В продаже абонемент Musica sacra nova
24 декабря 2018
Большой зал Консерватории
Абонемент №72:
Российский национальный оркестр
Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.
Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.
В 2009–2020 гг. в Москве проходил Большой фестиваль РНО с участием ведущих исполнителей современности. С 2024 года Фестиваль РНО проходит в обновленном формате под руководством Александра Рудина.
РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова.
Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.
В 2023–2024 гг. Александр Рудин провел свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива по России. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги.
В течение сезона Александр Рудин и РНО выступили на открытии IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «камерные ансамбли» в Уфе и на открытии юбилейного 80-го концертного сезона Оренбургской филармонии; 25 сентября, в день рождения Шостаковича, приняли участие в IV Международном фестивале искусств «Шостакович. Над временем» в Самаре; в рамках Всероссийского марафона «Мой Рахманинов», приуроченного к 150-летию со дня рождения композитора дали концерты во Владикавказе, Махачкале, Грозном и Москве. Также выступления коллектива прошли в филармонических залах Великого Новгорода, Уфы, Петрозаводска и Санкт-Петербурга, на фестивале «Стрелка» в Нижнем Новгороде (с программой музыки Шнитке к 90-летию со дня рождения композитора) и open-air фестивалях в Новом Иерусалиме и Ясной Поляне.
Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В 16-летнем возрасте стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. В 1974–1979 гг. обучался в Московской государственной консерватории в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году окончил аспирантуру). В 1977 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.
Михаил Плетнёв представлял сольные программы на лучших сценах мира, выступал с известнейшими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими. Он играл под управлением выдающихся дирижеров современности, среди которых Клаудио Аббадо, Карло Мария Джулини, Бернард Хайтинк, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Рудольф Баршай, Валерий Гергиев, Шарль Дютуа.
В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижер. Взлет его дирижерской карьеры пришелся на 1990-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр, который возглавлял в 1990–1999 и в 2003–2022 гг. Плетнёв выступает как приглашенный дирижер с Малеровским камерным оркестром, Королевским оркестром Консертгебау, Оркестром Итальянской Швейцарии, лондонским оркестром «Филармония», Симфоническим оркестром Бирмингема, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Токийским филармоническим, Симфоническим оркестром корпорации NHK (Япония) и многими другими.
В октябре 2007 года Михаил Плетнёв дебютировал как оперный дирижер в Большом театре России с «Пиковой дамой» Чайковского. В ноябре того же года на сцене Зала Чайковского осуществил концертное исполнение опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В 2008 году в музее-усадьбе «Архангельское» под его управлением была исполнена опера «Майская ночь» Римского-Корсакова, в 2009-м в Зале Чайковского – «Кармен» Бизе. «Оперная линия» получила продолжение и в рамках Большого фестиваля РНО, где под управлением Плетнёва состоялись концертные исполнения опер «Волшебная флейта» Моцарта, «Золушка» Россини, «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Майская ночь» и «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова.
Значительное место в творческой деятельности Михаила Плетнёва занимает композиция. Среди его сочинений – Триптих для симфонического оркестра, «Классическая» симфония, Фантазия для скрипки с оркестром, Концерт для альта с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, Fantasia Elvetica для двух фортепиано с оркестром, Квинтет для фортепиано, флейты, скрипки, альта и виолончели, фортепианные переложения сюит из балетов Чайковского, Щедрина, Прокофьева, переложение для кларнета Скрипичного концерта Бетховена.
В 2006 году музыкант создал Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва. Целью фонда, наряду с обеспечением жизнедеятельности Российского национального оркестра, является также поддержка наиболее важных культурных и социально значимых проектов самого высокого уровня, таких как Волжское турне или Мемориальный концерт РНО в Беслане для матерей и родственников жертв трагедии. Плетнёв – основатель Международного фестиваля имени С. В. Рахманинова, прошедшего в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области в 2014 и 2016 гг.
Михаил Плетнёв – народный артист России, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV, III и IIстепени, лауреат множества государственных и международных премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф». В 2007 году был удостоен Премии Президента РФ, ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2013 году стал обладателем Платоновской премии – «за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия».
Элисо Вирсаладзе родилась в Тбилиси. Искусству фортепианной игры училась у своей бабушки Анастасии Вирсаладзе – известной пианистки и педагога, старейшины грузинской пианистической школы, ученицы Анны Есиповой (наставницы Сергея Прокофьева). Обучалась в ее классе в ССМШ имени З. Палиашвили, под ее же руководством окончила Тбилисскую консерваторию (1966). В 1966 –1968 училась в аспирантуре Московской государственной консерватории (класс профессора Якова Зака). Первый сольный концерт дала, будучи ученицей 10 класса.
С 1959 года – солистка Тбилисской филармонии, с 1977-го – Московской филармонии. С 1967 года преподает в Московской консерватории, с 1971 года ведет собственный класс, с 1977-го – доцент, с 1993-го – профессор. Профессор Высшей школы музыки и театра в Мюнхене (1995– 2011). С 2010 года – профессор Музыкальной школы Фьезоле (Scuola di Musica di Fiesole) в Италии. Дает мастер-классы во многих странах мира. Среди ее учеников – лауреаты международных конкурсов Борис Березовский, Екатерина Воскресенская, Яков Кацнельсон, Алексей Володин, Дмитрий Каприн, Марина Коломийцева, Александр Осминин, Станислав Хегай, Мамикон Нахапетов, Татьяна Черничка, Динара Клинтон, Сергей Воронов, Екатерина Рихтер и многие другие.
Выступает c крупнейшими оркестрами мира в странах Европы, США, Японии; сотрудничала с такими дирижерами, как Кирилл Кондрашин, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Риккардо Мути, Курт Зандерлинг, Дмитрий Китаенко, Вольфганг Заваллиш, Курт Мазур, Рудольф Баршай, Лев Маркиз, Саулюс Сондецкис, Александр Рудин и др. Выступала в ансамблях с Наталией Гутман, Бэллой Давидович, Татьяной Николаевой, Святославом Рихтером, Олегом Каганом, Эдуардом Бруннером, Виктором Третьяковым, Валерием Поповым, Николаем Луганским, Квартетом имени Бородина.
Элисо Вирсаладзе – член жюри многочисленных международных конкурсов, среди них конкурсы имени П. И. Чайковского, Королевы Елизаветы (Брюссель), Ф. Бузони (Больцано), Г. Анды (Цюрих), Вианы да Мотта (Лиссабон), А. Рубинштейна (Тель-Авив), Р. Шумана (Цвиккау), С. Рихтера (Москва) и др. Принимала участие в международных фестивалях «Музыкальные празднества в Турени», «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Посвящение Олегу Кагану» и многих других. Основала международный фестиваль камерной музыки в Телави (ежегодно проводился в 1984–1988 гг., возобновлен в 2010-м). С 2015-го под ее художественным руководством раз в два года проходит фестиваль «Элисо Вирсаладзе представляет» в Кургане.
В репертуаре Элисо Вирсаладзе – сочинения западноевропейских композиторов XVIII–XIX вв. (И. С. Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист, Шопен, Брамс), произведения Чайковского, Скрябина, Рахманинова, Равеля, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Мансуряна. В дискографии пианистки – записи сочинений И. С. Баха, Шумана, Шуберта, Шопена, Листа, Грига, Прокофьева, Шостаковича, Тактакишвили, ряд фортепианных концертов Моцарта, а также виолончельные сонаты Бетховена, Мендельсона, Брамса, Бриттена, записанные в ансамбле с Наталией Гутман.
Лауреат VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959, II премия, серебряная медаль), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1961, III премия), II Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (1962, III премия, бронзовая медаль), IV Международного конкурса имени Р. Шумана в Цвиккау (1966, I премия, золотая медаль). Народная артистка Грузинской ССР (1971). Народная артистка СССР (1989). Лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени Шота Руставели (1983), Государственной премии РФ (2000). Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).
Наталья Власенко получила образование в Центральной музыкальной школе, где занималась с Элеонорой Мусаэлян, и в Московской консерватории: сначала в классе Якова Флиера, а когда его не стало – в классе своего отца, ученика Флиера, профессора Льва Власенко. «Природный артистический дар, свобода на сцене, глубокая эмоциональность, мягкое лирическое обаяние», – так характеризовал её игру Я. В. Флиер.
В 1977 году, будучи студенткой консерватории, она стала лауреатом Международного фортепианного конкурса имени Бетховена в Вене, в 1985-м – конкурса имени Бузони в Больцано (Италия).
После окончания аспирантуры Наталья Власенко начала концертную деятельность. Она гастролирует и проводит мастер-классы в России, Австралии, Новой Зеландии, Италии, Германии, Австрии, Японии, Китае, Гонконге, Вьетнаме, Сингапуре, на Тайване. Пианистка выступала на одной сцене с дирижёрами Геннадием Рождественским, Ричардом Хикоксом, Карлом Эстеррайхером, Карлом Мартином, Михаилом Плетнёвым, Владимиром Вербицким и другими.
Зарубежная пресса характеризует её как «выдающуюся пианистку», отмечая «безупречный вкус, красоту звучания, разнообразие динамики, безошибочное чувство ансамбля». «Пианистка передаёт безграничную поэтическую красоту, мастерски рисует мелодические детали и представляет технически сложные пассажи очень точно и с поразительной широтой и пластичностью звучания», – так отзывался об игре Наталии Власенко немецкий критик.
Педагогическую деятельность Наталья Власенко начала в Москве – в ЦМШ при Консерватории. В настоящее время она живёт в Австралии и возглавляет фортепианный факультет Квинслендской консерватории Гриффитского университета в городе Брисбен. Многие её ученики стали победителями национальных и международных конкурсов, преподают в консерваториях США, Великобритании, Австралии и других стран.
Она входила в состав жюри фортепианного конкурса имени Бетховена в Вене, участвовала в работе Международной фортепианной академии в Хамамацу (Япония).
В 1999 году Наталья Власенко стала одним из учредителей и художественных руководителей Конкурса пианистов имени Льва Власенко в Брисбене. В настоящее время это – один из крупнейших фортепианных конкурсов Австралии.
Компакт-диски исполнительницы выходили на российских, австралийских и немецких лейблах.
Люка Дебарг родился в 1990 году в Париже. Игре на фортепиано обучался с 11 до 15 лет в классе Катрин Мунье в Муниципальной консерватории (музыкальной школе) Компьена. Затем оставил обучение музыке и поступил на литературный факультет парижского Университета Дени Дидро («Париж VII»), который окончил с дипломом бакалавра.
Решающую роль в становлении музыканта сыграла в 2011 году встреча с известным педагогом Реной Шерешевской, выпускницей Московской консерватории (ученицей профессора Льва Власенко), которая приняла его в свой класс в региональную консерваторию Рюэй-Мальмезона, затем в Высшую школу музыки имени Альфреда Корто в Париже (Ecole Normale de Musique de Paris Alfred Cortot). В апреле 2016 года он окончил Ecole Normale с отличием и Премией имени Альфреда Корто, присуждаемой единогласным решением жюри, и продолжил последипломное образование под руководством Рены Шерешевской.
В 2014 году Люка Дебарг стал победителем IX Международного фортепианного конкурса имени Адили Алиевой в Гайаре (Франция), спустя год – лауреатом XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве, где помимо IV премии был удостоен премии российской Ассоциации музыкальных критиков.
После конкурса пианист получил приглашения в лучшие музыкальные центры мира, в числе которых Большой зал Московской консерватории, Концертный зал Мариинского театра, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Бенаройя-холл в Сиэтле, Джордан-холл в Бостоне, Театр Сандерса в Гарвардском университете, Дом музыки в Монреале, Королевская музыкальная консерватория в Торонто, Зал Гаво, Театр Елисейских Полей и филармония в Париже, Уигмор-холл и Ройял-Фестивал-холл в Лондоне, Музикферайн в Вене, Консертгебау в Амстердаме, Берлинская и Варшавская филармонии, Альте-Опер во Франкфурте, Сантори-холл в Токио, концертные залы Пекина, Шанхая, Тайбэя, Сеула и др. Музыкант стал желанным гостем на фестивалях в Ла-Рок-д'Антероне, Вербье, Гранж-де-Меле и многих других.
Люка Дебарг выступал с известными оркестрами и дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Андрей Борейко, Михаил Плетнев, Владимир Спиваков, Ютака Садо, Туган Сохиев, Владимир Федосеев, Владимир Юровский, Бертран де Бийи; в камерных ансамблях играл с Гидоном Кремером, Жанин Янсен, Мартином Фрёстом, Мишей Майским, Торлейфом Тедееном.
Помимо академического репертуара исполняет джаз, а также сочиняет музыку (является автором более 20 произведений), с которой одними из первых познакомил российских слушателей. В 2015–2018 гг. впервые в России прозвучали его Виолончельная соната, Фортепианное трио, Квартет-симфония. В июне 2017 года в Цесисе (Латвия) состоялась премьера Концертино для фортепиано и струнных Orpheo di camera с участием оркестра Kremerata Baltica под руководством Гидона Кремера. С 2019 года Дебарг является постоянным приглашенным артистом этого коллектива и получил от него заказ на сочинение камерной оперы.
Фирма Sony Classical выпустила пять альбомов Дебарга с музыкой Скарлатти, Баха, Бетховена, Шуберта, Шопена, Листа, Равеля, Метнера и Шимановского. В 2019 году состоялся релиз сборника из 52 сонат Скарлатти, получившего высокую оценку The New York Times и выделенного изданием среди «10 классических альбомов, которые появятся в следующем десятилетии». Альбом также номинировался на премию Opus Klassik Prize в двух категориях. В 2017 году музыкант получил международную премию в области звукозаписи ECHO Klassik. Осенью того же года состоялась премьера документального
фильма компании Bel Air (режиссер Мартан Мирабель), в котором прослежен путь пианиста с момента его успеха на Конкурсе имени Чайковского.
Летом 2021 года музыкант трижды выступит на фестивале в Вербье – в двух камерных программах (в том числе в дуэте со скрипачом Дэниелом Хоупом) и в сопровождении фестивального оркестра под управлением Антонио Паппано (Фортепианный концерт Шёнберга). Сезон 2021/22 пианист откроет в сентябре сольным концертом в Центре Пауля Клее в Берне, а в ноябре примет участие в XI Московском музыкальном фестивале «Владимир Спиваков приглашает» с «Виртуозами Москвы».
Аиша Гофф родилась в 1994 году в Дарвине (Австралия). В течение десяти лет обучалась у Олега Степанова (ученика Льва Власенко) – сначала в музыкальной школе, затем в Квинслендской консерватории Гриффитского университета. В 2017 году участвовала в Международной фортепианной академии в Хамамацу (Япония). В настоящее время пианистка продолжает совершенствовать мастерство у Бориса Петрушанского в итальянской Международной пианистической академии Incontri col Maestro.
Аиша Гофф – победительница конкурса пианистов имени Льва Власенко в Брисбене (Австралия, 2015); награждалась различными премиями: фонда “Theme and Variations”, занимающегося поддержкой молодых пианистов Австралии; “Brisbane Club”; выпускной премией Квинслендской консерватории; а также студенческими стипендиями (Joyce Campbell Lloyd, Allison/Henderson). Поддержку юной исполнительнице оказывал Детский благотворительный фонд “Variety” – в настоящее время она является международным послом этой организации.
Пианистка выступала в Австралии, Новой Зеландии, Италии и Японии; играла в сопровождении оркестров Квисленда – консерваторского, симфонического и эстрадного, под управлением дирижёров Эдварда Чивжеля, Николаса Брейтвейта и Дэниела Картера. Её увлечение современной музыкой привело к сотрудничеству с австралийскими композиторами, Аиша представила на суд публики несколько премьер современных авторов.
В 2016 году Аиша Гофф записала свой первый диск на лейбле Classical Film and Sound.
Марина Яхлакова родилась в 1991 году в Москве. Окончила Среднюю специальную школу имени Гнесиных, где занималась по классу фортепиано у Н. Х. Назаровой, В. М. Троппа, Н. Р. Здобновой, и Московскую консерваторию по классу ученика Льва Власенко – А. С. Струкова (2014). Продолжила совершенствовать мастерство у Александра Струкова в ассистентуре-стажировке МГК, у Даниэля Баренбойма в аспирантуре Академии Баренбойма-Саида в Берлине, в Международной фортепианной академии на озере Комо.
В 2011 году Марина Яхлакова стала обладательницей I премии и специального приза за лучшее исполнение сочинения Ф. Листа на VII Международном конкурсе имени Листа в Веймаре и Байройте (Германия). Дмитрий Башкиров говорил о ней как о «безусловно, очень одарённой личности, с индивидуальным отношением к музыке, прекрасным пианизмом, пониманием музыкальных идей, а также ясной и яркой их реализацией». Денис Мацуев характеризовал её как «феноменально талантливую», а Даниэль Баренбойм после первого прослушивания назвал «зрелой пианисткой, которую, несомненно, ждёт большая исполнительская карьера».
Марина Яхлакова гастролировала в России, Австрии, Германии, Франции, Голландии, Испании, Норвегии, Швеции, Венгрии, Литве, Израиле, Украине, Грузии, Китае, Канаде, Австралии; выступала в Брукнерхаусе (Линц), Национальном центре исполнительских искусств (Пекин), Дворце музыки Musikaliska (Стокгольм), Квинследском центре исполнительских искусств (Брисбен), в концертных залах Шанхая, «Тиволи-Вреденбург» (Утрехт), имени Пьера Булеза (Берлин), музыкальной академии Ф. Листа (Будапешт), Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Она принимала участие в фестивале Листа в Провансе, Летнем фестивале Среднегерманского радио, Майсенском фортепианном фестивале. Пианистка играла в сопровождении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, Квинслендского оркестра, оркестров Госкапеллы в Веймаре и придворной капеллы Майнингена, оркестров Йены и Зондерсхаузена, Израильского симфонического оркестра Ришон ле-Циона; под управлением дирижёров Максима Федотова, Маркуса Франка, Василиса Христопулоса, Джессики Коттис и других. В числе её партнёров по камерному музицированию – Александр Рамм, Эдгар Моро, Анастасия Кобекина.
Максим Федотов говорил о ней: «Марина Яхлакова принадлежит к плеяде лучших молодых пианистов, составляющих надежду российской фортепианной школы. Блестящая пианистическая техника, великолепный профессионализм в сочетании c удивительной артистической волей и зрелостью музыкального мышления – основные черты её блистательного таланта».
Она записала два диска на австралийском лейбле Master Performers – один из них получил приз “Supersonic Award” журнала “Pizzicato” (Люксембург).