В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
13 февраля 2025, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаСолисты и ансамбли оркестра
Русская метелица
Городовская, Шалаев, Пономаренко, Эшпай, Колмановский, русские народные песни, старинные романсы и обработки народных мелодий
Абонемент №59:
Встречи по четвергам
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Дарья Зыкова родилась в 1981 году в Москве. В 2005 году с отличием окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Ирины Масленниковой), в 2009 году – ассистентуру-стажировку вуза. Обладатель Гран-при Всероссийского конкурса вокалистов Bella voce (2002).
С 2008 года – приглашенная солистка Большого театра России, где дебютировала в партии Папагены («Волшебная флейта» Моцарта). В дальнейшем в репертуар певицы на главной российской сцене вошли партии Мерседес, Фраскиты («Кармен» Бизе), Бригитты, Маши («Иоланта», «Пиковая дама» Чайковского), Адели («Летучая мышь» И. Штрауса), Голоса Золотого петушка («Золотой петушок» Римского-Корсакова), Марианны Ляйтметцерин («Кавалер розы» Р. Штрауса), Ксении («Борис Годунов» Мусоргского), Герды («История Кая и Герды» Баневича), Берты («Севильский цирюльник» Россини).
Сотрудничает с Московской филармонией. Выступала с ведущими коллективами, среди которых Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Московский государственный академический симфонический оркестр, Российский национальный оркестр, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Национальный академический оркестр народных инструментов имени Н. П. Осипова, Московский камерный оркестр Musica Viva; с известными дирижерами, такими как Владимир Федосеев, Василий Синайский, Павел Сорокин, Кристофер Мулдс, Дмитрий Юровский, Фабио Мастранджело, Мариус Стравинский, Лоран Кампеллоне, Кристоф-Маттиас Мюллер, Иоганнес Вильднер и другие.
Гастролировала в Италии, Германии, Австрии, Испании, Швеции, Польше, Литве, Эстонии, Молдове, США, Японии, Южной Корее.
Принимала участие в Международном фестивале «Опера априори», Международном музыкальном фестивале Юрия Башмета, международных фестивалях Аrs Longa, Primavera Classica, «Русская музыка на Балтике», «Спасская башня», Summertime, «Рахлинские сезоны». Постоянная участница проекта «Романтика романса» телеканала «Россия – Культура».
Автор уникальной методики музыкально-психологической реабилитации детей, перенесших тяжелые заболевания и стрессы, сирот, инвалидов. Ведет активную благотворительную и просветительскую деятельность. Награждена отличительным знаком Сербской патриархии.
Исполнительница русских песен и романсов Майя Балашова родилась в 1982 году в Нижегородской области. Окончила Нижегородскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки по специальности «народное пение» (класс Татьяны Кошелевой). Лауреат всероссийских и международных конкурсов, в числе которых «Романсиада» в Москве (2006).
Творческую деятельность начала в качестве солистки ансамбля «Нижегородский сувенир». В настоящее время активно концертирует в России и за рубежом (Австрия, Босния, Германия, Греция, Китай, Молдова, Словения). Сотрудничает с известными отечественными коллективами. Постоянная участница городских и областных праздников, удостоена премии Нижнего Новгорода.
Представляла Российскую Федерацию на фестивалях народного творчества в Китае, Греции и Молдове. Приглашенная звезда «Русского бала в Будапеште» (2016). В ноябре 2019 года выступила с сольной программой из русских песен и романсов в Париже. В январе 2020 года получила грант Фонда Прокофьева (Лондон) на запись альбома «Русские сказы», в который вошли русские народные песни в обработке Прокофьева и Рахманинова.
Майя Балашова – участница программы «Романтика романса» на телеканале «Россия-Культура». Вошла в сотню лучших вокальных экспертов России на вокальном шоу «Ну-ка, все вместе!» на телеканале «Россия-1».
В 2008 году за вклад в популяризацию классической музыки на симфонической эстраде в московском парке «Сокольники» была открыта звезда Майи Балашовой.
Максим Павлов родился в Беларуси. Незаурядный талант проявился рано – с детских лет он пел в деревенском клубе и в районном доме культуры, впитав в себя народную песенную традицию. На одном из республиканских фестивалей Павловы выступали всей семьёй, после чего мальчику предложили поступить в Республиканский музыкальный колледж при Белорусской государственной академии музыки. Максиму пришлось «с нуля» освоить музыкальную грамоту, но труд не был напрасным: он окончил колледж, а затем – с отличием – Российскую академию музыки имени Гнесиных.
В годы учёбы молодой певец был удостоен белорусских и российских президентских поощрений, награды Фонда Владимира Спивакова, золотой медали Международных Дельфийских игр, Гран-при фестиваля «Золотое поколение Золотого века», конкурсов имени Ф. И. Шаляпина и «Кубок Союзного государства и стран СНГ».
Максим Павлов – востребованный в народном жанре певец. Он сотрудничает с Кубанским казачьим хором, Северным русским народным хором, поёт в сопровождении известных отечественных коллективов. Музыкант успешно выступает в городах России и Белоруссии, а также за рубежом – во Франции, в Германии, Бельгии, Голландии, Сербии, Турции, Эстонии, Латвии, Литве. Концерты артиста проходили на крупнейших сценах – в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом зале Московской консерватории, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Государственном Кремлёвском дворце.
Музыкант получил известность как автор-исполнитель своих песен. Большинство их написано на собственные стихи. Слушатели полюбили артиста за проникновенный лиризм его сочинений, искренность и тонкость исполнения. «Народная песня живет в нём: в сердце, в памяти, в душе. Она стала определяющим вектором его авторского песенного творчества. Но самый важный дар, которым наградил Максима Бог – это его чистая, светлая, отзывчивая и добрая душа», – так характеризовал творчество певца художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко.
Юлия Рутберг (художественное слово), Глеб Перязев (бас), Дарья Зыкова (сопрано), Евгений Волчков (домра), Борис Лифановский (виолончель)
Александр Арсентьев (художественное слово)