Андрей Тарковский (1932–1986)
Андрей Тарковский – выдающийся режиссер и сценарист, один из крупнейших мастеров искусства кино. Родился в 1932 году в селе Завражье Ивановской Промышленной области (ныне в составе Костромской области) в семье московских литераторов. В начале войны переехал с матерью в Юрьевец. Дом в Юрьевце стал для Тарковского прообразом, воплощенным в фильме «Зеркало» (в настоящее время здесь находится посвященный режиссеру музей).
Вернувшись в Москву в 1943-м, Андрей Тарковский продолжил учебу. В музыкальной школе обучался по классу фортепиано, в седьмом классе поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года. Два года учился на арабском отделении Московского института востоковедения. В 1953-м уехал в научно-исследовательскую экспедицию института НИГРИЗолото в Сибирь, проработав почти год на реке Куйрейке (плато Путорана), где укрепился в решении стать кинорежиссером. По возвращении в Москву поступил во ВГИК в мастерскую Михаила Ромма.
В период учебы Андрей Тарковский снял три короткометражных фильма – «Убийцы» (первая роль в кино Василия Шукшина), «Сегодня увольнения не будет» (первая роль в кино Леонида Куравлёва) и «Каток и скрипка». Последний – дипломная работа – был снят по сценарию, написанному совместно с Андреем Кончаловским, и получил первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке (1961). В 1960 году Тарковский с отличием окончил ВГИК.
Первой его полнометражной картиной стал фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван», где в главной роли снялся юный Николай Бурляев. Фильм получил много премий, в том числе высшую награду Венецианского кинофестиваля – «Золотого льва».
Начало 1960-х связано с работой над фильмом-проповедью «Андрей Рублёв» (совместный сценарий с Кончаловским) – первой серьезной авторской работой Тарковского. Картина встретила неоднозначный прием со стороны как бюрократических кругов, так и творческой интеллигенции, однако в XXI веке вошла в топ-лист величайших работ искусства кинематографии. В ограниченный прокат «Андрей Рублёв» поступил в 1971 году (заявка на фильм была подана режиссером в 1961-м), премьера восстановленного фильма состоялась в 1987 году.
Более благосклонно была принята философско-футуристическая лента «Солярис» (1972) по роману Станислава Лема. Согласно замыслу режиссера композитор Эдуард Артемьев создал не традиционный саундтрек, а целую звуковую картину как неотъемлемую часть живой планеты Солярис. Мир далекой планеты озвучен с помощью синтезатора и лишен земных ассоциаций, в то время как человеческая память обращается к вершинным созданиям земного искусства: в фильме воспроизводятся фа-минорная хоральная прелюдия Баха, полотна Брейгеля, Троица Андрея Рублева, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, Толстой, Достоевский, Мартин Лютер, Ницше. Картина удостоена призов фестивалей в Каннах и Карловых Варах.
Самый исповедальный фильм Тарковского – автобиографическая драма «Зеркало» (1974). Сюжет ленты условен и строится на основании воспоминаний героя, которые переплетаются с архивной хроникой (гражданская война в Испании и Великая Отечественная, пограничный конфликт с Китаем на острове Даманском, запуск первых советских стратостатов). Первый показ прошел в узком кругу – в числе приглашенных были Дмитрий Шостакович, Пётр Капица, Чингиз Айтматов, высоко оценившие картину. Руководство Госкино сочло фильм непонятным: с одной стороны, он не подвергся изменениям, с другой – вышел на экран небольшим тиражом. В Италии «Зеркало» было признано лучшим иностранным фильмом, получив национальную премию «Давид ди Донателло».
Готовясь к новой картине, Тарковский читал лекции, поставил в Театре имени Ленинского комсомола спектакль «Гамлет» (1977).
Работа над следующим фильмом – «Сталкер» (1979) по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» – велась чрезвычайно интенсивно и заняла три года. Сюжет был максимально «очищен» от научно-фантастической образности. Для Тарковского первостепенное значение имел философский подтекст, и одним из главных акцентов картины стал образ пути как поиска самого себя. Важную роль в нем играет музыка Эдуарда Артемьева, сопровождающая кадры отстраненного «потустороннего» мира. Премьера фильма состоялась в 1980 году, «Сталкер» получил специальные призы Каннского фестиваля и итальянской премии «Давид ди Донателло», на родине Андрею Тарковскому было присвоено звание народного артиста РСФСР. «Сталкер» оказал заметное влияние на культуру, вдохновляя режиссеров, музыкантов, создателей компьютерных игр.
В 1980 году в рамках подготовки к совместному советско-итальянскому проекту «Ностальгия» Тарковский отправился в путешествие по Италии с Тонино Гуэррой. Во время поездки начал формироваться совместный сценарий фильма. Контракт на съемки картины с итальянской стороной был подписан в 1982 году. Тогда же, во время поиска места для съемок «Ностальгии», Тарковский снял документальный фильм «Время путешествия». Как и предыдущие работы режиссера, «Ностальгия» воплощает идею поиска человеком своего предназначения и взгляд в глубины собственной души. В качестве духовных опор показаны культурные символы человечества – храмы, фрески, исторические места, живопись Дали и Россетти. Велика роль музыкального оформления: по сюжету русский писатель изучает в Италии биографию русского композитора, прототипом которого является Максим Березовский. В фильме звучат Реквием Верди, Девятая симфония Бетховена, две русские народные песни в исполнении Ольги Сергеевой. В 1983-м «Ностальгия» получила три приза Каннского фестиваля (в том числе за режиссуру), на родине же Тарковский был уволен из «Мосфильма».
В том же году Тарковский поставил оперу «Борис Годунов» Мусоргского в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден (дирижер – Клаудио Аббадо). Это вторая и последняя театральная работа режиссера. В 1984-м Тарковский объявил о своем решении остаться на Западе. Последней работой режиссера стала философская драма «Жертвоприношение» (1986) – своего рода завещание человечеству и предостережение об угрозе ядерной войны. В фильме звучит музыка «Страстей по Матфею» Баха, композиции Ватазуми Досо на японской флейте хоттику, шведские народные песни. Картина удостоена нескольких наград Каннского фестиваля (в том числе Гран-при), премии Британской академии кино и телевизионных искусств и других наград. В 1990 году режиссер посмертно удостоен Ленинской премии.
Творчество Тарковского повлияло и продолжает влиять на многих отечественных и зарубежных режиссеров (в их числе Ларс фон Триер, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Александр Сокуров, Андрей Звягинцев). Память о Тарковском увековечена на родине и за рубежом созданием музеев и памятников, организацией конференций и чтений, тематических фестивалей и именных премий. Его именем названы улицы в нескольких городах и малая планета.
«Тарковский – величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон». (Ингмар Бергман)