Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетКонцерт проходит при поддержке Союза композиторов России
Абонемент №1:
Другое пространство. Continuo
Московская филармония продолжает четвертый сезон абонемента «Другое пространство. Continuo», в котором исполняются новейшие сочинения наших современников, а также важнейшие произведения российской и зарубежной музыки последнего столетия. Программу открывает сочинение Фараджа Караева – одного из крупнейших российских композиторов, профессора Московской консерватории, члена Ассоциации современной музыки. Концерт для оркестра «Двадцать лет спустя – ностальгия…», посвященный памяти Альфреда Шнитке и Эдисона Денисова, был создан в 2009 году на основе камерного концерта ...alla “Nostalgia”, написанного двадцатью годами ранее. По словам автора, в названии обыгрываются «ностальгия по ушедшему времени и двадцать лет, как Альфред, теоретически, и Эдисон Васильевич, практически, "вытолкнули" меня на какую-то более или менее заметную орбиту».
Три пьесы для оркестра Альбана Берга будут исполнены к 140-летию со дня рождения композитора – автора таких шедевров, как Скрипичный концерт «Памяти ангела», оперы «Воццек» и «Лулу», яркого представителя Новой Венской школы. Ее основателю Арнольду Шёнбергу и посвящены Три пьесы – к моменту их создания Берг уже десять лет был его учеником. Как пишет музыковед Левон Акопян, «по существу это небольшая симфония, третья часть которой, Марш, по объему почти равна двум первым – Прелюдии и Хороводу, – вместе взятым. Использование элементов популярных бытовых жанров (лендлера, марша) приводит к эффекту гротескного "остранения", подчеркивая органическую чуждость этих жанров "декадентскому" атональному контексту».
Если крупные сочинения нововенцев исполняются у нас не слишком часто, еще меньше везет Эдгару Варезу – за сто лет с момента создания (1921/1927) его opusmagnum «Америки» прозвучит в Москве всего во второй раз. «Америки» нередко сравнивают с «Весной священной» Стравинского, и не случайно: музыку наполняет энергия необыкновенной силы, а фантазия композитора практически безгранична. «Варезу удается вознаградить слушателя множеством ярких, часто неслыханных эффектов, – рассказывает Левон Акопян. – Одна из его сильнейших сторон – богатейшая тембровая изобретательность; помимо беспрецедентно обильного использования ударных в "Америках" можно отметить на удивление свежо звучащий тембр сирены, "говорящие" интонации духовых. Варезу удалось обратить в достоинство даже такое свойство "Америк", как фрагментарность: в любом эпизоде есть какая-то "изюминка", сама по себе вполне оправдывающая его существование».
Также в программе – мировая премьера сочинения «Скрипичный концерт» Владимира Горлинского. «Сочинение продолжает тему перевернутых концертов – в них я размышляю о самом жанре, его ритуалах и природе, – рассказывает автор. – Я рассматриваю фигуру солиста через уход от идеи центра: в этом сочиненном мире солист избегает "быть главным", но не становится и "побочным". Он ищет место, находится в параллельном движении, которое странно резонирует с оркестром. В этих условиях меняется сам жанр, созданный для представления отношений центра (солиста) и периферии (оркестра). Это "театр звука", где появление и перемещение звуков в пространстве частично создает пограничное с музыкой действие».
Глория Тронель (сопрано), Лориана Треган-Маркус (меццо-сопрано), Эмануэле Д'Агуанно (тенор), Елена Ревич (скрипка)
В программе: Шёнберг, Ноно, Даллапиккола, Сысоев, Ноно
Татьяна Гринденко (скрипка), Варвара Гансгорье (сопрано), Клаудио Томбини (чтец), Ярослав Тимофеев (ведущий)
В программе: Булез, Ксенакис, Шаррино, Раннев