Посвящение Андрею Тарковскому Музыка из фильмов и спектаклей : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Посвящение Андрею Тарковскому
    Музыка из фильмов и спектаклей

    26 апреля 2022

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
    Николай Цинман, дирижёр
    Антон Жуков, дирижёр
    Государственная академическая
    хоровая капелла России
    имени А. А. Юрлова
    Екатерина Мельникова (орган)
    Елена Евсеева (сопрано)
    Евгения Сегенюк (контральто)
    Сергей Радченко (тенор)
    Владимир Байков (бас)
    Евгения Смольянинова (народное пение)

    Эдуард Артемьев
    Валерий Баринов
    Евгений Бунимович
    Павел Лунгин
    Юрий Назаров
    Юрий Норштейн
    Марк Розовский
    Марина Тарковская
    Анна Терехова

    Художественный руководитель концерта – Вячеслав Шмыров


    В программе:

    Стихи Арсения Тарковского

    И. С. Бах
    Хоральная прелюдия “Das alte Jahr vergangen ist”

    Овчинников
    Пролог из оратории «Сергий Радонежский»
    «Сны Ивана» – эпизод из музыки к кинофильму «Иваново детство»

    Артемьев
    «Океан» – эпизод из музыки к фильму «Солярис»

    Верди
    Первая часть “Requiem et Kyrie” («Вечный покой даруй им, Господи») из «Реквиема»

    И. С. Бах – Артемьев
    «Слушая Баха» – эпизод из музыки к фильму «Солярис» на тему хоральной прелюдии
    “Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ” («Я взываю к тебе, Господи Иисусе Христе»)

    Мусоргский
    Вступление и полонез из оперы «Борис Годунов»

    И. С. Бах
    Ария альта “Erbame dich, mein Gott” («Сжалься надо мною, Господь») из «Страстей по Матфею»

    Русская народная песня «Эй, кумушки, кумитеся, эй, кумушки, любитеся…»

    И. С. Бах
    “Herr! Unser Herrscher” («Господи! Владыка наш») из «Страстей по Иоанну»

    12+

    Андрей Тарковский (1932–1986) 

    Андрей Тарковский – выдающийся режиссер и сценарист, один из крупнейших мастеров искусства кино. Родился в 1932 году в селе Завражье Ивановской Промышленной области (ныне в составе Костромской области) в семье московских литераторов. В начале войны переехал с матерью в Юрьевец. Дом в Юрьевце стал для Тарковского прообразом, воплощенным в фильме «Зеркало» (в настоящее время здесь находится посвященный режиссеру музей). 

    Вернувшись в Москву в 1943-м, Андрей Тарковский продолжил учебу. В музыкальной школе обучался по классу фортепиано, в седьмом классе поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года. Два года учился на арабском отделении Московского института востоковедения. В 1953-м уехал в научно-исследовательскую экспедицию института НИГРИЗолото в Сибирь, проработав почти год на реке Куйрейке (плато Путорана), где укрепился в решении стать кинорежиссером. По возвращении в Москву поступил во ВГИК в мастерскую Михаила Ромма. 

    В период учебы Андрей Тарковский снял три короткометражных фильма – «Убийцы» (первая роль в кино Василия Шукшина), «Сегодня увольнения не будет» (первая роль в кино Леонида Куравлёва) и «Каток и скрипка». Последний – дипломная работа – был снят по сценарию, написанному совместно с Андреем Кончаловским, и получил первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке (1961). В 1960 году Тарковский с отличием окончил ВГИК. 

    Первой его полнометражной картиной стал фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван», где в главной роли снялся юный Николай Бурляев. Фильм получил много премий, в том числе высшую награду Венецианского кинофестиваля – «Золотого льва». 

    Начало 1960-х связано с работой над фильмом-проповедью «Андрей Рублёв» (совместный сценарий с Кончаловским) – первой серьезной авторской работой Тарковского. Картина встретила неоднозначный прием со стороны как бюрократических кругов, так и творческой интеллигенции, однако в XXI веке вошла в топ-лист величайших работ искусства кинематографии. В ограниченный прокат «Андрей Рублёв» поступил в 1971 году (заявка на фильм была подана режиссером в 1961-м), премьера восстановленного фильма состоялась в 1987 году. 

    Более благосклонно была принята философско-футуристическая лента «Солярис» (1972) по роману Станислава Лема. Согласно замыслу режиссера композитор Эдуард Артемьев создал не традиционный саундтрек, а целую звуковую картину как неотъемлемую часть живой планеты Солярис. Мир далекой планеты озвучен с помощью синтезатора и лишен земных ассоциаций, в то время как человеческая память обращается к вершинным созданиям земного искусства: в фильме воспроизводятся фа-минорная хоральная прелюдия Баха, полотна Брейгеля, Троица Андрея Рублева, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, Толстой, Достоевский, Мартин Лютер, Ницше. Картина удостоена призов фестивалей в Каннах и Карловых Варах. 

    Самый исповедальный фильм Тарковского – автобиографическая драма «Зеркало» (1974). Сюжет ленты условен и строится на основании воспоминаний героя, которые переплетаются с архивной хроникой (гражданская война в Испании и Великая Отечественная, пограничный конфликт с Китаем на острове Даманском, запуск первых советских стратостатов). Первый показ прошел в узком кругу – в числе приглашенных были Дмитрий Шостакович, Пётр Капица, Чингиз Айтматов, высоко оценившие картину. Руководство Госкино сочло фильм непонятным: с одной стороны, он не подвергся изменениям, с другой – вышел на экран небольшим тиражом. В Италии «Зеркало» было признано лучшим иностранным фильмом, получив национальную премию «Давид ди Донателло». 

    Готовясь к новой картине, Тарковский читал лекции, поставил в Театре имени Ленинского комсомола спектакль «Гамлет» (1977). 

    Работа над следующим фильмом – «Сталкер» (1979) по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» – велась чрезвычайно интенсивно и заняла три года. Сюжет был максимально «очищен» от научно-фантастической образности. Для Тарковского первостепенное значение имел философский подтекст, и одним из главных акцентов картины стал образ пути как поиска самого себя. Важную роль в нем играет музыка Эдуарда Артемьева, сопровождающая кадры отстраненного «потустороннего» мира. Премьера фильма состоялась в 1980 году, «Сталкер» получил специальные призы Каннского фестиваля и итальянской премии «Давид ди Донателло», на родине Андрею Тарковскому было присвоено звание народного артиста РСФСР. «Сталкер» оказал заметное влияние на культуру, вдохновляя режиссеров, музыкантов, создателей компьютерных игр. 

    В 1980 году в рамках подготовки к совместному советско-итальянскому проекту «Ностальгия» Тарковский отправился в путешествие по Италии с Тонино Гуэррой. Во время поездки начал формироваться совместный сценарий фильма. Контракт на съемки картины с итальянской стороной был подписан в 1982 году. Тогда же, во время поиска места для съемок «Ностальгии», Тарковский снял документальный фильм «Время путешествия». Как и предыдущие работы режиссера, «Ностальгия» воплощает идею поиска человеком своего предназначения и взгляд в глубины собственной души. В качестве духовных опор показаны культурные символы человечества – храмы, фрески, исторические места, живопись Дали и Россетти. Велика роль музыкального оформления: по сюжету русский писатель изучает в Италии биографию русского композитора, прототипом которого является Максим Березовский. В фильме звучат Реквием Верди, Девятая симфония Бетховена, две русские народные песни в исполнении Ольги Сергеевой. В 1983-м «Ностальгия» получила три приза Каннского фестиваля (в том числе за режиссуру), на родине же Тарковский был уволен из «Мосфильма». 

    В том же году Тарковский поставил оперу «Борис Годунов» Мусоргского в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден (дирижер – Клаудио Аббадо). Это вторая и последняя театральная работа режиссера. В 1984-м Тарковский объявил о своем решении остаться на Западе. Последней работой режиссера стала философская драма «Жертвоприношение» (1986) – своего рода завещание человечеству и предостережение об угрозе ядерной войны. В фильме звучит музыка «Страстей по Матфею» Баха, композиции Ватазуми Досо на японской флейте хоттику, шведские народные песни. Картина удостоена нескольких наград Каннского фестиваля (в том числе Гран-при), премии Британской академии кино и телевизионных искусств и других наград. В 1990 году режиссер посмертно удостоен Ленинской премии. 

    Творчество Тарковского повлияло и продолжает влиять на многих отечественных и зарубежных режиссеров (в их числе Ларс фон Триер, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Александр Сокуров, Андрей Звягинцев). Память о Тарковском увековечена на родине и за рубежом созданием музеев и памятников, организацией конференций и чтений, тематических фестивалей и именных премий. Его именем названы улицы в нескольких городах и малая планета. 

    «Тарковский – величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон». (Ингмар Бергман)

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Юрий Башмет, открывший новую страницу в истории коллектива. 

    С оркестром сотрудничали прославленные дирижеры и солисты, среди которых Валерий Гергиев, Тань Дунь, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Дэвид Стерн, Лучано Акочелла, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Рауф Абдуллаев, Эмил Табаков, Максим Венгеров, Жан-Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Сергей Антонов, Александр Князев, Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, а также артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков и другие.

    С 2002 года оркестр дал более 1000 концертов в России и за рубежом: в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, во многих странах Европы, Индии, Южной Корее, Японии. 

    В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Джан Карло Менотти, Эдисона Денисова, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной, Гии Канчели, Александра Чайковского, Тань Дуня, Жан-Люка Понти, Тору Такемицу, Мортона Фелдмана, Игоря Райхельсона, Ханса Ротта, Эмила Табакова, Александра Балтина, Владимира Комарова, Бориса Франкштейна, Георгия Бузоглы, Владимира Беляева. 

    Особое место в репертуарной политике оркестра занимают концерты для детей и юношества. «Новая Россия» – постоянный участник детских филармонических абонементов, концертов с участием юных солистов, благотворительных и образовательных акций.

    С 2008 года оркестр регулярно принимает участие в Зимнем музыкальном фестивале Юрия Башмета в Сочи и других международных фестивалях, которые маэстро проводит в российских регионах. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и VIVACELLO. 

    В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. И. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского.

    В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации. В 2010 года коллектив удостоен Гранта Президента РФ. В 2014 году «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.

    Николай Цинман

    Николай Цинман родился в 1993 году в семье музыкантов. Обучался в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс скрипки профессора Виктора Пикайзена), затем в консерватории (класс скрипки профессора Эдуарда Грача) и Российской академии музыки имени Гнесиных (класс оперно-симфонического дирижирования доцента Андрея Рейна, 2020). Участвовал в мастер-классах Юрия Симонова, Теодора Курентзиса, Владимира Понькина и Валерия Полянского. 

    Лауреат международных конкурсов скрипачей имени Юрия Янкелевича в Омске (II премия) и «Концертино Прага» (III премия). В 2017 году стал победителем Международного конкурса дирижеров имени Нургисы Тлендиева в Астане (2017, Iпремия и специальный приз «Симпатии оркестра»). В 2019 году завоевал II премию на III Всероссийском музыкальном конкурсе (номинация «оперно-симфоническое дирижирование»). Был стипендиатом благотворительных фондов Владимира Спивакова и Мстислава Ростроповича.

    В 2014–2015 гг. – артист оркестра и помощник главного дирижера Калужского молодежного симфонического оркестра. В 2016–2017 гг. – дирижер Московского академического театра сатиры. С июля 2018 года – ассистент дирижера Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Симонов). Ассистировал таким дирижерам, как Леонард Слаткин, Александр Лазарев, Даниэле Гатти, Юрий Башмет.

    Выступал с оркестрами Большого и Мариинского театров, Симфоническим оркестром Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Симфоническим оркестром «Новая Россия», Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, Московским государственным академическим симфоническим оркестром, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, симфоническими оркестрами Московской консерватории, Центра оперного пения Галины Вишневской, Новосибирска, Ростова, филармонии Астаны, Вятским симфоническим оркестром имени В. А. Раевского, камерными оркестрами «Московия», Центра Павла Слободкина и другими коллективами.

    Выступал с известными солистами, в числе которых Элисо Вирсаладзе, Борис Березовский, Екатерина Мечетина, Дмитрий Маслеев, Арсений Тарасевич-Николаев, Алексей Мельников, Сергей Редькин, Филипп Копачевский, Алена Баева, Айлен Притчин, Никита Борисоглебский, Гайк Казазян, Александр Рамм, Василиса Бержанская.

    Принимал участие в иммерсивной постановке оперы «Пиковая дама» Чайковского московского театра Troyka Multispaсe (2015, спектакль возобновлен в 2017 году), в мировой премьере оперы «Преступление и наказание» Карины Арсамиковой на Дягилевском фестивале в Перми и в постановке оперы «Любовный напиток» Доницетти в театре «Компас» в Москве (2018).

    Постоянный участник концертных программ творческого объединения «Притяжение», Санкт-Петербургского Дома музыки, фестиваля ArsLonga, Арт-кластера «Таврида», Зимнего международного фестиваля Юрия Башмета в Сочи.

    Записал диск с камерным оркестром Творческой мастерской Леонида Лундстрема к 100-летию со дня рождения Олега Лундстрема (2016). 

    Антон Жуков

    Антон Жуков родился в Липецке в 1984 году. В 2007 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс балалайки Владимира Болдырева, класс дирижирования Сергея Скрипки), в 2010-м – аспирантуру академии.

    Обладатель Гран-при Московского открытого конкурса юных исполнителей на русских народных инструментах имени В. В. Андреева и Международного конкурса исполнителей на балалайке и ансамблей народных инструментов имени М. Ф. Рожкова (Нижний Новгород), лауреат I премии Открытого международного конкурса «Учитель и ученик» ассоциации «Классическое наследие» (Москва). Был стипендиатом фондов «Новые имена», «Русское исполнительское искусство», Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

    В 2010–2012 гг. – солист Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, с 2018 года – солист Москонцерта. Один из создателей Московского инструментального ансамбля «Калина красная» (2009–2018) и джаз-квинтета Art Module (2011–2014). С 2022 года – художественный руководитель и главный дирижер Калининградского областного оркестра русских народных инструментов.

    Антон Жуков ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом. Выступал в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Концертном зале Мариинского театра, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Капелле Санкт-Петербурга, лондонском Барбикан-центре, амстердамском Консертгебау и на других престижных площадках. 

    Сотрудничает с известными коллективами, среди которых Симфонический оркестр Мариинского театра, Российский национальный оркестр, Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной.

    С 2020 года работает с архивом композитора Вячеслава Овчинникова, популяризуя его творчество в своих программах. Автор и продюсер различных проектов, в числе которых фестиваль «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка», концерт-монография «Евгений Светланов – композитор», фестиваль искусств «Дни Шукшина в Москве». В 2014 году как композитор и дирижер принял участие в работе над саундтреком к фильму «Охота жить» Сергея Никоненко по рассказам Шукшина; в 2016-м выступил автором сценария, режиссером-постановщиком и дирижером музыкально-драматического спектакля «Василий Шукшин. Человек земли», за который был удостоен приза «Золотой Витязь» одноименного театрального фестиваля (Москва, 2018).

    Антон Жуков – руководитель оргкомитета Международного славянского музыкального форума «Золотой Витязь» (почетный председатель форума – Владимир Федосеев). Лауреат Премии Президента РФ.

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.

    Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

    После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».

    Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

    География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.

    Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.

    В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка. 

    В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.

     (Пресс-служба Капеллы)

    Екатерина Мельникова

    Екатерина Мельникова родилась в Москве в 1966 году. Обучалась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. С отличием окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальностям «орган» и «музыковедение», затем ассистентуру-стажировку консерватории как органистка. В 1996 году стажировалась в Цюрихе на мастер-классах Жана Гийю. В 1996–1998 гг. совершенствовала мастерство в аспирантуре Королевской академии музыки в Лондоне, где в числе ее наставников были Николас Дэнби, Джиллиан Уир, Наджи Хаким. По окончании курса получила диплом с отличием и премию по импровизации. 

    Лауреат международного конкурса «Концертино Прага» (I премия) и I Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева в Калининграде (III премия и специальный приз).

    Ведет активную концертную деятельность с 1989 года. Выступала в ведущих залах Москвы (Концертный зал имени П. И. Чайковского, залы консерватории и Дома музыки, Российский национальный музей музыки, Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии), Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Кёльнском соборе, Соборе Парижской Богоматери, Базилике Святой Клотильды, Церкви Святой Троицы и Церкви Святого Евстафия в Париже, Вестминстерском соборе, Церкви Святого Мартина в полях и Соборе Святого Павла в Лондоне, Соборе Святого Олафа в Осло, Кафедральном соборе Турку и др. 

    Участвовала в международных фестивалях в России, Великобритании (в Лидсе, Сент-Олбансе, Уорикском замке, Большом органном фестивале в Вестминстерском соборе), Германии (в Любеке и Химмеродском аббатстве), «Аль Бустан» в Бейруте, Международном органном фестивале в Монако и др.

    Выступала с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Камерным оркестром Московской консерватории, Ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского, ансамблем солистов The Pocket Symphony под руководством Назара Кожухаря, «Терем-квартетом», камерным хором Vetrate di Voci, сотрудничала с дирижерами Владимиром Федосеевым, Владимиром Понькиным, Дмитрием Яблонским, Паоло Олми и другими.

    В репертуаре Екатерины Мельниковой – произведения разных эпох и национальных школ от XVI века до современности, а также ее собственные композиции и транскрипции для органа. Артистка создала ряд экспериментальных программ, в которых звучание органа сочетается с классическими, этническими и электронными инструментами, используются театрализованные приемы, световые эффекты, видеоинсталляции, лазерное шоу и др. 

    Выпустила несколько сольных альбомов, записанных в соборах Москвы, Калининграда, Монако, Нидерландов, Финляндии. Проводила мастер-классы в России, Грузии, Великобритании, Ливане. Преподавала в Российской академии музыки имени Гнесиных. 

    Елена Евсеева

    Елена Евсеева родилась в Москве. Окончила Московское музыкальное училище имени М. М. Ипполитова-Иванова (1988), Российскую академию музыки имени Гнесиных (1993, класс Натальи Шпиллер). Стажировалась в Италии у Карло Бергонци и Мьетты Сигеле. 

    Лауреат Всероссийского конкурса вокалистов в Белгороде (1990, I премия), Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.И.Глинки (1991, III премия), международных вокальных конкурсов имени Винченцо Беллини (Италия, 1992, III премия) и имени Станислава Монюшко (Варшава, 1992, премия имени Ады Сари).

    Выступала в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Московском театре «Новая опера» под руководством Евгения Колобова. С 1994 года – солистка Большого театра России, в 2003–2018 гг. – приглашенная солистка театра. 

    В репертуаре певицы – Розина и Сюзанна («Свадьба Фигаро» Моцарта), Аида, Леди Макбет, Леонора, Елизавета, Амелия, Леонора, Виолетта и Дездемона («Аида», «Макбет», «Сила судьбы», «Дон Карлос», «Симон Бокканегра», «Трубадур», «Травиата» и «Отелло» Верди), Мюзетта и Мими («Богема» Пуччини), Адриенна («Адриенна Лекуврер» Чилеа), Русалка («Русалка» Дворжака), Антонида («Жизнь за царя» Глинки), Ярославна («Князь Игорь» Бородина), Мария, Татьяна и Иоланта («Мазепа», «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского), Ксения и Эмма («Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского в редакции Шостаковича, первая исполнительница в Большом театре), Марфа, Купава, Феврония («Царская невеста», «Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова) и другие партии. Впервые в Берлине исполнила «Еврейский реквием» Михаила Броннера. Выступила также в партии сопрано в «Свадебке» Игоря Стравинского в нью-йоркском Карнеги-холле.

    Много гастролирует за рубежом. В 1999–2008 гг. – приглашенная солистка нью-йоркской Метрополитен-оперы. Выступала в Лос-Анджелесской опере, Парижской национальной опере, Римской опере, Национальной Рейнской опере, Опере Бонна и др. Среди дирижеров, с которыми сотрудничала певица, – Валерий Гергиев, Джеймс Левайн, Джеймс Конлон, Роман Кофман, Валерий Полянский, Майкл Тилсон Томас, Владимир Федосеев, Владимир Юровский, Марчелло Виотти, Даниэль Орен, Карло Рицци, Марко Армильято.

    Евгения Сегенюк

    Евгения Сегенюк родилась в Москве в семье музыкантов. Окончила с отличием дирижерско-хоровой факультет Российской академии музыки имени Гнесиных (1994), вокальный факультет РАМ (1996) и ассистентуру-стажировку вокального факультета (1998). С 1997 года – стажер, с 1999 года – солистка оперной труппы Большого театра. Лауреат премии Попечительского Совета Большого театра (2005). Лауреат Всероссийского конкурса «Лидер года» в номинации «Лучшая оперная певица» (2007). Обладатель Гран-при XVII Международного фестиваля-конкурса Musica Classica (2015).

    В репертуаре певицы – Полина и Графиня, Ольга, Фёдор Басманов («Пиковая дама», «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского), Ваня («Жизнь за царя» Глинки), Лель, Любаша («Снегурочка», «Царская невеста» Римского-Корсакова), Бланш, Клариче, Гадалка («Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Огненный ангел» Прокофьева), Фенена («Набукко» Верди), Вагнер («Дети Розенталя» Десятникова, мировая премьера), Балда («Сказка о попе и его работнике Балде» Александра Праведникова, мировая премьера), Снежная Королева («История Кая и Герды» Баневича), Епанчина («Идиот» Вайнберга), Сонетка («Катерина Измайлова» Шостаковича), партии в произведениях кантатно-ораториального жанра Россини, Перголези, Дворжака, Моцарта, Верди, Сальери, Бетховена, Малера, Чайковского, Вагнера. В частности, в 2003 году исполнила партию альта в симфонии-кантате «Песнь о земле» Малера (одноименный балет в постановке Королевского театра Ковент-Гарден, гастроли в Большом театре). Сыграла драматическую роль Катарите в балете «Тамаши» («Дух») на музыку группы KODО. 

    Специально для Евгении композитором Валерией Бесединой написана партия Екатерины Великой в опере «Самозванка» («Государыня»). Певица имеет также обширный камерный репертуар, постоянно выступает с сольными программами. В соавторстве с Ларисой Голушкиной написала и осуществила постановку пьесы «Николай Голованов. Сокровенное», в основу которой легли романсы Голованова в исполнении Евгении Сегенюк (2015). Участница проекта режиссера Олега Найденышева «Рок и Опера». 

    Исполнила партию Хозяйки замка в российской премьере оперы Сибелиуса «Дева в башне» и партию Кащеевны в опере «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова (оркестр Musica Viva, дирижер Олли Мустонен) на закрытии IV фестиваля «Опера Априори». 

    Сотрудничала с выдающимися дирижерами, в числе которых Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Марк Эрмлер, Гинтарас Ринкявичюс, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Михал Клауза и другие; с известными режиссерами, такими как Борис Покровский, Франческа Дзамбелло, Петер Конвичный, Александр Титель, Эймунтас Някрошюс, Александр Сокуров, Лев Додин, Сергей Женовач, Римас Туминаc, Дмитрий Белянушкин, Питер Устинов, Валерий Фокин, Евгений Арье. 

    Неоднократно принимала участие в авторских концертах Тихона Хренникова и записях его произведений. Гастролирует по России и за рубежом – в Южной Корее, Италии, Гонконге, Польше, Словении, Великобритании, Финляндии, Латвии, Греции, Японии, Марокко, Иордании, Украине, Норвегии, Дании. Преподавала в РАМ имени Гнесиных.

    Сергей Радченко

    Сергей Радченко родился в 1988 году в Брянске. Обучался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Алексея Мартынова) и Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Дмитрия Вдовина). Завоевал первые премии на Открытом конкурсе юных вокалистов имени Ф. И. Шаляпина в Москве (2008) и Международном конкурсе вокалистов Бибигуль Тулегеновой в Астане (Казахстан, 2011), где получил также спецприз «За лучшее исполнение арии Моцарта». 

    В 2011–2014 гг. был участником Молодежной оперной программы Большого театра, на сцене которого дебютировал в «Волшебной флейте» Моцарта. В настоящее время – приглашенный солист театра, где исполняет партию Фомы Назарыча в опере «Садко» Римского-Корсакова. Также выступал на сцене ГАБТа в ролях Самозванца и Юродивого («Борис Годунов» Мусоргского), Дон Жуана («Каменный гость» Даргомыжского), Михайло Тучи, Лыкова («Псковитянка», «Царская невеста» Римского-Корсакова), Владимира Игоревича («Князь Игорь» Бородина), Альфреда («Летучая мышь» И. Штрауса), Церемониймейстера («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева) и многих других.

    В 2013 году проходил стажировку в Молодежной оперной программе Доминго – Карфица в Вашингтонской национальной опере. Исполнял партии Ленского («Евгений Онегин» Чайковского) в Мариинском театре и театре Сан-Карло в Неаполе, Моцарта («Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова) на фестивале в Люцерне, Гусара («Мавра» Стравинского) в Филармонии Брно. В Золотом зале венского Музикферайна участвовал в концертных исполнениях опер «Дон Кихот» Массне и «Ундина» Чайковского. 

    Принимал участие в исполнении «Маленькой торжественной мессы Россини» во Фрауэнкирхе в Дрездене, поэмы «Колокола» Рахманинова и Первой симфонии Скрябина в Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, опер «Король Лир» Слонимского и «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, Второй симфонии Мендельсона и «Коронационной кантаты» Глазунова в Концертном зале имени П. И. Чайковского, ораторий Генделя и Гайдна, Девятой симфонии Бетховена и оперы-оратории «Бабий Яр» Кривицкого в Большом зале Московской консерватории, Реквиема Моцарта в Тверской филармонии. В 2016 году исполнил вокальный цикл Бриттена «Озарения» в Соборе Богоматери в Антверпене. 

    Сотрудничал с Национальным филармоническим оркестром России (в 2012 году был стипендиатом фонда НФОР) и «Виртуозами Москвы», Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, ГСО «Новая Россия», БСО имени П. И. Чайковского, оркестрами Московской филармонии и Министерства обороны РФ. Выступал с дирижерами Владимиром Федосеевым, Василием Синайским, Владимиром Спиваковым, Юрием Симоновым, Владимиром Юровским, Семёном Бычковым, Кристофером Мулдсом, Хансом-Кристофом Радеманом, Джанандреа Нозедой, Туганом Сохиевым, Феликсом Коробовым, Павлом Сорокиным, Филиппом Чижевским. Принимал участие в фестивалях «Орфео» в Випитено (Италия), «Киссингенское лето» в Бад-Киссингене, «Спасская башня», «Черешневый лес», «Владимир Спиваков приглашает...», оперном фестивале имени Ирины Архиповой, Рождественском фестивале духовной музыки в Московском международном Доме музыки, Шаляпинском фестивале в Казани, «Славянском базаре» в Витебске и других. 

    В 2018 году дебютировал в партии Германа («Пиковая дама» Чайковского) на Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи. В 2019 году принимал участие в премьерах опер «Русалка» Дворжака в Большом театре (Принц) и «Огненный ангел» Прокофьева в Римской опере (Агриппа), а также исполнил партию Пинкертона в опере «Мадам Баттерфляй» Пуччини в Савоне (режиссер – Рената Скотто), в 2020 году – партию Лыкова («Царская невеста») в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани. В числе ангажементов сезона 2021/22 – «Пиковая дама» Чайковского (Чаплицкий) в миланском театре Ла Скала (дирижер – Валерий Гергиев) и «Мертвый город» Корнгольда (Пауль) в Мехико. 

    Сотрудничает с композитором Александрой Пахмутовой, первый исполнитель ее песни «Зачарованная даль». Записал вокальный цикл «Песни паладина» Георгия Дмитриева на стихи Блока (2009). Принимал участие в музыкальных телепрограммах.

    Владимир Байков

    Владимир Байков родился в 1974 году в Москве. Окончил Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Петра Скусниченко). 

    Лауреат международных конкурсов имени Мирьям Хелин в Хельсинки, «Гран-при Марии Каллас» в Афинах, Королевы Сони в Осло, имени Королевы Елизаветы в Брюсселе, конкурса камерного пения имени Георгия Свиридова в Курске и др. Стипендиат Вагнеровского общества Германии. Обладатель премии Фонда Ирины Архиповой.

    С 2015 года – солист Гамбургской государственной оперы. Выступал в театрах Колон в Буэнос-Айресе, Королевском театре де ла Монне в Брюсселе, Театре ан дер Вин в Вене, Большом театре Лисеу в Барселоне, Национальном театре Сан-Карлуш в Лиссабоне, Королевском театре в Турине, Английской национальной опере в Лондоне, Финской национальной опере в Хельсинки, Фламандской опере в Антверпене и Генте, Государственном театре Дармштадта, Большом театре Люксембурга, Театре Елисейских Полей в Париже, Лейпцигской опере, Альте Опер во Франкфурте, Театре Магдебурга, Мариинском театре и других; в залах Берлинской и Кёльнской филармоний, зале Гастайг в Мюнхене, Концертхаусе в Берлине, Консертгебау в Амстердаме, Барбикан-холле в Лондоне, Дворце изящных искусств в Брюсселе, на концертных сценах России, Бельгии, Швейцарии, Японии; на фестивале в Экс-ан-Провансе, Тирольском фестивале в Эрле и др. 

    Приглашенный солист Большого театра России, где дебютировал в 2021 году в премьерной постановке оперы «Тоска» Пуччини (Чезаре Анджелотти). Также на сцене ГАБТа исполняет партию Рогожина в опере «Идиот» Вайнберга. 

    В репертуаре певца – Вотан, Гунтер, Голландец, Клингзор («Золото Рейна» и «Валькирия», «Гибель богов», «Летучий голландец», «Парсифаль» Вагнера), Нарбал («Троянцы» Берлиоза), Каспар («Вольный стрелок» Вебера), Мефистофель («Фауст» Гуно), Водяной («Русалка» Дворжака), Сандоваль («Герцог Альба» Доницетти), Коллен («Богема» Пуччини), Синяя Борода («Замок герцога Синяя Борода» Бартока), Петер («Гензель и Гретель» Хумпердинка), Борис Годунов в одноименной опере Мусоргского, Игорь Святославич («Князь Игорь» Бородина), Сальери («Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова), Томский («Пиковая дама» Чайковского), Рупрехт («Огненный ангел» Прокофьева) и другие партии. 

    В числе дирижеров, с которыми сотрудничал артист, – Алан Кёртис, Вольдемар Нельсон, Геннадий Рождественский, Саулюс Сондецкис, Антонелло Аллеманди, Мартин Браббинс, Валерий Гергиев, Яп ван Зведен, Паоло Кариньяни, Густав Кун, Теодор Курентзис, Кент Нагано, Джанандреа Нозеда, Кирилл Петренко, Лейф Сегерстам, Василий Синайский, Штефан Солтеш, Туган Сохиев, Михаил Татарников, Микко Франк, Юстус Франтц, Хартмут Хёнхен и др. 

    В дискографии певца – оратория «Последние деяния» Шпора, «Месса жизни» ван Гилсе, оперы «Герцог Альба» Доницетти, «Вольный стрелок» Вебера и др.

    Евгения Смольянинова

    Евгения Смольянинова родилась в Новокузнецке. Спустя несколько лет переехала с семьей в Кемерово, где начала обучение в музыкальной школе. Продолжила образование на фортепианном отделении музыкального училища в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Участвовала в фольклорных экспедициях по Русскому Северу. Работала в архивах, изучая городские романсы и песни XIX – начала XX века. Важным событием стало для Евгении знакомство с творчеством фольклорной певицы Ольги Федосеевны Сергеевой, чей голос звучит в фильме «Ностальгия» Андрея Тарковского.

    Первые выступления Евгении Смольяниновой состоялись в 1982 году на сцене Ленинградского дворца молодежи, где она принимала участие в спектаклях «Картинки с выставки» на музыку Мусоргского (постановка театра «Лицедеи» Вячеслава Полунина) и «Муму» по рассказу Тургенева (постановка Малого драматического театра).

    В 1987 году озвучила певицу Дуняшу в фильме «Жизнь Клима Самгина» Виктора Титова по роману Максима Горького. С этого момента началась ее работа в кинематографе: голос Евгении Смольяниновой звучит в фильмах «Садовник» Виктора Бутурлина, «Красота», «Сияет мне», «Поделиться добротой» Олега Ерышева, «Игра с неизвестным» Петра Солдатенкова, «Мусульманин» Владимира Хотиненко и его же короткометражной новелле «Дорога» (киноальманах «Прибытие поезда»), «Китайский сервиз» Виталия Москаленко и др. Особую известность приобрел романс «В лунном сиянии» Евгения Юрьева, исполненный певицей в фильме «Вход в лабиринт» Валерия Кремнёва.

    В репертуаре Евгении Смольяниновой – песни народов России, романсы XIX–XX вв., духовные стихи и баллады. Она является автором-исполнителем песен на стихи Михаила Лермонтова, Алексея К. Толстого, Аполлона Майкова, Александра Блока, Бориса Пастернака, Райнера Марии Рильке, архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского), игуменьи Таисии (Солоповой), Сергея Бехтеева, Николая Туроверова, Натальи Ануфриевой, Вениамина Блаженного и других поэтов. Осуществила множество аранжировок. В их числе – интерпретация пасторали «Мой миленький дружок» из оперы «Пиковая дама» Чайковского для фильма «Мусульманин». 

    Певица выступает в сопровождении ансамбля, в составе которого играют Михаил Бенедиктов (фортепиано), Святослав Смольянинов (гитара), Юрий Чевин (домра, флейта, бузуки) и Михаил Смирнов (аккордеон, перкуссия). 

    Дискография артистки представлена несколькими CD и DVD.

    Удостоена почетного звания «Заслуженная артистка России», премии «Национальное достояние России» Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия», орденов Святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ) и «Торжество Православия» общественного фонда «Народная награда», Серебряной медали преподобного Сергия Радонежского, благодарственных писем и многих других общественных наград.