В продаже абонемент Musica sacra nova
27 января 2024
Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетПостановка – Сергей Новиков
Художник по видео – Дмитрий Костяев
Исполнительный продюсер – Руслан Черкашин
Видеоэкраны предоставлены ООО "SPM"
Реквием исполняется на русском языке
Концерт проходит в одном отделении
Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония.
В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.
В составе оркестра – 128 исполнителей из 35 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.
Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны; в августе 2024-го коллектив открыл свой седьмой сезон. За шесть лет оркестр провел более 280 концертов, выступив в 43 городах России, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.
Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской письменности и культуры.
Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играли Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступали звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.
Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.
Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Брамса, Вебера, Гайдна, Дворжака, Локшина, Малера, Рахманинова, Тертеряна, Чайковского, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, Циммермана, Мессиана, Обухова, Лурье, Корндорфа, Караманова, Берга, Вареза, Ромителли, Булеза, Ксенакиса, Шаррино, крупнейших мастеров эпохи барокко. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» (2020), участвовал в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер (2021), в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии (2022), в концерте-реконструкции премьеры Симфонии № 1 Альфреда Шнитке (2024, Нижний Новгород).
РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.
В сезоне 2024/25 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Солист Денис Мацуев», «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Мой первый композитор», а также «Другое пространство. Continuo» и Musica sacra nova, где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Алексея Сысоева, Владимира Горлинского, Владимира Раннева. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Юрия Башмета, Александра Сладковского, Фёдора Леднёва, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Алексея Рубина, Фёдора Безносикова, Дмитрия Синьковского, солистов Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Энджела Вонга, Дмитрия Шишкина, Вадима Репина, Павла Милюкова, Даниила Когана, Бориса Андрианова, Александра Рамма и многих других.
Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1976 заявок, а в прослушиваниях участвовали 1223 музыканта со всей страны. По итогам конкурсов в штат оркестра были зачислены 254 артиста: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.
Дмитрий Юровский – младший представитель знаменитой музыкальной династии – родился в 1979 году в Москве. Обучался в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу виолончели, затем продолжил обучение как виолончелист и дирижер в Высшей школе музыки имени Ханса Айслера в Берлине.
В 2011–2019 гг. был главным дирижером Королевской Фламандской оперы в Антверпене и Генте, в 2011–2018 гг. – главным дирижером Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». В 2015 году назначен музыкальным руководителем и главным дирижером Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, в 2021 году занял пост его художественного руководителя. С сезона 2023/24 – главный дирижер Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского.
Под руководством дирижера в Новосибирском театре состоялись премьеры опер «Борис Годунов» Мусоргского, «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского, «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, «Дидона и Эней» Пёрселла, «Волшебная флейта» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Любовный напиток» Доницетти, «Турандот» и «Тоска» Пуччини, «Аида», «Бал-маскарад» и «Фальстаф» Верди, а также ряда балетных спектаклей. Кроме того, Дмитрий Юровский выступает как автор и ведущий тематических программ и концертных циклов на малой сцене театра. В 2021 году за постановку оперы «Фальстаф» Дмитрий Юровский удостоен театральной премии «Парадиз» в номинации «Лучшая работа дирижера в музыкальном театре».
Сотрудничал с известными зарубежными театрами, в числе которых Карло Феличе в Генуе, Ла Фениче в Венеции, Массимо в Палермо, Театро Комунале в Болонье, Королевский театр в Парме, Римская опера, Комише Опер и Дойче Опер в Берлине, Баварская государственная опера в Мюнхене, Большой театр Женевы, Опера Монте-Карло, Опера Бастий в Париже, Льежская опера, Новая опера Израиля в Тель-Авиве, Лирическая опера Чикаго, Муниципальный театр Сантьяго (Чили), Дворец искусств королевы Софии в Валенсии, театр Лисеу в Барселоне и другие. Дирижировал на Уэксфордском фестивале в Ирландии, Оперном фестивале в Мартине-Франке, фестивале Россини в Пезаро и фестивале Пуччини в Торре дель Лаго (Италия).
Под управлением Дмитрия Юровского выступали многие ведущие оркестры Великобритании, Италии, Португалии, Германии, Австрии, Китая, Нидерландов, Ирландии, России. Летом 2010 года дирижер впервые выступал с труппой Государственного академического Большого театра России, представив в рамках гастрольного тура оперу «Евгений Онегин» Чайковского (режиссер – Дмитрий Черняков). Спектакли состоялись в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, Королевском театре в Мадриде и на Люцернском фестивале.
Валентина Феденёва родилась в Краматорске. В 2007 году окончила Донецкую государственную музыкальную академию имени С. С. Прокофьева (класс профессора Николая Момота). В 2006 году была приглашена в Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко, где дебютировала в партии Леоноры («Трубадур» Верди). В дальнейшем исполняла на этой сцене партии Мими («Богема» Пуччини), Микаэлы («Кармен» Бизе), Иоланты в одноименной опере Чайковского, Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского), Папагены («Волшебная флейта» Моцарта) и другие. В 2010 году приняла участие в международном оперном фестивале «Золотая корона» (Донецк), исполнив партию Дездемоны («Отелло» Верди).
Лауреат Международного конкурса вокалистов 21st Century Art в Киеве (I премия, 2010), I Минского международного Рождественского конкурса вокалистов (II премия, 2014), дипломант и обладатель специального приза XXIV Конкурса конкурсов вокалистов Собиновского фестиваля в Саратове (2011), финалистка Международного музыкального фестиваля Георга Отса (2019).
В 2010–2011 гг. – участница Молодежной оперной программы Большого театра России, где исполняла партии Первой дамы («Волшебная флейта» Моцарта) и Фраскиты («Кармен» Бизе). Участвовала в серии концертов «Молодые голоса Большого театра России» под управлением Тугана Сохиева (2014–2016).
С 2014 года – солистка театра «Санктъ-Петербургъ Опера», где выступала в партиях Татьяны («Евгений Онегин»), Мими («Богема»), Недды («Паяцы» Леонкавалло), Виолетты («Травиата» Верди), Хризотемиды («Электра» Р. Штрауса) и других.
В 2016 году дебютировала на сцене Большого театра Республики Беларусь в партии Иоланты; неоднократно участвовала в Рождественских оперных форумах театра.
В 2015–2020 гг. – приглашенная солистка Михайловского театра, в 2020 году вошла в состав труппы. Дебютировала в партии Недды, в текущем репертуаре исполняет также партии в операх Памины, Графини Альмавива («Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» Моцарта), Джанетты («Любовный напиток» Доницетти), Иоланты, Прилепы, Натальи («Иоланта», «Пиковая дама», «Опричник» Чайковского), Виолетты, Микаэлы.
Гастролировала по России, а также в Австрии, Германии, Испании, Эстонии, Франции, Польше, странах СНГ. Участвовала в фестивале «Волжские сезоны» (Хризотемида) и международном фестивале «Оперетта» в Узбекистане, выступала в театрах Ниццы и Таллина (Недда), в партии Маргариты («Фауст» Гуно) дебютировала в Азербайджанском академическом театре оперы и балета и на оперном фестивале на о-ве Сааремаа в Эстонии.
Выступала также в Брукнерхаусе в Линце (партия сопрано в Девятой симфонии Бетховена, 2016), участвовала в концерте OperaVivaв рамках VII Транссибирского Арт-фестиваля Вадима Репина (2020), исполнила партию сопрано в Реквиеме Верди на открытии Арт-фестиваля «Таврида» (2021), на открытии сезона в Татарском государственном академическом театре имени Мусы Джалиля выступила в партии Недды в постановке Юрия Александрова (2021), приняла участие в юбилейном Международном оперном фестивале имени Ф. И. Шаляпина в Казани (2022).
В 2022 году состоялся дебют певицы в Театре Капитолия Тулузы в партии Первой нимфы в опере «Русалка» Дворжака (режиссер – Стефано Пода).
Лауреат национальной оперной премии «Онегин» в номинации «дебют» (за партию Натальи в опере «Опричник» Чайковского, Михайловский театр, 2021).
Агунда Кулаева окончила Ростовскую консерваторию имени С. В. Рахманинова по специальностям «дирижер хора» и «сольное пение» (класс Маргариты Худовердовой). Обучалась также в Центре оперного пения Галины Вишневской. Лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов имени Бориса Христова в Софии (2009, III премия).
В 2005–2014 гг. – солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, в настоящее время – приглашенная солистка. В 2009–2013 гг. – приглашенная солистка Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ).
В 2005 году дебютировала в Большом театре России в партии Сони («Война и мир» Прокофьева). C 2014 года – солистка оперной труппы ГАБТа, где в ее репертуар вошли партии Эболи, Азучены и Федерики («Дон Карлос», «Трубадур» и «Луиза Миллер» Верди), Кармен в одноименной опере Бизе, Маргариты («Осуждение Фауста» Берлиоза), Снежной королевы («История Кая и Герды» Баневича), Любаши, Весны («Царская невеста», «Снегурочка» Римского-Корсакова), Полины, Любови («Пиковая дама», «Мазепа» Чайковского), Марины Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского), Кончаковны («Князь Игорь» Бородина), Лауры («Каменный гость» Даргомыжского), Принцессы де Буйон («Адриана Лекуврёр» Чилеа).
Принимала участие в фестивалях «Варненское лето» («Кармен» и «Дон Карлос»), на «Арена ди Верона» («Кармен»), имени М. П. Мусоргского в Твери, «Парад звезд в оперном» в Красноярске, имени Ф. И. Шаляпина в Казани («Пиковая дама» – Полина); участвовала в исполнении Реквиема Верди с Симфоническим оркестром имени Верди в Милане под управлением Чжан Сянь и с хором Orfeón Donostiarra и Национальным оркестром Капитолия Тулузы под управлением Тугана Сохиева; в исполнении Stabat Mater Дворжака с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, кантаты «По прочтении псалма» Танеева с Московским государственным академическим камерным хором под управлением Владимира Минина и Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва.
Выступала в Болгарском национальном театре оперы и балета («Аида» Верди – Амнерис), Немецкой опере в Берлине («Кармен», «Сила судьбы» Верди – Прециозилла), Берлинской филармонии («Осуждение Фауста» Берлиоза – Маргарита), Голландской национальной опере («Князь Игорь» – Кончаковна), Израильской опере в Тель-Авиве («Бал-маскарад» Верди – Ульрика), театре Tokyo Nikikai в Японии («Кармен»), Национальной академии Санта-Чечилия в Риме и Парижском Музыкограде (концерты с оркестрами под управлением Станислава Кочановского), Чувашском государственном театре оперы и балета в Чебоксарах и Ростовском государственном музыкальном театре («Кармен»), Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани («Аида», «Борис Годунов»).
Также в репертуаре певицы – Женя Комелькова («Зори здесь тихие» Молчанова), Арзаче и Анджелина («Семирамида» и «Золушка» Россини), Далила («Самсон и Далила» Сен-Санса), Колдунья («Дидона и Эней» Пёрселла), Адальджиза («Норма» Беллини), Лель («Снегурочка» Римского-Корсакова), Графиня («Пиковая дама» Чайковского), Ратмир («Руслан и Людмила» Глинки), Дзита («Джанни Скикки» Пуччини), Лола и Сантуцца («Сельская честь» Масканьи), Фенена («Набукко» Верди), Марфа («Хованщина» Мусоргского) и многие другие партии.
В числе недавних ангажементов – серия мастер-классов и спектакль «Кармен» на I Сочинском фестивале классической музыки, оперный гала-концерт в Парке науки и искусства «Сириус» с Российским национальным оркестром под управлением Александра Рудина, концерт с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Антона Шабурова в Большом зале МКЗ «Зарядье».
Агунда Кулаева – заслуженная артистка РФ, заслуженная артистка Республики Северная Осетия – Алания.
Алексей Татаринцев окончил Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина (2003, класс профессора Владимира Козлякова), Академию хорового искусства имени В. С. Попова (2006, класс доцента Веры Александровой) и ассистентуру-стажировку АХИ (2009).
Лауреат II Московского международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (III премия, 2008), Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти в Санкт-Петербурге (I премия, 2008), Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки (III премия, 2009).
С 2008 года – солист Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова. В 2010 году дебютировал в Большом театре России – в мировой премьере оперы «Вишневый сад» Филиппа Фенелона (концертное исполнение) в партии Яши, которую год спустя исполнил в постановке Парижской национальной оперы. В репертуар артиста в ГАБТе в дальнейшем вошли партии Итальянского певца («Кавалер розы» Р. Штрауса), Рудольфа («Богема» Пуччини), Графа Альмавивы («Севильский цирюльник» Россини), Эрнесто («Дон Паскуале» Доницетти), Шевалье Бельфьоре («Путешествие в Реймс» Россини).
Также в репертуаре певца – Владимир Игоревич («Князь Игорь» Бородина), Ленский, Менестрель («Евгений Онегин», «Орлеанская дева» Чайковского), Альфред («Летучая мышь» И. Штрауса), Герцог Мантуанский («Риголетто» Верди), Неморино и Эдгардо («Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур»Доницетти), Рамиро («Золушка» Россини), Тамино («Волшебная флейта» Моцарта), Альфред («Травиата» Верди), Тибальд («Капулети и Монтекки» Беллини) и другие партии, а также произведения кантатно-ораториального жанра.
Выступал в спектаклях Мариинского театра, Палм Бич Оперы (США), Оперы Мальмё (Швеция), Королевской оперы Версаля (Франция), Королевского театра в Турине (Италия), участвовал в международных фестивалях в Германии, Франции, Финляндии (Савонлинна), Бельгии, Венгрии, Швейцарии, Японии, Южной Корее, Нидерландах. Принимал участие в проектах известных дирижеров, в числе которых Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Михаил Плетнёв, Теодор Курентзис, Саулюс Сондецкис, Джон Нелсон, Энрике Маццолла и другие.
Тесно сотрудничает с мужским хором Московского Сретенского монастыря, с которым принял участие в Днях культуры России в странах Латинской Америки (2008) и гастрольном турне по США (2012).
В 2016 году удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» (за роль Ромео в опере «Ромео и Джульетта» Гуно), Премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» и Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Мастер сцены» (за роль Рудольфа в опере «Богема»). Заслуженный артист Республики Северная Осетия – Алания (2015).
Алексей Тихомиров родился в Казани. Обучался на дирижерско-хоровом (2003) и вокальном (2006) факультетах Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова (классы доцента Любови Дразниной и профессора Юрия Борисенко), в 2004–2006 гг. – в Центре оперного пения Галины Вишневской (класс профессора А. С. Белоусовой-Фадеичевой). В настоящее время – преподаватель Центра.
Победитель I Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (2006), Республиканского конкурса Татарстана «Лучший молодой бас» (2007).
С 2005 года – солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», на сцене которого исполнил более 20 ведущих партий. В их числе Борис Годунов, Пимен, Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Гремин («Евгений Онегин» Чайковского), Собакин и Царь Додон («Царская невеста» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Рамфис («Аида» Верди), Адвокат Коленатый («Средство Макропулоса» Яначека), Король Треф («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Борис Тимофеевич («Катерина Измайлова» Шостаковича). В составе труппы театра гастролировал в Израиле, Италии, Франции, Болгарии, Эстонии, Бразилии и на Кипре.
С 2015 года – также солист Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, где выступает в операх «Борис Годунов» Мусоргского (заглавная партия), «Князь Игорь» Бородина (Галицкий), «Фауст» Гуно (Мефистофель), «Риголетто» Верди (Спарафучиле), «Царская невеста» (Собакин), «Евгений Онегин» (Гремин), «Севильский цирюльник» (Дон Базилио).
С 2010 года – приглашенный солист Большого театра России, на сцене которого дебютировал в партии Зарастро («Волшебная флейта» Моцарта). Исполнял партию Руслана в опере «Руслан и Людмила» Глинки на открытии Исторической сцены ГАБТа после реконструкции (2011). В текущем репертуаре Большого выступает также в партиях Салтана («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Великого инквизитора («Дон Карлос» Верди), Пимена, Гремина.
Приглашенный солист Михайловского театра в Санкт-Петербурге (Гремин, Зарастро, Водяной в «Русалке» Дворжака, Князь Вязьминский в «Опричнике» Чайковского) и Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ). Выступал в Екатеринбургском и Красноярском театрах оперы и балета, Варшавской национальной опере, Франкфуртской опере, Венской государственной опере и венском Театре ан дер Вин, Токийской национальной опере, Опере Монте-Карло, Большом театре Женевы, Римской опере, Театре имени Верди в Буссето, Лионской опере, Королевском театре де ла Монне в Брюсселе, Валлонской королевской опере в Льеже, Гамбургской опере, Комише Опер в Берлине, Королевском театре Мадрида, Муниципальном театре Сантьяго (Чили) и многих других, сконцертными программами – в залах Музикферайн в Вене, Консертгебау в Амстердаме, Де Дулен в Роттердаме. Принимал участие в Зальцбургском фестивале (опера «Моисей и фараон» Россини), Оперном фестивале на острове Корфу («Норма» Беллини), фестивалях в Сантандере (Испания), «Хорегии Оранжа» (Франция), имени Ф. И. Шаляпина в Казани, «Дыхание Байкала» в Иркутске.
Сотрудничал с дирижерами Риккардо Мути, Зубином Метой, Михаилом Плетнёвым, Владимиром Спиваковым, Михаилом, Владимиром и Дмитрием Юровскими, Василием Синайским, Теодором Курентзисом, Илмаром Лапиньшем, Владимиром Федосеевым, Геннадием Дмитряком, Туганом Сохиевым, Кентом Нагано и другими. Запись 13-й симфонии Шостаковича («Бабий Яр») Чикагского симфонического оркестра под управлением Риккардо Мути с участием Алексея Тихомирова в 2019 году номинировалась на премию «Грэмми».
Лауреат Премии города Москвы вобласти литературы иискусства (2017). Заслуженный артист Республики Татарстан (2022).
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.
Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.
После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».
Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.
С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи.
В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.
Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.
В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка.
В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.
(Пресс-служба Капеллы)