В продаже абонемент Musica sacra nova
28 октября 2024
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаБарток
«Замок герцога Синяя Борода». Опера с прологом и эпилогом Валерия Воронова (2022, по заказу Пермского театра оперы и балета). Полусценическое исполнение
Концерт в одном отделении
Абонемент №8:
Пермский государственный академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского
Одноактная опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» была написана в 1911 году на текст одноименной пьесы Белы Балажа. Премьера состоялась в 1918 году в Будапеште, в следующем десятилетии оперу дважды ставили в Германии, а с середины ХХ столетия и до сих пор ставят во всем мире. Впервые в России опера прозвучала в 1965 году под управлением Геннадия Рождественского. В 2022 году поставлена в Пермском театре оперы и балета с прологом и эпилогом Валерия Воронова, созданными по заказу театра (режиссер-постановщик и сценограф – Евгения Сафонова, музыкальный руководитель и дирижер – Фёдор Леднёв). Полусценическая версия спектакля будет представлена в Зале Чайковского.
До поры до времени Барток сомневался в том, что вообще услышит оперу при жизни: причиной тому могли быть и слишком насыщенная оркестровка, и минимум сценического действия как такового (вся опера представляет собой часовой диалог двух героев), и слишком мрачный сюжет. Синяя Борода и его жена Юдит входят в замок, где Юдит видит семь железных дверей. Она просит герцога открыть их, после долгих уговоров тот соглашается, оставляя запертыми лишь шестую и седьмую. Герцог сулит Юдит все свои богатства, лишь бы их не открывать, но она настаивает. За шестой дверью оказывается море слез, за седьмой – три бывшие жены герцога: первую он встретил на рассвете, и ей принадлежит утро, вторую – в полдень, третью – вечером. Отныне Юдит принадлежит ночь, которая будет для нее вечной, и вслед за другими женщинами она уходит в седьмую дверь.
«Дидона и Эней» Пёрселла, «Царь Эдип» Стравинского, «Человеческий голос» Пуленка, «Иоланта» Чайковского, «Мистерия на конец времени» Орфа – лишь некоторые из опер, которые ставились на российской и мировой сцене в один вечер с «Замком герцога Синяя Борода». У единственной оперы одного из величайших композиторов ХХ века, возможно, единственный недостаток – она слишком коротка, чтобы заполнить вечер. С нею объединяли и сочинения самого Бартока – Концерт для оркестра, кантату «Девять заколдованных оленей», балеты «Чудесный мандарин» и «Деревянный принц», – однако вопрос о том, как оптимально представить зрителю «Замок», остается открытым. О том, как на него ответили в Пермском театре оперы и балета, рассказывает дирижер Фёдор Леднёв.
«Мы обсуждали много вариантов: что играть вместе с этой оперой? Как правило режиссеры объединяют с "Замком" одноактные оперы других композиторов; балет нами не обсуждался – получились бы две разрозненные истории, а мы решили, что единая история лучше. Так было, например, в Баварской опере, где перед оперой исполнялся Концерт для оркестра, во время которого на экране шел фильм: предыстория, которая объясняла то, что будет дальше, предваряла действие. И опера становилась продолжением истории, которая для зрителя началась тридцать с лишним минут назад.
Постепенно у нас возникло решение заказать музыку специально к спектаклю. Вначале шла речь только о прологе, потом появился эпилог, и в процессе репетиций стало ясно, что все сложилось правильно: единое эмоциональное состояние, которое переживает слушатель, – самое важное, чего удалось достичь. Валерия Воронова я знаю давно, это очень дорогой для меня композитор, я продирижировал довольно много его музыки, в первую очередь камерной. Работа со звуком, работа с инструментами – в этом смысле у пролога и эпилога есть что-то общее с другими его сочинениями, но это совершенно самостоятельное произведение».
Симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета исполняет произведения разных эпох и стилей – от классики до современности, от широко известных сочинений Моцарта и Адана, включая классический балетный репертуар, до редко исполняемых опер Монтеверди и фон Альбрехта, а также произведений современных композиторов, написанных специально по заказу театра.
Лейтмотивом творчества оркестра служит одна из программных задач театра – исполнение произведений Петра Ильича Чайковского, имя которого носит Пермский театр оперы и балета.
В разные годы оркестром театра руководили дирижеры Арий Пазовский, Богуслав Врана, Александр Павлов-Арбенин, Анатолий Людмилин, Александр Шморгонер, Борис Афанасьев, Владимир Коваленко, Владимир Рылов, Александр Анисимов, Вадим Мюнстер, Валерий Платонов, Артём Абашев, Мигран Агаджанян.В ноябре 2023 года в должность главного дирижера театра вступил Владимир Ткаченко.
Фёдор Леднёв родился в 1971 году в Минске. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальностям «хоровое дирижирование» и «оперно-симфоническое дирижирование». С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном колледже имени Н. А. Римского-Корсакова.
Как приглашенный дирижер сотрудничал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, хором и оркестром musicAeterna и другими известными коллективами. С 2019 года – дирижер musicAeterna. С 2022 года – дирижер Нижегородского театра оперы и балета.
Выступает со многими российскими и зарубежными ансамблями современной музыки, такими как «Студия новой музыки», ГАМ-ансамбль (Москва), Nostri Temporis (Украина), KNM (Германия), Phoenix (Швейцария). Постоянный дирижер санкт-петербургского ансамбля современной музыки eNsemble с момента его основания в 2001 году. Постоянный приглашенный дирижер Московского Ансамбля Современной Музыки, участник российских и европейских фестивалей. Под руководством Фёдора Леднёва состоялось более 200 мировых премьер сочинений отечественных и зарубежных композиторов, а также российские премьеры оперы «Доктор Атом» Джона Адамса, первой части балетной трилогии «Данте» Томаса Адеса (концертные исполнения), Концерта для скрипки с оркестром Гюса Янсена, Концерта для двух фортепиано с оркестром Лучано Берио, вокального цикла «Любовь поэта» Алексея Сысоева, сочинения «Ницше говорит» Луи Андриссена.
Как дирижер-ассистент принимал участие в постановках опер «Воццек» Берга в Большом театре, Medea Material Паскаля Дюсапена и «Носферату» Дмитрия Курляндского в Пермском театре оперы и балета. Как вокалист участвовал в постановках опер «Эней в Лацио» Сарти (Латин, 1999), «Якоб Ленц» Рима (Кауфман, 2001), «Орфей» Монтеверди (Орфей, 2002).
Дирижер-постановщик балета «Пахита» в Екатеринбургском театре оперы и балета (2018, спектакль выдвигался на Национальную театральную премию «Золотая маска» в девяти номинациях, в том числе «Лучший дирижер»; был удостоен Специальной премии жюри музыкального театра «За лучшее событие Года Петипа»), оперы «Замок герцога Синяя Борода» Бартока с прологом и эпилогом Валерия Воронова (2022, Пермский театр оперы и балета), балета «Золотой ключик» Вайнберга (2023, Нижегородский театр оперы и балета). Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства.
Наталия Ляскова в 2013 году окончила Нижегородскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки по специальности «академический вокал»(класс доцента Татьяны Хохловой). В 2013–2016 годах была стажером оперной труппы и солисткой хора musicAeterna Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. С сезона 2016/17 – солистка театра.
В репертуаре певицы – Ольга, Графиня и Лаура («Евгений Онегин»,«Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского), Кончаковна («Князь Игорь» Бородина), Ратмир («Руслан и Людмила» Глинки), Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), Принцесса Клариче и Смеральдина («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Ханна («Пассажирка» Вайнберга), Хозяйка Медной горы («Малахитовая шкатулка» Батина), Керубино, Дорабелла и Анний («Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины»и «Милосердие Тита» Моцарта), Адальжиза («Норма» Беллини), Кармен («Кармен» Бизе),Сузуки («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Шармион и Принц Шарман («Клеопатра» и «Золушка» Массне), Лола («Сельская честь» Масканьи), Зибель («Фауст» Гуно), Муза/Никлаус («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Мать Жанна («Диалоги кармелиток» Пуленка), Девушка («Свадьба» Аны Соколович), партии альта в Реквиеме Моцарта, «Мессии» Генделя и другие. В 2021 году певица номинировалась на российские театральные премии «Золотая маска» и «Онегин» за исполнение заглавной партии в опере «Кармен» Бизе. В 2023 году стала лауреатом премии МХТ имени А. П. Чехова в номинации «опера» за исполнение партии Юдит в опере «Замок герцога Синяя Борода» Бартока.
Сотрудничала со многими с известными дирижерами и режиссерами, в числе которых Теодор Курентзис, Валентин Урюпин, Пётр Белякин, Роберт Уилсон, Филипп Химмельман, Сигрид Т’Хуфт, Катерина Евангелатос, Антон Адасинский, Василий Бархатов, Марат Гацалов, Филипп Григорьян, Константин Богомолов, Владиславс Наставшевс, Евгения Сафонова.
С сезона 2021/22 – также солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина, с сезона 2023/24 – приглашенная солистка Михайловского театра в Санкт-Петербурге.
Гарри Агаджанян окончил Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского (2006, класс профессора Валерия Писарева).Лауреат международных конкурсов вокалистов имени М. И. Глинки в Челябинске (2007) и имени Винченцо Беллини в Кальтаниссетте (Италия, 2012). Удостоен диплома и приза зрительских симпатий на Всероссийском конкурсе вокалистов имени Надежды Обуховой в Липецке (2012).
С 2004 года – солист Екатеринбургского театра оперы и балета (Урал Опера Балет). С 2011 года – солист Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, где выступал в операх Моцарта «Свадьба Фигаро» (Бартоло) и «Так поступают все женщины» (Дон Альфонсо).
В 2006–2009 гг. был приглашенным солистом Челябинского театра оперы и балета имени М. И. Глинки. Пел в Новосибирском театре оперы и балета («Князь Игорь» Бородина – Кончак), Михайловском театре в Санкт-Петербурге («Иоланта» Чайковского – Король Рене), Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева – Маг Челий). В опере «Евгений Онегин» Чайковского (партия Гремина, постановка Латвийской национальной оперы) выступал на сцене Большого театра России.
Гастролировал с оркестром musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса в Германии, участвовал в концертном исполнении оперы «Свадьба Фигаро» в венском Концертхаусе. Принимал участие в проекте «Романтика романса» на телеканале «Россия-Культура».
В настоящее время – солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
Дважды номинировался на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» (2012, за партию Дона Альфонсо в опере «Так поступают все женщины», спектакль Пермского театра; 2021, за партию Мага Челия в опере «Любовь к трем апельсинам», спектакль Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Лауреат Свердловской областной театральной премии «Браво!» (2014, за роль Даланда в опере «Летучий голландец» Вагнера, спектакль Екатеринбургского театра оперы и балета).
Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).
С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».
Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.
С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).
Надежда Павлова (сопрано), Анжелика Минасова (сопрано), Зарина Абаева (сопрано), Наталья Буклага (меццо-сопрано), Ярослав Тимофеев (ведущий)
В программе: Вагнер, Р. Штраус, Малер, Р. Штраус