Ночные концерты Московской филармонии
    «Мама, я меломан»

    3 февраля 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    И. С. Бах
    Концерт для двух скрипок и струнных ре минор (1 часть)
    Бетховен
    Симфония № 5 (1 часть)
    Вагнер
    Вступление и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда»
    Григ
    Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть)
    Свиридов
    «Тройка» и Вальс из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»

    12+

    «Мама, я меломан» — новый проект Московской филармонии для неофитов. Ведущие оркестры страны и известные солисты исполнят популярную музыку композиторов, которых выберут слушатели путем голосования. Перед каждым концертом пройдет открытая лекция, буклеты концертов составят российские музыковеды и музыкальные критики. «Мама, я меломан» — это короткий и увлекательный путь к классической музыке.

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижёрский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Наталия Гутман и многие другие.

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошёл в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижёров. Первым художественным руководителем и главным дирижёром коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вана Клиберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

    Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 – скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

    В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармония-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижёра и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звёзд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижёр и оркестр».

    Среди постоянных партнеров оркестра – выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк; дирижёры Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Марис Янсонс, Александр Лазарев, Владимир Юровский и другие.

    В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 «Лирическая» Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и компакт-дисков, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.

    Дмитрий Крюков

    Дмитрий Крюков – дирижер Госкапеллы России, Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского, приглашенный дирижер Большого театра. В его репертуаре – музыка разных эпох и стилей, от Баха до Губайдулиной: симфонии и концерты Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шуберта, Шумана, Брукнера, Брамса, Дворжака, Малера, Глазунова, оперы Верди, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и многие другие сочинения.

    Родился в 1990 году в Перми. В 2009 году окончил Академический музыкальный колледж, в 2015 – Московскую консерваторию (класс профессора Валерия Полянского), в 2017 – аспирантуру по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». В 2010 году начал работу в Государственной академической симфонической капелле России в качестве пианиста-концертмейстера, а затем дирижера-ассистента Валерия Полянского. В 2011 году дебютировал как дирижер с сольной программой на сцене Российского академического молодежного театра за пультом оркестра Госкапеллы.

    В 2011-2014 гг. был ассистентом Геннадия Рождественского в подготовке филармонических абонементов «Туманный Альбион», «Моцарт и...». В октябре 2013 года провел московский фестиваль Scriabin.Fest на открытом воздухе, где исполнил сочинения Скрябина и Рахманинова с оркестром Госкапеллы и пианистом Андреем Коробейниковым. В 2014 году приглашен в Большой театр России на постановку оперы «Царская невеста» как ассистент Геннадия Рождественского, вскоре дебютировал на исторической сцене театра. В 2015 дирижировал «Царской невестой» на гастролях Большого театра в Гонконге, записал DVD оперы с коллективом театра.

    С 2015 года дирижирует текущим репертуаром Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского. В июле 2016 дирижировал музыкально-драматическим спектаклем «Пиковая дама» с участием Максима Аверина в Концертном зале имени Чайковского. В декабре 2016-го за пультом Госкапеллы впервые в России исполнил «Жалобную песнь» Малера в первой авторской редакции. В феврале 2017 года стал лауреатом конкурса Debut Hamburg в Германии. В ноябре с успехом провел российскую премьеру оперы «Фрида и Диего» ведущего финского композитора Калеви Ахо.

    Регулярно выступает на главных сценах столицы (Концертный зал имени Чайковского, залы Московской консерватории, Дом музыки), других городов России и за рубежом. Сотрудничает с ведущими российскими коллективами, включая оркестр Госкапеллы, РНО, Оркестр Московской филармонии, оркестр Большого театра России, ГСО Республики Татарстан, оркестры Саратовской, Пермской, Свердловской филармоний, а также с Бранденбургским государственным оркестром, оркестром Датского радио и другими зарубежными коллективами. Среди его сценических партнеров – пианисты Андрей Коробейников, Александр Гиндин, Лукас Генюшас, скрипач Никита Борисоглебский, виолончелист Александр Князев, баритон Василий Герелло.

    Филипп Копачевский

    Лауреат международных конкурсов, солист Московской филармонии, пианист Филипп Копачевский снискал любовь и признание публики. Его концерты проходят в Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, США, Нидерландах, Франции, Италии, Греции, Польше, Испании, Черногории, Эстонии, Литве и во многих городах России. Особую популярность Филипп приобрел в Японии, где по заказу телекомпании NHK записал диск с произведениями Шопена.

    Филипп Копачевский родился в 1990 году в Москве. Окончил Центральную музыкальную школу, Московскую консерваторию и аспирантуру (класс профессора Сергея Доренского). Лауреат восьми международных конкурсов, в том числе Х Конкурса пианистов имени Шуберта (Германия) и Конкурса пианистов в Энсхеде (Нидерланды). Выступает с Госоркестром России имени Светланова, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, оркестром Московского театра «Новая Опера», Английским камерным оркестром, оркестрами Sinfonia Varsovia, Filarmonica de Toscanini, Миланским симфоническим оркестром имени Верди, Национальным оркестром Иль-де-Франс и другими. 

    Участник многих международных фестивалей, в том числе Фортепианного фестиваля в Майами, Arts Naples World Festival (США), международного фестиваля фирмы «Стейнвей» (США), в Анси и Кольмаре (Франция), памяти Ростроповича (Баку), «Балтийские сезоны» (Калининград), «Владимир Спиваков приглашает», «Звезды на Байкале», Crescendo, «Денис Мацуев приглашает», имени А. Д. Сахарова (Нижний Новгород), памяти В. Лотар-Шевченко (Новосибирск). Принимал участие в мировой премьере балета Without хореографа Бенджамина Мильпье на сцене Мариинского театра. Среди партнеров Копачевского по камерному ансамблю – Давид Герингас, Дмитрий Ситковецкий, Юлиан Рахлин, Павел Нерсесьян, Александр Гиндин, Андрей Баранов, Александр Бузлов, Никита Борисоглебский, Павел Милюков, Александр Рамм, Нарек Ахназарян, Валерий Соколов, Борис Андрианов и другие. 

    Сотрудничал с известными дирижерами, среди которых Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Александр Дмитриев, Станислав Кочановский, Конрад ван Альфен, Чарльз Оливьери-Монро, Евгений Бушков, Максим Венгеров, Пол Уоткинс. На сцене Концертного зала имени Рахманинова «Филармония-2» исполнил в один вечер все фортепианные концерты Чайковского в сопровождении Гос оркестра России имени Светланова (дирижер – Станислав Кочановский). В сезоне 2016/2017 дал сольный концерт в Большом зале консерватории. Выпустил два альбома сочинений композиторов-романтиков, работает над записью произведений Брамса. Участник проекта «Звезды XXI века» Московской филармонии, один из наиболее востребованных ее солистов.

    Иван Почекин

    Стремительное развитие карьеры Ивана Почекина началось в 2005 году после победы на III Московском международном конкурсе скрипачей имени Никколо Паганини. Творческие контакты связывают артиста со многими известными дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Юрий Симонов, Михаил Плетнёв, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Сергей Скрипка, Гинтарас Ринкявичюс, Фридрих Хайдер, Младен Тарбук, Ян Латам-Кёниг, Фабио Мастранджело, Чарльз Оливьери-Монро. Музыкант принимает участие в различных фестивалях, в числе которых «Кремль музыкальный», Московский Пасхальный фестиваль, «Безумный день» в Нанте, Pianoscope в Бове (Франция). По приглашению Дениса Мацуева в 2008 и 2013 годах скрипач выступал на фестивалях Crescendo в Калининграде и Пскове и «Звезды на Байкале» в Иркутске. В сентябре 2014 года в рамках Большого фестиваля Российского национального оркестра Иван Почекин был удостоен чести выступить на легендарной скрипке “ex-Paganini” работы Карло Бергонци, любезно предоставленной семьей М. Викторова. В исполнении артиста и Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва прозвучал Второй скрипичный концерт Паганини.

    На протяжении многих лет Иван Почекин сотрудничает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, оркестром Мариинского театра, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Национальным филармоническим оркестром России, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, Уральским академическим филармоническим оркестром, Государственным академическим камерным оркестром России, Загребским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Дубровника, Симфоническим оркестром Софийского радио, Филармоническим оркестром Овьедо, Базельским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром радио и телевидения Южной Кореи и другими коллективами. Творческая дружба связывает артиста с Борисом Березовским, Анри Демаркеттом, Татьяной Гринденко, Райнером Шмидтом, Александром Князевым, Александром Гиндиным, Александром Бузловым, Филиппом Копачевским, Юрием Фавориным. 

    С 2007 года Московская филармония является эксклюзивным представителем скрипача на территории России. 

    В 2006 году при содействии Фонда скрипичного искусства Иван Почекин записал дебютный компакт-диск с сочинениями Паганини и Шоссона. В том же году австрийская звукозаписывающая фирма “Philartis” выпустила альбом “Chanson Russe” с произведениями Прокофьева, Шимановского, Чайковского, Стравинского и Хачатуряна. В 2011 году Иван подписал контракт с фирмой Naxos на запись двух альбомов из произведений Паганини, куда вошли Пятый и Шестой скрипичные концерты и виртуозные скрипичные пьесы. В настоящий момент тираж альбомов вышел в свет и получил восторженные отзывы критики. 

    «Головокружительное “Motoperpetuo” – словно неистовое вращение дервиша под метроном, отбивающий шестнадцатые в темпе presto – это пьеса, стремительность которой не ослабевает до финальной ноты. Ивана Почекина этот темп не смущает, он ни разу не отступает перед этим, пожалуй, самым напряженным сочинением для струнных из всех существующих» (ConcertoNet. com). 

    «Этот диск выделяется четко построенной записью и исключительной игрой Ивана Почекина, чей чистый тон, широкий выразительный диапазон, точная артикуляция и интонация оживляют идеи Паганини. Andante этого концерта под смычком Почекина звучит особенно выразительно, а высокая виртуозность других частей отличается подлинными силой и блеском» (“Gramophone”). 

    «Иван Почекин, несомненно, более чем соответствует высочайшим требованиям, предъявляемым к экстремальной технике исполнения музыки Паганини» (“The Strad”). 

    Иван Почекин также играет на альте. Особое место в творческой жизни артиста занимают выступления в дуэте с братом, скрипачом Михаилом Почекиным. В 2017 году музыкантами был записан первый совместный альбом “The Unity of Opposites” («Единство противоположностей»), изданный фирмой Мелодия, в программу которого вошли шедевры Моцарта и Прокофьева, а также редко исполняемые дуэты М. Гайдна и Глиэра. 

    «Это огромное наслаждение, слушать этих мастеров дуэтной игры. Братья Почекины конгениально дополняют друг друга и прекрасно взаимодействуют между собой» (Klassik.com, Германия). 

    «Своим диском, посвященным произведениям Моцарта, М. Гайдна, Глиэра и Прокофьева, Иван и Михаил Почекины создают одну из лучших работ, записанных до сегодняшнего дня в этом жанре» (“Ritmo”, Испания). 

    Иван Почекин начал заниматься игрой на скрипке в возрасте пяти лет у Галины Турчаниновой. Впоследствии его наставниками стали Майя Глезарова, Виктор Третьяков и Райнер Шмидт. Своими ранними успехами скрипач во многом обязан матери, которая занималась с ним на протяжении 10 лет.

    Елена Таросян

    Елена Таросян – яркий музыкант молодого поколения, активная участница программ Московской филармонии. Родилась в 1993 году в Омске, игре на скрипке начала обучаться в возрасте пяти лет. С 2002 года училась в Музыкальном колледже при Новосибирской государственной консерватории имени Глинки (класс профессора Марины Кузиной-Койфман), с 2011 – в Московской государственной консерватории (класс профессора Эдуарда Грача). В настоящее время продолжает обучение в аспирантуре МГК.

    Победительница международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (Германия), «Балтийское созвездие» в Санкт-Петербурге, «Искусство и образование XXI века», «Скрипка Севера» в Якутске (Гран-при), на острове Родос (Греция, Гран-при) и молодежных Дельфийских игр России в Твери; лауреат международных конкурсов имени Й. Сигети в Будапеште (IV премия), имени М. Лавриновича в Польше (II премия), имени А. Ямпольского (II премия) и имени Д. Ойстраха в Москве, имени Е. Мравинского в Санкт-Петербурге (II премия), во Владивостоке (II премия), Международного конкурса скрипачей Эдуарда Грача в Дубне. В октябре 2014 года выиграла Гран-при Международного конкурса скрипачей в Астане. 

    Елена Таросян – участница программы Московской филармонии «Молодые таланты». Выступала в Большом зале консерватории в сопровождении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и Академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова ВГТРК, в Концертном зале имени Чайковского – с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии и Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Светланова, неоднократно играла в филармонических залах с Камерным оркестром «Московия» под управлением Эдуарда Грача, дала сольный концерт в Камерном зале филармонии в рамках программы «Филармонический дебют».

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, лектор, лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015). 

    С 2011 года Ярослав сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на портале Colta.ru и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014-2015 годах работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт).

    Я. Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». Работал музыкальным консультантом церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. 

    С 2010 года работает в Московской филармонии. В сезоне 2017/18 провел концерт проекта «Мама, я меломан» на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского. В сезоне 2018/19 планирует осуществить авторский просветительский проект «118+» в Камерном зале филармонии. 

    Я. Тимофеев – выпускник Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Является лауреатом международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». 

    С 2017 года — участник инди-группы OQJAV (фортепиано).