфею» Баха, композиции Ватазуми Досо на японской флейте хоттику, шведские народные песни. Картина удостоена нескольких наград Каннского фестиваля (в том числе Гран-при), премии Британской академии кино и телевизионных искусств и других наград. В 1990 году режиссер посмертно удостоен Ленинской премии. 

Творчество Тарковского повлияло и продолжает влиять на многих отечественных и зарубежных режиссеров (в их числе Ларс фон Триер, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Александр Сокуров, Андрей Звягинцев). Память о Тарковском увековечена на родине и за рубежом созданием музеев и памятников, организацией конференций и чтений, тематических фестивалей и именных премий. Его именем названы улицы в нескольких городах и малая планета. 

«Тарковский – величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон». (Ингмар Бергман)