Язык музыки. XVIII век. Авторы и ведущие цикла – Ярослав Тимофеев и Мария Холкина : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Язык музыки. XVIII век.
    Авторы и ведущие цикла –
    Ярослав Тимофеев и Мария Холкина

    12 февраля 2023

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Ярослав Тимофеев (автор цикла, ведущий)
    Мария Холкина (автор цикла, ведущая)
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Ансамбль Questa Musica
    Фёдор Безносиков, дирижёр
    Лука Гаделия (орган)
    Василий Хорошев (контратенор)

    ЕвангелистАртемий Волков

    Пилат Дмитрий Волков

    В программе:

    Витали
    Соната для скрипки, виолончели и basso continuo ре минор «Фолия», соч.4 № 12

    Циполи
    “All’Elevazione” № 2 для органа до мажор

    И. С. Бах
    Речитатив и ария альта “Ach Golgatha… Sehet, Jesus hat die Hand”
    Речитатив Евангелиста “Und bald lief einer unter ihnen” и Хорал “Wenn ich einmal soll scheiden” из оратории «Страсти по Матфею»

    Гендель
    Ария Юлия Цезаря "Empio, diro, tu sei" из оперы «Юлий Цезарь в Египте»

    Бек
    Симфония фа мажор, соч.3 № 1 (Финал)

    Й. Гайдн
    «Детская симфония» для двух скрипок, basso continuo, семи игрушек и ударных (Финал)

    В. А. Моцарт
    Ария Керубино “Non so più” из оперы «Свадьба Фигаро»
    Симфония № 40 (I часть)
    Хор “Lacrimosa” из Реквиема

    Бетховен
    Симфония № 1 до мажор, соч. 21 (Финал)

    Кант «Радуйся, Росско земле!» 

    Концерт проходит в одном отделении

    Продолжительность — 1 час 20 минут 

    12+

    Абонемент №30Б:

    «Язык музыки». III цикл. Воскресные дневные концерты-лекции о самом универсальном языке мира

    После знакомства с фонетикой и грамматикой музыкального языка пришло время погрузиться в этимологию: финальный сезон проекта посвящён трем ключевым столетиям в истории классической музыки.

    Любой язык непрерывно обновляется, поэтому два русскоязычных ребёнка, родившихся в 1700 и 2000 году, едва ли поняли бы друг друга. Язык музыки и в этом отношении оказывается самым универсальным: современный человек может воспринять смысл, эмоциональный рельеф и звуковые краски произведений трёхсотлетней давности — для этого необходимо лишь немного узнать о культуре того времени и внимательно прислушаться. Этим мы и займемся на трех «исторических» концертах «Языка музыки».

    За полтора часа аудитория будет проходить путь длиной в сто лет, попутно наслаждаясь шедеврами, написанными в течение века. Хаотичные знания о композиторах и сочинениях выстроятся в представление о едином и закономерном процессе, который музыка прошла вместе с человечеством с 1701 года до наших дней. Погрузиться в атмосферу разных эпох помогут первоклассные солисты и коллективы, бессменные ведущие проекта и, конечно, фирменные интерактивы с участием добровольцев из зала.


    XVIII век

    Восемнадцатое столетие вместило в себя расцвет двух эпох — барокко и классицизма — и принесло нам трёх богов классической музыки: Баха, Моцарта и Бетховена. На концерте мы реконструируем первое крещендо в истории человечества, устроим импровизацию на органе, узнаем о музыкальных вкусах Петра Первого, изучим барочное искусство воздействия на психику и узнаем, что аплодировать между частями произведения совершенно необходимо.

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Мария Холкина

    Ведущая концертов, специалист по маркетинговым коммуникациям в сфере культуры. 

    С 2011 года работает в Московской филармонии, отвечает за SMM, видеоконтент и специальные партнерские проекты. В составе филармонической команды организует концерты с участием музыкантов и ведущих оркестров России и зарубежья. В паре с музыковедом Ярославом Тимофеевым ведет просветительский проект «Язык музыки» на сценах Концертного зала имени П. И. Чайковского и «Филармонии-2».

    В 2019 году вела трансляции XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского для канала medici.tv, которые посмотрели более 20 млн зрителей по всему миру. В рамках этих трансляций брала интервью у Валерия Гергиева и других выдающихся музыкантов. В 2022 году вела онлайн-трансляции Международного конкурса имени С. В. Рахманинова, работая в прямом эфире на двух языках. 

    Руководила пресс-центром XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, работала с журналистами из The Times, BBC Radio 3, FAZ и всех ведущих российских медиа. Была приглашенным спикером конференции Moscow PR Week (МГИМО), семинаров для менеджеров концертных организаций в Москве и Екатеринбурге. 

    В 2014 году создала просветительский YouTube-канал Muzium. Сегодня на канале опубликованы более ста лекций ведущих отечественных музыковедов, среди которых Левон Акопян, Лариса Кириллина, Роман Насонов. В 2021 году под брендом Muzium выходил подкаст проекта «Как полюбить оперу», включенный в подборку лучших мировых подкастов о театре журнала Forbes.

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.

    В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».

    Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).

    С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.

    В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.

    Ансамбль Questa Musica

    Ансамбль Questa Musica был основан в 2008 году, уже спустя год гастролировал в Венеции и дебютировал на сцене Московского международного Дома музыки. Сегодня ансамбль, в составе которого объединены оркестр и хор, зарекомендовал себя как один из наиболее авторитетных и разносторонних коллективов, его обширный репертуар охватывает русскую и зарубежную музыкальную классику, произведения эпох Возрождения и барокко, сочинения современных композиторов.

    Проекты с участием Questa Musica неоднократно номинировались на Национальную театральную премию «Золотая маска». Ансамбль принимал участие в постановках оперы «Дидона и Эней» Пёрселла (режиссер – Алишер Хасанов), оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (режиссер – Константин Богомолов), «Сказки о солдате» Стравинского (режиссер и хореограф – Олег Глушков). Участвовал в исполнении оратории «Мессия» Генделя, оперы «Королева фей» Пёрселла, симфоний и Реквиема Моцарта, цикла «Времена года» Вивальди и других шедевров барокко и классицизма на исторических инструментах. Исполнял «Свадебку» Стравинского совместно с Ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского, оперу Autland Сергея Невского – с голландским ансамблем Vocaallab (дирижер – Титус Энгель). Принимал участие в первом российском проекте «Ночь музыки» (2013). 

    Коллектив участвовал в премьерах оперы «Франциск» Сергея Невского на Новой сцене Большого театра (режиссер – Владимир Бочаров), «Страстей по Никодиму» Александра Маноцкова на «Винзаводе» (режиссер – Денис Азаров), оперного сериала «Сверлийцы» (режиссер – Борис Юхананов, коллективная работа композиторов Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева и Владимира Раннева) и спектакля «Галилео. Опера для скрипки и ученого» (композиторы – Сергей Невский, Кузьма Бодров, Дмитрий Курляндский, Кирилл Чернегин, Павел Карманов, автор идеи и солистка – Елена Ревич) в Электротеатре Станиславский, оперы «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского в Амстердаме в рамках Holland Festival. Продолжением сотрудничества с Электротеатром Станиславский стал оперный сериал «Нонсенсорики Дримса» (режиссер – Борис Юхананов, коллективная работа композиторов Дарьи Звездиной, Александра Белоусова, Владимира Горлинского и Кирилла Широкова). 

    Среди заметных событий в творческой жизни Questa Musica в прошлые сезоны – выступления на фестивалях «Территория» (программа из сочинений лауреатов проекта «Русская музыка 2.0»), «Другое пространство» в Москве и V Фестивале современной музыки имени Кара Караева в Баку (Симфония для восьми голосов и симфонического оркестра Лучано Берио), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (программа английской музыки с ансамблем London Baroque Brass), V Байкальском Рождественском фестивале в Бурятии (концерт с испанской певицей Евгенией Бургойне), «Просветитель» на острове Валаам, «Кантата» в Калининграде, «Музыкальная экспедиция» во Владимирской области.

    Фёдор Безносиков

    Фёдор Безносиков родился в 1993 году. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК (класс скрипки профессора Владимира Иванова, класс камерного ансамбля профессора Александра Бондурянского). Принимал участие в мастер-классах Захара Брона, Шломо Минца, Вольфганга Редика. В настоящее время обучается на факультете оперно-симфонического дирижирования МГК (класс доцента Феликса Коробова).

    Лауреат многих международных и всероссийских конкурсов, в том числе международных конкурсов скрипачей Владимира Спивакова в Уфе, имени Юрия Янкелевича в Омске (вторые премии) и Фестиваля романтической музыки в Москве (I премия). В составе фортепианного трио стал победителем Международного конкурса имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге, лауреатом Всероссийского музыкального конкурса (II премия в категории «камерные ансамбли») и Международного конкурса камерных ансамблей имени Николая Рубинштейна в Москве (III премия). Был стипендиатом фондов «Новые имена» и Владимира Спивакова. Удостоен премий Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи (2006, 2008).

    В 2016–2020 гг. – артист Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Ведет активную концертную деятельность как солист и участник камерных ансамблей. В качестве солиста выступал с «Виртуозами Москвы», камерными оркестрами Московской консерватории и Центра Павла Слободкина, Омским академическим симфоническим оркестром и другими коллективами. 

    Участвует в концертных программах Московской филармонии и Санкт-Петербургского Дома музыки. Неоднократно представлял премьеры произведений российских и зарубежных композиторов.

    Гастролировал в Германии, Австрии, Испании, Франции, Италии, Эстонии, Китае, США; выступал на многих известных сценах, среди которых Большой зал консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Карнеги-холл (Нью-Йорк), Симфони-центр (Чикаго), Музикферайн (Вена), Моцартеум (Зальцбург) и Берлинская филармония. 

    С 2023 года – дирижер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; дирижер-постановщик балетов «Снежная королева» на музыку Чайковского и «Последний сеанс» на музыку Настасьи Хрущёвой. 

    Сотрудничает с Московским театром «Новая опера» имени Е. В. Колобова. Участвовал в постановке оперы «Летучий голландец» Вагнера, дважды выступал на Крещенском фестивале, представил российскую премьеру оратории Франца Шмидта «Книга за семью печатями» (2024). В театре «Геликон-опера» участвовал в постановке балета «Амок» Александра Симоненко.

    Дирижировал Камерным оркестром Московской консерватории (фестиваль «Музыка Дягилевских сезонов»), Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова (абонемент Московской филармонии «Весь Стравинский»), Государственным академическим камерным оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», оркестрами Самарской и Саратовской филармоний и другими коллективами. С 2024 года – дирижер Российского национального оркестра.

    Преподает в Московской консерватории (ассистент в классе скрипки профессора Владимира Иванова). В сезоне 2023/24 журнал «Музыкальная жизнь» назвал Фёдора Безносикова «Открытием года».

    Лука Гаделия

    Лука Гаделия родился в 1985 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Получил образование в Сухумском музыкальном училище имени А. Ч. Чичбы, Российской академии музыки имени Гнесиных (класс органа профессора Александра Фисейского) и аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс органа Алексея Шмитова, научный руководитель – Евгения Кривицкая). Во время учебы принимал участие в мастер-классах Оливье Латри, Ги Бове, Людгера Ломана, Вольфганга Церера, Кристофера Стембриджа, Бена ван Остена, Ханс-Олы Эриксона, Кэмерона Карпентера и других известных органистов.

    Лауреат II Открытого международного конкурса Soli Deo Gloria (Москва, 2008), обладатель специального приза «Вера. Надежда. Любовь» на Vl Международном конкурсе органистов имени Микаэла Таривердиева (Калининград, 2009). 

    С 2005 года – солист-органист Государственного концертного зала Пицундского храма (Абхазия). С 2012 года – солист Абхазской государственной филармонии имени Раждена Гумба. Сотрудничал с Государственным камерным оркестром Республики Абхазия, Госоркестром Республики Татарстан, Сочинским и Волгоградским  симфоническими  оркестрами, Камерным хором Московской консерватории.

    В 2010–2015 годах участвовал в проекте «Культурные сезоны Россия – Абхазия», в рамках которого дал более 20 сольных и ансамблевых концертов во многих городах России. Участник фестивалей «Хибла Герзмава приглашает…» и «Органные вечера» (Пицунда), «Вселенная органа» (Красноярск), органного фестиваля в Сочи, «Романтический орган белых ночей» (Санкт-Петербург), «Дорога в Рождество», «Дни Макса Регера» и фестиваля в усадьбе Кусково (Москва), Пенза-FEST, Sauer Fest (Уфа), фестиваля немецкой музыки в Вятской филармонии, Vox Humana (Нижний Новгород) и других. 

    Гастролировал в Бельгии, Великобритании, Италии, Испании, Казахстане, Люксембурге, Латвии, Турции, Украине, Беларуси.

    Награжден дипломом «Лучший музыкант года» от Государственного комитета Республики Абхазия по делам молодежи и спорту (2013). Заслуженный артист Республики Абхазия (2017). Лауреат премии «Органист года» в номинации «Персона» (2022).

    Василий Хорошев

    Василий Хорошев родился в 1986 году во Владимире. Окончил Московскую государственную консерваторию (2010) и аспирантуру (2013) в классе профессора Петра Скусниченко. Обладатель множества премий международных конкурсов, в том числе I премии III Международного конкурса «Современное искусство и образование» (Москва, 2008).

    Сценический дебют певца состоялся в 2006 году в Большом зале Московской консерватории в партии Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта). Летом 2010 года состоялся европейский дебют артиста: он исполнил партию Духа в опере «Дидона и Эней» Пёрселла в Опере Лозанны и Опере Виши. В последующих сезонах он выступил в партии Клеона в опере «Александр» Генделя под управлением Георгиоса Петру в Королевской опере Версаля, венском Театре ан дер Вин, залах Плейель в Париже и Мегарон в Афинах, на Генделевском фестивале в Халле (Германия) и фестивале Энеску в Бухаресте. В сезоне 2011/12 состоялась запись оперы «Александр» на лейбле Decca Classics.

    В дальнейшем в репертуар певца вошли партии Птолемея, Нирена и Ринальдо («Юлий Цезарь в Египте» и «Ринальдо» Генделя), Мегабиза и Германа («Артаксеркс» и «Сигизмунд, король Польши» Винчи), Удовольствия («Представление о душе и теле» Кавальери), Первой ведьмы («Дидона и Эней» Пёрселла), Левкиппа в одноименной опере Хассе, Писандра («Возвращение Улисса на родину» Монтеверди), Сатирино («Каллисто» Кавалли), Артемиды («Федра» Хенце), Эхнатона в одноименной опере Филипа Гласса, Тени («Проходящие» Николауса Брасса), Князя Орловского («Летучая мышь» И. Штрауса), партия тенора в кантате Carmina BuranaОрфа и другие. 

    Василий Хорошев выступал в Гамбургской государственной опере, Баварской государственной опере, Земпер Опере в Дрездене, Венской государственной опере, Театре ан де Вин, Немецкой опере на Рейне в Дуйсбурге, Национальной Рейнской опере в Страсбурге, театрах Франкфурта, Клагенфурта, Хемница,Дортмунда, Висбадена, Дармштадта, Санкт-Галлена, Театре Гёте в Бад-Лаухштедте, Шветцингенском дворце, амстердамском зале Консертгебау, парижском зале Плейель, Дворце изящных искусств в Брюсселе, крупнейших залах Москвы и др. 

    Сотрудничал с оркестрами и ансамблями под управлением известных дирижеров, среди которых Саша Гётцель, Хосеп Висент, Габриэль Гарридо, Аттилио Кремонези, Михаэль Форм, Филипп Чижевский, Педро Хальффтер, Конрад Юнгхенель, Кристоф Руссе, Алессандро де Марки.