В продаже абонемент Musica sacra nova
23 марта 2025, начало в 19:00
Камерный зал Филармонии
схема проезда
Абонемент №138:
Лаборатория Musica sacra nova
Абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст отечественной «новой священной музыки». Все они, за исключением первой, посвящены камерным и вокальным сочинениям XX–XXI веков. В концертах участвуют лучшие российские ансамбли новой музыки (Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки»), а также молодые коллективы Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus. Куратор программ абонемента – дирижер и музыковед Сергей Терентьев.
Программа «Музыкальная жертва» строится вокруг метасюжета: процесс восхождения человека к Богу посредством «музыкальной жертвы». Каждое из сочинений можно приравнять к одной из ступеней этой символической Лестницы Иакова. В «Музыкальной жертве» Вустина, созвучной «Музыкальному приношению» Баха, этот вектор считывается на программном уровне, исходя из названий частей. В случае с «Пилигримами» Губайдулиной – из комментария композитора: «Вещь написана в форме вариаций, темой которых является как бы шествие странников (паломников), ищущих внутри себя нечто сакральное». В форме вариаций написан и опус Денисова – Es ist genug на тему хорала Баха из кантаты O Ewigkeit, du Donnerwort BWV 60. Мотив восхождения прослеживается и в «Lux aeterna (два псалмопевца)» Кнайфеля. Композитор возносит души виолончелистов к Абсолюту, поручая им чтение/пение фрагментов псалмов «про себя» (тексты видны только исполнителям). В программе также российская премьера – «Тихая молитва» Якоба Мюльрада.
Концерты абонемента проходят в рамках параллельной программы цикла Musica sacra nova, третий сезон которого стартует в Зале Чайковского 1 марта. Совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra nova изучает творчество четырех поколений отечественных композиторов ХХ века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиции нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.
Ведущий российский коллектив, специализирующийся на исполнении современной музыки. Основан в 1993 году в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым.
В репертуаре ансамбля практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы. За три десятилетия музыканты «Студии» впервые в России исполнили более полутора тысяч сочинений ведущих современных композиторов, представили более ста концертов-портретов и сочинений в жанре нового музыкального театра. Ежегодно ансамбль исполняет около 60 новых программ.
Специально для «Студии» создавали новые опусы Мартен Алтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Роман Леденёв, Мартейн Паддинг, Луис Наон, Энно Поппе, Роджер Редгейт, Владимир Тарнопольский, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Цинсстаг и многие другие. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют сотрудничеству с молодыми авторами – заказу новых сочинений, проведению мастер-классов, лекций и конкурсов (Международный конкурс молодых композиторов имени П. И. Юргенсона, Международный конкурс молодых композиторов «Новые классики», Всероссийские семинары по исполнительским техникам). В последние годы «Студия» активно работает над проектами с электроникой, видео и мультимедиа.
Ансамбль активно гастролирует по России и за рубежом. Концерты «Студии новой музыки» проходят в Большом зале Московской консерватории, в Санкт-Петербургской филармонии, Концертхаусе и филармонии в Берлине, парижском Музыкограде, венецианском театре Малибран и других крупнейших залах мира. Коллектив неоднократно выступал с ансамблями Asko|Schönberg, Ensemble Modern и Klangforum Wien.
«Студия новой музыки» регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организовывает спецпроекты в университетах, включая Оксфордский, Бостонский и Гарвардский. «Студия» стала первым и на сегодня единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте и на Венецианскую биеннале современного искусства.
Один из важных векторов деятельности ансамбля – междисциплинарное взаимодействие. «Студия» сотрудничает с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Центром имени Вс. Мейерхольда, фестивалями «NET – Новый европейский театр» и «ТERRИТОРИЯ», ГМИИ имени А. С. Пушкина, Третьяковской галереей, Музеем современного искусства «Гараж», Московским музеем современного искусства, Московской биеннале, Еврейским музеем центром толерантности, «Премией Кандинского» и др.
«Студия новой музыки» – базовый ансамбль Международного фестиваля современной музыки «Московский форум», проводимого Центром современной музыки Московской консерватории.
В сезоне 2023/24 ансамбль отметил 30-летие. Главное событие юбилейного сезона – проект «СтудияФест», в рамках которого на крупнейших площадках Москвы прошли концерты, образовательные мероприятия, презентации, научные чтения. С 1993 года «Студия» является центром структуры, благодаря которой выстраивалась экосистема новой музыки в России; программа «СтудияФест» демонстрирует, как работает такая структура, редкая не только для нашей страны, но и для зарубежья.
Полина Ермолаева (меццо-сопрано)
В программе: Вустин, Волков, Леденёв, Губайдулина, Пелецис, Смирнов, Тищенко, Лурье, Слонимский, Дистлер, Гуаюль, Д. Лэнг, Холст, Смит, Кшенек, Васкс, Макмиллан
В программе: Бриттен, Губайдулина, Екимовский, Вустин, Пярт, Васкс, Корндорф
В программе: Пярт, Смирнов, Мюрай, Губайдулина, Крам